Краеведение в школьной библиотеке
Оценка 4.9

Краеведение в школьной библиотеке

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
библиотека
Взрослым
23.02.2019
Краеведение в школьной библиотеке
“Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо при помощи книг” - эти слова М.В.Ломоносова являются девизом деятельности школьной библиотеки в области краеведения. Но, по словам историка С.О.Шмидта, “подлинное краеведение – всегда краелюбие. Оно подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края, о сохранении его культурного и природного наследия”
краеведение.docx
Краеведение в школьной библиотеке     “Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами,  либо при помощи книг” ­ эти слова М.В.Ломоносова являются  девизом деятельности школьной библиотеки в области  краеведения. Но, по словам историка С.О.Шмидта,  “подлинное краеведение – всегда краелюбие. Оно  подразумевает не только обучение знаниям и  распространение знаний о прошлом и настоящем своего  края, его особенностях и достопамятностях, но и привитие  потребности в действенной заботе о будущем своего края, о  сохранении его культурного и природного наследия”         Поэтому среди основных задач краеведческой работы  школьной библиотеки рассматривается не только воспитание  любви к родному краю, но и содействие пробуждению  познавательных интересов детей, организация поисково­ собирательской, исследовательской и творческой  деятельности учащихся школы. Успешное же выполнение  намеченных планов невозможно без поиска новых путей и  методов в работе.       Любить и знать свой край, свой город, в котором живешь,  свой дом, свою родную школу, свою улицу, свою семью – это и  есть проявление патриотизма и гражданственности.  Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности  человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине,  патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему  Отечеству. Краеведческая работа ­ это система  фундаментальных знаний о своем  народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии,  мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о  родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места  известных личностей в истории края позволяет осуществить  учащимся идентификацию себя с конкретными историческими  деятелями. Примеры героизма земляков, помогают воспитанию  патриотизма и гражданственности учащихся.                    Краеведение способно формировать культуру  межнациональных отношений, воспитывать терпимость и  уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку  наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами  своих национально­территориальных образований. Историческое  краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу:  ­ сохранения культурного и духовного наследия родного края,  учит любить не только свои родные места, но и знанию о них,  приучает интересоваться историей, искусством, литературой,  культурой, повышать свой культурный уровень. Любовь к  родному краю, знание его истории ­ основа, на которой может  осуществляться процесс воспитания гражданственности  учащихся. Изучение малой родины играет и консолидирующую  роль. Край ­ это не только географическое образование. Это то  общее, что объединяет людей разных национальностей в единую  территориальную общность, делает его жителей  представителями единого округа ­ горожанами, односельчанами.        Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу  родного края, потребность в "нравственной осёдлости" (по Д.С.  Лихачёву) не возникают сами по себе, а воспитываются. Таким  образом, осуществление краеведческой работы в школьной  библиотеке является актуальным направлением современного  образования, т. к. главной его функцией является воспитание  гражданственности и патриотических чувств у молодого  поколения. Краеведческие знания сегодня необходимы  обучающейся молодежи, и получить эти знания возможно через воспитательную деятельность, она дает возможность  обратиться, прежде всего, к истории повседневности. Это  значит – к близкой  истории страны , той, что заключена в  судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений,  предприятий, города. Так как любая судьба неразрывно связана с  судьбой страны. Духовность   и   культура   ­   это   мощный   фактор   развития общества.   Многие   учреждения   и   организации   занимаются сегодня   изучением   истории   края   и   сохранением   культурных традиций: это и музеи, и школы, и вузы, и архивы, творческие и общественные организации. Однако особая роль в связи с этим принадлежит библиотекам. Библиотеки как часть культурного достояния   страны   всегда,   в   разные   исторические   эпохи,   были источником   духовности,   центрами   распространения национальной   культуры,   школой   патриотизма.   «Краеведение   ­ изучение природы, истории и культуры какой­либо части страны, административного или природного района, населённых пунктов силами местного населения» [1]. Краеведение   в   нашей   стране   долгое   время   понималось   в основном как форма кружковой работы со школьниками и вид досуга провинциальной интеллигенции. Сегодня этому термину возвращается   первостепенное   значение:   «краеведение   —   это «сфера   научной,   культурно­просветительской   и   памятнико­ охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и   настоящее   какого­либо   «края»   (от   сравнительно   крупного региона до отдельных города, села, завода, усадьбы, монастыря и даже   улицы,   дома),   а   также   общественной   деятельности,   к которой причастны и ученые­специалисты, и широкий круг лиц (разного   возраста   и   разной   подготовки),   преимущественно местных жителей» . Таким   образом,   краеведение   ­   это   форма   общественного движения,  и  науки   интегрирующего  характера,  методология  и методика   которой   используется   широкими   слоями общественности, и освоения культурного и природного наследия. Краеведение ­ это созидательная деятельность по сохранению природы, памятников истории и культуры, улучшение социально­ культурных   и   экологических   условий   жизни   в   своем   крае. Краеведением   в   современном   его   понимании   занимаются специалисты самых разных областей знания. Нередко, говоря о краеведении,   понимают   его   как   географическое   изучение   края. Действительно,   краеведение   имеет   ярко   выраженный географический характер. Но было неверным сужать его границы на этой основе, ведь оно на практике тесно связано и с изучением других   сторон   жизни   края:   истории,   местного   литературного творчества,   искусства   и   др.   В   зависимости   от   того,   какое направление преобладает, различают природное, экономическое, историческое, искусствоведческое, литературное краеведение.            Так Н.Н. Щерба, разработавший термин «библиотечное  краеведение», предложил следующую классификацию  краеведения. Если в основании лежит признак отрасли, то  выделяется географическое, литературное, историческое  краеведение и т.д. если в основе ­ организационные каналы, то ­  архивное, библиотечное, вузовское, музейное, туристическое,  церковное, школьное краеведение [3]. В школьном   краеведении главная   роль   в   краеведческой работе   принадлежит   учащимся,   участвующим   в   этой деятельности   под   руководством   учителя,   в   соответствии   с учебными и воспитательными задачами школы. Краеведение ­ одно из приоритетных направлений в  деятельности школьной библиотеки. Библиотеки  систематически выявляют источники, рассказывающие об  истории края и составляют рекомендательные списки  литературы о нем, календари знаменательных и памятных дат,  выполняют большое количество запросов читателей по  краеведению. Для этого библиотеки: 1.     Тщательно собирают и сохраняют литературу по местной  историко­культурной жизни. 2.     Наиболее полно  отражают  местную тематику в  справочно­поисковом аппарате. 3.     Составляют  тематические картотеки,  оформляют  папки­накопители, рекомендательные списки литературы по  краеведению. 4.     Совместно с другими  организациями создают летописные и биографические   описания   местных   достопримечательностей, истории  отдельных семейств,   знаменитых   деятелей,   наиболее ярких событий. На современном этапе краеведческая деятельность присуща  библиотекам всех типов. Именно библиотеки становятся  центрами распространения краеведческих знаний, изучения  истории,  традиций и культуры.                                                         Рукавишникова Светлана Георгиевна                                                     Заведующая библиотекой сш №5 города Атырау Краеведение Люди прикаспия 2 Естественные науки  6/8 Общественные и гуманитарные науки  4 Сельское и лесное хозяйство  5 Здравоохранение. Медицинские науки  6/8 Общественные и гуманитарные науки   30 Техника и технические науки в целом  36 Пищевые производства  31 Энергетика  36.99 Кулинария  32 Радиоэлектроника  37 Технология древесины. Производства  32.97 Вычислительная техника  легкой промышленности.  33 Горное дело  Полиграфическое производство.  34 Машиностроение. Приборостроение  Фотокинотехника.  35 Химическая технология. Химические  37.24 Швейное производство  производства  37.248 Рукоделие  38 Строительство  39 Транспорт 41/42 Растениеводство  47 Охотничье хозяйство. Рыбное  хозяйство.  48 Ветеринария  43 Лесное хозяйство  44 Защита растений  45/46 Животноводство  86 Религия. Мистика. Свободомыслие  86.3 Отдельные религии  87 Философия  88 Психология 60.5 Социология  60.6 Статистика  60.7 Демография  67 Право  67.0 Общая теория права  67.3 История права  63 История. Исторические науки  67.4 Отрасли права  63.3 История  67.7 Органы юстиции  63.3(0) Всемирная история  68 Военное дело. Военная наука 63.4 Археология  63.5 Этнография  65 Экономика  65.02 История экономической мысли  65.04 Экономическая география  65.5 Мировая экономика  65.6 Экономика развитых стран  65.7 Экономика развивающихся стран  65.8 Экономика социалистических стран  65.9 Экономика отдельных стран  65.9 (2 Рос) Экономика Российской  Федерации  66 Политика. Политические науки  66.0 Политология  66.1 История политической мысли  66.3 Внутренняя политика  66.4 Внешняя политика  66.5 Национальная политика 66.6 Политические партии  66.7 Общественно­политические  организации.  71 Культура. Культурология  72 Наука. Науковедение  73 Научно­информационная деятельность  74 Образование. Педагогическая наука  75 Физическая культура и спорт  76 Средства массовой информации.  Книжное дело 77 Социокультурная деятельность  в сфере досуга  78 Библиотечное дело  79 Охрана памятников природы, истории  и культуры. Музейное дело  81 Языкознание  82 Фольклор  83 Литературоведение  83.3(0) Мировая литература  83.3(2Рос=Рус)1 Русская литература  до 1917 года  83.3(2Рос=Рус)6 Русская литература  XX века (1917 — …)  84 Художественная литература (Как правило, в картотеке этот раздел  85.1 Изобразительное искусство  не заполняется. Новинки художественной  и архитектура  литературы отражаются в специальной  85.12 Декоративно­прикладное искусство  картотеке)  85 Искусство  85.3 Музыка и зрелищные искусства  85.7 Художественная самодеятельность  3 Техника. Технические науки   20 Естественные науки в целом  20.1 Человек и окружающая среда.  Экология в целом  28 Биологические науки  28.0 Общая биология  20.18 Рациональное природопользование.  Охрана природы  28.1 Палеонтология  22 Физико­математические науки  24 Химические науки  26 Науки о Земле  26.8 Географические науки  26.89 Страноведение  28.3 Вирусология  28.4 Микробиология  28.5 Ботаника  28.6 Зоология  28.7 Биология человека. Антропология

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке

Краеведение в школьной библиотеке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019