Краткая характеристика учебных заведений, осуществляющих подготовку по наиболее
распространённым традиционным направлениям русской народной прикладной художественной
культуре. Особенности учебных заведений. Школы в народных художественных промыслах как
соединение национальных традиций и современности.
Смольный институт Российской академии образования. Факультет искусств готовит бакалавров и магистров по
направлениям: Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: художественная керамика, стекло,
художественный металл Дизайн: графический дизайн, дизайн среды.
Ленинградский областной колледж культуры и искусства. Ленинградский областной колледж культуры и
искусства ведет обучение по специальностям: «Декоративно-прикладное искусство» «Народные промыслы»
Квалификации: — художник-мастер художественной росписи по дереву — художник-мастер по
художественные обработки кожи «Дизайн» Квалификации: — дизайнер, флористический дизайн — дизайнер
авторской куклы.
Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусства. Факультет мировой культуры
осуществляет подготовку в области художественной культуры и художественного образования по
направлениям: Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства.
Высшие художественные учебные заведения Санкт-Петербурга, ведущие подготовку специалистов в области
художественного образования, требуют от абитуриентов определенный уровень художественной подготовки,
который необходим для успешной сдачи вступительных испытаний, и имеют определенные критерии для
оценки экзаменационных работ по художественным дисциплинам — рисунку, живописи, композиции.
Школа рисования «АШБЕ» предлагает занятия для абитуриентов по программам подготовительных курсов для
поступления в художественные институты, училища и колледжи Санкт-Петербурга. В художественной школе
«АШБЕ» возможно подготовиться к поступлению в художественный ВУЗ или колледж с учетом требований
конкретного учебного заведения и спецификой выбранной профессии, например, декоративно-прикладное
творчество. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах
образовательных учреждений: дошкольных, общеобразовательных, учреждениях дополнительного образования
детей, учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех
учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств.
Важную роль в художественном образовании в сфере декоративно-прикладного творчества играют учреждения
культуры и искусства. Главными целями художественного образования на современном этапе можно считать
сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования в области
культуры и искусства. Традиции оказывают большое влияние на психологию людей, они являются средством
воспитания, развития личностных качеств. Особенности традиции - это преемственность и повторяемость.
Преемственность позволяет передавать знания и умения новым поколениям, предоставляя людям возможность
пользоваться уже накопленными знаниями. Повторяемость позволяет традиции стать потребностью, привычкой
определенного количества людей, социальных групп, народностей. Несомненно, хорошее знание народного
художественного искусства своего края - это составной элемент целостной картины мира, формирование
которой является одной из главных образовательных задач современной школы. В связи с этим народное
декоративно- прикладное искусство как особый вид изобразительной деятельности является весьма
эффективным средством художественного образования, эстетического воспитания и развития художественно-
педагогических способностей студентов.
Рококо в живописи. Отличительные черты стиля. Ватто, Фрагонар, Буше.
В 20-е годы XVIII века во Франции сложился новый стиль искусства - рококо (от фр. rocaille - раковина). Уже
само название раскрывало главную, характерную черту этого стиля - пристрастие к изысканным и сложным
формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины. Главная цель искусства
рококо совершенно гедонистическая – доставлять чувственное наслаждение.
Характерными чертами рококо, которые можно выявить в произведениях искусства этого стиля, можно
признать следующие:
1. Грациозность и легкость, затейливость, декоративная утонченность и импровизация, пасторальность
(пастушеская идиллия), тяга к экзотике.
2. Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров.
3. Сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота.
4. Культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, изощренная чувственность, эротичность.
5. Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и
безделушкам ("прелестным безделицам"), наполняющим быт галантного человека "галантного века".
6. Эстетика нюансов и намеков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью легких жестов,
полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или влажного блеска
в глазах.
Яркими представителями данного направления являются Ватто, Фрагонар и Буше.
Жан Антуан Ватто (1684-1721), французский живописец и художник, основоположник и крупнейший мастер
стиля рококо. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого галантными
празднествами. Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в
тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. Работы (Венецианский праздник, Пейзаж с водопадом,
Капризница, Общество в парке, Компания на лоне природы и т.п.) Праздник любви (1717), как и другие
картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание
пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов, чувств, едва уловимо сменяющих
друг друга. Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью
меланхолической грусти.
Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Учился у Буше. Его яркое дарование определяет
французскую живопись последней четверти XVIII века. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар
достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных
человеческих чувств, поэзии природы. Произведения художника, исполненные трепетной эмоциональности,
чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью
живописной манеры, плавными композиционными ритмами. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они
эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным рисунком и
локальным сдержанным цветом, данным в границах формы (“Задвижка!”, 1776, Лувр, Париж), то к
романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов),
тонкостью световоздушных эффектов ("Венок возлюбленному"). Работы (Музыкальный урок, Девочка в
постели, играющая с собачкой, Психея показывает сёстрам подарки от Амура)
Франсуа Буше (1703-1770). Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к
аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую
жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты. Буше был удостоен множества почестей, включая
звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де
Помпадур, частных особняков Парижа. Одна из самых популярных картин является «Купание Дианы». А также
(Туалет Венеры, Мадам Бержере, Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, Диана после купания и т.д)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.