Антон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке; оставил сотни сочинений. Будучи руководителем созданного им же Русского музыкального общества (РМО), Рубинштейн дирижировал первыми симфоническими концертами общества, занимался просветительской и благотворительной деятельностью, преподавал и читал лекции. По его инициативе в Петербурге была основана первая русская консерватория.
Семья. Начало творческого пути
Рубинштейн родился в зажиточной еврейской семье в 1829 году. Отец, купец второй гильдии, был родом из Бердичева; мать происходила из Прусской Силезии, так что вторым языком в семье являлся немецкий. У Антона был младший брат Николай — одаренный пианист, который по следам брата основал в Москве вторую русскую консерваторию и возглавил московское отделение РМО. И две сестры: одна из них стала преподавателем музыки, другая — камерной певицей. Семья Рубинштейнов крестилась и приняла православие, когда маленькому Антону было два года.
Первые уроки музыки Рубинштейн получил у своей матери, а в восьмилетнем возрасте мальчик начал обучаться у лучшего педагога Москвы — Александра Ивановича Виллуана. В десять лет Рубинштейн впервые выступил в благотворительном концерте. В 1840 году Виллуан повез ученика в Париж, для поступления в консерваторию. Однако Антон в консерваторию так и не поступил, зато познакомился с Фридериком Шопеном и Ференцем Листом, который назвал его «своим преемником» и посоветовал отправиться в турне по Европе.
Антон Рубинштейн
Годы жизни:
28 ноября 1829 — 20 ноября 1894
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Композитор
,
Исполнитель
,
Общественный деятельАнтон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного
масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей,
связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в
России, Европе и Америке; оставил сотни сочинений. Будучи
руководителем созданного им же Русского музыкального общества
(РМО), Рубинштейн дирижировал первыми симфоническими концертами
занимался просветительской и благотворительной
общества,
деятельностью, преподавал и читал лекции. По его инициативе в
Петербурге была основана первая русская консерватория.
Семья. Начало творческого пути
Рубинштейн родился в зажиточной еврейской семье в 1829 году. Отец, купец
второй гильдии, был родом из Бердичева; мать происходила из Прусской
Силезии, так что вторым языком в семье являлся немецкий. У Антона был
младший брат Николай — одаренный пианист, который по следам брата
основал в Москве вторую русскую консерваторию и возглавил московское
отделение РМО. И две сестры: одна из них стала преподавателем музыки,другая — камерной певицей. Семья Рубинштейнов крестилась и приняла
православие, когда маленькому Антону было два года.
Первые уроки музыки Рубинштейн получил у своей матери, а в восьмилетнем
возрасте мальчик начал обучаться у лучшего педагога Москвы — Александра
Ивановича Виллуана. В десять лет Рубинштейн впервые выступил в
благотворительном концерте. В 1840 году Виллуан повез ученика в Париж,
для поступления в консерваторию. Однако Антон в консерваторию так и не
поступил, зато познакомился с Фридериком Шопеном и Ференцем Листом,
который назвал его «своим преемником» и посоветовал отправиться в турне
по Европе.
Так началась пианистическая карьера Рубинштейна. Он поехал с Виллуаном в
Германию. Оттуда — в Голландию, Англию, Норвегию, Швецию, затем в
Австрию, Саксонию и Пруссию, выступив практически при всех европейских
дворах.Вернулись они в Москву спустя два с половиной года; через год, в 1844м,
мать повезла его и младшего сына Николая в Берлин, где оба брали уроки у
знаменитого мастера контрапункта Зигфрида Дена — того самого, у
которого занимался Михаил Глинка. Затем пути матери и сына разошлись:
мать вернулась в Москву с Николаем, получив известие о разорении и смерти
мужа. А 17летний Антон решил попытать счастья в Вене; жил там
впроголодь, пробавляясь грошовыми уроками и пением в церкви. Лист и тут
помог ему, устроив турне с флейтистом Гейнделем в Венгрию. В 1849 году
Рубинштейн возвращается в Петербург.
С этого времени Рубинштейн начинает строить карьеру в России,
периодически выезжая на гастроли в Европу и Северную Америку. Много
сочиняет, его оперы ставятся на столичных сценах. В 1865 году, став
знаменитым и довольно состоятельным, женится на княжне Вере
Александровне Чекуановой, которая родила ему троих детей.Пианист
Известность Рубинштейна как пианиста сравнима со славой Ференца Листа.
Современники отмечали:
«Техника Рубинштейна была колоссальна и всеобъемлюща, но
отличительной и главной чертой его игры, производившей впечатление
чегото стихийного, являлись не столько блеск и чистота, сколько
духовная сторона передачи — гениальное и самостоятельное поэтическое
истолкование произведений всех эпох и народов».
Хуго Риман, немецкий музыковед
В сезоне1872/73 Рубинштейн совершил со скрипачом Генриком Венявским
турне по Северной Америке, сыграв за восемь месяцев 215 концертов и
получив за это неслыханный по тем временам гонорар — 80 тысяч рублей.Знаменитые циклы «исторических концертов», которые Рубинштейн сыграл в
1885–1886 годах во всех европейских столицах — СанктПетербурге,
Берлине, Вене, Париже Лондоне, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе (по семь
концертов в каждом городе), — сделали его мировой знаменитостью. И
каждый раз пианист повторял серию бесплатно — для учащихся и педагогов.
На излете своего директорства в консерватории Рубинштейн прочитал
студентам уникальный по объему и энциклопедичности «Курс фортепианной
литературы»,
сопровождая лекции собственными музыкальными
иллюстрациями, составленными из 800 пьес. Последний раз Рубинштейн
сыграл на благотворительном концерте в пользу слепых в СанктПетербурге,
в 1893 году.
Просветитель
Несмотря на мировую славу, важнейшим своим делом Рубинштейн почитал
музыкальное просвещение. Он стоял у истоков профессиональногомузыкального образования в России, переломив существующее мнение о том,
что музыка — это удел дилетантоваристократов.
Два величайших свершения, две важнейших институции двинули вперед дело
музыкального образования: это Русское музыкальное общество (РМО),
учрежденное при покровительстве великой княгини Елены Павловны в 1859
году, и первая русская консерватория, учрежденная тремя годами позже на
основе музыкальных классов при РМО. В консерватории Рубинштейн вел
классы фортепиано, ансамбля, инструментовки, оркестровый и хоровой. И
одним из первых выпускников Петербургской консерватории был Петр
Ильич Чайковский.
Сам Рубинштейн первым сдал экзамены по нескольким предметам и получил
официальный диплом «свободного художника», прежде чем возглавить
консерваторию, директором которой он становился дважды: с 1862 по 1867 и
с 1887 по 1891 год.На открытии консерватории Антон Рубинштейн произнес речь, основные
постулаты которой актуальны и сегодня:
«Учащиеся… должны работать так, чтобы, не довольствуясь
посредственностью, стремиться к высшему совершенству; должны не
желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками.
Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и
самим себе, делать честь их образователям…»
Композитор
Несмотря на славу пианиста и общественного деятеля, обласканного
верховной властью, Рубинштейну не всё давалось легко. Он так и не был по
настоящему признан как композитор при жизни. Его стилистические
разногласия с «Могучей кучкой» — композиторами, которые представляли в
русской музыке «почвенное» направление — иногда приобретали характер
острого противостояния.Рубинштейн оставил огромное количество сочинений, среди которых — 14
светских и четыре духовные оперы, шесть симфоний, несколько увертюр и
симфонических поэм, пять фортепианных концертов, масса камерной
инструментальной музыки, песен и романсов.
Многие современники считали его композиторские работы посредственными:
слишком многословными, гармонии — предсказуемыми, а мелодизм —
банальным. Несмотря на отдельные несомненные удачи — оперы «Демон»
(1871), «Маккавеи» (1874), «Нерон» (1877), «Суламифь» (1883), Вторую
симфонию «Океан» — не так уж много музыки Рубинштейна звучит сегодня.
Можно вспомнить разве что романс «Ночь», «Эпиталаму» из оперы «Нерон»
да несколько арий и хоров из «Демона». Плодовитость Рубинштейна не стала
залогом качества его музыки.
И всетаки Рубинштейн был и остается в нашей памяти гениальным
музыкантом — не только пианистом и педагогом, но именно Музыкантом, с
большой буквы. Ему мы во многом обязаны нашей филармонической жизнью,
уровнем музыкального образования и когортой блестящих исполнителей икомпозиторов, что вышли из стен Петербургской консерватории за
прошедший век.РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич (18291894)
Выдающийся пианист, композитор, дирижёр, педагог и
музыкальнообщественный деятель А.Г. Рубинштейн родился 16 (28) ноября
1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Происходил из
небогатой еврейской купеческой семьи. В 1835 году родители его
переселились в Москву, где отец завел карандашную фабрику. Там же, в
Москве, родился младший брат Антона Николай Рубинштейн (18351881),
ставший позднее основателем Московской консерватории. Первые уроки
фортепианной игры давала Рубинштейну его мать, которая была очень
музыкальна, а в 18371842 годах с мальчиком, подающим большие надежды,
безвозмездно занимался известный пианист А. Виллуан, которогоРубинштейн называл своим вторым отцом. Тринадцати лет Антон
Рубинштейн закончил свои уроки музыки и больше на фортепиано уже не
учился ни у кого. Десятилетним мальчиком он дал свой первый концерт в
Москве, а в 18401843 годах с триумфом концертировал в европейских
городах. Уже в эти годы были изданы его первые музыкальные сочинения.
В 1844 году мать Рубинштейна, взяв с собой Антона и младшего сына
Николая, поехала в Берлин с целью дать детям серьезное музыкальное
образование. Там оба брата стали заниматься теорией музыки у З.Дена. До
1848 года Антон Рубинштейн жил за границей (Берлин, Вена), встречался с
Ф.Мендельсоном и впоследствии с Ф.Листом, оказавшими влияние на
формирование его творческой личности. В 1848 году он возвратился в
Россию и благодаря покровительству великой княгини Елены
Павловны поселился в Петербурге, выступал как пианист и дирижёр
(главным
произведениями).
собственными
образом
с
В 1850 году А.Г. Рубинштейн написал свою первую оперу "Куликовскаябитва" ("Дмитрий Донской"), в 1851 году 2ю симфонию ("Океан"). В 1854
1858 годах он вновь жил за границей, концертировал в странах Западной
Европы, завоевав славу одного из величайших пианистов современности. С
этого времени началась его широкая концертная деятельность. За рубежом
были окончены и исполнены оратория "Потерянный рай" (1856), вокальный
цикл
(1854).
"Персидские
песни"
По возвращении в Россию (1858) Рубинштейн занялся музыкально
общественной деятельностью. В 1858 году по его инициативе и под его
руководством была организована Певчая академия, а в 1859 году Русское
музыкальное общество. Рубинштейн вошёл в состав дирекции, участвовал в
качестве дирижёра и пианиста во всех концертах общества, возглавил
открытые обществом в 1862 году в Петербурге первые в России
Музыкальные классы (в 1873 году получившие название Консерватории). В
18621867 годах Рубинштейн был профессором и первым директором
Консерватории. Эта работа осложнялась столкновениями с придворными
кругами, а также острой борьбой с А.Н. Серовым, В.В. Стасовым и членами"Могучей кучки" по вопросу о роли национального начала и значения
профессионального музыкального образования в развитии русского
искусства.
музыкального
В эти годы значительно сократились выступления Рубинштейнапианиста, но
интенсивной оставалась композиторская деятельность: он написал оперу
"Фераморс" (1862), 4й концерт для фортепиано с оркестром (1864). В 1867
году А.Г. Рубинштейн ушёл из консерватории и Русского музыкального
общества. В конце 1860х годов он на некоторое время сблизился с
композиторами "Новой русской музыкальной школы". Возобновилась его
интенсивная пианистическая деятельность. Среди произведений этих лет
лучшая опера "Демон" (1871, была запрещена театральной цензурой, затем
поставлена с большим успехом в 1875 году в Петербурге и в 1879 году в
Москве).
В начале 1870х годов Рубинштейн совершил концертную поездку по многим
городам Европы, везде имея оглушительный успех. Был художественнымруководителем и главным дирижёром Общества друзей музыки в Вене (1871
1872), а затем вместе со скрипачом Г. Венявским успешно выступал в США
(18721873).
Вернувшись в Россию, Рубинштейн поселился на своей даче в Петергофе,
отдавшись композиции. В сезоне 18821883 года он был приглашен
дирижировать симфоническими концертами Русского музыкального
общества, но кульминацией его концертной деятельности были грандиозные
по масштабам Исторические концерты (18851886) в крупнейших городах
Европы, в которых он дал картину эволюции фортепианной музыки от её
истоков до произведений современных русских композиторов.
В 1887 году возобновилась активная музыкальнообщественная деятельность
Рубинштейна. Он вновь возглавил Петербургскую консерваторию, вёл класс
фортепиано, прочел (дважды) курс лекцийконцертов по истории
фортепианной музыки, вызвавший огромный интерес у русских музыкантов,
дирижировал концертами Русского музыкального общества, выступил спроектом организации в стране всеобщего музыкального воспитания,
настаивал на открытии государственных консерваторий, добился нового
помещения для Петербургской консерватории. В 1889 году в Санкт
Петербурге был торжественно отпразднован полувековой юбилей
артистической деятельности А.Г. Рубинштейна, а император Александр III по
ходатайству петергофских жителей присвоил композитору звание Почетного
Петергофа.
гражданина
Вторичный уход из консерватории (1891) был вызван травлей, которой
подверглась деятельность Рубинштейна со стороны реакционной прессы, и
главным образом осознанием невозможности осуществления широких
музыкальнопросветительских планов в условиях царской России. Последние
годы жизни (18911894) А.Г. Рубинштейн провёл преимущественно в
Дрездене; изредка выезжал в другие города на благотворительные концерты,
занимался литературной, педагогической и композиторской работой.
Создатель русской пианистической школы А.Г. Рубинштейн умер 8 (20)ноября 1894 года на своей даче в Старом Петергофе (ныне Петродворец),
лишь несколько дней не дожив до своего 65летия. Похоронили музыканта в
Петербурге, на Никольском кладбище АлександроНевской лавры, однако в
1938 году прах его был перенесен в Некрополь мастеров искусств
(Тихвинское кладбище). На новом постаменте (арх. В.Э. Митник, 1938)
установили старый, еще прижизненный, бюст композитора (ск. Б.Реймер,
1889). Могила А.Г. Рубинштейна находится на Композиторской дорожке,
Мусоргского.
напротив
могил Бородина и
Как виртуозпианист, он не имел соперников. Число его сочинений достигло
119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных произведений и
романсов. В 2005 году был торжественно открыт памятник А.Г. Рубинштейну
в Петергофе, где композитор проживал многие годы.АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ РУБИНШТЕЙН
Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН (18291894) – выдающийся пианист и
композитор с мировой известностью. Занимался у прославленных педагогов:
А. Виллуана (фортепиано) и З. Дена (теория композиции). Впервые выступил
в публичном концерте как пианист в десятилетнем возрасте (1839).
Концертировал в России и в Европе, приобрел известность блестящего
виртуоза наравне с Листом. Вошел в историю русской музыкальной культуры
как создатель первого в России высшего музыкального учебного заведения –
Петербургской консерватории.
Рубинштейн был назначен первым
артистическим директором РМО в 1862 – 1867 годы. Повторно вернулся на
этот пост в 1887 – 1891 годы.
В 18851886 годы прославился как исполнитель уникального цикла
исторических концертов, отразивших историю фортепианной музыки за два
века.А. Г. Рубинштейн.
"Россия".Симфони
ческое
произведение для
оркестра. (На
открытие
выставки
в
Москве). 1882. Тит
ульный лист и
страница
партитуры
Автор четырнадцати опер («Демон» и др.),
ораторий,
сочинений
(«Персидские песни», романс «Ночь» и др.), пять
фортепианных концертов, фортепианные миниатюры.
вокальных
симфоний,
Научная музыкальная библиотека Санкт
Петербургской консерватории хранит в своих фондах
значительное количество материалов, связанных с
именем А. Г.Рубинштейна. Это ноты и книги из его
личной библиотеки, подаренной Консерватории в 1891
году, автографы его музыкальных произведений,
переписка, материалы его родственников, фотографии и
другие документы.
Рукописи и печатные издания с автографами
хранятся в настоящее время в Отделе рукописей
библиотеки. Интересны издания с дарственными
надписями: К. СенСанса, Ч. Франка, Э. Лало, С.Танеева и т. д. Из нотных автографов самого Рубинштейна отметим до сих
пор не изданную рукопись «Увертюры к открытию здания Консерватории в
Петербурге» (1894). В библиотеке хранится свыше четырехсот писем А. Г.
Рубинштейна к двенадцати адресатам и письма к нему от двадцати трех
корреспондентов.
Ценные экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью композитора
(скульптурные и живописные изображения, фотографии, личные вещи)
хранятся также в Музее истории Консерватории.Письмо А. Г. Рубинштейна
В. А. Кологривову
от 4 июля 1862 г. из Копенгагена.
О приглашении преподавателей
В. А. Кологривов (18271875)
музыкальный деятель,
виолончелистлюбитель, один из
основателей РМО,
первый инспектор консерватории.
Портрет работы К. Е. Маковского
«Полный несокрушимой энергии человек инициативы, … он
[Кологривов] предался делу учреждения и организации Музыкального
общества со всем пылом души. Он был человек почина, Я называю так людей,
которые могут двинуть какоето дело».Письмо А. Г.
Рубинштейна
В. А. Кологривову
от 12 ноября 1861
г.
из Санкт
Петербурга.
Об утверждении
Устава
консерватории
Дом Демидова
первое здание, в
А. Рубинштейн
В предоставленных Августейшей Покровительницей
– Великой княгиней Еленой Павловной помещениях
Михайловского дворца проходили занятия музыкальных
классов РМО: желающие могли посещать классы теории
музыки, пения, хорового искусства, фортепиано,
скрипки, виолончели. Рубинштейн с удовлетворением
отмечал, что «ученики и ученицы всех положений,
средств и возрастов заполнили эти классы». Оставался
один шаг до создания высшего музыкального
учреждения – Консерватории. (Он был сделан в
сентябре 1861 года).
8/20 сентября 1862 года во флигеле дома Григория
Демидова на углу Мойки и Демидова переулкаторжественно открылась первая русская Консерватория. Программную речь
произнес Антон Рубинштейн.
«Дирекция Русского музыкального общества будет постоянно озабочена
успешным ходом распорядительной части, касающейся до консерватории, а
гг. профессоры и преподаватели, известные своими заслугами, а многие
многие даже приобретшие знаменитость всей Европе будут стараться из
учеников образовать учителей; главная же ответственность, главный долг
лежит на господах учащихся – и это я говорю не только им, но также их
родителям, да, главная ответственность в оправдании столь большого
доверия правительства к этому предприятию лежит на
учащихся; проникнувшись этим чувством, они должны работать так, чтобы
не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему
совершенству, должны не желать выходить из этих стен иначе.
Как истинными художниками,только тогда они будут в состоянии
приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь ихобразователям,
Покровительницы и заботы Дирекции…
оправдать доверие Правительства,
благосклонность
Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем
стараться дорогое для нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно
должно стоять у народа, столь богато одаренного способностями к
музыкальному искусству,
будемте смиренными и неутомимыми
служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает
человека… Итак, с соизволения Правительства и Покровительницы и с
согласия Дирекции я имею честь объявить консерваторию Русского
музыкалього общества открытой.»
Из речи А. Рубинштейна
на открытии Консерватории 8 сентября 1862А. Г. Рубинштейн. Скульптурный
портрет работы Р. Баха
"Фауст". А. Г. Рубинштейна.
Музыкальнохарактеристическая
картина для оркестра. Нотный
автограф из альбома Г. А.
Демидова, Инспектора
Консерватории, коллекционераОбложка
Каталога
сочинений А. Г.
Рубинштейна,
изданного Б.
Зенфом,
издателем А. Г.
Рубинштейна,
к 50летию его
творческой
деятельности, с
дарственной
Огромно
композиторское
наследие
Рубинштейна. Оно включает оперы – светские и
духовные, симфонии и симфонические увертюры,
картины, поэмы, фортепианные концерты и
романсы, инструментальные пьесы и ансамбли.
«А. Г. Рубинштейн полагал, что сочинение
музыки – основное и наиболее важное дело его
жизни. История рассудила поиному, поставив на
первые места его исполнительское искусство и
организаторскую деятельность».надписью Б.
Зенфа П. Л.
Петерсону и
записью
библиотекаря
Консерватории:
"Дар
П.Л.Петерсона.
24 мая 1892 "
Калерия
Христофоровна
«Связи Рубинштейна с Германией были по
особому тесными. Мать Рубинштейна Калерия
Христофоровна была уроженкой Прусской
Силезии, и немецкий язык в семье был
употребим наряду с русским. Обширная
переписка Рубинштейна с горячо любимой
матерью – на немецком языке … БольшойРубинштейн, мать
А.Г.Рубинштейна.
Слепок с руки
Фото
А.Г. Рубинштейна,
выполненный
М. А. Чижовым
А.Г.Рубинштейн.
Увертюра к открытию
здания Консерватории.
1894 г.
Титульный лист.
Автограф
отрадой для Рубинштейна было общение с
Мендельсоном и Мейербером».
«Для русской публики благодаря
Рубинштейнупианисту изменился мир. Полагаю,
это не преувеличение. Игра Рубинштейна была
таким огромным переживанием,
таким
потрясающим впечатлением для тысяч
современников, что их восприятие жизни, их
эмоциональная память навсегда вобрали в себя
рубинштейновский флюид».
событием
стала
Важнейшим
в
истории
Консерватории
договоренность
Рубинштейна с властями о передаче здания
бывшего Большого Театра в собственность
Консерватории. «1го января 1889 г. А.Г.Рубинштейн получил … радостную весть – телеграмму, сообщавшую, что
Государь Император [Александр III] по ходатайству Великой Княгини
[Елены Павловны], пожаловал для СПб Консерватории здание Большого
Театра».
До открытия нового здания Консерватории, построенного под
руководством архитектора В. Николя, Рубинштейн не дожил, но успел
написать Увертюру, которая была исполнена на торжествах.
Запись А.Г. Рубинштейна: "Не в
жизни искусство, а в искусстве
Торжественное открытие
памятника
жизнь". Автограф
А.Г. Рубинштейну в фойе Большогозала Консерватории 14 ноября 1904
г. Фотография
АНТОН РУБИНШТЕЙН.
Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН – российский композитор XIX века –
эпохи романтизма, пианиствиртуоз, дирижёр, музыкальный педагог.