Краткая биография композитора
Иоганн Себастьян Бах (годы жизни: 1685—1750 гг.) – немецкий композитор и органист.
Имя: Иоганн Себастьян Бах
Дата рождения: 21 марта 1685 г.
Дата смерти: 28 июля 1750 г.
Возраст: 65 лет
Место рождения: Эйзенах, Саксен-Эйзенах
Деятельность: композитор, органист.
Ранние годы композитора: кратко
Иоганн Себастьян Бах – талантливейший композитор 18 века. Со дня его смерти прошло более 250 лет, а интерес к его музыке не угасает до сих пор. А вот при жизни заслуженного признания композитор так и не получил. Интерес к его творчеству появился только спустя столетие после его ухода.
Краткая биография композитора
Иоганн Себастьян Бах (годы жизни: 1685—1750 гг.) –
немецкий композитор и органист.
Имя: Иоганн Себастьян Бах
Дата рождения: 21 марта 1685 г.
Дата смерти: 28 июля 1750 г.Возраст: 65 лет
Место рождения: Эйзенах, СаксенЭйзенах
Деятельность: композитор, органист.
Ранние годы композитора: кратко
Иоганн Себастьян Бах – талантливейший композитор 18
века. Со дня его смерти прошло более 250 лет, а интерес к
его музыке не угасает до сих пор. А вот при жизни
заслуженного признания композитор так и не получил.
Интерес к его творчеству появился только спустя столетие
после его ухода.
Иоганн Себастьян Бах – замечательнейший из членов
знаменитой музыкальной семьи Бахов и один из величайших
композиторов всех времён и народов. Лишившись в возрасте
10ти лет своего отца, Иоганна Амвросия Баха (1645 –
1695), Иоганн Себастьян был отдан на попечение своего
старшего брата Иоганна Кристофа, органиста в городеОрдруфе (Тюрингия), который положил начало его
музыкальным занятиям. После смерти брата, 14летний
Иоганн Себастьян отправился в Люнебург, где поступил в
качестве дисканта в хор гимназии и получил высшее
школьное образование. Отсюда он часто ездил в Гамбург,
чтобы познакомиться с игрой органиста Рейнкена, а также
Целле, и слушать известную придворную капеллу. В 1703
Бах сделался скрипачом при придворной капелле в
Веймаре. В 1704 он стал органистом в Арнштадте, откуда в
1705 отправился в Любек, чтобы послушать у знаменитого
органиста Бухстегуде и заниматься с ним. В 1707 Иоганн
Себастьян стал органистом в Мюльгаузене, в 1708 –
придворным органистом и камерным музыкантом в
Веймаре, в каковой должности состоял до 1717.Начало самостоятельной жизни
В 15летнем возрасте Бах поступил на обучение в
престижную Люнебургскую школу церковных певчих,
которая находилась при храме св. Михаила, и в то же время
благодаря своему прекрасному голосу юный Бах смог
немного подрабатывать в церковном хоре. Кроме этого вЛюнебурге юноша познакомился Георгом Бёмом, известным
органистом, общение с которым оказало влияние на раннее
творчество композитора.
А также неоднократно
путешествовал в Гамбург, чтобы послушать игру
крупнейшего представителя немецкой органной школы
А.Рейнкена. К этому же периоду относятся первые
произведения Баха для клавира и органа. После успешного
окончания школы Иоганн Себастьян получает право
поступления в университет, но изза недостатка денежных
средств у него не было возможности продолжать
образование.
Способности Иоганна не ограничивались только
композиторским мастерством. Среди своих современников
он считался лучшим исполнителем игры на клавесине и
органе. Именно за импровизации на этих инструментах он
получил признание (даже своих соперников) еще при жизни.
Говорят, что когда клавесинист и органист из Франции ЛуиМаршан накануне состязания в Дрездене по игре на этих
инструментах услышал исполнение Баха, то поспешно уехал
из города.
Жизненный путь
Свою трудовую деятельность Иоганн начал в Веймаре, где
его приняли в придворную капеллу герцога Иоганна Эрнста
Саксонского в должности скрипача.
это
продолжалось не долго, так как такая работа не
удовлетворяла творческим порывам молодого музыканта.
Бах в 1703 году, не задумываясь, соглашается на переезд в
г. Арнштадт, где ему в храме св. Бонифация изначально
была предложена должность смотрителя органа, а затем и
пост органиста. Приличное жалование, работа всего три дня
в неделю, хороший модернизированный инструмент,
настроенный по новейшей системе, все это создавало
условия
творческих
расширения
Однако,
длявозможностей музыканта не только как исполнителя, но и
композитора. В этот период он создает большое количество
органных произведений, а также каприччио, кантаты и
сюиты. Здесь Иоганн становится настоящим экспертом
органов и блестящим виртуозом, игра которого вызывала
безудержный восторг у слушателей. Именно в Арнштадте
раскрывается его дар импровизации, который очень не
нравился церковному руководству. Бах всегда стремился к
совершенству и не упускал случая познакомиться с
знаменитыми музыкантами, например с органистом
Дитрихом Букстехуде, который служил в г. Любек.
Получив четырехнедельный отпуск, Бах отправился
послушать великого музыканта, игра которого настолько
впечатлила Иоганна, что он, забыв про свои обязанности,
задержался в Любеке на четыре месяца. По возвращении в
Арндштадт возмущенное руководство устроило Бахупосле которого ему
унизительное разбирательство,
пришлось покинуть город и искать новое место работы.
Следующим городом, на жизненном пути Баха был
Мюльхаузен. Здесь в 1706 году он выиграл конкурс на место
органиста в храме св. Власия. Его приняли с хорошим
жалованием, но и с определенным условием: музыкальное
сопровождение хоралов должно быть строгим, без всякого
рода «украшений». Власти города в дальнейшем с
уважением относились к новому органисту: они одобрили
план по реконструкции церковного органа, а также
выплатили хорошее вознаграждение за сочиненную Бахом
праздничную кантату «Господь – мой царь», которая была
посвящена церемонии вступления в должность нового
консула. Пребывание в Мюльхаузене в жизни Баха
ознаменовалось счастливым событием: он женился на своей
возлюбленной кузине Марии Барбаре, которая впоследствии
подарила ему семерых детей.В 1708 году великолепную игру мюльхаузенского органиста
услышал герцог Эрнст СаксенВеймарский.
Под
впечатлением от услышанного, знатный вельможа сразу
предложил Баху должности придворного музыканта и
городского органиста с жалованием значительно
превышающем прежнее. У Иоганна Себастьяна начался
Веймарский период, который характеризуется как один из
самых плодотворных в творческой жизни композитора. В
это время он создает большое количество композиций для
клавира и органа, среди которых сборник хоральных
прелюдий, «Пассакалья cmoll», знаменитая «Токката и
фуга dmoll», «Фантазия и фуга Cdur» и много других
величайших произведений. Следует также отметить, что к
этому периоду относится и сочинение более двух десятков
духовных кантат. Такая эффективность в композиторском
творчестве Баха была связано с назначением его в 1714 годувице – капельмейстером, в обязанности которого входило
регулярное ежемесячное обновление церковной музыки.
В 1717 г. Бах покидает Веймар, чтобы устроится в Кётене
придворным капельмейстером у князя Ангальта Кётенского.
В Кётене Баху предстояло писать мирскую музыку,
поскольку, вследствие реформ, в церкви не исполняли
музыку, кроме пения псалмов. Здесь Бах занял
исключительное положение: как придворному дирижеру
ему хорошо платили, князь обращался с ним как с другом, и
композитор отплатил за это прекрасными сочинениями. В
Кётене у музыканта было много учеников, и для их
обучения он составил «Хорошо темперированный клавир».
Это 48 прелюдий и фуг, которые прославили Баха как
мастера клавирной музыки. Когда князь женился, молодая
княжна выказала неприязнь и к Баху, и к его музыке.
Иоганну Себастьяну пришлось искать другую работу.Кроме
множества
Обоснование в Лейпциге
В этот город Бах переехал в 1723 году и остался там уже
навсегда. При церкви Св. Фомы он получил должность
руководителя хора. Условия для Баха снова были
стеснительные.
обязанностей
(воспитателя, композитора, преподавателя), ему предписано
было не выезжать за пределы города без разрешения
бургомистра. Музыку он тоже должен был писать по
правилам: не слишком оперную и длинную, но в то же время
такую, которая бы вызывала благоговение в слушателях. Но,
несмотря на все ограничения, Бах, как и всегда, продолжал
творить. Свои лучшие композиции он создал именно в
Лейпциге. Начальство церкви считало музыку Иоганна
Себастьяна чересчур красочной, человечной и яркой,
средств на содержание школы выделяло мало.
Единственной отрадой композитора оставалось творчество
и семья. Трое его сыновей тоже оказались прекраснымимузыкантами. Анна Магдалена, вторая жена Баха, обладала
великолепным сопрано. Неплохо пела и его старшая дочь.
Органное творчество Баха
Для органа композитор создал превосходные произведения.
Этот инструмент для Баха настоящая стихия. Здесь он
смог раскрепостить свои мысли, чувства и эмоции и донести
все это до слушателя. Отсюда укрупнение линий,
концертность,
драматизм образов.
Композиции, созданные для органа, напоминают фрески в
живописи. Все в них представлено преимущественно
крупным планом. В прелюдиях, токкатах и фантазиях
наблюдается патетика музыкальных образов в свободных,
импровизационных формах. Фугам присуща особая
виртуозность и необычайно мощное развитие. Органное
творчество Баха передает высокую поэзию его лирики и
грандиозный размах великолепных импровизаций. В отличие
виртуозность,от клавирных произведений, органные фуги гораздо больше
по объему и содержанию. Движение музыкального образа и
его развитие протекают с усиливающейся активностью.
Развертывание материала представлено в виде наслоения
больших пластов музыки, но особой дискретности и
разрывов нет. Напротив, преобладает континуальность
(непрерывность движения). Каждая фраза вытекает из
предыдущей с возрастающим напряжением. Так же
построены и кульминационные моменты. Эмоциональный
подъем в итоге усиливается до наивысшей точки. Бах
является первым композитором, у кого проявились
закономерности симфонического развития в крупных
формах инструментальной полифонической музыки.
Органное творчество Баха словно распадается на два
полюса. Первый это прелюдии, токкаты, фуги, фантазии
(большие музыкальные циклы). Второй одночастные
хоральные прелюдии. Они написаны в основном в камерномплане. В них раскрываются преимущественно лирические
образы: интимноскорбные и возвышенносозерцательные.
Лучшие произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха
это токката и фуга реминор, прелюдия и фуга ляминор и
многие другие сочинения.
Личная жизньИоганн Себастьян принадлежал к крупнейшей немецкой
музыкальной династии, родословную которой принято
отсчитывать от Фейта Баха, простого пекаря, но очень
любящего музыку и прекрасно исполняющего народные
мелодии на своем любимом инструменте – цитре. Это
увлечение от основателя рода передалось его потомкам,
многие из них стали профессиональными музыкантами:
композиторами, канторами, капельмейстерами, а также
самыми разными инструменталистами. Они расселились не
только по Германии, коекто даже уехал за границу. В
течение двух сотен лет музыкантов Бахов стало так много,
что их именем стали называть любого человека, чье занятие
было связано с музыкой. Самыми известными предками
Иоганна Себастьяна, произведения которых дошли до нас
были: Иоганес, Генрих, Иоганн Кристоф, Иоганн Бернгард,
Иоганн Михаэль и Иоганн Николаус. Отец ИоганнаСебастьяна – Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом
и служил органистом в Айзенахе, в городе, где родился Бах.
Сам Иоганн Себастьян был отцом большого семейства: от
двух жен у него родилось двадцать детей. Первый раз он
женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре
дочери Иоганна Михаэла Баха в 1707 году. Мария родила
Иоганну Себастьяну семерых детей, трое из них умерли в
младенческом возрасте. Сама Мария тоже прожила не
долгую жизнь, она скончалась в возрасте 36 лет, оставив
Баху четверых малолетних детей. Бах очень тяжело
переживал потерю жены, но через год опять влюбился в
юную девушку Анну Магдалену Вилькен, с которой
познакомился при дворе герцога АнгальтКетенского и
сделал ей предложение. Несмотря на большую разницу в
возрасте девушка согласилась и очевидно, что этот брак был
очень удачным, так как Анна Магдалена подарила Баху
тринадцать детей. Девушка отлично справлялась схозяйством, заботливо относилась к детям, искренне
радовалась успехам мужа и оказывала большую помощь в
работе, переписывая его партитуры. Семья для Баха была
большой отрадой, он много времени отдавал воспитанию
детей, занимаясь с ними музыкой и сочиняя специальные
упражнения. По вечерам семейство очень часто устраивало
импровизированные концерты, которые доставляли всем
радость. Дети Баха от природы имели великолепные
данные, но четверо из них обладали исключительной
музыкальной одаренностью это Иоганн Кристоф Фридрих,
Карл Филипп Эмануэль, Вильгельм Фридеманн и Иоганн
Кристиан. Они тоже стали композиторами и оставили свой
след в истории музыки, но никто из них так и не смог
превзойти отца ни в сочинительстве, ни в искусстве
исполнения.
Смерть композитораВ 1749 г. у композитора ухудшилось здоровье. Бах Иоганн
Себастьян, биография которого обрывается в 1750 году,
начал неожиданно терять зрение и обратился за помощью к
английскому офтальмологу Джону Тейлору, который
провел 2 операции в мартеапреле 1750 г. Однако обе
оказались неудачными. Зрение к композитору так и не
вернулось. 28 июля, в возрасте 65 лет, Иоганн Себастьян
скончался. Современные газеты писали, что "смерть
наступила в результате неудачной операции на глазах". В
настоящее время историки считают причиной гибели
композитора инсульт, осложненный пневмонией. Карл
Филипп Эммануил, сын Иоганна Себастьяна, и его ученик
Иоганн Фридрих Агрикола написали некролог. Он был
опубликован в 1754 году Лоренцом Кристофом Мицлером в
музыкальном журнале. Иоганн Себастьян Бах, краткая
биография которого представлена выше, был изначально
похоронен в Лейпциге, вблизи церкви Святого Иоанна.Могила оставалась нетронутой в течение 150 лет. Позднее, в
1894 году, останки были перенесены в специальное
хранилище в церкви святого Иоанна, а в 1950 году в
церковь Святого Фомы, где композитор покоится до сих
пор.
Интересные факты из биографии Моцарта
— Бах был признанным специалистом по органам. Его
приглашали проверять и настраивать инструменты в
различных храмах Веймара, где он прожил довольно долго.
Каждый раз
поражая клиентов удивительными
импровизациями, которые он играл, чтобы услышать как
звучит нуждающийся в его работе инструмент.
— Иоганну было скучно во время службы исполнять
однообразные хоралы, и он не сдерживая творческий порыв,
экспромтом вставлял в установленную церковную музыку
свои небольшие украшающие вариации, что вызывало
большое недовольство начальства.
— Более известный своими религиозными
произведениями, Бах преуспел и в сочинении светской
музыки, о чем свидетельствует его «Кофейная кантата».
Бах представил это полное юмора произведение как
небольшую комическую оперу. Изначально называясь
«Schweigt stille, plaudert nicht» («Умолкни, прекрати
болтать»), она описывает пристрастие лирического героя к
кофе, и, не случайно, эта кантата была впервые исполнена в
Лейпцигском кофейном домике.
— В 18 лет Бах очень хотел получить место органиста в
г. Любек, которое в то время принадлежало знаменитому
Дитриху Букстехуде. Ещё одним претендентом на это место
был Г. Гендель. Главным условием для занятия этой
должности была женитьба на одной из дочерей Букстехуде,
но так жертвовать собой ни Бах, ни Гендель не решились.
— Иоганну Себастьяну Баху очень нравилось
переодеваться бедным учителем и в таком виде посещать
маленькие церквушки, где он просил у местного органиста
немного поиграть на органе. Некоторые прихожане, слыша
необыкновенно прекрасное для них исполнение, испуганно
уходили со службы, думая, что у них в храме в виде
странного человека появился сам дьявол.
— Российский посланник в Саксонии Герман фон
Кейзерлинг попросил Баха написать произведение, под
которое он смог бы быстро засыпать крепким сном. Так
появились «Гольдберговские вариации», за которые
композитор получил золотой кубик, наполненный сотней
луидоров. Эти вариации и поныне являются одним из самых
лучших «снотворных».
— Иоганн Себастьян был известен современникам не
только как выдающийся композитор и виртуозный
исполнитель, а также человек с очень тяжелым характером,
нетерпимый к ошибкам других. Известен случай, когда
публично оскорбленный Бахом за несовершенное
исполнение фаготист, набросился на Иоганна. Состоялась
настоящая дуэль, так как оба были вооружены кинжалами.
— Увлекающийся нумерологией Бах любил вплетать
числа 14 и 41 в свои музыкальные произведения, потому что
этим числам соответствовали первые буквы имени
композитора.
— Благодаря Иоганну Себастьяну Баху в церковных
хорах сегодня поют не только мужчины. Первой женщиной,
которая запела в храме, стала жена композитора Анна
Магдалена, обладающая прекрасным голосом.
— В середине 19 века немецкие музыковеды основали
первое Баховское общество, основной задачей которого
было издание произведений композитора. В начале
двадцатого века общество самораспустилось и полностью
собрание сочинений Баха опубликовали лишь во второй
половине двадцатого века по инициативе Баховского
института, созданного в 1950 году. В мире на сегодняшний
день в общей сложности существует двести двадцать два
Баховских общества, Баховских оркестра и Баховских хора.
— Исследователи творчества Баха выдвигают
предположение, что великий маэстро сочинил 11200
известное потомкам,
произведений,
включает в себя только 1200 композиций.
хотя наследие,
— На сегодняшний день существует более пятидесяти
трех тысяч книг и различных публикаций о Бахе на разных
языках, издано около семи тысяч полных биографий
композитора.
— Всем известно, что Бетховен страдал от потери
слуха, но мало кто знает, что Бах на склоне лет ослеп.
Собственно, неудачная операция на глазах, выполненная
хирургомшарлатаном Джоном Тейлором, и стала причиной
смерти композитора в 1750 году.
— Иоганн Себастьян Бах был похоронен неподалеку от
храма Святого Фомы. Спустя некоторое время через
территорию кладбища проложили дорогу и могила была
утеряна. В конце 19го века при проведении реконструкции
церкви останки композитора нашли и перезахоронили.
После Второй мировой войны в 1949 году мощи Баха были
перенесены в здание церкви. Однако, изза того, что могила
несколько раз меняла место, скептики подвергают
сомнениям, что в захоронении находится прах именно
Иоганна Себастьяна.
— На сегодняшний день во всем мире выпущено 150
почтовых марок, посвященных Иоганну Себастьяну Баха, 90
из них издано в Германии.
— К Иоганну Себастьяну Баху великому
музыкальному гению, с большим почитанием относятся во
всем мире, памятники ему установлены во многих странах,
только в Германии насчитывается 12 монументов. Один изних находится в местечке Дорнхайм недалеко от Арнштадта
и посвящен свадьбе Иоганна Себастьяна и Марии Барбары.
Основные произведения Баха
Вокальные произведения (в сопровождении оркестра):
— 198 церковных кантат
— 12 светских кантат
— 6 мотетов
— Рождественская и пасхальная оратории
Большая месса hmoll VI. 4 малые мессы и 5 санктусов VII.
Магнификат Ddur VIII. Страсти по Матфею и Иоанну IX.
Траурная ода
Произведения для оркестра и камерная музыка:
— 4 увертюры (сюиты) и 6 Бранденбургских концертов
— 7 концертов для клавира с оркестром
3 концерта для двух клавиров с оркестром 2 концерта для
трех клавиров с оркестром 1 концерт для четырех клавиров
с оркестром III. 3 концерта для скрипки с ор кестром IV. 6
сольных сонат для скрипки 8 сонат для скрипки с клавиром
6 сонат для флейты с клавиром 6 сольных сонат (сюит) для
виолончели 3 сонаты для виолы да гамба и клавира 3 сонаты
для трио
Произведения для клавира:
— Партиты, французские и английские сюиты, инвенции
для двух и трех голосов, симфонии, прелюдии, фуги,
фантазии, увертюры, токкаты, каприччио, сонаты, дуэты,
Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга
— Хорошо темперированный клавир
— Гольдберговы вариации
— Искусство фуги
Произведения для органа:
— Прелюдии, фантазии, токкаты, фуги, канцоны,
сонаты, пассакалия, концерты на темы Вивальди
— Хоральные прелюдии
— III. Хоральные вариацииО «композиторе всех времен и народов» мистике и
богослове Иоганне Себастьяне Бахе рассказал
предводитель дворянского собрания Олег Щербачев в
рамках клуба «Событие»
+
Если вы думаете, что, прожив добрую половину XVIII века,
века барокко, Иоганн Себастьян Бах был его
современником, то вы лишь отчасти правы. В традициях
средневекового мировоззрения он писал свою музыку,
начиная и заканчивая молитвой, и для своих современников
звучал старомодно. Однако неведомый инструмент, для
которого были написаны некоторые его произведения, был
изобретён лишь после его смерти, а отдельные ходы его
композиций привычно зазвучали лишь в XX веке.Johann Sebastian Bach
***В музыке Баха мы часто слышим шаг, поступь. Темп здесь
принципиален. Мерилом скорости, как я недавно понял,
оказывается ритм сердца. Если вы играете, как дышите, то
всё получается правильно.
Как композитор Бах почти не менялся в течение всей своей
жизни, что большая редкость для любого творца. Его
музыкальный язык сформировался, когда ему было около
20, а умер он, когда ему было 65. Я предполагаю, что в
1706м или 1707 году Бах испытал какоето сильное
мистическое потрясение. Мы не знаем, какое, но оно
перевернуло его жизнь, он познал – как сказал бы
Достоевский – Бога живого и дальше на этом опыте прошел
весь свой творческий путь.
С точки зрения биографической Бах прожил две жизни. По
житейским меркам, он был обычный немецкий бюргер:переходил с одной службы на другую, весьма расчётливо
выбирая, где ему выгоднее работать, где больше жалованье.
В письме другу он както жаловался, что изза хорошей
погоды его похоронные «акциденции» заметно
уменьшились. Это тоже Бах.
Мы привыкли к образу творцаромантика, у которого жизнь
и творчество неразрывно связаны: он творит, преломляя
свою жизнь в творчестве. Но Бах – это антиромантик. Он
средневековый творец. Внешняя сторона его жизни
практически никак не связана с творчеством. Но творчество
для него – это даже не 99 процентов, а больше. Жизнь
обыденная – это просто скорлупа, оболочка, она
совершенно не интересна по сравнению с творчеством,
потому что творит он о Боге и для Бога. Много ли мы знаем
о жизненном пути Андрея Рублёва? И насколько
принципиально знать его биографию, чтобы понимать его
иконы? По сравнению с его «Троицей» она абсолютно неинтересна. Музыка Баха – это музыкальная икона. Жизнь
иконописца не есть часть иконы.
Для Баха очень важен был процесс написания нот. В конце
партитуры он всегда писал «Soli Deo gloria» («одному Богу
слава» – ред.), а в начале – «Господи, помоги». Поэтому и
играть Баха можно, только молясь: играешь – словно
творишь Иисусову молитву. Это получалось лишь у
немногих. Например, у Альберта Швейцера, известного
протестантского богослова и гуманиста. В его исполнениях
слышишь, что музыка Баха – всегда молитва, но самое
удивительное – что это не только молитва, а это ещё и
диалог. Бах не просто молится, он слышит ответы. Это
уникально для композитора! Музыка Баха – это разговор
человека и Бога.Бах и сыновья
***
Одно из главнейших произведений Баха – «Высокая месса»,
или Месса си минор, которую он писал практически всю
жизнь: начал в 1720 годах, а заканчивал перед самойсмертью. Согласно распространённому представлению,
последнее баховское произведение есть «Искусство фуги»,
но это не совсем так. Установлено, что оно было
практически завершено в 1747 году (впрочем, последняя
фуга так и осталась неоконченной).
Интересно, что Бах писал эту мессу, прекрасно понимая,
что она никогда не будет исполнена. Те части мессы,
которые исполнялись в тогдашней лютеранской церкви
(«Kyrie» и « Gloria»), здесь столь огромны, что в
богослужебной практике представить их невозможно. Месса
же целиком в протестантской церкви просто не
исполнялась. И остается загадка: для чего убеждённому
протестантулютеранину писать абсолютно католическую
мессу, причём «лучшую мессу всех времён и народов»? Я
нашёл для себя такой ответ. Он заключается в том, что Бах
выходит далеко за рамки протестантизма и принадлежит
всей полноте христианской традиции.Лично для меня «Kyrie» из этой мессы – это
общецерковный, общечеловеческий вопль к Богу.
Человечество в лице Иоганна Себастьяна Баха сумело
написать такую вот мессу, и, думаю, это существенный
довод в пользу того, что Бог не ошибся, сотворив
человеческий мир. Это абсолютный архетип мольбы
человека к Богу и музыкальный архетип литургии.Титульныи лист автографа Баха с заголовком Missa***
Начало XVIII века – это барокко, а барокко – это в первую
очередь мелодия. Но Бах не мелодист, он полифонист.
Швейцер даже считал, что у него проблемы с мелодикой.
То, что так легко давалось итальянцам, ему давалось с
трудом. Но это ли главное? У итальянцев мелодия может
быть замечательной, но пустоватой. Ну и что с того, что
«Adagio» Альбинони, например, или гобойный концерт
Марчелло всем нравятся? (Впрочем, известное всем адажио
– позднейшая переработка). Баху тоже многое нравилось: он
брал смело, не задумываясь, чужую вещь, вдохновлялся ею,
и потом из неё получалась совершенно немецкая, очень
интеллектуальная музыка.
Отсюда же, между прочим, множество псевдобаховских
партитур. Бывало так, что какието произведения ему
нравились, и он их переписывал. Ведь он был музыкальным
директором, а значит, приходилось исполнять не толькосвоё, в то время как его собственные произведения часто
были написаны не его рукой: не успевал он записать,
например, сочинённую к очередному воскресному
богослужению кантату и запрягал всю семью: жена писала,
дети писали…
Баховское барокко – это высокое барокко, это
скульптурность, рельефность музыки. Мелодия для Баха –
всегда символ. Все её движения – вверхвниз – весьма
многозначительны. В этой музыке всегда представляешь
некую картину: длинные ниспадающие и восходящие линии,
движение, парение – всё это настолько рельефно, что иногда
кажется, будто ты её на самом деле видишь. А если ты ещё
при этом смотришь в партитуру, то там просто совершенно
очевидны эти взлёты нот. Музыка Баха – это настоящая
звукопись, а порою и кроссворд, поскольку за общей
полифонией голосов некоторые линии, нюансы, штрихи не
могут быть показаны ни одним исполнителем – ониостаются ведомы только дирижёру, который видит
партитуру, и Богу.Бах. Автограф первого листа «Credo»
***
По сути, у Баха не было последователей, на нём некая
традиция закончилась. Его сыновья, которые сочиняли уже
в манере раннего классицизма, на время затмили по
популярности своего отца. Если во времена Гайдна и
Моцарта спросить о Бахе, то в первую очередь подумали бы
о Карле Филиппе Эммануиле или об Иоганне Кристиане, но
вряд ли об Иоганне Себастьяне. Только потом великий Бах
был заново открыт Мендельсоном и кругом романтиков. И
хотя, конечно, надо сказать им за это спасибо, но именно их
своеобразное понимание его музыки и заложило основу не
вполне адекватного её исполнения. Они услышали её очень
посвоему, весьма романтично.
Великий Моцарт – пожалуй, единственный из композиторов
второй половины XVIII века смог понастоящему понятьБаха. То, что Моцарт знал и ценил музыку Баха, –
несомненно. В своих поздних произведениях он её даже
использовал: в частности, делал переложения нескольких
баховских прелюдий и фуг.
Да, Баха и Моцарта часто противопоставляют. Это очень
тонкая материя. Эти два человека были, безусловно,
музыкальными духовидцами, подобных им в обозримом
времени больше нет. Но Моцарт, как мне видится, не
пропускал свои музыкальные откровения через рацио. Он,
как медиум, слушал музыку с неба и записывал. Он, может
быть, и сам иногда пугался её, не понимал и даже
захлебывался ею, как это замечательно показано Форманом
в фильме «Амадей». Главное – скорее, скорее записать… У
Баха это совсем иначе.
Бах – это молитва осознанная, проникающая через всё его
естество. Его музыка богодухновенна, порою даже
экстатична, но она ещё и пропущена через интеллект. В нейприсутствует элемент гнозиса. Каждую ноту Бах проживает
и от каждой ноты движется к следующей ноте – это
чувствуется. Даже в светских произведениях ты слышишь
всю полифоничность, многослойность его музыкальной
ткани. Когда исполнение правильное, ты ощущаешь такое
напряжение и плотность структуры, что в неё просто
невозможно добавить ни одной ноты! Ни у одного из его
современников такого нет. Но одновременно всё это
сливается в совершенную гармонию и воспринимается даже
побарочному изящно. Как это получается – непонятно. Это
чудо.
Бах вообще был эстет. Он тонко чувствовал специфику
каждого инструмента. Но какието вещи писал вообще без
обозначения инструмента, так сказать, для некого
абстрактного инструмента. Может быть, на такие
партитуры стоит просто смотреть и исполнять их внутри
себя? «Искусство фуги», например. Это уже своего родаматематика, «философия имени» Алексея Лосева. Это
произведение Бах не окончил, но, может быть, музыка
просто ушла в какоето «четвёртое измерение», в некие
заоблачные миры музыкальных абстракций и эйдосов?Памятник Баху в Лейпциге
***Бах довольно часто звучит в кинематографе. Можно
вспомнить, скажем, Тарковского или фон Триера. Почему?
Может быть, потому что Бах – проводник в мир веры. По
моей собственной биографии очень понятно, почему это
так. Бах – это была моя первая любовь, именно Бах был
одним из тех, кто привел меня к Церкви и к Богу. Как вы
понимаете, речь идет о 70х годах, и, кроме смутных
воспоминаний религиозности моей двоюродной бабушки,
которая ходила в церковь, молилась на ночь, я не видел
рядом с собой вдохновляющих образцов. Но сама музыка
Баха такова, что если ею проникнуться, невозможно
остаться атеистом. В типичную советскую эпоху, в эпоху
официального атеизма, человек, вполне естественно,
тосковал по Богу. А Баха запретить было нельзя. Всётаки
это музыкальный Эверест, и обойти его невозможно. Но
этот Эверест всё время говорил о Боге. И как бы тамсоветские музыковеды эту неприятность ни пытались
обойти, с этим ничего нельзя было сделать.
Я закончил МИФИ, кафедру теоретической физики. Это
моё единственное высшее образование. Зачем Бах нужен
мне – «физику XXI века»? Затем, что Бах нужен всем и
всегда – и физику XXI века, точно так же как лирику
XXXV века. Музыка Баха нужна всем, как всем нужно
читать Священное Писание, как всем нужна вера во Христа.
Точно так же и музыка Баха.БАХ,
СЕМЬЯ, крупнейшая немецкая музыкальная
династия. Иоганн Себастьян Бах – величайший, но отнюдь
не последний ее представитель. Благодаря родословной,
составленной Иоганном Себастьяном, история семьи,
жившей в Центральной Германии, может быть прослежена
до 16 в. Ее основатель, пекарь Фейт Бах (ум. 1619) любил
играть на цитре, когда работали жернова его мельницы. Это,
по замечанию Иоганна Себастьяна, «приучало играть
ровно». Среди предков Иоганна Себастьяна был его
двоюродный дед Иоганнес (1604–1673),
городской
музыкант и органист в Эрфурте, от которого до нас дошло
три мастерских мотета. Его потомки трудились в Эрфурте в
течение столетия; имя Бах стало как бы синонимомгородского музыканта, оно употреблялось и позже, когда
никого из Бахов в городе уже не осталось.
Также по теме:
Внук упомянутого Иоганнеса, Иоганн Бернгард Бах (1676–
1749), городской органист Эйзенаха, известен как автор
интересных органных сочинений и очаровательных
оркестровых сюит (возможно, эти сюиты повлияли на
сочинения в том же жанре Иоганна Себастьяна). Брат
Иоганнеса, Генрих (1615–1692), был весьма уважаемым
органистом в Арнштадте. Современники высоко ценили его
сочинения, из которых, однако, до нас дошла всего одна
кантата. Сын Генриха, Иоганн Кристоф (1642–1703),
служивший органистом в Эйзенахе, может быть названсамым крупным музыкантом среди предков Иоганна
Себастьяна. Столь сильна была его творческая фантазия,
столь оригинально мышление, что некоторые его вокальные
сочинения долгое время приписывались исследователями
Иоганну Себастьяну. Сохранившееся наследие Иоганна
Кристофа состоит из кантат, мотетов и сочинений для
клавишных инструментов – органа, клавесина и клавикорда.
Брат Иоганна Кристофа, Иоганн Михаэль (1648–1694),
городской органист в Герене, был плодовитым автором
духовной музыки и авторитетным мастером по
изготовлению музыкальных инструментов. Оба эти таланта
проявились и в Иоганне Николаусе (1669–1753), сыне
Иоганна Кристофа, который служил органистом и
университетским капельмейстером в Иене (до нас дошли
его месса и светская кантата).Другая ветвь семьи играла важную роль при мейнингенском
дворе. Капельмейстер Иоганн Людвиг Бах (1677–1741)
сочинил много замечательных кантат и мотетов, которые
впоследствии Иоганн Себастьян переписывал для
собственных выступлений. Сын Иоганна Людвига, Готлиб
Фридрих (1714–1785), и его внук, Иоганн Филипп (1752–
1846), были известными живописцами.
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685–1750)
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ. ВЕЙМАР (1685–1717).
Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 в Эйзенахе,
маленьком тюрингском городке в Германии, где его отец
Иоганн Амброзиус служил городским музыкантом, а дядя
Иоганн Кристоф – органистом. Мальчик рано начал
заниматься музыкой. Повидимому, отец обучал его игре наскрипке, дядя – на органе, и благодаря хорошему сопрано
он был принят в церковный хор, который исполнял мотеты и
кантаты. В 8 лет мальчик поступил в церковную школу, где
делал большие успехи.
Счастливое детство кончилось для него в девятилетнем
возрасте, когда он потерял мать, а через год и отца. Сироту
взял на воспитание в свой скромный дом старший брат,
органист в ближнем Ордруфе; там мальчик снова пошел в
школу и продолжил занятия музыкой с братом. В Ордруфе
Иоганн Себастьян провел 5 лет.
Когда ему исполнилось пятнадцать, по рекомендации
школьного учителя он получил возможность продолжить
образование в школе при церкви св. Михаила в Люнебурге всеверной Германии. Чтобы добраться туда, ему пришлось
пройти пешком три сотни километров. Там он жил на
полном пансионе, получал маленькую стипендию, учился и
пел в хоре школы, пользовавшемся высокой репутацией (т.н.
утренний хор, Mettenchor). Это был очень важный этап в
образовании Иоганна Себастьяна. Здесь он познакомился с
лучшими образцами хоровой литературы,
завязал
отношения с известным мастером органного искусства
Георгом Бёмом (его влияние очевидно в ранних органных
композициях Баха), получил представление о французской
музыке, которую имел возможность слышать при дворе
соседнего Целле, где в почете была французская культура;
кроме того, он часто ездил в Гамбург послушать виртуозную
игру Иоганна Адама Рейнкена, крупнейшего представителя
северогерманской органной школы.В 1702 в возрасте 17 лет Бах вернулся в Тюрингию и,
послужив немного в качестве «лакея и скрипача» при
веймарском дворе, получил место органиста Новой церкви в
Арнштадте, городе, где Бахи служили как до, так и после
него, вплоть до 1739. Благодаря блестяще прошедшему
испытательному выступлению, ему сразу назначили
жалованье, намного превосходившее то, которое платили
его родственникам. Он оставался в Арнштадте до 1707,
покинув город в 1705, чтобы присутствовать на знаменитых
«вечерних концертах», которые проводил в Любеке, на
севере страны, блестящий органист и композитор Дитрих
Букстехуде. Очевидно, в Любеке была настолько интересно,
что Бах провел там четыре месяца вместо четырех недель,
которые испросил в качестве отпуска. Последовавшие
неприятности по службе, а также недовольство слабым инеобученным арнштадтским церковным хором, которым он
был обязан руководить, заставили Баха искать новое место.
В 1707 он принял приглашение на должность органиста в
известной церкви св. Власия в тюрингском Мюльхаузене.
Еще в Арнштадте 23летний Бах женился на своей
двоюродной сестре Марии Барбаре, сироте, дочери
органиста Иоганна Михаэля Баха из Герена. В Мюльхаузене
Бах быстро завоевал известность как автор кантат (одна из
них даже была напечатана за счет города) и специалист по
ремонту и реконструкции органов. Но уже через год он
покинул Мюльхаузен и перебрался на более
привлекательное место при герцогском дворе в Веймаре:
там он служил органистом, а с 1714 – капельмейстером.
Здесь на его художественное развитие оказало воздействие
знакомство с творениями выдающихся итальянскихмастеров, особенно Антонио Вивальди, чьи оркестровые
концерты Бах перекладывал для клавишных инструментов:
подобная работа помогла ему овладеть искусством
выразительной мелодии, усовершенствовать гармоническое
письмо, развить чувство формы.
В Веймаре Бах достиг вершин мастерства как органист
виртуоз и композитор, а благодаря многочисленным
поездкам по Германии его известность распространилась
далеко за пределы герцогства Веймарского. Его репутации
содействовал исход организованного в Дрездене
соревнования с французским органистом Луи Маршаном.
Современники рассказывают, что Маршан не рискнул
выступить перед публикой, с нетерпением ожидавшей
признав
соревнования,
В 1717 Бах стал
превосходство соперника.
и спешно покинул город,капельмейстером у герцога АнхальтКётенского, который
предложил ему более почетные и выгодные условия.
Прежний хозяин сначала не хотел его отпускать и даже
посадил под арест за «слишком упорные просьбы об
увольнении», но потом всетаки позволил Баху уехать из
Веймара.
КЁТЕН, 1717–1723.
В течение 6 лет, проведенных при кальвинистском
кётенском дворе, Баха как истового лютеранина не
обязывали писать церковную музыку: он должен был
сочинять для придворного музицирования. Поэтому
композитор сосредоточился на инструментальных жанрах: в
кётенский период появились такие шедевры, как Хорошо
темперированный клавир (1й том), сонаты и сюиты для