Краткий самоанализ профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание 1. Общие сведения 2. Цели и задачи педагогической деятельности 3. Технологии и приемы, применяемые в практике педагогической деятельности 4. Духовно-нравственное воспитание учащихся. 5. Динамика успеваемости обучающихся 6. Взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами 7. Повышение уровня профессионального мастерства 8. Мои достижения 9. Итоги.
Иконка файла материала опыт работы.docx

Краткий самоанализ

профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы

Содержание

1.      Общие сведения

2.      Цели и задачи педагогической деятельности

3.      Технологии и приемы, применяемые в практике педагогической деятельности

4.      Духовно-нравственное воспитание учащихся.

5.      Динамика успеваемости обучающихся

6.      Взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами

7.      Повышение уровня профессионального мастерства

8.      Мои достижения

9.      Итоги.

 

Общие сведения

Я, Кучумова Ирина Викторовна, работаю учителем русского языка и литературы 29 лет, с 1989 года и по сегодняшний день  - в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Вильвенская средняя общеобразовательная школа» Добрянского района Пермского края.

Образование высшее педагогическое, в 1989 году закончила Пермский государственный институт им. А.М.Горького по специальности Русский язык и литература, учитель русского языка и литературы. В данный момент преподаю русский язык и литературу в 6, 8, 11 классах, являюсь классным руководителем 8 класса, руководителем временной творческой группы «Школьная газета».

Имею высшую квалификационную категорию.

Цели и задачи педагогической деятельности

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ “Об образовании”, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательной программой и программой развития ОУ. Целью моей педагогической деятельности является воспитание самостоятельно личности, способной адаптироваться в обществе, формирование у обучающихся умения и желания самосовершенствования и самообразования. 

            Предметы, которые я преподаю - русский язык  и литература – это и важное средство обучения, и форма хранения и усвоения различных знаний. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Вся моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы дети любили русский язык и литературу, имели устойчивую учебную мотивацию. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.

            Как учитель-филолог считаю, что задача моей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.

           В связи с этим выбрана тема методической работы: «Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности».

      Реализую следующие задачи: дать каждому  школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий; обеспечить индивидуальное развитие детей через организацию учебной  и внеурочной работы; выстраивать педагогическую деятельность, учитывая уровень обученности, воспитанности и личностное развитие учащихся; научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно, творчески  работать с текстом, помочь школьникам овладеть навыками самостоятельной работы, сделать так, чтобы на моих уроках они не только получали знания, но, прежде всего, учились быть людьми – умными, честными, отзывчивыми на чужую боль, на чужое страдание, чтобы в жизни они были оптимистами и переносили невзгоды с честью, с достоинством.

 

      Технологии и приемы, применяемые в практике педагогической деятельности.

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется мною через проведение интегрированных уроков-путешествий (урок русского языка в 5 классе «Правописание приставок на з-с», в основу которого положен текст о путешествии Кука), уроков-исследований, уроков защиты творческих заданий (Добро и зло в повести А.С.Пушкина «Дубровский»), оформление читательского дневника, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, введение ФГОС второго поколения в ООО предъявили новые требования к моей работе. На практике применяю современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, личностно-ориентированные (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение).  Все указанные технологии органично связаны между собой.

В классе стараюсь создать такую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя уютно, комфортно,  заинтересовать каждого ученика, создать условия для раскрытия и развития способностей обучающихся. Использую в работе личностно-ориентированные технологии. Методы, которые я использую в данной технологии: обучение в команде,  исследовательская работа учащихся в группах, проектная деятельность. В процессе работы с учебным материалом часто применяю прием взаимооценивания (обучаю школьников выработке и применению критериального оценивания). Часто предлагаю школьникам подготовку, проведение, проверку, оценивание словарных диктантов, взаимоопроса.

Широко использую в своей работе различные приёмы развития критического мышления.  Один из них - «Плюс-минус-интересно»  - автор Эдвард де Боно.  Цель этого приёма - формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон. Это упражнение мы с учениками выполняем на стадии осмысления или на стадии рефлексии как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Также этот прием используется мною  при получении первого аналитического материала или для обратной связи. Например, когда учениками даётся первая характеристика героя.

Полюбили мои ученики и такой приём, как создание «тонких и толстых» вопросов. «Тонкие» вопросы записываются на доске каждым учеником после прочтения произведения целиком или его части. Затем в классе происходит диалог: ребята пытаются ответить на поставленные вопросы, выражая свою читательскую позицию. В итоге класс выходит на создание «толстого» вопроса, который вытекает из обсуждения «тонких».

На уроках большое внимание уделяю анализу литературного текста. Виды его различные: нахождение ключевых слов- деталей (например, роль цветовых деталей в рассказах А.Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Сверчок»), определение роли различных частей речи в тексте (урок по повести Е.Гришковца «Реки»), художественных средств. Все это способствует умению идти от частного к общему, видеть проблемы, поставленные автором перед читателем, анализировать и делать выводы.

Проектная деятельность обучающихся – это еще один из приемов моей работы. Так, изучение рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» в рамках проведения «Литературной гостиной» было целиком построено на осуществлении группового проекта «Рисунок - ассоциация». Предложенные задания способствовали тому, что ученики 5-9 классов  внимательно перечитали текст, сделали выписки, нарисовали рисунок-ассоциацию, а потом  (во время защиты проекта) рассказали о тех важных жизненных вопросах (проблемах), которые автор поднимает в своём произведении.

Активно использую в практике преподавания интернет-ресурсы. Например, материалы тестов сайта учителя Захарьиной Е.А. помогают организовать проверку или закрепление орфографических, пунктуационных, грамматических навыков, вести подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Материалы сайта ФИПИ также регулярно используются на уроках в этих же целях. Довольно активно использую возможности социальных сетей, например, «ВКонтакте», электронной почты для индивидуальной работы с учащимися, хорошо выручает это в период, когда ученик не может посещать занятия в школе. Использование возможностей Интернета способствуют организации групповой деятельности обучающихся, находящихся удаленно друг от друга, например, при выполнении групповой работы внутри класса или школы (Сборник «Литературная гостиная»).

Внеурочная деятельность для школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения. В рамках заседаний клуба «Литературная гостиная» организую встречи учащихся с поэтами Пермского края (И.Тюленев – секретарь Союза писателей г. Перми, В. Балашов - наш земляк, поэты г. Добрянка: Е.Пермякова (руководитель проекта «Литературная гостиная»), В.Нечаева-Лебедева, Н.Тихонова и др. Это общение духовно обогащает современное молодое поколение, даёт положительные ориентиры на место человека в обществе, дарит желание творить. Результатом стали литературно-художественные сборники творческих работ учащихся «Моя малая Родина», «Этих дней не смолкнет слава», «Путь длиною в 50» (посвящён юбилею посёлка), публикация работ в районном сборнике «Литературная гостиная».

Уже многие годы руковожу ВТГ «Школьная газета». Результатом является ежемесячный выпуск учащимися стенной школьной газеты «Школьные вести».

Считаю, что творчество надо начинать развивать уже в начальной школе, поэтому с учащимися 1-4 классу провожу занятия по внеурочной деятельности. Большую ценность представляют загадки и сказки . Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками (внеурочная деятельность «Рюкзачок загадок» и сказками («В гостях у сказки») – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они проходит интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума и развитию творческой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание учащихся.

Я – учитель сельской школы. Люди «из глубинки» в литературе всегда были примером открытости, чистоты, доброты – одним словом, высокой нравственности. Слишком много  в сегодняшнем дне простого сельского жителя изменилось. Отсутствие работы, материального благополучия, социальные проблемы ведут к тому, что люди уезжают из посёлка, сюда приезжают неблагополучные семьи, «высланные из города», пьянство, воровство, деградация… Задача всей моей деятельности – как урочной, так и внеурочной - добрая: развитие духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Каждый урок – это обращение к теме духовности и нравственности через текст, характеристику героев, проблемные вопросы, творческую деятельность, простое доброе слово…Знаю, что это «больной вопрос» для всего общества, поэтому перенимаю опыт коллег и делюсь своим. Ежегодно участвую в краевом конкурсе профессионального мастерства педагогов, реализующих программы духовно-нравственной направленности «СО-БЫТИЕ». Это для меня не только опыт, но и важный источник вдохновения, душевного наполнения. Имею дипломы финалиста конкурса, ежегодно участвую в муниципальной педагогической олимпиаде «Духовно-нравственная культура», имею  диплом победителя.  Член жюри Открытой дистанционной педагогической олимпиады «Духовно-нравственная культура» Добрянского муниципального района с международным участием. Имею Благодарственное письмо за высокий уровень подготовки участников Краевой научно-практической конференции учащихся «Христианские ценности в русской литературе и искусстве». Но главное - моя цель как учителя заключается в том, чтобы попытаться  сделать своих воспитанников  невосприимчивыми к  злу и способными творить добро на благо людей.

                        Большое внимание  уделяю  актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся, результатом чего стало ежегодное участие и победы учащихся в краевом конкурсе про актуальным проблемам профессионального самоопределения «Выбор». Работая в данном направлении, прошла обучение по программе повышения квалификации «Организация профильных проб» в размере 72 часа, разработала элективный курс для учащихся 7 класса «Профильные пробы» (13 часов). 

Динамика успеваемости обучаемых.

Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимодействие с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов.

Результат мониторинга освоения учебных предметов показал, что процент успеваемости возрос за 5 лет на 25%  (2013-2014 - 76,9 %, 2016-2017 – 100%), процент качества знаний  - на 35% (2013-2014 – 46,9 %, 2016-2017 – 81,9%). В течение всех лет велась системная работа по направлению учащихся, нуждающихся в коррекционной программе, к специалистам для получения консультативной помощи и переводе на адаптированную программу. Итоговая успеваемость в 2016/17  учебном году составила 100% во всех классах, что говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся.

Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации показал положительную динамику, по ЕГЭ средний балл 69,5,  по ОГЭ средний балл – 65,3.

Взаимодействие с родителями, коллегами, учащимися.

Безусловно, одним из важнейших факторов успешности ребенка в школе является неравнодушное отношение его родителей ко всему тому, что происходит с ним в школе и за ее пределами. Для решения данной проблемы на родительских собраниях рассказываю  и показываю структуру УМК подробно объясняю, как готовить домашнее задание, приглашаю посетить уроки. Воспитание духовно-нравственных качеств личности начинается с семьи, поэтому привлекаю родителей к совместной работе в данном направлении (открытый классный час «Моя семья», использую систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей, приобщаю родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях.

В работе с родителями я всегда открыта к диалогу, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, стараюсь найти подход к каждому. Об успехах учащихся в изучении русского языка и литературы сообщаю родителям на  родительских собраниях, в индивидуальных беседах.

В 2015 году родительским комитетом класса и учащимися школы  я была номинирована на участие в районном конкурсе «Народная премия» в номинации «Мастер своего дела».

Залогом успешной, творческой работы, по моему мнению, является поддержка и советы моих коллег. Всегда откликаюсь на их просьбы о помощи в методической работе, искренне радуюсь успехам других, сопереживаю. Также всегда иду за помощью к коллегам, если это необходимо, воспринимаю советы коллег и их рекомендации как повод для переосмысления или оценки своих действий.

                  Повышение уровня профессионального мастерства.

Одним из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации, а также регулярно посещаю семинары, тренинги образовательной направленности.

Своим опытом постоянно делюсь с коллегами. Ежегодно провожу мастер-классы на муниципальной «Ярмарке педагогического мастерства»,  была участницей очного этапа муниципального  конкурса «Учитель года»,  призёром дистанционных конкурсов педагогического мастерства разных уровней, включая всероссийский,  дипломантом муниципальной  дистанционной олимпиады по русскому языку и литературе.

Публикую свои педагогические наработки на сайте Всероссийского педагогического сообщества «Урок. РФ», «Знанио».

Мои достижения.

Мои ученики принимают участие в различных конкурсах муниципального, краевого, всероссийского, международного уровня, как очных, так и дистанционных. Они - победители и призеры творческих конкурсов различных уровней, принимают участие в конкурсах исследовательских работ. Имею Благодарственные письма за подготовку победителей краевых и муниципальных конкурсов.

Являюсь призёром дистанционных конкурсов педагогического мастерства разных уровней, включая всероссийский,  победителем муниципальной  дистанционной олимпиады по русскому языку и литературе, победителем муниципальных конкурсов по духовно-нравственному воспитанию. Дипломант Всероссийского тестирования педагогов-2018, Всероссийского конкурса профессинального мастерства педагогических работников, приуроченный к 130-летию рождения А.С.Макаренко.

 В 2014-2015 учебном году за многолетний и плодотворный труд и профессиональное мастерство награждена  Грамотой начальника управления образования администрации Добрянского муниципального района, в 2015-2016 учебном году за достигнутые успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процесса, многолетний и добросовестный труд - Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Итоги.

Таковы, пожалуй, основные составляющие моей деятельности. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которое занимаешь. Мастерство учителя  - систематический, кропотливый поиск и труд,  наполненный ежедневными проблемами, тревожными раздумьями и открытиями.

Считаю, что приведенные выше результаты моей работы позволяют мне претендовать на высшую квалификационную категорию.