Краткосрочная ДООП "Современные российские композиторы, песни которых мы поём"

  • doc
  • 26.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала краткосрочная программа Современные российские композиторы, песни которых мы поём. Ильина Шафеев.doc

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

«Современные российские композиторы, песни которых мы поём»

 

 

 

Возраст учащихся: 8-15 лет

Срок реализации: 1 месяц

 

 

Авторы-составители:

Ильина Людмила Николаевна

педагог дополнительного образования,

Шафеев Игорь Аллиевич

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саратов – 2025 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы        

1.1. Пояснительная записка                                                                  стр. 3-4

1.2. Цель и задачи программы                                                              стр. 5

1.3. Планируемые результаты                                                               стр. 6

1.4. Содержание программы                                                                 стр. 7-8

1.5. Формы и периодичность контроля                                                стр.9

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Методическое обеспечение программы                                         стр. 10

2.2. Условия реализации программы                                                      стр. 11

2.3.  Оценочные материалы                                                                    стр. 11

Список литературы                                                                                  стр. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

         Программа «Современные российские композиторы, песни которых мы поём» имеет художественную направленность.

Основными нормативными документами, положенными в основу образовательной программы являются:

·        Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·        Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

·        Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

·        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

·        Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования»;

·        локальные нормативные акты ЦДО.

         Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Очень мало. Почти ничего. Между тем, в России много новых и интересных композиторов, в том числе пишущих песни для детей. Мы живём с ними  в одно время, и  не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, нужно знакомить с ними детей сейчас, чтобы они могли жить в мире современной музыки и ее создателей. Нужно отметить, что дети  с  удовольствием ищут информацию о композиторах, слушают и разучивают современные песни.

         Почему эта музыка так нравится детям?.. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность.

         Музыка, написанная этими композиторами, уникальна разнообразием тем, среди них важное место занимает патриотическая; форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его.

          Дети любят петь,  посредством пения их можно приобщить к основам музыкальной культуры, развить музыкально–эстетический вкус, расширить общий кругозор, приобщить к духовным ценностям, воспитывать  патриотизм, сочувствие, отзывчивость, доброту, развить интеллект, эмоциональную сферу, творческую активность учащихся, что согласуется с актуальной целью дополнительного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. 

Педагогическая целесообразность  данной программы объясняется её  возможностями в содействии творческому, познавательному, культурному и духовно-нравственному развитию учащихся.

Познавательное развитие учащихся обеспечивается расширением знаний в области музыкальной отечественной культуры.

Культурно-нравственное воспитание осуществляется через приобщение учащихся к лучшим произведениям современного отечественного музыкального искусства, призывающим  к художественно-творческому осмыслению окружающего мира и внутреннего духовного содержания человека.

Реализация социализирующей функции достигается через совершенствование социального и личностного опыта учащихся,  через развитие коммуникативности, способности к саморефлексии и саморегуляции, ориентирования на творческий подход к изучаемому материалу, поощрение творческой активности.

Содержание программы строится с учётом возрастных и психологических возможностей детей.

Срок реализации данной программы - 1 месяц. Объём программы - 16 часов. Она рассчитана на учащихся  8-15  лет без специального отбора. Форма реализации программы - очная. Программа реализуется с применением дистанционных образовательных технологии (ДОТ), продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности при этом составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз. Дистанционные форматы занятий применяются как исключение в ситуациях, когда невозможно очное присутствие учащихся: из-за распространения вирусных заболеваний, для обеспечения мер безопасности.

Основные элементы системы ЭО и ДОТ, используемые в работе: цифровые образовательные ресурсы, размещённые в сети Интернет, электронная почта soboljunya@yandex.ru.

Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, итоговое занятие желательно для двух групп сразу. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью 8 - 10 человек.

 

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы –  творческое и нравственное развитие детей, повышения уровня их общей культуры посредством освоения ими знаний в области современной отечественной вокально-песенной музыки.

 Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

Обучающие

·     Формировать базу  знаний  в области музыки, расширить музыкальный кругозор.

 

Развивающие

 

·     Развивать творческую активность учащихся, ориентировать на творческую деятельность.

·     Прививать детям  любовь и интерес к музыке, к исполнению песен в повседневной жизни.

·     Формировать музыкальный вкус.

·     Развивать  музыкальную память, мышление,  творческую активность, эмоциональную сферу учащихся.

·     Выявлять  музыкальные способности.

·     Формировать элементы IT –компетенций.

 

Воспитательные

 

·       воспитывать понимание, сочувствие; уважение к себе и другим людям, к памяти защитников и героев Отечества, предкам, закону, к культурному наследию и традициям народа, к природе, к труду;

·       помочь ребёнку сформировать положительную самооценку, способствовать его адаптации в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Планируемые результаты освоения учащимися программы

«Песни из отечественных детских фильмов и мультфильмов»

Предметные результаты

К концу обучения учащийся должен знать и уметь:

Знать

Уметь

1.

Правила поведения, ОТ.

 Соблюдать правила поведения на занятии.

2.

Краткие биографии  современных значимых отечественных композиторов, пишущих песни для детей.

 Рассказать о жизни и творчестве композиторов.

 

 

3.

Песенное творчество этих композиторов.

 Спеть одну из выбранных песен.

 Правильно ответить на вопросы зачётных викторин.

Метапредметные результаты

·     умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

·     умение работать индивидуально и в коллективе;

·     умение владеть основами самоконтроля и самооценки;

·     умение использовать информационно-коммуникативные технологии для поиска материала и решения поставленных задач;

·     приоритет творческого подхода к изучаемому предмету; творческая активность;

·     сформированные элементы IT-компетенций.

Личностные результаты

Освоение программы позволит сформировать у обучающихся в разной степени:

• любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России, к истории страны, её защитникам;

• способность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

• самоуважение и способность адекватно оценивать себя и свои достижения, верить в успех;

• этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

 

 

 

 

 

 

1.4. Содержание программы

1.4.1. Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Аудиторные

Дистанционное обуче-ние

Теория

Практика

   Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Правила ОТ. Введение в программу. Входная диагностика.

2

0,5

1

 

0,5

Беседа, наблюдение

2.

Знакомство с биографией и творчеством композитора Виталия Осошника. Группы "Волшебники двора", "Герои". Проект "Главные детские песни". Прослушивание песен.

Выбор тем для творческих сообщений.

2

0,5

1

 

0,5

Беседа, рассказ и с использованием презентации, видео и фонотеки.

3.

Знакомство с биографией и творчеством  композиторов Александра Ермолова, Игоря Крутого. Группа "Ладушки". Хор "Новая волна". Прослушивание песен.

Выбор тем для творческих сообщений.

2

0,5

1

 

0,5

Беседа, рассказ и с использованием презентации, видео и фонотеки.

4.

Знакомство с биографией и творчеством композиторов Алексея Ольханского, Анны Петряшевой, Татьяны Залужной. Группа "Барбарики". Прослушивание песен.

Выбор тем для творческих сообщений.

Выбор песни для разучивания.

2

0,5

1

 

0,5

Беседа, рассказ и с использованием презентации, видео и фонотеки.

5.

Презентация подготовленных сообщений на темы ДООП.

Разучивание песни.

2

 

2

 

 

Прослушивание,

презентация

6.

Презентация подготовленных сообщений на темы ДООП.

Разучивание песни.

2

 

2

 

 

Прослушивание,

презентация

7.

Презентация подготовленных сообщений на темы ДООП.

Разучивание песни.

2

 

2

 

 

Прослушивание,

презентация

8.

Итоговое занятие-квиз "Калейдоскоп викторин". Исполнение разученных песен.

2

 

2

 

 

Самооценка, групповая оценка, викторина, прослушивание, рефлексия

 

ИТОГО:   

16

2

12

 

2

 

                                      1.4.2. Содержание учебного плана.

1. Вводное занятие. Знакомство с группой. Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж по ОТ. Требования к поведению учащихся во время занятий. Диагностика.[0,5] {1} (0,5)

2. Знакомство с биографией и творчеством композитора Виталия Осошника. Группы "Волшебники двора", "Герои". Проект "Главные детские песни". Прослушивание песен.

Выбор тем для творческих сообщений. [0,5] {1} (0,5)

3. Знакомство с биографией и творчеством  композиторов Александра Ермолова, Игоря Крутого. Группа "Ладушки".Хор "Новая волна". Прослушивание песен.

Выбор тем для творческих сообщений. [0,5] {1} (0,5)

4. Знакомство с биографией и творчеством композиторов Алексея Ольханского, Анны Петряшевой, Татьяны Залужной. Группа "Барбарики". Прослушивание песен.

Выбор тем для творческих сообщений.

Выбор песни для разучивания. [0,5] {1}(0,5)

5. Презентация творческих сообщений, мини-проектов. Разучивание песни. {2}

6. Презентация сообщений, мини-проектов. Разучивание песни. {2}

7. Презентация сообщений, мини-проектов. Разучивание песни. {2}

8. Итоговое занятие-квиз "Калейдоскоп викторин". Исполнение выбранных и разученных песен. {2}

 

 

 

 

 

 

1.5. Формы и периодичность контроля

Основными способами определения результативности освоения программы являются: педагогическое наблюдение, самостоятельная творческая работа, презентация сообщений по выбранным темам ДООП, разученных песен, викторины.

При первом знакомстве с группой педагог фиксирует её начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). В конце обучения проводится итоговый контроль, когда проверяется уровень усвоения программы.

На занятиях используются:

1. Педагогическая диагностика.

2. Самооценка учащихся своих знаний и умений.

3. Групповая оценка выполнения задания.

4. Домашнее задание на самостоятельное выполнение (подготовка презентаций сообщений, разучивание песен).

5. Творческий отчет ( презентация сообщений, исполнение песен).

6. Итоговое занятие "Калейдоскоп викторин".

Хорошими показателями эффективного освоения программы являются сформированное положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, гордость за замечательную культуру своей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Методическое обеспечение

Образовательный процесс предполагает применение интерактивных методов обучения и различных педагогических технологий: для лучшего усвоения теоретического материала программы - технология диалогового взаимодействия; для поддержания познавательного интереса учащихся - игровые технологии (викторины, турнир знатоков, театрализация песни); для закрепления изученного материала, его презентации, развития самостоятельности, стимулирование творческого подхода к темам - технология проектного обучения, информационно-компьютерные технологии; с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни применяются здоровьесберегающие образовательные технологии (упражнения для восстановления эмоционального баланса, комплекс упражнений вокального тренинга и др.)

Программа реализуется очно с применением дистанционных образовательных технологии (ДОТ). Форма организации учебной деятельности – групповая. Обучение с применением ДОТ подразумевает интерактивное взаимодействие детей и педагога в процессе обучения, а также предоставление для учащихся возможности контролируемой работы по освоению изучаемого материала. Для обеспечения учащихся техническими инструкциями, организационной, методической информацией используются: облачный сервис  Яндекс.Диск; электронная почта soboljunya@yandex.ru.

         Процесс обучения выстраивается на основе традиционных дидактических принципов наглядности (использование презентаций, видео, фонограмм), системности, научности (логичность  учебного материала, его достоверность, применение схем, планов, конспектов), доступности и посильности, природосообразности (учёт возрастных характеристик учащихся), сознательности и активности учащихся (использование приёмов активного обучения),  принципа воспитывающего обучения, связанного с жизнью, вариативности, психологической комфортности.

Аттестация по итогам освоения программы проходит в форме игрового занятия "Калейдоскоп викторин".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

·        учебное помещение со столами и стульями;

·        канцелярские принадлежности: тетради, ручки;

·        компьютер с выходом в Интернет;

·        мультимедиа;

·        звукоусиливающая аппаратура.

                Информационно-методические, дидактические и оценочные материалы:

п/п

Наименование

Форма

 

Памятка «Правила безопасности учебного процесса при работе в объединении»

печатная: буклет

 

Официальные сайты современных композиторов Ермолова, Ольханского, Петряшевой, групп "Волшебники двора", "Барбарики", проекта "Главные детские песни".

Электронные ресурсы https://ermolov.ru/

https://volshebnikidvora.ru/authors.html

https://главныедетскиепесни.рф/

https://babysongs.ru/articles/biografiya-barbariki

https://babysongs.ru/articles/sovremennyie-detskie-kompozitoryi

     https://olhanskiy.ru/

     https://petryasheva.ru/

 

Подборки видео и фонограмм для занятий

Фонотека, видеотека в форматах MP3, MP4

 

Презентации для занятий, в том числе, итоговых.

https://disk.yandex.ru/i/lqNlT2oIRn312A

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru