Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Майнский центр детского творчества им. Г.Ф. Кныша»
Принята на заседании Педагогического (методического) совета от ___________г. Протокол №____ |
Утверждаю Директор МУДО ЦДТ _______ О.В. Пиотровская Пр. № ____ от _______ г. |
КРАТКОСРОЧНАЯ
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Танцевальная аэробика»
Уровень – стартовый
Возраст обучающихся: 6-15 лет
Срок реализации программы: 1месяц
Автор/разработчик:
Педагог дополнительного образования
Чилихина Оксана Николаевна
Р.п. Майна, 2020 год
1. Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
Программа «Танцевальная аэробика» разработана на основе:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных образовательных общеразвивающих программ.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Устав, локальные акты ЦДТ
Направленность программы.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Занятия танцевальной аэробикой формируют у детей грациозность движений, соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, дают значительную физическую нагрузку, способствующую формированию мышечного корсета, вырабатывают собранность, трудолюбие, элегантность. Эти качества имеют большое значение в системе воспитания ребенка и формирования гармонично развитой личности.
Дополнительность программы. Программа «Танцевальная аэробика» сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее звучания – всему этому учит танец.
Актуальность программы бесспорна и состоит в том, чтобы помочь детям более целостно воспринимать окружающий мир. Осуществляет идею родителей о гармоническом воспитании детей
Новизна программы состоит в том, что программа «Танцевальная аэробика» - создана для детей со средней и слабой физической подготовкой младшего и среднего школьного возраста. Для активного отдыха и обучения детей, несложные аэробные танцевальные программы позволяют обучающимся участвовать в танцевальных программах на праздниках, утренниках, массовых мероприятиях школы и ЦДТ.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она является средством художественно-творческого развития детей, привития музыкально-двигательных навыков, развития художественного вкуса.
Отличительные особенности. Программа является гибкой, отвечает индивидуальным и возрастным потребностям и особенностям детей.
Содержание программы дает возможность ученикам на собственной практике, сопоставляя, сравнивая и осмысленно исполняя движения получить тот запас знаний, умений, навыков, которые помогут в дальнейшем самостоятельно разбираться в различных видах искусства, хореографии и критически верно оценивать танцы.
Разделы программы отводится на музыкально-ритмические и тренировочные упражнения и разучивание элементов танцевального репертуара.
В программу включены задания на импровизацию, обобщающие знания, умения и навыки учеников за истекший год занятий. Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей и интересов.
Данная программа рассчитана на детей от 6 до 15 лет. Она помогает овладеть знаниями в конкурсных спортивных танцах. Учит дисциплине, воспитывает личность, уверенность в себе, а также пластичность, чувство координации, ритмичность, эстетику движения.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей от 6 до 15 лет.
Объём и срок освоения программы.
Данная программа рассчитана на 1 месяц.
Объем программы – 24 часа
Формы обучения.
Форма обучения – дистанционная
Особенности организации образовательного процесса.
Условия формирования учебных групп - до 14 человек;
Состав групп – постоянный.
Режим занятий. 5 занятий в неделю, 1 час по 30 минут.
Цель и задачи.
Основной целью программы является закрепление материала, пройденного за учебный год, и подготовку обучающихся к следующему году.
Образовательная программа ставит перед собой задачи: образовательные, развивающие, воспитательные
- формирует познавательные способности: память, внимание, мышление (умение наблюдать, сравнивать, анализировать);
- развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координационные способности;
- укрепляет здоровье детей, их всестороннее физическое развитие;
- развивает чувство ритма, темпа, исполнительских навыков в танце, художественно-творческие способности и художественный вкус;
- формирует красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз;
- развивает у детей активность, инициативу, умение преодолевать трудности, закаляют волю детей;
- учит взаимодействовать со взрослыми, сверстниками и противоположным полом;
- учит радоваться спехам других, вносить вклад в общий успех.
Содержание программы.
Учебно-тематическое планирование распределения учебных часов.
Раздел |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. |
Беседа |
1 |
1 |
- |
2. |
Музыкально-ритмические занятия |
7 |
1 |
6 |
3. |
Упражнения на согласование движений с музыкой |
4 |
1 |
3 |
4. |
Дыхательная гимнастика |
4 |
1 |
3 |
5. |
Силовые упражнения |
4 |
1 |
3 |
6. |
Детский танец |
4 |
1 |
3 |
|
Всего |
24 |
6 |
18 |
Содержание изучаемого курса.
Основная задача – дать детям первоначальную хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма и сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий спортивными бальными танцами.
1 раздел: Беседа.
Теория: Знакомство с объединением и педагогом. Понятия «бальный танец» и «спортивный танец». План работы группы.. Информация о танцевальной форме и обуви. Правила сценического костюма.
Практика: Показательные выступления старших учебных групп. Демонстрация танцевальной формы, обуви и костюмов.
2 раздел: Музыкально-ритмические занятия.
Теория: Изучение понятий «постановка корпуса», «интервалы», «направления движений», «диагональ», «шахматный порядок», «ряд», «линия». Знакомство со своим телом и его возможностями. Правила исполнения простейших хореографических элементов на месте и в движении по кругу и диагоналям.
Практика: Упражнения по кругу:
- шаг с носка;
- шаг на полу пальцах;
- шаг на пяточках;
- шаг на внутренней и внешней части стопы;
- марш;
- подскоки;
- галоп;
- бег.
Стационарные упражнения:
- наклоны головы;
- работа плеч;
- движения кистей, локтевых суставов, махи руками;
- наклоны корпуса;
- вращение бедер;
- «plié – releve»;
- «tempslevesautee».
Упражнения по диагонали:
- танцевальный шаг;
- шаг польки;
- бег с поднятием колен;
- галоп в повороте.
3 раздел: Упражнения на согласование движений с музыкой.
Теория: Изучение понятия «музыкальный счет, ритм, темп», «такт», «музыкальный размер», понятие «музыкально-двигательный образ». Детям предлагается, прослушав музыкальный материал, воспроизвести настроение музыки с помощью движений, используя разученную хореографию, а также своего собственного сочинения. Придумать образ, в котором участник продемонстрирует задание.
Практика: Игра «море волнуется».
4 раздел: Дыхательная гимнастика.
Теория: Объяснение детям о правилах дыхания во время исполнения хореографических элементов.
Практика: упражнения:
- «portdebras»;
- «хап»;
- «крылья»;
- «сон».
5 раздел: Силовые упражнения.
Теория: Изучение понятий «физическое строение тела», «мышечный корсет».
Практика: упражнения:
- приседания;
- планочка.
6 раздел: Детский танец.
Теория: Формирование умений быстро сочетать различные хореографические движения, удерживая рисунок танца, интервалы, постановку корпуса, позиций ног, рук, головы. Объяснение исполнений тех или иных танцевальных элементов, хореографических перестроений, перевоплощение в различных героев танцев.
Практика: танцы:
- «Раз ладошка, два ладошка»;
- «Зайки»;
- «Мишка косолапый»;
- «Буги вуги»;
- «Смени пару»;
- «Прогулка».
Планируемые результаты
1. Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
2. Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
3. Развитие креативных способностей в двигательной сфере.
4. Повышения уровня: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.
5. Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий».
Календарный учебный график.
№ п/п |
Месяц, число |
Время проведения занятий |
Форма занятий |
Количество часов |
Тема занятий |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
01.06 |
16.00 |
групповая |
1 |
Беседа |
|
опрос |
2 |
02.06 |
16.00 |
групповая |
1 |
Музыкально-ритмические занятия |
|
наблюдение |
3 |
03.06 |
16.00 |
групповая, индивидуальная работа |
1 |
Музыкально-ритмические занятия |
|
наблюдение |
4 |
04.06 |
16.00 |
групповая |
1 |
Музыкально-ритмические занятия |
|
наблюдение |
5 |
5.06 |
16.00 |
групповая |
1 |
Музыкально-ритмические занятия |
|
наблюдение |
6 |
08.06 |
16.00 |
групповая |
1 |
Музыкально-ритмические занятия |
|
наблюдение |
7 |
09.06 |
16.00 |
групповая |
1 |
Музыкально-ритмические занятия |
|
наблюдение |
8 |
10.06
|
16.00
|
групповая |
1 |
Музыкально-ритмические занятия |
|
наблюдение |
9 |
11.06 |
16.00 |
групповая |
1 |
Упражнения на соглосование движений с музыкой |
|
наблюдение, опрос |
10 |
15.06 |
16.00 |
групповая |
1 |
Упражнения на соглосование движений с музыкой |
|
наблюдение, опрос |
11 |
16.06 |
|
групповая |
|
Упражнения на соглосование движений с музыкой |
|
наблюдение, опрос |
12 |
17.06 |
|
групповая |
|
Упражнения на соглосование движений с музыкой |
|
наблюдение, опрос |
13 |
18.06 |
|
групповая |
|
Дыхательная гимнастика |
|
наблюдение, опрос |
14 |
19.06 |
|
групповая |
|
Дыхательная гимнастика |
|
наблюдение, опрос |
15 |
22.06 |
|
групповая |
|
Дыхательная гимнастика |
|
наблюдение, опрос |
16 |
23.06 |
|
групповая |
|
Дыхательная гимнастика |
|
наблюдение, опрос |
17 |
24.06 |
|
групповая |
|
Силовые упражнения |
|
наблюдение, опрос |
18 |
25.06 |
|
групповая |
|
Силовые упражнения |
|
наблюдение, опрос |
19 |
26.06 |
|
групповая |
|
Силовые упражнения |
|
наблюдение, опрос |
20 |
29.06 |
|
групповая |
|
Силовые упражнения |
|
наблюдение, опрос |
21 |
30.06 |
|
групповая |
|
Силовые упражнения |
|
наблюдение, опрос |
22 |
01.07 |
|
групповая |
|
Детский танец |
|
наблюдение, опрос |
23 |
02.07 |
|
групповая |
|
Детский танец |
|
наблюдение, опрос |
24 |
03.07 |
|
групповая |
|
Детский танец |
|
наблюдение, опрос |
Условия реализации программы
Формы и методы обучения.
В работе с коллективом используются формы – групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, индивидуальные, коллективные.
Методы: наглядные, словестные, практические, репродуктивные.
1. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.
2. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и новогодние праздники, и мамин бал, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.
3. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Сознательная дисциплина это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
4. Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.
5. Совместный просмотр и совместное обсуждение выступлений лучших танцевальных дуэтов России и мира.
6. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Необходимо остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера.
7. Творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.
8. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля, окончание учебного года и т.д.).
9. Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в турнирной деятельности коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей.
Дидактические принципы.
· Принцип доступности и индивидуализации.
Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка, и в связи с этим – определение посильных для него заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени трудности задания. Доступность не предполагает отсутствие трудностей, а наоборот, возможность их успешного преодоления путем физических и психологических усилий ребенка. Индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого ребенка имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача этого принципа состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки ребенка. Иногда выполнение робким ребенком ведущих ролей или показ какого-либо упражнения по заданию педагога освобождает его от застенчивости, вызывает интерес к занятиям.
· Принцип постепенного повышения требований.
Основные условия этого принципа заключается, а постановке перед ребенком и выполнения им все более трудных новых заданий: в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Повышение требований приводит к положительным результатам, когда связанные с ними нагрузками посильны ребенку, не превышают функциональных возможностей организма ( соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям). Обязательным условием также являются последовательность, регулярность, чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям, должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
· Принцип систематичности.
Этот принцип – один из ведущих. Систематичность заключается в непрерывности и регулярности. При прекращении систематических занятий, их перерыве, наблюдается снижение уже достигнутого уровня возможностей. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. Иначе часто бывает так: сегодня ребенок занимается, а завтра не хочет, недельку-другую пропустит, и вновь приходит на занятия. Такая позиция совершенно недопустима. И даже дело здесь не в том, что у ребенка в процессе занятий должно выработаться понимание того, что все, что он делает, нужно делать добросовестно и доводить до конца.
· Принцип сознательности и активности.
В процессе обучения чрезвычайно важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная активная деятельность ребенка находятся в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнять, и почему именно так, а не иначе.
· Принцип повторности материала.
Хореографические занятия требуют повторения, вырабатываемых двигательных навыков. Для эффективности повторения необходима такая система, при которой усвоенное сочетание с новым, т.е. когда процесс повторения имеет характер вариативности. Изменение упражнения, разнообразие методов и приемов их выполнения вызывает у детей внимание, интерес, положительные эмоции.
· Принцип наглядности.
Использование этого принципа в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие, всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающих действительностью. При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практического показа движений педагогом. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии определенного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
Все рассмотренные принципы по своему содержанию взаимопроникающие и частично совпадают. Все они отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося по существу единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Поэтому все указанные принципы могут быть реализованы при условии их взаимосвязи.
Формы контроля, проверки усвоенных знаний, умений, навыков.
- наблюдение;
- опрос;
- письменные задания (диктанты по написанию фигур и композиций);
Методическое обеспечение
1. Спортивный инвентарь
2. Спортивные тренажеры
3. Мультимедийные презентации
4. Компьютер
Литература
Основная для педагога:
· С.Л. Слуцкая «Теория и методика преподавания основ хореографического искусства» - Тольятти «Развитие через образование» 2001 г.
· Программа «Ритмика и аэробика для начальной и средней школы» - Москва «Просвещение» 1997 г.
Основная для обучающегося:
· Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать» - Москва гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2004 г.
· Л. Раздрокина «Танцевально-игровые тренинги» - Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.