«Увлекательные ребусы»
Программа краткосрочной образовательной практики
для детей старшего дошкольного возраста
(четыре встречи)
Автор:
Воспитатель
Бачурина Ольга Владимировна
Пермь, 2024 год
Аннотация для родителей
Краткосрочная образовательная практика «Увлекательные ребусы» - интересное занятие. Здесь ребёнок становится как бы исследователем: ему необходимо напрягать свой ум, размышлять, применять свои знания. Ребусы способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, логическое мышление, развивают остроту ума.
Цель: Обучение детей решению и составлению ребусов.
-умения пользоваться логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация;
-умение вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления;
-умение развивать концентрацию внимания.
Отработать умения решать ребусы.
Количество встреч: 4
Количество детей: 10 детей
Оборудование:
1 встреча: Иллюстрации с правилами ребусов карандаши, бумага.
2 встреча: Карандаши, бумага, картинки ребусов.
3 встреча: Карточки с логическими задачками, карточки с играми на внимание, ребусы, карандаши, бумага.
4 встреча: Жетоны для викторины, карточки с ребусами.
Ожидаемый результат: Сформирован навык решения ребусов.
Тематический план занятий
№ встречи |
Тема
|
Задачи |
Содержание |
1 |
«Понятие «ребус» и правило их решения» |
Дать понятие - «ребус»; познакомить с правилами и алгоритмом решения ребусов; расширять интерес детей к решению ребусов.
|
«Мозговая гимнастика»; беседа с детьми о том, что такое ребус и какие они бывают; для чего и как их решать, физкультминутка; работа с простыми ребусами. |
2 |
«Составление ребусов» |
Познакомить детей с приёмами и правилами составления ребусов; развивать воображение; закрепить алгоритм решения ребусов; упражнять в решении и составлении ребусов. |
«Мозговая гимнастика»; правила составления ребусов; примеры их составления; весёлая игра в слова; работа с ребусами. |
3 |
«Логические приёмы: сравнение, обобщение, классификация» |
Познакомить детей с логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация; закрепить алгоритм составления ребусов; развивать концентрацию внимания. |
«Мозговая гимнастика»; знакомство с логическими приёмами (сравнение, обобщение, классификация); решение логических задачек ; игра на концентрацию внимания; самостоятельная работа с ребусами. |
4 |
«Игра-викторина: Путешествие в царство Логики» |
С помощью заданий заинтересовать детей, побуждая их творчески мыслить; учить работать в группах; отработать умение решать ребусы. |
Сюрпризный момент; деление детей на две команды, выполнение заданий викторины на составление и решение ребусов; рефлексия. |
Конспект встречи 1:
Воспитатель:
Каждый из вас, ребята, не раз слышал такое слово: «кроссворд» и не раз мы с вами учились их разгадывать. Давайте сегодня разгадаем вот это кроссворд и узнаем тему нашего занятия.
Кроссворд: «Загадочный».
§ Кланяется, кланяется, домой придёт растянется (топор).
§ Что же это за девица, не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель)
§ Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою, я с радостью этим зверям отдаю – (зубы).
§ То назад, то вперёд, ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявил море (утюг).
§ Между 2-х светил сижу я один – (нос).
Дети вписывают последнюю и первую букву слова-отгадки в клеточки, и читают получившееся слово РЕБУС.
Воспитатель:
Что означает слово «ребус»? – ребёнок читает стихотворение про ребус.
-Да, это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и знаков. Для того, чтобы прочесть, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все предметы, изображённые на картинке и понять, какой знак что означает.
Вот, например: такой рассказ. В нём не всё, а только некоторые слова заменены рисунками, но он уже напоминает ребус.
Дети читают рассказ.
Воспитатель:
А вот в этой головоломке нужно сложить первые буквы нарисованных предметов и прочитать, что получилось.
Дети вписывают в клеточки 1-ю букву изображённых предметов, полученные слова читают.
Воспитатель:
Если бы все ребусы были такими простыми, отгадывать бы их мог легко каждый, на деле они сложнее.
Сейчас мы с ребятами покажем, как мы научились разгадывать самые простые ребусы.
На столе разложены разные ребусы, дети берут любой и самостоятельно объясняют правило разгадывания.
o Если предмет на рисунке перевёрнут, его название читают справа налево (наоборот)
o Если впереди рисунка стоит запятая (одна или несколько), то не читается первая буква слова, если запятая стоит после рисунка, не читается последняя буква слова.
o Если одна буква изображена в другой, то читается так……
o Если стоит цифра и буква, то читаются и цифры и буквы.
o Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая буква, её надо читать вместо зачёркнутой.
o Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, её не надо вообще читать.
o Если рядом с рисунком изображают буквы, читается так…..
Воспитатель:
А сейчас предлагаем нашим гостям отгадать несколько ребусов.
Гости отгадывают предложенные воспитателем ряд ребусов.
Воспитатель:
Вы сегодня хорошо занимались, и я хочу вас похвалить каждого, но это слово я зашифровала, вы должны его сами отгадать.
Раздаются карточки на каждого ребёнка разные.
Дети вписывают буквы и читают слово: МОЛОДЕЦ.
ВОТ И ПОДОШЛО К КОНЦУ НАШЕ ЗАНЯТИЕ, КАЖДЫЙ ИЗ ВАС: МОЛОДЕЦ!
Конспект встречи 2:
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с разными ребусами и правилами их решения. Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в город АБВГДейка. Жителям этого города нужна наша помощь. Дочка злодейки Опечатки Путаница навела в городе беспорядок. Перемешала буквы, числа, картинки, знаки. Жители АБВГДейки хотят, чтобы мы в этом беспорядке нашли слова. Вы видите здесь слова? (нет) Хотите научиться их находить, чтобы навести порядок? (да). Тогда в путь! Из чего составляются слова? (из букв). Давайте вспомним наши буквы, споём песенку «Алфавит».
Разминка.
(Звучит песня «Алфавит», дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.)
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)
З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)
П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)
Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)
Воспитатель: А теперь я предлагаю найти спрятанное словечко: «7 я». У каждого из вас есть такое задание на столах. В пустые клеточки вам нужно напечатать буквы зашифрованного слова. (дети пытаются выполнить работу, кто как сможет). Принесите свои работы на доску.
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как вы думаете, почему результаты получились разные? (или вообще не получились) – (ответы детей: мы не умеем расшифровывать слова).
Воспитатель: Что вы заметили в этих заданиях, кроме букв? (цифры, картинки, знаки). Как вы думаете, они могут нам помочь составить слово? (да)
Значит, что мы с вами сегодня будем учиться делать? (будем учиться составлять слова, используя картинки, числа, знаки)
Воспитатель: Зашифрованные слова, которые состоят из букв, картинок, различных знаков, они называются ребусы. Значит, сегодня мы с вами будем учиться разгадывать ребусы. Их разгадывать очень интересно. Давайте рассмотрим эти ребусы:
Из чего состоит 1-ый ребус? (число и буква)
2-ой ребус? (картинка и буква)
3-ий ребус? (стрелочка и буква)
Какое число указано в 1-ом ребусе? (40)
Превратим это число в слово “сорок”
Что ещё есть в нашем ребусе? (буква А)
Добавим букву “А”. Запишем. Прочитаем новое слово: СОРОКА.
Прежде чем разгадывать следующие ребусы проговаривается план расшифровки:
Что мы делаем вначале? (рассматриваем ребус)
Далее? (превращаем)
Затем? (записываем)
В-четвертых? (читаем полученное слово)
Используя план, разгадывается 2-ой ребус, затем 3-ий ребусы (с хоровым проговариванием).
Воспитатель: Давайте разгадаем ребус 100л. Разгадывается вместе с детьми по плану с проговариванием. 2-ой ребус разгадайте сами, проговаривая друг другу. 3-ий ребус разгадайте сами, проговаривая друг другу.
Воспитатель: Попробуйте самостоятельно разгадать 2 ребуса
Сравните свои ответы с ответами на доске
У кого получилось отгадать оба слова?
У кого получилось отгадать одно слово?
У кого вообще не получилось задание?
Как вы думаете, почему не получилось?
(Слайд 13). Что нужно сделать, чтобы прочитать эти предложения? (разгадать ребусы) Прочитайте. Составьте схему второго предложения.
Сколько в нем слов?
С какой буквы пишется первое слово в предложении?
Какой знак нужно поставить в конце предложения?
Молодцы, ребята!
Воспитатель:
Что такое ребус? (зашифрованное слово)
Что нужно сделать, чтобы разгадать ребус? (повторение плана расшифровки)
Как вы считаете, вы научились разгадывать ребусы? (да)
Молодцы! Мы помогли жителям города АБВГДейка навести порядок после шалостей Путаницы. Они говорят вам спасибо! А наше путешествие по АБВГДейки подошло к концу.
Конспект встречи 3:
Решение логических задачек ; игры на концентрацию внимания; самостоятельная работа с ребусами.( См. приложение к 3 занятию)
Конспект встречи 4:
Сюрпризный момент; деление детей на две команды.
1 гейм «Дальше, дальше, дальше».
Команды получают по 1 очку если ответили верно.
Вопросы для 1 команды.
1. Сколько месяцев в году? (12)
2. Корова в детстве? (теленок)
3. Колобок, обросший иглами? (еж)
4. Дом автомобиля? (гараж)
5. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
6. У какого сказочного героя смерть была на конце иглы? (у Кащея)
7. Ребенок козы? (козленок)
8. Зимой и летом одним цветом? (елка)
9. В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)
10. В какое время года появляются подснежники? (весной)
11. Что значит «прикусить язык)? (замолчать)
12. Какой первый день недели? (понедельник)
13. Имя мальчика которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
14. Прибор для измерения времени? (часы)
15. Пальто, платье, свитер это...(одежда)
Вопросы для 2 команды.
1. Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой)
2. Сколько дней в недели? (7)
3. Курица в детстве? (цыпленок)
4. Дом скворца? (скворечник)
5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
6. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
7. Мама ягненка? (овца)
8. Висит груша нельзя скушать? (лампа)
9. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
10. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
11. Что значит «бить баклуши»? (бездельничать)
12. Первый месяц года? (январь)
13. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)
14. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина)
15. Сапоги, туфли, ботинки это...(обувь)
2 гейм «Не зевай, помогай».
За правильный ответ 1 очко.
1.От чего кошка бегает а не летает? (крыльев нет)
2. Жгучая трава? (крапива)
3. Какого камня на морском дне не найдешь? (сухого)
4. Дом мышки? (нора)
5. Без чего хлеба не испечешь? (без корки)
6. Центр бублика? (дырка)
7. В какую землю капусту сеют? (сеют семена капусты, а не капусту)
8. Горький, а наоборот...(сладкий)
9.За чем во рту язык? (за зубами)
10. Утренняя еда? (завтрак)
11.Какая женщина не смотрится в зеркало? (слепая)
12. Как называется деревня Дяди Федора и кота Матроскина? (Простоквашино)
13. Назовите 5 дней не называя дней недели и чисел.(позавчера, вчера, сегодня, завтра, после завтра).
14.Сколько на березе яблок, если 8 сучков на каждом сучке по 5 яблок? (на березе яблоки не растут)
15.Что мы видим, когда спим? (сон)
16.Не горит, а гасить приходится? (долг)
17. Если стол выше стула, то стул...(ниже стола).
3 гейм «Ты мне – Я тебе».
Команды задают друг другу по очереди по два ребуса. За правильный ответ 5 баллов.(Приготовить карточки с ребусами)
.
Подведение итогов и объявление результатов викторины. Чествование победителей. Вручение детям сертификатов о прохождении краткосрочной образовательной практики.
Литература:
Волина В.В. Учимся играя. – М., Новая школа, 1994.
Карпенко М.Т. Сборник загадок и ребусов. М., 1988.
Приложение
Семья.gif
6-001.gif
Булка.gif
Колобок.gif
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.