Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №18 для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»
г. Перми
Краткосрочные курсы
«Юные краеведы»
Для учащихся 6 классов.
Выполнила: Разина Лилия Владимировна
Учитель труда (столярное дело)
Пермь 2022-2023 г.
Пояснительная записка
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Образовательная программа дополнительного образования дошкольников «Юные краеведы» разработана на основе методических разработок, рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр. При составлении программы учитывались интересы детей данного возраста, основные положения программы ФГОС.
Программа носит вариативный характер.
Процесс обучения детей ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации ребенка в системе дополнительного образования детей, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу обучающихся.
Данная программа может быть успешно реализована при наличии необходимой материально-технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности как самого педагога, так и детей.
Программа «Юные краеведы» по содержательной, тематической направленности является краеведческой, по функциональному предназначению досуговой, по форме организации массовой, по времени реализации краткосрочной.
Программа ориентирована на младший и средний возраст обучающихся 7 – 13 лет.
Новизна. Данная программа способствует тому, чтобы к знаниям, получаемым в школе, прибавлялись еще и те, которые по каким-либо причинам не охвачены. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, формируются межпредметные связи. Присутствует практическая деятельность обучающихся. В результате освоения программы, обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами родного города Пермь; оценки их эстетической и исторической ценности; ориентирования на полуострове; поиска нужной информации о родном городе.
Актуальность. Досуг – это свободное от занятий время. Правильная организация досуга играет неоценимую роль в развитии личности ребёнка. Проблема занятости детей, организация досуга, способствующего развитию и воспитанию личности учащихся, была и остается актуальной. Развитие личности учащихся должно происходить как в учебно-познавательной деятельности, так и в свободном общении, в организации разнообразной деятельности детского коллектива, неразрывно связано с воспитанием. Этот процесс должен быть целенаправленным.
Педагогическая целесообразность. Досуговая деятельность в большей степени ориентирована на самоорганизацию воспитанников. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что реализация ее дает возможность детям расширить и укрепить знания о родном крае, его исторических достопримечательностях, учитывая также эстетическое развитие через ознакомление с мероприятиями, проводимыми в Перми, развивающими внутреннюю красоту ребенка. На сознание детей воздействуют исторические события, огромнейшая историческая, природная и культурная значимость родного края и собственное образовательное, культурное и физическое развитие, что способствует уверенности ребенка в том, что он растет достойным гражданином своей страны.
Данная программа осуществляет организацию свободного досуга детей и играет роль благоприятной сферы в решении ряда задач нравственного, интеллектуального и эстетического формирования личности ребёнка.
Вид программы - краткосрочная
Цель программы: Создание возможностей для удовлетворения познавательного интереса обучающихся, оздоровительных мероприятий в игровых мероприятиях, развитие творческих, интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей.
Задачи:
Обучающие:
- развить познавательный интерес воспитанников;
- расширить область знаний воспитанников по краеведению;
- обучить правилам хорошего тона, общения.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, честность, добросовестность;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ;
Развивающие:
- содействовать развитию всесторонне развитой личности;
- развить познавательные процессы детей.
Объем и срок освоения программы: реализация программы будет осуществляться с 01 сентября по 23 мая 2022, общее количество учебных часов – 34.
Формы обучения: получение нового материала, практические занятия, игры.
Режим занятий: один раз в неделю
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Результативность усвоения программы отслеживается по итогам викторины.
Планируемые результаты
- примеры взаимодействия природы и человека;
- норм морали и культурного поведения, общечеловеческих ценностей;
- меры охраны окружающей среды;
- основных средств общения, основ зрительской культуры;
- правил общей культуры, коммуникативной способности;
Умения:
- видеть, выделять прекрасное в природе;
- умение жить в коллективе;
- владение нормами морали и культурного поведения;
- умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
Навыки:
- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел.
- здорового образа жизни: выполнение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, двигательный режим;
- приобретение навыков этикета, культуры поведения.
Учебный план
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
|||
Тео-рия |
Прак-тика |
Всего |
||||
Раздел 1. Введение. |
1 |
1 |
2 |
|||
Раздел 2. С чего начинается Родина? |
2 |
2 |
4 |
|||
2.1 |
Моя семья |
1 |
1 |
2 |
||
2.2. |
Я горжусь моей малой Родиной |
1 |
1 |
2 |
коллаж |
|
Раздел 3. Будущее невозможно без прошлого |
3 |
3 |
6 |
|||
3.1. |
Пермь – земля героическая |
1 |
1 |
2 |
Выставка писем-треугольников |
|
3.2. |
Юбиляр 2023 года – Пермь 330 лет |
1 |
1 |
2 |
||
3.3. |
Почему наш народ победитель? |
1 |
1 |
2 |
||
Раздел 4. Пермь – родина наша, и нет земли краше! |
6 |
8 |
14 |
|||
4.1. |
Исторические справки о Перми |
1 |
1 |
2 |
||
4.2 |
Памятник героям фронта и тыла. |
1 |
1 |
2 |
Фото – экскурсия |
|
4.3 |
Легенда о Пермском медведе. |
1 |
1 |
2 |
Фото – экскурсия |
|
4.4 |
Пермяк соленые уши |
1 |
1 |
2 |
Фото – экскурсия |
|
4.5 |
Музей пермской артиллерии |
1 |
1 |
2 |
Фото – экскурсия |
|
4.6 |
Все лучшее о Перми |
1 |
1 |
2 |
||
4.7 |
Радуга детства (выставка работ ) |
- |
2 |
2 |
коллаж |
|
Раздел 5. Я для родины сильным, здоровым расту |
4 |
4 |
6 |
|||
5.1 |
Режим дня – залог здоровья |
1 |
1 |
2 |
||
5.2 |
Прогулки, игры на свежем воздухе |
1 |
1 |
2 |
||
5.3 |
На зарядку становись! |
1 |
1 |
2 |
||
Итоговое занятие |
1 |
1 |
2 |
викторина |
||
Итого |
16 |
18 |
34 |
Содержание программы:
Раздел 1. Введение.
Туристско-краеведческая деятельность обучающихся.
Раздел 2. С чего начинается Родина?
Теория. Понятие о родословной, поколении, предках, потомках. Что может показать фамилия при исследовании истории семьи. Семейные традиции, реликвии, увлечения. Воспитание чувства гордости за свое село, привитие любви к своей улице, дому, воспитание уважения и заботы к родным местам.
Практика. Составление родословной своей семьи, исследование своей фамилии, составление коллажа семейных традиций, увлечений, реликвий. Составление видеорассказа о любви к своему селу, его красоте, достопримечательностям.
Раздел 3. Будущее невозможно без прошлого.
Теория. Знакомство с военным прошлым пермской земли. Воспитание гордости и уважения к героическому прошлому советского народа, памятниками и ветеранам Великой Отечественной войны. Изучение биографии и подвигов Героев Советского Союза. Знакомство с понятием «подвиг». Воспитание чувства ответственности за свою землю, родину.
Практика. Изготовление военного письма-треугольника. Составление устного мини-сочинения (видео) о понимании слова «подвиг»
Раздел 4. Пермь– родина наша и нет земли краше.
Теория. Знакомство с интересными историческими справками о Перми, достопримечательностями, историческими и красивейшими местами нашей родины.
Практика. Составление коллажа на тему: «Я люблю Пермь» согласно темам раздела.
Раздел 5. Я для родины сильным, здоровым расту.
Теория. Привитие здорового образа жизни, понимание выполнения режима дня, правильного питания, значения пребывания на свежем воздухе, активного образа жизни, воспитание в себе полноценного, здорового, социально-активного гражданина.
Практика. На протяжении периода летней программы выполнять правила здорового образа жизни: соблюдение режима дня, следить за здоровым питанием и проводить с интересом и пользой время на свежем воздухе.
Формы аттестации/контроля.
Викторина «Родина моя – Пермь»
Условия реализации программы: педагог, компьютер, колонки, выход в Интернет.
Интернет - источники
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.