муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 комбинированного вида» города Новосибирск
Краткосрочный проект
«Путешествие в страну весёлых фигур»
Воспитатель:
Шваюк Е.А.
г. Новосибирск
2021 год
Паспорт проекта
Актуальность
Каждый ребенок гениален. Главная задача взрослых – помочь ему это узнать и признать. В дошкольный период детства ребенок готов к интеллектуальному подвигу, поэтому взрослым нужно мягко и аккуратно способствовать развитию его естественных способностей. Поэтому необходимо сделать процесс знакомства с геометрическими фигурами творческим и интересным, не требовать от ребенка невозможного и всегда давать ему пространство для фантазии.
Сравнивая разные характеристики окружающих предметов, находя сходство и различия, ребенок развивает свои аналитические способности, учится пространственному мышлению.
Знание основ геометрии полезно для общего развития ребенка, расширения его кругозора и расширения словарного запаса.
Без знания геометрических фигур ребенок не сможет добиться успеха и в других видах деятельности: конструирование, рисование.
Знакомить малыша с формами можно различными способами, но, пожалуй, самый интересный и эффективный — в игровой форме.
Тип проекта: информационно - творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Руководитель проекта: Шваюк Е.А.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники средней группы, родители (законные представители) воспитанников.
Тема проекта «Путешествие в страну весёлых фигур»
Цель проекта воспитанники, свободно владеющие знаниями о геометрических фигурах в рамках своих возрастных способностей и активно применяющие свои знания в различных видах познавательно - творческой деятельности
Задачи проекта
Продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб).
Развивать у детей творческие способности, способность к аналитической деятельности, умение классифицировать.
Развивать интерес воспитанников к аппликации.
Формировать у детей навык рассказывания по альбому «Забавные фигуры».
Развивать коммуникативные навыки.
Новизна проекта заключается в реализации системы воспитания и обучения детей, способных к использованию элементарных геометрических представлений в самостоятельной творческой деятельности.
Принципы реализации проекта
Принцип научности:
отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники;
формирование умений наблюдать и анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, рассказывать и т.д.
Принцип доступности и нарастающей трудности: правильный переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. Учет уровня развития каждого воспитанника и индивидуальной скорости продвижения при овладении новыми знаниями и
умениями.
Принцип системности и последовательности
заключается в передаче нового материала в неразрывной последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прокладывало дорогу для завтрашнего (Я. А. Каменский)
Принцип демократизации:
индивидуально – ориентированный характер образовательного процесса; взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и воспитанников; вовлечение родителей (родители равноправные участники педагогического процесса) в организацию жизнедеятельности твоспитанников в ДОУ.
Предметно – средовой принцип:
организация среды, соответствующей потребностям деятельного ребенка. Все предметы доступны детям. Оснащение центров изменяется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Принцип учета возрастных особенностей.
Принцип взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
Формы реализации проекта
- совместная деятельность в режимных моментах;
- творческая деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Ожидаемый результат
Воспитанник:
- закреплены знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрических формах (шар, квадрат) ;
- развиты конструктивные способности, способность к аналитической деятельности, умение классифицировать;
- закреплён интерес к познанию, созданию нового, необычного;
- развивается воображение и коммуникативные навыки
Родители:
- обогащены детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- помощь своим детям в запоминании стихотворений о геометрических фигурах
2. Содержательная часть
Этапы работы
Подготовительный этап:
1. Создание проблемной ситуации.
2. Планирование работы с детьми в воспитательно – образовательном процессе по данной теме.
3. Подбор картинок, иллюстраций, создание новых рисунков на тему "Геометрия для малышей".
4. Создание картотеки стихов, загадок, сказок, дидактических игр о геометрических фигурах.
5. Сбор информации и готовых материалов для новых математических игр.
Основной этап
1. Чтение и анализ художественных произведений о геометрических фигурах "Белочка и фигуры"
2. Беседы с детьми "Откуда к нам пришли геометрические фигуры", "Предметы вокруг нас"
3. Решение проблемных ситуаций "Приготовь салат для Ёжика", "Займи место в своём вагоне".
4. Разучивание стихов, отгадывание загадок о геометрических фигурах.
5. Рассматривание тематических картинок "Такие интересные и обычные", «На что похоже».
6. Дидактические игры "Узнай фигуру по описанию", "Укрась рукавичку", "Найди домик для фигуры"
7. Подвижные игры, динамические паузы "Гаражи", "Воздушный шарик", "Найди своё место", "Снайперы", "Расставь
посты".
8. Сюжетно - ролевые игры "Магазин", "Добрый доктор Айболит"
9. Художественно - изобразительная деятельность: аппликации по замыслу "Забавные фигуры", рисование "Фигуры
вокруг нас", лепка "Светофор - всему голова", "Лепим мы куличики"
Сотрудничество с родителями.
Работа с родителями по оформлению творческого альбома "Забавные фигуры".
Совместное изготовление продукта проекта - лэпбука "Фигуры вокруг нас"
Заключительный этап:
1. Выставка творческих работ - аппликаций «Эти забавные фигуры».
2. Презентация развивающей среды (выставка рисунков, альбома "Забавные фигуры", лэпбука).
Оценочно – рефлексивный этап:
У воспитанников:
По результатам совместной организованной деятельности можно сделать вывод, в ходе реализации данного проекта:
- дети закрепили знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб);
- у детей сформировалось умение преобразовывать один математический объект в другой, умение классифицировать;
- повысился интерес к аппликации;
- у большинства воспитанников сформировались навыки рассказывания.
У родителей:
- осознали значимость совместной с детьми познавательно - творческой деятельности,
- стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
Вывод:
Воспитанники научились выбирать нужную геометрическую фигуру, исследовать ее, давать описание, находить в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения. В самостоятельной художественной и игровой деятельности дети способны использовать и преобразовывать свойства разных геометрических фигур. Совместно с родителями каждый ребёнок может сочинять сказки, рисовать рисунки, делать поделки, придумывать новые дидактические игры с опорой на приобретённые знания о геометрических фигурах.
Перспективный план работы по теме «Путешествие в страну весёлых фигур»
Образовательны е области |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Познавательное развитие |
Показ презентации «История фигур» Дидактическая игра: «Найди домик для фигуры» |
Рассматривание «Эти волшебные фигуры» Опытно – экспериментальная деятельность: «Почему круг катится, а квадрат нет?» |
Просмотр видео мультфильма «Я знаток фигур» Дидактическая игра: «Чудесные краски» |
Наблюдение «Фигуры в нашей жизни» Дидактическая игра: «Укрась рукавичку» |
Показ видео – ролика «Что такое геометрия» Опытно – экспериментальная деятельность «Сколько углов у треугольника?» |
Речевое развитие |
Чтение сказки "Белочка и фигуры" Словесная игра «Придумай геометрическую рифму" |
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Краски в природе» Заучивание пальчиковой гимнастики «Крыша, стены, оконца» |
Заучивание пальчиковой гимнастики «Палка, палка, огуречик» Словесная игра «Придумай продолжение» |
Чтение сказки К. Мацук «Разноцвет ное царство» Речевая игра «Раз, два, три - фигуру назови» |
Отгадывание загадок Чтение сказки "Ссора геометрических фигур" |
Художественно – эстетическое развитие |
Рисование "Волшебные фигуры |
Лепка "Светофор - всему голова" |
Аппликация "Собери новую фигуру" |
Оригами "Весёлые фигуры" |
Аппликация по замыслу "Забавные фигуры" |
Физическое развитие |
Подвижная игра «Найди своё место» |
Динамическая минутка «Пятнашки» |
Подвижная игра "Во саду ли в огороде" |
Подвижная игра «Фигурные флажки» |
Динамическая минутка «Изобрази фигуру» |
Социально – коммуникативное развитие |
Сюжетно – ролевая игра «Магазин» Труд в уголке науки и экспериментирова ния "Разложи по полочкам" |
Беседа: «Фигуры вокруг нас?» Труд в уголке конструирования Уход за фигурами - модулями. |
Сюжетно – ролевая игра «Фигуры на улицах города» Труд в уголке науки и экспериментирова ния "Собери новую фигуру из предложенных" |
Беседа: «Что нас окружает?» Труд в уголке науки и экспериментирова ния: уход за раздаточным материалом (геометрическими фигурами из пластика) |
Сюжетно – ролевая игра: «В гостях у Незнайки» Труд в уголке науки и экспериментирова ния "Посели фигуру в свой домик" |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.