Крещение Руси
Оценка 4.9

Крещение Руси

Оценка 4.9
Лекции
doc
история
10 кл—11 кл
18.10.2019
Крещение Руси
Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. Одним из важнейших факторов, обусловливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям. Религия издревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир и стала государством, приняв христианство от Византии, преодолев языческие верования. В течение длительного времени, вплоть до ХХ в., христианство останется доминантой культуры. Таким образом, история древнерусской культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России , то становится очевидным стремление многих историков и культурологов понять причины и характер происходивших в те времена резких смен социально культурных парадигм. Долгое время в научных кругах и в обществе была непоколебима идея о том, что введение христианства принесло русскому народу только пользу, поставило его на путь культурного развития, дало начало цивилизации. Актуальность теме придаёт тот факт, что в настоящее время некоторыми авторами ставится под вопрос, а во многом опровергается, вышеупомянутое утверждение. Спор учёных приводит нас к достаточно интересным выводам, которые заставили меня задуматься над сущностью как язычества, так и христианства, позволили переосмыслить сложившиеся в обществе представления об этих религиях и смене одной на другую. Это стало основанием для выбора данной темы как темы реферата. Кроме того, исследование основ христианства, причин, целей и последствий введения этой религии позволяет понять современное состояние российского общества и предсказать его будущее, что также сыграло не маловажную роль при выборе темы. Цель данного реферата - показать значимость крещения Руси и в тоже время разузнать действительно ли оно дало начало цивилизации или же погубило её.
крещениеdoc.doc
3 Содержание Введение.....................................................................................................................................4 1. Предпосылки принятия Русью христианства....................................................................6 2. Значение принятия христианства для отечественной культуры.....................................10 Заключение................................................................................................................................12 Список использованной литературы......................................................................................14 4 Введение Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана   с   историей   России.   Наше   культурное   наследие   складывалось   в   процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. Одним   из   важнейших   факторов,   обусловливающих   своеобразие   формирования российской   культуры   является   утверждение   на   Руси   православия   как   особой   ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям. Религия издревле  является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира была окружена народами, имеющими свою   письменность,   развитые   религии.   Она   стремилась   войти   в   этот   мир   и   стала государством,   приняв   христианство   от   Византии,   преодолев   языческие   верования.   В течение   длительного   времени,   вплоть   до   ХХ   в.,   христианство   останется   доминантой культуры.  Таким образом,  история древнерусской культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси  становится, таким образом, начальной точкой отсчета   национального   культурно­исторического   развития   России   ,   то   становится очевидным   стремление   многих  историков  и  культурологов  понять  причины  и   характер происходивших в те времена резких смен социально культурных парадигм.  Долгое время в научных кругах и в обществе была непоколебима идея о том, что введение христианства принесло русскому народу только пользу, поставило его на путь культурного развития, дало начало цивилизации. Актуальность теме придаёт тот факт, что в настоящее время некоторыми авторами ставится под вопрос, а во многом опровергается, вышеупомянутое утверждение.  Спор учёных приводит нас к достаточно интересным выводам, которые заставили меня   задуматься   над   сущностью   как   язычества,   так   и   христианства,   позволили переосмыслить сложившиеся в обществе представления об этих религиях и смене одной на 5 другую. Это стало основанием для выбора данной темы как темы реферата.  Кроме того, исследование  основ христианства,  причин, целей  и последствий  введения  этой  религии позволяет   понять   современное   состояние   российского   общества   и   предсказать   его будущее, что также сыграло не маловажную роль при выборе темы. Цель данного реферата ­ показать значимость крещения Руси и в тоже время разузнать действительно ли оно дало начало цивилизации или же погубило её. 6 1. Предпосылки принятия Русью христианства Верования   восточных   славян   IX­X   столетий   представляла   собой   сложное переплетение религиозных представлений религиозных представлений, человек поклонялся силам природы: воде, огню и землею. Поклоняясь, воде он верил в ее живительную силу, связывал плодородность земли с дождем, посланный небом. Представления про земной огонь издавна связывали с огнем небесным – солнцем, что дает тепло и свет. Верили в очищающую силу огня – отсюда и обычай прыгать через огонь в ночь Ивана­Купалы. С превращением   земледелия   в   основной   вид   хозяйства   и   с   изменением   в   связи   с   этим социальных отношений, человек чаще стал олицетворять те явления природы, с которыми был связан быт землероба. Земледельческий культ ярко отразился в праздниках в честь солнечного бога. Существует   два   расхожих   мнения   о   состоянии   духовной   культуры   славянских народов   нашей   страны.   В   первом   крещение   киевлян   рассматривается   современными церковными   авторами   как   начало   культурного   прогресса   древнерусского   общества,   — прогресса, сводящегося к простому усвоению византийских  эталонов культуры нашими предками,   якобы   не   имевшими   за   душой   ничего,   кроме   природной   гениальности, понимаемой   как   способность   к   быстрому   и   глубокому   усвоению   готовых   культурных форм.   С   другой   стороны   более   глубокий   анализ   культурного   наследия   нашей   страны показывает,   что   ко   времени   принятия   христианства   русское   искусство   находилось   на достаточно высокой ступени развития. Более тысячи лет русскому народному творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Между тем усвоение и творческое переосмысление элементов византийской культуры, попавших на Русь в ходе христианизации древнерусского общества (христианство в данном случае выступало   в   роли   простого   передатчика   этих   элементов),   стали   возможными   только потому, что в дохристианской Руси не было какого­то культурного вакуума, а существовал достаточно высокий уровень развития духовной культуры [1]. 7 Богословы   современного   русского   православия   стремятся   связать   воедино   два процесса:   христианизацию   Древней   Руси   и   возникновение   древнерусской государственности,   причем   связать   так,   чтобы   первый   процесс   воспринимался   как первооснова   второго.   Историки   же   считают,   что   Древнерусское   государство   возникло более, чем за столетие до крещение киевлян и стало исторической реальностью задолго до религиозной акции киевского князя Владимира Святославовича. Образование государства –   не   начало,   а   определенный   итог   общественного   развития,   переход   в   новое   качество, которому   предшествовал   продолжительный   подготовительный   период,   длительный процесс   постепенного   накапливания   количественных   изменений   в   общественной   жизни Древней Руси. Следовательно, становление русской государственности происходило в еще более   древние   времена.   К   тому   же   логично   предположить,   что   носильное   насаждение христианства   возможно   только   лишь   при   условии   единого,   сильного   государства. Известный   факт,   что   массовая   христианизация   встретила   яростный   отпор   со   стороны язычников [2]. При   князе   киевском   Владимире   (978­1015)   происходит   событие   величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси ­ принятие христианства. Приход к власти Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Но жизнь брала свое.   Русская   правящая   верхушка   прекрасно   понимала   необходимость   принятия христианства. И не случайно Владимир поставил на холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии найти опору государственного единства страны. Во­первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском   мире   языческой   окраиной   означало   изоляцию   от   всего   европейского сообщества стран [3]. К религиям (теистическим системам мировоззрения), оказывавшим существенное  влияние на ситуацию в Восточной Европе в X в., следует отнести: православие,  католичество и ислам. Русские «искатели веры» должны были представлять и вполне  представляли себе различия этих основных религий. Последнее неудивительно: киевские  купцы и воины постоянно бывали в Константинополе, сражались на Крите и в Малой Азии,  торговали с египтянами и сирийцами, ездили в Волжскую Булгарию и Хорезм. Принятие  определенной веры автоматически приводило и к ориентации на вполне определенные  группировки внутри страны. Поэтому предстоявший князю Владимиру «выбор веры» 8 легким не назовешь. А ведь у этой проблемы был и международный аспект, обусловленный  постоянными супер этническими контактами [4]. Сами обстоятельства «выбора веры» Владимиром широко известны и изложены в  «Повести временных лег». В соответствии с версией Нестора, князь, желая понять разные  исповедания, оправил своих посланцев в соседние земли и затем принял представителей  всех тогдашних учений. Насколько реальны эти подробности, нам не столь важно, ибо куда большее значение имеет приведенная Владимиром мотивировка своего решения креститься по греческому обряду [3]. Говоря о мотивах, учтем, что, кроме догматов, в любой религии существуют  обычаи, традиционно передаваемые из поколения в поколение. Такие обычаи для  новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особенно если эти книги  написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама — Коран — написана на  арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, например не пить вино, не есть  свинину, просты, но для славян были неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю,  князь делил трапезу с дружиной. Этот обязательный ритуал скреплял дружбу князя с  воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным  было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, гак как  вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал «буйства во  хмелю». Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино, но делали эго в узком  кругу родных и друзей, в публичные места являясь трезвыми. У них не было ритуалов  пиров и соответствующих им стереотипов поведения. В итоге мусульманским муллам  Владимир отказал известными словами: «Руси есть веселие пити...»[5]. Сложнее причины отказа Владимира немцам католикам. Его слова неясны: «Идите  откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Попробуем разобраться, что именно  «не приняли отцы». В середине X в. на Русь прибыл епископ Адальберт с миссией  крещения княгини Ольги и киевлян. Адальберт потерпел неудачу, но «не по своей  нерадивости» [6]. Известно, что в середине века на святой престол иногда всходили очень грешные  папы. В 955 г. на папский престол воссел шестнадцатилетний юноша, нареченный папой  Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Если бы папа был  только охотником, игроком, волокитой и пьяницей, то это было бы еще полбеды. Но 9 римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь древних языческих богов и пил за здоровье Сатаны. Конечно, вести о таких «подвигах» достигали Руси. Хронологическое  совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева случайностью быть не может. Поэтому традиция отвержения латинской веры и сознательного выбора греческой  действительно восходит к предкам Владимира на княжеском столе: княгине Ольге и ее  внуку Ярополку. А вот рассказ о приходе к Владимиру хазарских евреев — пример явного  литературного творчества Нестора. Евреи якобы признаются Владимиру: «Предана быть  земля наша хрестеяномъ». На самом деле в X в. Палестина была в руках мусульман.  Летописец сместил даты. Примечательно, что, по летописи, Владимир не обращался к  иудеям, а только принял их, чтобы прогнать. Следовательно, летопись Нестора фиксирует  последнюю попытку хазарских иудеев прибрать к рукам киевского князя, сделанную тогда, когда Хазарский каганат уже не существовал. Исход попытки известен: Владимир был  проницателен [7]. Военно­политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор  не только дал Владимиру сильного союзника — Византию, но и примирил его с населением  собственной столицы. Некоторое сопротивление крещению оказали на первых порах,  предпочитая язычество, Новгород и Чернигов. Но язычники Новгорода были сломлены  военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли  христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишь внешнеполитические  проблемы. В   988   году   на   берегу   Днепра   состоялось   самое   массовое   крещение   славян   за историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный,   или   нищий,   или   раб,   —   будет   мне   врагом».   Это   означало,   что   несогласные   с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом в другом государстве. Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».Спустя короткое время Киевская Русь была крещена [4]. 10 2. Значение принятия христианства для отечественной культуры Крещение   Руси   не   следует   представлять   себе,   как   одну   простую   перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений.  Большинство учёных считают, что принятие христианства  дало толчок развитию всех   сторон   жизни   общества,   в   особенности,   культуры. Они   говорят,   что   «вместе   с православным   христианством   на   Киевскую   Русь   пришла   византийская   культура   ­ архитектура, живопись, мозаика, литература, такие церковные жанры, как кондак, канон, тропать.   Их   использование   было   строго   регламентировано   по   порядку   и   тональности исполнения.   Церковные   и   светские   хоры   исполняли   десятки   христианских   песнопений. Византийская   архитектура   храмов,   сочетавшая   крестовую   и   купольную   конструкции, привела   к   созданию   крестово­купольных   культовых   сооружений.   На   Русь   пришёл   не изначально простой тип христианского храма, а внешне и внутренне обогащённый облик роскошно украшенного здания» [7].  Принятие   христианства   способствовало   широкому   распространению   на   Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые   библиотеки,   в   том   числе   монастырские   и   частные. 11 Новая   религия   связывала   Русь   с   христианской   Европой,   способствовала расширению   контактов   как   политических   (в   том   числе   и   династические   браки),   так   и торговых, что укрепляло международное положение Руси [1]. Другие же учёные считают, что христианизация Руси стала началом не только её порабощения, но и моральной деградации. Человек стал «собственником» и «вещистом», подчинённым   своим   потребностям,   не   желающим   развивать   свой   внутренний   мир   и пытающийся заменить его внешней псевдокультурой.  Как я уже говорилось, в христианстве процветает культ смирения и повиновения, поэтому распространение этой религии фактически является порабощением народа. Для закрепления христианства нужно было создать идеологическую среду, в которой уже сами начали   бы   формироваться   сторонники   новой   религии.   Но   для   этого   нужно   было уничтожить памятники прежней культуры. Совместными действиями светской власти и церкви это и было сделано. Теперь можно было создавать «новое» общественное сознание, чем и занялось духовенство при поддержке власти. Повсеместное открытие библиотек, перевод иностранных и создание собственных книг (а почти все они были религиозного содержания) собственно это и подтверждают [5]. Древние люди жили не воюя, а на природе, считая себя её частью. А так как и язык их сложился на природе, то мудрость в нашем языке. Что же сделали Кирилл и Мефодий? Во­первых   никакую   письменность   они   не   создали:   у   славян   задолго   до   них   уже   была руническая и полуруническая письменность, (об этом свидетельствуют  многочисленные грамоты   дохристианских   времён)   кроме   того,   известна   «велесовица».   Даже   в   самом «житии»   этих   двух   юродивых   «просветителей»   написано,   что   в   Корсуни   (Крым)   они изучили евангелия и псалтырь, написанные по­русски. Они всего лишь приспособили более древнюю   азбуку   под   греческий   стандарт.   Но   изменив   язык,   они   всё   же   повлияли   на сознание людей, связанное с языком. Всё больше становился разрыв между человеком и природой. А это, по­моему мнению, ведёт к неминуемой гибели [6]. Таким   образом,   уничтожив   высокоразвитую   культуру   славян,   о   которой   в   своё время   говорил   даже   Ломоносов,   «иноземные   правители»   на   столетия   подчинили   себе сознание людей. Теперь они могли оправдывать свои бесчеловечные действия постулатами христианства. 12 Заключение Современному человеку трудно осознать всю широту и риск данного шага. Чего стоит одно упоминание летописца о том, что идол главного божества языческого пантеона Перуна не рискнули уничтожить на глазах у вчерашних язычников, а прилюдно выпороли, срубили и пустили плыть по течению, не давая приставать к берегу. Эти события – Крещение Руси и свержение язычества стали началом обновлённой русской   государственности.   В   истории   государства   будет   ещё   много   тёмных   страниц, несчастий, зла, но Русь уже не будет языческой. Летописцы — беспристрастные свидетели истории  не будут замалчивать зло, но будут обличать порок, с помощью Божиего Закона называть чёрное чёрным, а белое белым. Именно высокая мораль, принесённая Руси верой Христовой, постоянная особая забота Бога о верующих в Него людях, стремление жителей православного государства всеми силами   угождать   Богу   стали   основами   незыблемости   русского   государства. Став христианином, святой князь Владимир остался в народной памяти Владимиром «Красно солнышко» — лучшим правителем Руси. Своим примером он показал народу, как нужно жить. Милосердие к подданным, постоянные милостыни нищим, богатые вклады в благосостояние   Святой   Церкви,   строительство   храмов,   надёжная   защита   государства, расширение   его   границ   —   всё   это   привлекало   к   нему   народ.   Князь   стал   настолько 13 милостивым, что наложил запрет на смертную казнь преступников. Уровень преступности вырос.   Тогда   уже   церковные   власти   стали   просить   правителя   вернуть   высшую   меру наказания, чтобы пресечь зло. В возрасте около 60 лет, что по меркам тех времён считалось глубокой старостью, святой князь Владимир мирно отошел ко Господу. Его священные останки были возложены в усыпальнице Десятинной Церкви, построенной в честь Успения Пресвятой Богородицы на Киевском холме — месте убийства первых мучеников Феодора и его сына Иоанна. На   личном   уровне   христианство   поставило   личность   каждого   человека   на совершенно   новый   качественный   уровень:   «Христианство   с   его   идеей   вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой   религии   путь   в   рай   открыт   как   богатому   вельможе,   так   и   простолюдину   в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле»[8]. На   уровне   общества   христианство   стало   государство   образующей   религией   и идеологией: "Божий слуга, государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы"[8]. Принятие   христианства   укрепляло   государственную   власть   и   территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том,   что   Русь,   отвергнув   примитивное   язычество,   становилась   теперь   равной   другим христианским странам, связи с которыми значительно  расширились.  Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. 14 Список использованной литературы 1. Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси/ М. Ю.  Брайчевский. ­ Киев:  Наукова Думка, 1989. ­ 83 с. 2. Викторов В.В. Культурология: Учеб. Пособие. ­ М.:Вузовский учебник, 2007. ­ 87 с. 3. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. ­ М.: Юрайт, 1998. ­ 576 с 4. Гумилёв Л. Н.  От Руси до России. Очерки этнической истории/ Л.Н. Гумилев. ­ М.:  Айрис­пресс, 2003. ­ 33 с. 5. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. ­ Ростов­на­Дону, 2000. ­ 98 с. 6. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А., История России с  древнейших времен до наших дней. Учебник. — М.: «Проспект», 1997. ­ 67 с. 7. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник  /А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. — Москва :  Проспект, 2011. — 35­36 с. 8. Летописец Нестор. Повесть временных лет [Электронный ресурс]. ­ М.: Издательство  «Художественная литература», 1969. ­ Режим доступа: http://www.litmir.net/bd/?b=17281 15

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2019