Критериальное оценивание , как ведущий фактор формирования учебно – познавательной компетентности учащихся
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
история
Взрослым
09.06.2017
Ученика нельзя успешно учить, если он относиться к учению и знанию равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. В последние годы работы контингент учащихся в нашей сельской школе изменился и не в лучшую сторону, изменения коснулись ценностных ориентаций в обществе. Наблюдается снижение интереса, равнодушие среди значительной части учащихся к учебной деятельности. Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся. Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся – одно из направлений модернизации образования. Новым подходом в этом направлении является критериальное оценивание.
19.10.2015 г. метод.совет.docx
Критериальное оценивание , как ведущий фактор формирования учебно – познавательной
компетентности учащихся
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В.А.Сухомлинский
Ученика нельзя успешно учить, если он относиться к учению и знанию равнодушно, без интереса, не
осознавая потребности в них. В последние годы работы контингент учащихся в нашей сельской школе
изменился и не в лучшую сторону, изменения коснулись ценностных ориентаций в обществе.
Наблюдается снижение интереса, равнодушие среди значительной части учащихся к учебной
деятельности. Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования
положительной мотивации обучающихся. Изменения в системе оценивания учебных достижений
учащихся – одно из направлений модернизации образования. Новым подходом в этом направлении
является критериальное оценивание.
Влияние традиционной системы оценивания на мотивацию учащихся.
«Одной из основных задач, которые стоят перед системой образования, является переориентация на
подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно
действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов к системе оценивания в
нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.»
Традиционная система оценивания страдает определенной степенью расплывчатостью, произвольность
норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению,
повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При
традиционной системе оценивается только конечный результат, а не процессуальное, содержательное
движение ученика к цели.
Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив
хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая
оценка может привести к такому эффекту: ученик вообще перестанет учиться. Школьная система
оценивания должна ориентировать ученика на успех, способствовать развитию самооценки, поощрять и
стимулировать учение и даже незначительные продвижения учащихся, давать информацию об уровне
выполнения программы. Методы критериального оценивания серьезно отличаются от традиционных, при
которых учащиеся становятся заложниками таких факторов, как настроение учителя, его отношение к
данному ребенку или его представлений о методе оценивания вообще, вроде: «На пятерку знаю только я,
ученик же по определению не может получить выше четверки». Один учитель оценивает выученный урок,
другой выставляет отметку за знание всей темы, третий примешивает сюда оценку поведения,
прилежания и т.д. Это приводит к тому, что традиционная система оценивания не способствует
становлению и развитию самооценки, мало способствует эффективному обучению.
Особенности критериального подхода в оценивании учебных достижений учащихся.
Критериальное оценивание – способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений,
компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра,
которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа
представленного результата.
Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала
условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную
ошибку). Основанием такой практики является утверждение, что все должны учиться на «пять». В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные),
соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты чтото сделал, пусть не много,
но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно,
что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность
ученика, а его деятельность. Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой,
формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно
наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.
В начале учебного года на первых уроках учитель и ученики договариваются, по каким критериям будут
оцениваться работы учащихся в этом учебном году. В начале четверти, полугодия учитель
договаривается с учениками о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы
формы этих работ (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться.
Особенности критериального подхода:
Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной,
прозрачной;
Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного
процесса;
Появляется возможность рефлексии деятельности ученика;
Ученик осмысливает результаты своей деятельности;
Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно.
Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся.
Перед процедурой оценивания учитель вместе с учащимися рассматривает и определяет критерии
оценки. «Критерии – это признаки, по которым дети должны высказывать мнение о своей деятельности,
оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности. В начале
каждой темы учитель предлагает перечень знаний и умений и примерные задания, которые позволяют
соотнести свой уровень подготовки с требованиями, предъявляемыми учителем, скорректировать
процесс обучения. В связи с этим вырабатываются четкие критерии оценивания правильности
выполнения заданий с учетом их сложности.»
Критерии должны быть довольно четкие. Ученики договариваются с учителем, что за каждое правильно
выполненное действие можно получит определенное количество баллов. Перед каждым зачетом
оформляется таблица, в которую заносятся критерии баллы. В работе есть обязательная и
дополнительная части. Обязательную часть делают все, дополнительное задание выполняется по
желанию. Оно оценивается только при выполнении обязательной части. По окончании работы учащиеся
проводят самооценку по выработанным критериям, а затем оценивает работу учитель. Сравнивая
результаты, определяют, что необходимо усвоить или отработать.
Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений школьников дает информацию
учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода
формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, в своих знаниях и
умениях. Когда есть четко разработанные критерии, можно соотнести оценку ребенка с оценкой
взрослого без конфликтов. Такая схема более трудоемкая, но она в большей степени отвечает
поставленным задачам развития учащихся. Применение в оценивании учебных достижений формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого
материала, придает им уверенность в себе, в своих знаниях и умениях, помогает справиться с учебным
заданием
Критерии оценивания образовательных достижений учащихся. Мотивация учащихся через использование
критериального подхода.
Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету,
методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности
меняется с учетом возраста обучающихся. Ниже представлены примеры критерий при оценивании
знаний, умений и навыков учащихся.
Критерии оценивания устного ответа:
1. Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и
глубине их раскрытия в учебнике;
2. Использование научной терминологии в контексте ответа;
3. Объяснение причинноследственных и функциональных связей;
4. Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения
и аргументы по определенным проблемам;
5. Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.
Критерии оценивания реферата:
1. Содержание раскрывает тему ;
2. Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов;
3. Оформление реферата соответствует требованиям;
4. Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала;
5. Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно
отвечает на вопросы и т.д.)
Критерии оценивания выполнения таблицы:
1. Полное заполнение граф таблицы;
2. Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;
3. Эстетичность оформления работы.
Критерии оценивания эссе:
1. Автором приведены яркие и выразительные факты для подтверждения своего мнения;
2. Аргументы соответствуют проблеме;
3. Мысли автором изложены четко с соблюдением норм русского языка. Рабочий лист с указанием критериев оценивания показывает, за какие достижения ученик будет получать
баллы. Это поможет, заранее оценив свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные
ресурсы.
Данную систему применила на зачетном уроке по пройденной теме в наиболее слабом классе, где
проявлялась пассивность и апатия учащихся к процессу обучения . Чтобы расшевелить и побудить
учащихся готовить домашние задания, работать на уроке предложила оценивать с помощью балльной
системы свою работу и работу одноклассников, дав возможность в процессе деятельности увеличить
свои баллы. Совместными усилиями рассмотрели все требования предъявляемые к выполняемым
заданиям. Данная работа проходила на протяжении нескольких уроков и, на мой взгляд, цель была
достигнута. Ребята активно работали, выставляли и считали баллы, оценивая себя и одноклассников.
Никого не надо было «тянуть за уши», не возникали вопросы «а за что». Повышение произошло
успеваемости, небольшие сдвиги в показатели качества знаний.
Заключение.
Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний
и успеваемости учащихся, без формирования положительной мотивации учащихся это решить
невозможно. Использовав в полном объеме факторы, влияющие положительно на процесс мотивации
обучающихся можно добиться успеха. Критериальное оценивание способствует снижению тревожности
ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за
промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность
по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника
и консультанта. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в
совместную работу по критериям принятым обеими сторонами.
Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения
помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.
Критериальное оценивание , как ведущий фактор формирования учебно – познавательной компетентности учащихся
Критериальное оценивание , как ведущий фактор формирования учебно – познавательной компетентности учащихся
Критериальное оценивание , как ведущий фактор формирования учебно – познавательной компетентности учащихся
Критериальное оценивание , как ведущий фактор формирования учебно – познавательной компетентности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.