"Критерии и диагностика духовно-нравственного развития младших школьников"
Оценка 5

"Критерии и диагностика духовно-нравственного развития младших школьников"

Оценка 5
Педсоветы
doc
воспитательная работа +2
26.02.2022
"Критерии и диагностика духовно-нравственного развития младших школьников"
Реализация программы осуществляется по следующим блокам: « Я - человек», «Я и семья», «Мир моей души», «Я и природа», «Я и отечество», «Я в мире труда». По каждому из этих блоков мы выделяем цели, а также критерии духовно-нравственного развития ребенка.
критерии и диагностика духовно - нравств развития мл шк.doc

 

МКОУ «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №2»

Куртамышского муниципального округа

 

 

 

 

 

Реализация духовно-нравственного направления внеурочной (внеучебной) деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Татарникова О.С.,

                                            учитель технологии

 

 

 

Критерии и диагностика духовно-нравственного развития младших школьников

Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать.          

В.А. Сухомлинский

Приоритетная роль в воспитании и обучении подрастающего поколения принадлежит школе. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны:  - во-первых, государству необходимы не только широко образованные, но и высоконравственные люди, ответственные граждане, способные самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих их людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника;

во-вторых, современного ребенка (даже младшего школьника) окружает мощный информационный поток, который часто имеет негативный характер (телевидение, интернет, компьютерные игры). Он ежедневно обрушивается на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

      в-третьих, нравственные знания важны и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих норм.

Основная образовательная программа начального общего образования, созданная в соответствии с ФГОС нового поколения, по которой работает наша школа, предлагает организацию социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России. Реализация программы осуществляется по следующим блокам: « Я - человек», «Я и семья», «Мир моей души», «Я и природа», «Я и отечество», «Я в мире труда».  По каждому из этих блоков мы выделяем цели, а также критерии духовно-нравственного развития ребенка.

Мы не определяем стандарт воспитанности, которому должен соответствовать ребенок. Некоторые дети не могут достичь этого стандарта – и не по своей вине, а, например: в силу сложных семейных обстоятельств. Мы не сравниваем воспитанников друг с другом – «один лучше, другой хуже», так как сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая этим изменения, которые произошли в нем за тот или иной промежуток времени. Мы не выносим прямой оценки личности ребенка – «ты плохой» или «ты хороший», т.к. оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

Названные выше условия удается соблюдать, если в качестве критериев воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка. В наших таблицах отражены критерии духовно - нравственного развития, которые соответствуют в благоприятной ситуации личностному росту, а в неблагоприятной ситуации личностному регрессу (Регресс - (от лат. regressus - обратное движение) - тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Противоположен прогрессу.

 

Критерии духовно – нравственного развития

Блоки программы

Критерии - показатели личностного роста

Критерии - показатели личностного регресса

Я - ЧЕЛОВЕК

Самопринятие.

Стремление вести здоровый образ жизни.

Отзывчивость к близким, друзьям, дружелюбие.

Милосердие, честность.

 

Комплекс неполноценности.

Стремление к вредным привычкам.

Грубость, эгоизм.

Жестокость.

 

Я И СЕМЬЯ

Уважение семейных традиций.

Гордость за свой род.

Сотрудничество семьи и школы.

Отсутствие семейных ценностей.

Отсутствие связи семьи и школы.

МИР МОЕЙ ДУШИ

Стремление к самообразованию.

Усиление учебной мотивации.

Самоорганизация.

Широкий кругозор.

Снижение учебной мотивации.

Неумение организовать свою деятельность.

Узкий кругозор.

Я И ОТЕЧЕСТВО

Гордость за свою страну.

Участвует в делах на службу малому Отечеству.

Не интересуется историческим прошлым.

Не участвует в делах на службу малому Отечеству.

Я И ПРИРОДА

Любовь к природе.

Бережное отношение к ее богатствам.

Потребительское отношение к природе и ее богатствам.

Я В МИРЕ ТРУДА

Трудолюбие.

Осознание значимости труда.

Самостоятельность в труде.

Бережное отношение к результатам труда.

 

 Участие в труде не принимает.

 Не осознает значимость труда.

Не проявляет инициативу и творчество.

 

Необходимо особо отметить, что, оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему Отечеству, труду и т.д.), а не соответствия личности какому-либо эталону, стандарту, норме. Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка. Как известно, ценности нельзя передать, их освоение и присвоение является результатом эмоционального «проживания» ребенком различных жизненных и педагогически организованных ситуаций нравственного выбора.

Более полно критерии оценки развития школьника в сфере духовно-нравственного воспитания отражены в основной образовательной программе начального общего образования, по которой работает наша школа. Эти критерии представляют собой планируемые результаты, которые должен освоить обучающийся начальной школы, они представлены в данной программе.

Для выявления сформированности  нравственных качеств школьников используются разнообразные диагностические методы.

Как мы все знаем, основными методами педагогического исследования являются: наблюдение, эксперимент, опрос (сюда относится беседа, интервью, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся (например, изучение  письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, тетрадей по отдельным дисциплинам), изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний)  и ряд других методов.

В нашей работе для изучения духовно-нравственного развития младших школьников мы использовали несколько методов:

1) Во-первых, диагностические опросы. Например, нами использовалась методика «Диагностика нравственной мотивации», где в качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность». Полученные результаты опроса отражены в графике (см. приложение) Здесь мы видим уровень нравственной мотивации, с которой ребенок пришел в первый класс  (самый низкий показатель 1 балл, самый высокий 4 балла). Для того чтобы увидеть динамику этого показателя у каждого ребенка нами запланировано еще одно исследование в конце учебного года по этой же методике. Данные качества (ответственность и доброжелательность) мы формируем в  соответствии с планом воспитательной работы.

К диагностическому опросу также относится беседа. Нами использовалась методика «Работа над ошибками». Смысл этой диагностики заключался в следующем: детям был прочитан текст, в котором содержалось 5 ошибок. Дети должны были отыскать эти ошибки и записать их количество.

 Пример текста: « Елена Николаевна ведет урок. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Федя.

- Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «а». А я и не знал. Вот здорово!

-Садись, Федя, - сказала Елена Николаевна и нахмурилась. - Сейчас ты допустил несколько ошибок». Какие и сколько?

Ошибок мы выделили 5:

1. Само опоздание. Опаздывать невежливо.

2. Надо постучаться и спокойно войти.

3. Извиниться и попросить разрешения сесть на место .

4. Тихо приготовиться и начать заниматься.

5. О встрече друга рассказывать на перемене.

В начале учебного года был получен довольно низкий результат. Дети нашли мало ошибок, но, проучившись первую четверть, они эту ситуацию разрешают правильно, когда сами опаздывают на урок, т.е. уже видна позитивная динамика.

Такие диагностические методики позволяют «убить двух зайцев» - с одной стороны мы проводим диагностику, а с другой стороны мы, разбирая проблемную ситуацию, вырабатываем у учеников навыки нравственного поведения.

2). Во-вторых, с учениками 2 – 3 класса можно использовать «Метод ранжирования». Он заключается в расположении по значимости каких-то объектов. В нашем случае можно предложить детям проранжировать качества человека. Учащиеся получают инструкцию: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный». Обработав данную анкету, можно увидеть, какое качество является главным для ребенка.

3) В-третьих, метод диагностической ситуации «Эксперимент».

Перед учащимися ставится проблема морального выбора. В педагогической литературе описано такое исследование, которое можно использовать в диагностике. В эксперименте участвуют ученики класса и «подставное лицо» (ученик параллельного класса). Разыгрывается проблемная ситуация: «По дороге в столовую ученик находит 2 монетки по 5 рублей. Довольный находкой ребенок подходит к буфету, но замечает плачущего сверстника (подставной ученик), который спрашивает его, не находил ли он монеток, полученных им от мамы на мороженое и потерянных где-то поблизости».

Варианты ответов (поступков детей):

1.Нашедший деньги, сказал: «Ты словно Маша - растеряша, не будешь деньги терять!»- и не отдал деньги                                                                                 0 баллов.

2. Первый ученик отдал второму 1 монетку, а другую оставил              1 балл

          3. Первый ученик отдал обе монеты, но сказал: «Скажи всем, что это я нашел и вернул тебе деньги                                                                                               2 балла

          4. Первый ученик отдал монетки и сказал: «Не плачь! Вот твои монетки, ты обронил их на лестнице                                                                                          3 балла.

         По баллам анализируется уровень сопереживания каждого ученика, а затем проводится беседа по проблемной ситуации.

Кроме этого, для диагностики духовно-нравственного развития младших-школьников можно использовать тестовые методики.

 

        На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы.        .

          Проведенные мероприятия дают динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

Диагностическая работа, проведенная в нашем классе, показывает необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выгодского).

        Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.          И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.


Скачано с www.znanio.ru

МКОУ «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №2»

МКОУ «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №2»

Критерии и диагностика духовно-нравственного развития младших школьников

Критерии и диагностика духовно-нравственного развития младших школьников

Я - человек», «Я и семья», «Мир моей души», «Я и природа», «Я и отечество», «Я в мире труда»

Я - человек», «Я и семья», «Мир моей души», «Я и природа», «Я и отечество», «Я в мире труда»

Я И СЕМЬЯ Уважение семейных традиций

Я И СЕМЬЯ Уважение семейных традиций

Как мы все знаем, основными методами педагогического исследования являются: наблюдение , эксперимент, опрос (сюда относится беседа, интервью, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся (например, изучение письменных,…

Как мы все знаем, основными методами педагогического исследования являются: наблюдение , эксперимент, опрос (сюда относится беседа, интервью, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся (например, изучение письменных,…

Само опоздание. Опаздывать невежливо

Само опоздание. Опаздывать невежливо

Первый ученик отдал обе монеты, но сказал: «Скажи всем, что это я нашел и вернул тебе деньги 2 балла 4

Первый ученик отдал обе монеты, но сказал: «Скажи всем, что это я нашел и вернул тебе деньги 2 балла 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2022