Критерии оценки работ по предмету «Мир природы и человека»
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах деятельностного и дифференцированного подходов. При оценке знаний, навыков и умений необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся в интеллектуальном развитии, состояние эмоционально – волевой сферы. Ученику с минимальным уровнем освоения предметных результатов можно предложить более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально – волевой сферы рекомендуется принимать дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работ и т.п.). В случаи стремления ученика преодолеть отставания, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.
Количественная оценка предметных результатов начинается со второго полугодия 2 - го класса.
Основная цель контроля по предмету «Мир природы и человека» - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, практикумов.
Для контроля и оценки знаний и умений используются:
- Устный опрос. Проводится как беседа, в которой участвуют обучающиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
- Смотр знаний. Обучающийся дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
- Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устных, так и письменных работ. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
В письменных работах по
проверке знаний по предмету используются тесты.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему материалу так и отдельно по разделам.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Минимальный уровень |
0 - 35% |
35-50% |
51-65% |
свыше 65% |
|
«2» более 5 ошибок |
«3» 3 – 4 ошибки |
«4» 1 – 2 ошибки |
«5» без ошибок |
Оценка устных ответов:
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Мир природы и человека». При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. Все эти неточности ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, но может исправить перечисленные неточности с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала даже с помощью учителя.
Оценка практических работ:
Оценка «5» ставится ученику, если он правильно выполняет работу.
Оценка «4» ставится ученику, если при выполнении работы наблюдаются единичные недочёты.
Оценка «3» ставится ученику, если он затрудняется в выполнении работ, но может исправить недочёты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он не справляется с выполнением практической работы даже с помощью учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.