Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Оценка 4.9
Научные работы +1
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
26.04.2018
Проблема воспитания младших школьников связана с выявлением критериев и уровней, благодаря которым происходит изменение качеств личности его отношения к явлениям действительности. Для решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала: цели, задачи, критерии, методы исследования, диагностические методики. В ходе исследования были определены следующие критерии: мотивационный, информационный, когнитивный, эмоциональный, деятельностный и оценочный.
Критерии и уровни использования символики искусства в воспитательном процессе младших школьников.doc
1
Критерии и уровни использования символики
изобразительного искусства в воспитательном
процессе младших школьников
Проблема воспитания младших школьников связана с выявлением
критериев и уровней, благодаря которым происходит изменение качеств
личности его отношения к явлениям действительности.
Констатирующий эксперимент проходил в 2011г. в МОУ СОШ №14 г.
Липецка. Было обследовано 28 человек 2 класса.
. В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
определить отношение учителей к использованию символики
искусства в воспитательном процессе младших школьников;
определить критерии воспитанности младших школьников
средствами символики изобразительного искусства;
наметить педагогические условия использования символов
изобразительного искусства в воспитательном процессе
начальной школы.
Для решения поставленных задач была разработана программа
исследования, которая включала: цели, задачи, критерии, методы
исследования, диагностические методики
В процессе проведения констатирующего эксперимента были
использованы следующие
методы исследования:
анализ творческих работ учащихся,
анкетирование,
интервьюирование,
количественная обработка данных.
беседа,
В ходе исследования были определены следующие критерии:
мотивационный, информационный, когнитивный, эмоциональный,
деятельностный и оценочный 2
При оценивании результатов мы опирались на систему оценок,
разработанной А.Ж. Овчинниковой:
1. Выявлялась частота ответов на тестовые вопросы
2. Определялись весовые коэффициенты предпочтений по каждому
if ;
вопросу W :
вариант ответа, N – общее число ответов;
где
,
n
Wi
n
N
– наиболее часто повторяющийся
3. Определялись весовые коэффициенты по каждому показателю, затем
по критерию в целом:
К
i fW
i
.
Остановимся подробнее на первом критерии мотивационном. Его
показателями являются потребности и мотивы, вкусовые предпочтения,
побуждающие младших школьников к восприятию символов изобразительного
искусства, характер воспитательных установок, отношение учителей к
использованию символики искусства в воспитательном процессе начальной
школы.
Для определения уровней воспитанности младших школьников по
мотивационному критерию детям была проведена беседа и предложены
вопросы анкеты №1
1. Как ты относишься к изобразительному искусству?
2. Для чего нужно изобразительное искусство в жизни человека?
3. Учит ли искусство быть лучше?
4. Какие произведения изобразительного искусства ты знаешь?
5. Какие из них самые любимые? Почему?
6. Любишь ли ты рисовать?
7. Что обычно ты рисуешь?
8.
9. Ходишь ли ты в кружок по изобразительному искусству или
Ходишь ли ты в музеи или галереи?
художественную школу?
При анализе данной анкеты было выявлено, что большинство детей
положительно относятся к изобразительному искусству (Wi = 0,6). На вопрос
для чего нужно изобразительное искусство в жизни человека большая часть
детей ответила для умения рисовать (Wi = 0,9). Все дети уверенно ответили
что искусство учит жить лучше (Wi = 1). В ответе на вопрос какие
произведения изобразительного искусства вы знаете, учащиеся склонились
более к произведениям декоративно прикладного искусства – гжель, хохлома,
филимоновская игрушка (Wi = 0,5), также дети указали на художественные 3
произведения Васнецова «Иван царевич на сером волке» (0,1). Из самых
любимых произведений, большая часть учащихся выбрала произведения
декоративно – прикладного искусства, мотивируя тем, что они были созданы
народом, и имеют необычную окраску. Практически все дети любят рисовать
(Wi= 0,9). Обычно рисуют кукол, одежду, дома (Wi= 0,4), войну, машинки,
самолёты (Wi=0,5), природу, животных (Wi=0,1).
Большая часть детей посещает музеи и галереи (Wi=0,7). Но мало кто
посещает художественную школу и кружки по изобразительному искусству
(Wi=0,3).
В ходе нашего эксперимента мы провели анкетирование, в котором приняли
участие 6 учителей.
Анализ полученных результатов мы помещаем в таблицу № 1
Таблица №1
№
Формулировка
Варианты ответа
Количе
%
W
вопроса
ство
ответо
1
Используете ли
Вы произведения
изобразительного
искусства?
А) Да
Б) Нет
1а
Каким образом?
А)
репродукций
Показ
иллюстраций,
Б) Применение информационных
технологий
2
Что это даёт Вам? А) Успех в обучении и воспитании
школьников
Б) Приобщение к национальной
культуре, формирование любви и
уважения к Родине
в
6
0
5
1
4
2
100%
1
0
83%
0,83
17%
67%
0,17
0,67
33%
0,33 4
3
Что это даёт
детям?
А) Развивает чувство любви к
природе, прекрасному
Б) Развивает способности выражать
свои эмоции
4
На каких уроках в
начальной школе
используете
изобразительное
искусство
А) На всех
Б) Чтение
4а
Почему?
А) Учащиеся выражают через
рисунок свои впечатления
Б) Придаёт практическую
направленность урокам рисования
В) Наглядность занимает важное
место в образовательной
деятельности
5
Применяете ли вы
изобразительное
искусство при
организации
воспитательной
работы?
А) Да
Б) Нет
5а
Каким образом?
А) Проведение выставок, конкурсов
3
3
4
2
2
2
2
6
0
5
50%
0,5
50%
67%
0,5
0,67
33%
0,33
33%
0,33
33%
0,33
33%
0,33
100%
1
0
83%
0,83 5
Б) Рисование на тематические
сюжеты
6
Согласны ли вы с
утверждением:
Изобразительное
А) Да
искусство
является
средством
воспитания
младших
школьников?
Б) Нет
6а
Докажите
А) Становится доступным
объясняемый материал
Б) Оно даёт возможность знакомить
детей с новыми явлениями в жизни,
природе, быту
В) Формирование художественной
культуры учащихся как
неотъемлемой части духовной
культуры
7
Что, на ваш
А) Развитие чувства прекрасного
взгляд,
необходимо для
эффективного
использования
изобразительного
искусства в
воспитании детей?
Б) Формирование эстетического
вкуса
В) Формирование умений ценить и
понимать произведения искусства,
памятников истории и архитектуры
0,17
17%
100%
1
0
33%
0,33
33%
0,33
33%
0,33
33%
0,33
33%
0,33
33%
0,33
1
6
0
1
1
1
1
1
1 6
8
Есть ли трудности
при использовании
изобразительного
искусства в
качестве средства
воспитания?
А) Да
Б) Нет
В) Нет ответа
0
6
0
0
100%
1
0
Мы увидели, что все опрошенные учителя (100%) используют
произведения изобразительного искусства в учебновоспитательном процессе.
Из способов применения преобладает показ иллюстраций, репродукций
(100%). Учителям это обеспечивает успех в обучении и воспитании
школьников (67%). И лишь один из участников анкетирования делает это с
целью приобщения учащихся к национальной культуре, формирования у них
любви и уважения к Родине, к народному творчеству (33%).
По мнению педагогов изобразительное искусство способствует
воспитанию у детей чувства любви к природе, прекрасному (50%) и, по
мнению учителей, развитию способности выражать свои эмоции (50%). 7
Изобразительное искусство используется учителями преимущественно
на всех уроках (67%).
Все преподаватели (100%) применяют изобразительное искусство при
организации внеклассной воспитательной работы. 83% опрошенных проводят
выставки, конкурсы.
Все опрошенные преподаватели согласны с утверждением, что
изобразительное искусство является средством воспитания младших
школьников, мотивируя это рядом причин:
Изобразительное искусство делает доступным объясняемый
материал (33%);
С помощью него формируется художественная культура
учащихся как неотъемлемая часть духовной культуры (33%);
Даёт возможность знакомить детей с новыми явлениями в жизни,
быту, природе (33%).
Необходимым для эффективного использования изобразительного
искусства в воспитании детей учителя посчитали развитие чувства
прекрасного (33%), формирование эстетического вкуса (33%), умения ценить
и понимать произведения искусства (33%).
В процессе работы с детьми у учителей, в основном, не возникает
трудностей в использовании изобразительного искусства в качестве средства
воспитания (100%).
Информационный критерий включает в себя знания об произведениях
разных видов, жанров и авторов и оценивается в трех направлениях: 1)
мифология; 2)декоративно – прикладное – искусство; 3) изотворчество.
Для определения уровня воспитанности детей по данному критерию были
использованы вопросы анкеты № 8
Анкета
1.Что вы знаете о мифах? Приведите примеры мифов.
2. Что такое мифология?
3. Какие символы в мифологии вы знаете?
4. Опишите любой символ.
5. Что такое декоративно – прикладное искусство?
6. Чем знаменит этот вид искусства?
Приведите два
7.
Укажите их сходства и различия.
примера декоративноприкладного искусства.
8. Какие вы знаете жанры изобразительного искусства?
9. В чём отличие рисунка от живописи?
Данные ответов младших школьников отражены в таблице №, где fi
количество школьников
информированности.
(частота);
Wi
весовой коэффециент
Результаты констатирующего эксперимента по информационному критерию
Таблица №2
№ Вопросы
Ответы
fi
%
Мифология
1 Что вы знаете о
мифах? Приведите
примеры мифов.
2 Что такое
мифология?
3 Какие символы в
мифологии вы
знаете?
4 Опишите любой
символ.
10
12
3
3
20
8
14
14
14
36
43
11
11
71
29
50
50
50
Wi
0,36
0,43
0,11
0,11
0,71
0,29
0,5
0,5
0,5 9
50
14
Декоративно – прикладное искусство
5 Что такое
декоративно –
прикладное
искусство?
6 Чем знаменит этот
вид искусства?
7 Приведите
два
примера
декоративно
прикладного
искусства. Укажите
их сходства и
различия.
8 Какие вы знаете
жанры
изобразительного
искусства?
9 В чём отличие
рисунка от
живописи?
21
6
1
15
12
1
14
14
3
20
5
10
15
3
75
21
4
54
43
3
50
50
Изодеятельность
11
71
18
36
54
10
0,5
0,75
0,21
0,04
0,54
0,43
0,03
0,5
0,5
0,11
0,71
0,18
0,36
0,54
0,1
Числовые значения весовых коэффициентов и частоту их выделения
подставляем в формулу (1), которая является средневзвешенной величиной
всех ее смысловых единиц и определяем мотивационныйкрит ерий
второклассников и отношение учителей к использованию символов
изобразительного искусства
при n =28 Ō = 120,856
Î
i fW
i
Эмоциональный критерий.
Его показателями являются
эмоциональный отклик на символику изобразительного искусства,
способность к глубокому переживанию художественного произведения.
Для определения уровня развития эмоционального компонента
«Открой себя через символы изобразительного искусства» 10
Цель: определить, как символы изобразительного искусства влияют на
ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.
Суть метода: детям предлагается художественное произведение и с
ним связываются три задания:
1е задание: дети ставятся в позицию «художника»: она им о чемто
повествует и они должны, затем рассказать о своих чувствах, о том, что за
образы у них родилось во время диалога;
2е задание предполагает раскрытие ребёнком художественного
произведения в движении;
3е задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке.
Анализ результатов по эмоциональному критерию определялся также с
помощью эмоциональнооценочных свойств 12 пар прилагательных,
выражающих эмоциональное состояние ребенка, по методу, разработанному
Ч.Е. Осгудом [30; 88]. Согласно этому методу школьников просят соотнести
данные репродукции картин с рядом признаков, обозначенных
прилагательными, и ответить на вопрос: в какой степени каждый из
признаков выражен в данном произведении искусства? Анализ результатов
показывает таблица
Таблица №2
После просмотра репродукций охарактеризуйте их
1 .Группа
fi
%
n=28
Wi
2.Группа
Fi
%
Wi
прилагательн
ых.
прилагательн
ых. 1 .красивое
2.веселое
3. доброе
4.яркое
5.светлое
6.суровое
7.строгое
8.нежное
9.проникновое
10. легкое
11.приятное
12.удивитое
Итого.
26
27
27
26
28
1
27
26
28
22
27
1
11
88,88
94,44
94,44
88,88
0,88 1.некрасивое
0,94 2.грустное
0,94 З.злое
0,88 4.тусклое
100
0,10 5.темное
5,55
94,44
94,44
0,05 6.несуровое
0,94 7.нестрогое
0,94 8.грубое
100
0,66 9.поверхное
66,66
94,44
0,10 10.тяжелое
0,94 11.неприятное
5,55
0,05 12.обычное
Итого.
2
1
1
2
28
1
2
9
1
8
11,11
0,11
5,55
5,55
11,11
94,44
5,55
5,55
33,33
5,55
11,11
0,05
0,05
0,11
0,94
0,05
0,05
0,33
0,05
0,11
Набор биполярных шкал по эмоциональности определяется мерой
качества и силы эмоции, т.е. количество учеников, проявивших сильную
эмоциональность к общему числу баллов.
n
i
N
i
i
, где
i – коэффициент силы эмоции,
in – число высших баллов,
полученных учениками, проявившими сильную эмоциональность;
число баллов, полученных всеми учениками.
iN – общее
8 ЭГ
70
11,0
7 КГ
65
1,0
Мерой качества адекватности эмоции является отношение адекватных
iV – коэффициент адекватности эмоции;
ответов к общему числу ответов, где
n – число адекватных ответов,
iN – общее число ответов:
V .
i
n
N
i 12
52,0
56,0
V
ЭГ
V
КГ
13
25
14
25
Весовой коэффициент эмоциональности определялся как сумма :
i V
i
.
Э
Э
ЭГ
КГ
52,0
11,0
56,01,0
63,0
57,0
Э
Высокая
Средняя
Низкая
Всего
fi
8
6
4
28
+3
V
+2
V
Таблица №3
+ 1
Всего
24
12
4
40
V
Когнитивный критерий. Его показателями являются осмысление и
анализ символов и их роли в воспитании человека, объем знаний о символики
изобразительного искусства.
Для определения уровня воспитанности по когнитивному критерию
данного компонента у младших школьников была использована методика
«Выбери символы характеризующие добро, мир, счастье, злость, горе»
Цель определение символов родственных по нравственным
ценностям
Суть метода: Детям предлагается из 10 репродукций произведений
изобразительного искусства, в которых отражаются данные символы, выбрать
по две репродукции, в которых имеются близкие по значению символы. 13
Художественный материал:
Креативный критерий. Его показатель – оригинальность активность
и заинтересованность младших школьников в самостоятельном и творческом
использовании символов изобразительного искусства в творчестве.
Сочинение по картине, рисунки с использованием символов добра
и зла, сочинение на тему «Мой любимый город Липецк».
Оценочный критерий. Его показателем выступает уровень
способности и умения оценивать изобразительное искусство в соответствии с
художественноэстетическими критериями.
Цель выяснить вкусовые пристрастия каждого школьника, общие
и направлений,
тенденции в предпочтениях художественных течений
способность к оценке художественных произведений.
Суть метода: Детям предлагается посмотреть репродукции картин,
выбрать наиболее понравившиеся из них и объяснить свой выбор.
Деятельностный критерий.
Его показатель –активность и
заинтересованность младших школьников в самостоятельном использовании и
приобретении знаний, мнений, позиций, идей в учебной и
В зависимости от соотношения этих качеств можно выделить 4 уровня
1.
высокий уровень, характеризующийся умением адекватно
воспринимать эстетический объект в единстве содержания и формы;
восприятие целостное, в нем гармонически сочетается интеллектуальное и
эмоциональное;
2, 3.
– средние. Для 2 уровня характерна адекватность восприятия
эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит 14
словеснологический характер с низким уровнем эмоциональности. Для
третьего уровня характерны яркость и эмоциональность восприятия с
недостаточным уровнем аналитического подхода;
4.
четвертый уровень низкий. Он характеризуется недостаточным
развитием эстетического восприятия: пересказ содержания, неумение
выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, явления
действительности или произведения искусства. Возможны ошибки в
изложении и оценке эстетического объекта.
При этом нужно особо подчеркнуть, что адекватность чувства к
особенностям эстетического объекта в значительной мере определяется не
только психологическими качествами личности, а уровнем ее подготовки,
эстетического образования и воспитания. Недостаточный эмоциональный
эстетический опыт личности вызывает неадекватность эмоционального
отклика качествам эстетического объекта.
В целом, эмоциональная среда младших школьников характеризуется
глубиной переживаний, многообразием содержания, яркостью внешнего
выражения. В процессе обучения в школе сфера эстетических чувств младших
школьников становится более разнообразной, устойчивой и профессионально
направленной: развиваются эстетические чувства, связанные с научно
познавательной деятельностью,
с участием в художественной
самодеятельности, с дальнейшим осознанием эстетических категорий:
появляется потребность поделится этими чувствами, приобщить к ним
других.
Важным компонентом эстетического сознания является эстетический
вкус, как сложное социальнопсихическое образование.
Существуют различные аспекты вкуса: 15
психофизиологический (вкус как одно из движущих мотивационных
психических качеств личности, постоянно коррелирующих ее поступки и
деятельность);
социальный (вкус как диалектическое единство общего, особенного и
единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального);
гносеологический (индивидуальное проявление вкуса основывается
всегда на сложившихся в общественной жизни представлениях о
разнообразных проявлениях эстетического).
Не претендуя на окончательное решение проблемы, можно, вопервых,
определить следующие критерии оценки вкуса: способность к оценке
эстетических явлений действительности и искусства с позиций
гуманистического эстетического идеала; адекватность оценки качеству
эстетического объекта;
правильности своей оценки.
способность обоснования,
доказательства
Высокий уровень: дан конкретный анализ эстетических качеств объекта
наблюдения, идейнохудожественных достоинств произведения искусства.
Обоснованная эстетическая оценка с позиции гуманистического
эстетического идеала, характеризующаяся ярко выраженным творческим
переходом;
Средний уровень1: Анализ эстетического объекта в основном правильный,
Суждение
относительно самостоятельный,
обосновывается идейным содержанием произведения (если речь идет о
но односторонний.
произведении искусства), нравственной позицией автора, однако
значительно меньше обращается внимания на художественную форму.
Средний уровень 2: Учащийся достаточно подробно и полно описывает
художественные достоинства произведения (например, композицию
картины, колорит, особенности рисунка) и меньше обращает внимания на 16
содержание и идейный замысел. На средних уровнях выражен элемент
репродуктивности.
Низкий уровень оценки (встречаются отдельные работы 34%). Оценка
ограничивается словами: "нравится", "не нравится", нет обоснованности,
доказательности, или оценка отличается неопределенностью.
В ходе эксперимента были предложены следующие вкусовые
предпочтения детей младшего школьного возраста к изобразительному
искусству в школьной практике.
Индивидуальная беседа с детьми, в ходе которой детям были
предложены 3 репродукции с картин известных русских художников:
«Девочка с персиками» В. Серова, «Иванцаревич и серый волк» В. Васнецова,
«Сирень» С. Герасимова, а также дидактические картинки с изображением
сюжетов из жизни детей, цветные фото крупного размера с изображением
пейзажа и натюрморта.
Каждому ребенку предлагалось выбрать то, что ему больше всего
понравилось и объяснить, почему. При этом задавались также следующие
вопросы: Как ты думаешь, зачем нужны картины? Для чего художник
пишет картины?
Для
низкого (сенсорного) уровня
характерны фрагментарные,
отрывочные представления о изобразительном искусстве, отсутствие
представлений о жанрах, ребенок не видит различий между произведениями
живописи и другими плоскостными изображениями; суждения и оценки
неопределенные типа «нравится – не нравится» без мотивации; выделяет
(перечисляет) отдельные выразительные средства (например, цвета) без связи
со смыслом картины. 17
Для
среднего (репродуктивного) уровня
характерны: наличие
представлений об отдельных жанрах, умение адекватно их определять, а
также выделять живописные произведения среди других плоскостных
изображений, схватывать основное настроение картины, но испытывают
затруднение связывать его с определенными выразительными средствами,
суждения в основном носят описательный характер.
Высокий уровень (осознанного) характеризуется наличием довольно
четких представлений о распространенных жанрах изобразительного
искусства, умением правильно выделять живописные произведения среди
плоскостных изображений, дети имеют предпочтительное отношение к
определенным жанрам, выделяют основные выразительные средства
изобразительного искусства и связывают их со смыслом и настроением
произведения, способны к элементарным эстетическим суждениям и оценкам,
в речи используют сравнения, эпитеты, художественное слово.
Таким образом, констатирующий этап эксперимента позволил выявить
уровни сформированности эстетической воспитанности детей к символике
изобразительного искусства. Полученные данные убедительно показали
необходимость специальной работы в формировании эстетической
воспитанности у детей, осведомленности в области изобразительного
искусства, эмоциональноокрашенного восприятия формы и содержания
картины, элементарного понимания сущности изобразительного искусства.
Эмоциональность интенсивность эмоций и чувств, характеризующая
личностное отношение ребенка к объектам природы и произведениям
искусства. Ее показателями являются следующие качества:
а) экспрессивность и выразительность в мимике, жесте; 18
б) эмоциональное состояние (радость, спокойствие, безразличие,
нетерпение, неудовольствие);
в) двигательная активность;
г) эмоциональнооценочные суждения ученика.
Характеризуются данные показатели внешним проявлением и
эмоциональнообразной оценкой ребенком эстетических объектов в
реальности и искусстве.
Внешнее проявление эмоциональности фиксируется по следующим
четырем признакам:
1) экспрессивность и выразительность в мимике, жесте, двигательной
активности;
2) выражение определенного чувства: а) радость. Характеризуется
улыбкой, гладким лбом, прищуренными глазами, блестящими от удовольствия
чертами лица. Брови, веки, ноздри, углы рта – устремлены вверх;
б) спокойствие: мускулы лица находятся в состоянии покоя, лоб гладкий, без
морщин, брови округлены, глаза раскрыты, взгляд выражает интерес;
в) при безразличии глаза не блестят, лоб гладкий, взгляд тусклый; в случае
раздражения углы рта опущены, губы сжаты, брови
неудовольствия,
нахмурены;
3) реакция на ответ (быстрая, медленная);
4) степень увлеченности (сильная, слабая).
Ценностные ориентации направленность активности личности,
предпочтения, которые она отдает определенным сторонам действительности. 19
Они зависят от потребностей и интересов школьника и характеризуются
эстетическими основаниями для оценок («прекрасное», «возвышенное»
положительные ценности, «безобразное», «низменное» отрицательные
ценности). Как эстетически значимое младшие школьники выделяют предмет
или явление.
Все объекты, выделенные младшими школьниками в
изобразительном искусстве можно распределить следующим
образом:
а) объекты неживой природы;
б) животные.
Чаще всего как объекты красивого дети образы, действия, происходящие
между персонажами. Это объясняется тем, что красота их наиболее выражена
и доступна, почти всегда представлена на переднем плане.
На втором месте по частоте выделения находятся объекты неживой
природы и явления природы. Среди них, прежде всего, представляются
холмы, горы, здания, предметы быта.
В меньшей степени, как эстетически значимое младшими школьниками
выделяются животные. Здесь они носят, по большей части, символический
характер и не всегда соответствуют своим истинным образцам.
Оригинальность первоначальный. "Эстетически ценная новизна,
самобытность, яркость, и емкость образа, проявляющаяся в своеобразном
отборе фактов",
преломленного через субъективное видение ребенком мира.
неповторимости художественного решения,
Показатель оригинальности включает в себя: 20
1) работу стандартную;
2) субъективное отношение, проявляющееся в оценке "красиво
некрасиво" без объяснения;
3) собственное отношение ребенка к объекту ("нравится не нравится",
"доброе злое");
4) эмоциональнооценочное состояние объекта;
5)степень очеловечивания, одухотворения объекта;
Наибольший результат наблюдается у учащихся в субъективном
отношении: "Очень красивые места" и в отношении нравится не нравится:
«Мне не нравится, мне ничего не понятно», «Мне нравится, так как у
персонажа добрый взгляд». Чуть в меньшей степени даётся описание
эмоционального состояния: "Очень грустные глаза», "Небо взволновано".
Попытки очеловечивания неживых объектов носят единичный характер:
"Говорящая Книга». 21
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Критерии и уровни использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.