Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников
Оценка 4.6

Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников

Оценка 4.6
Научные работы +1
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
26.04.2018
Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников
Теоретическое осмысление процесса эстетического воспитания младших школьников ставит перед необходимостью выявление их начального, доучебного, уровня, точное знание которого способствует эффективному и качественному изменению личности младшего школьника, то есть проведение констатирующего эксперимента. Этот процесс связан с резвёрткой диагностического блока модели, который включает в себя: разработку критериев и уровней сформированности эстетической воспитанности младших школьников в коллективной творческой деятельности, показатели и их смысловые единицы; методы, методики заданий, составляющих коллективные творческие дела эстетической направленности; уровни сформированности и статистическую обработку экспериментальных данных.
Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников.doc
Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников Теоретическое   осмысление   процесса   эстетического   воспитания младших школьников ставит перед необходимостью выявление их начального, доучебного, уровня, точное знание которого способствует эффективному и качественному изменению личности младшего школьника, то есть проведение констатирующего эксперимента.  Этот   процесс   связан   с   резвёрткой   диагностического   блока   модели, который включает в себя: разработку критериев и уровней сформированности эстетической   воспитанности   младших   школьников  в   коллективной творческой   деятельности,   показатели   и   их   смысловые   единицы;   методы, методики   заданий,   составляющих   коллективные   творческие   дела эстетической  направленности;  уровни  сформированности  и  статистическую обработку экспериментальных данных. Цель констатирующего эксперимента: определить уровни эстетической воспитанности   младших   школьников   в   коллективной   творческой деятельности. В   ходе   проведения   констатирующего   эксперимента   решались следующие задачи: 1. Выявить   критерии   и   показатели   эстетической   воспитанности младших школьников в коллективной творческой деятельности. 2. Определить   уровни   эстетической   воспитанности   младших школьников в коллективной творческой деятельности. 3. Выявить трудности, возникающие у младших школьников в процессе их эстетического воспитания в коллективной творческой деятельности. 4. Наметить   и   обосновать   педагогические   условия  эстетического воспитания младших школьников в коллективной творческой деятельности. В своем исследовании мы исходили из того, что младшие школьники до прихода   в   школу   имеют   определенные   представления:   об   эстетических свойствах,   сторонах   и   связях   объектов;   о   выделении   главной   идеи   объекты произведения.   Они   эстетически   воспринимают   явления, действительности, способны обнаружить их ценностный смысл, произведения искусства,   осознают  свои   переживания   при   восприятии   различных   видов искусства.  Эти   умения   требуют   развития   эстетических   качеств   личности, благодаря   которым   происходит   изменение   его   отношения   к   явлениям действительности и их выразительным свойствам.  В ходе проведения констатирующего эксперимента были использованы следующие эмпирические методы исследования: анкетирование; беседа; прямое  анализ   продуктов   творческой и   косвенное   наблюдение;   тестирование;   деятельности детей; статистические методы обработки данных.  Это   позволило   выявить   понятийный   аппарат,   классифицировать признаки эстетического воспитания учащихся, количественно и качественно обработать полученные данные и интерпретировать результаты исследования. В   ходе   исследования   нами   были   выделены   следующие   критерии: критерии сформированности эстетической воспитанности  младших школьников   в   коллективной   творческой   деятельности.  К   ним   мы отнесли эстетические потребности, эстетическое восприятие, эстетические чувства,   эстетические   оценки,  креативность,   коммуникативность, рефлексивность. взаимообусловлены. В нашем исследовании представляется целесообразным группы   критериев   взаимозависимы   и  Эти   выбор   этих   критериев,   так   как   они   позволяют   не   только   фиксировать изменения   отдельных   эстетических   компонентов,   но   и   выявить   уровни сформированности  эстетической   воспитанности   младших   школьников коллективной творческой деятельности.  Остановимся подробнее на этих критериях. Эстетическая   потребность   ­  заинтересованность   человека   в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания человеком эстетического   в   разнообразных   формах   деятельности   и   прежде   всего   в коллективной творческой деятельности, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде.  Эстетическое   восприятие   вид   эстетической   деятельности, выражающийся   в   целенаправленном   и   целостном   восприятии   произведений искусства как эстетической ценности, которая сопровождается эстетическим переживанием. ­ Эстетическое чувство ­ непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности и искусству; интенсивность   эмоций,   чувств,   характеризующая   личностное   отношение ребёнка к выразительным объектам окружающего мира: природы и социума. Эстетические   чувства   характеризуется   внешним   проявлением: экспрессивностью   в   жестах,   мимике   и   проч.;   двигательной   активностью; эмоциональным   состоянием:   тревогой, равнодушием,   нетерпением;   их   внутренним   проявлением:   эмпатией   ­ сопереживанием,   сочувствием;   эмоционально­оценочными   суждениями. Кроме   того,   данный   критерий   проявляется   в   самоощущении   ребёнка   в процессе коллективной творческой деятельности, что показывает степень его комфортности в коллективе и степень увлечённости ребёнка коллективной творческой деятельностью.    спокойствием,   радостью, Эстетические  оценки –  способ   установления   эстетической   ценности какого­либо   объекта,   осознаваемый   результат   эстетического   восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», «это уродливо» и т.п. Заключительное звено эстетического восприятия. Креативность ­ (от лат. сreation – создание, созидание) ­ создание чего­ либо   нового,   готовность   к   продуцированию   принципиально   новых   идей   и задумок, «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных   ситуациях,   это   нацеленность   на   открытие   нового   и способность к глубокому осознанию своего опыта» [144; 351]. Креативность младших школьников выражается в восприимчивости к новому и готовности его   создавать   в   разных   формах   (совместно­индивидуальной,   совместно­ последовательной, совместно­взаимодействующей) коллективной творческой деятельности.   Данный   критерий   опирается   на   следующие   показатели: нестандартность   мышления   младших   школьников,   которая   проявляется   в творческой   фантазии,   оригинальности   и   ассоциативности   ребёнка   при создании   яркого   эмоционально­художественного   образа   в   процессе коллективной творческой деятельности, которая оптимально «ведёт» ребёнка к проявлению креативности. А также в готовности младшего школьника к продуктивной   коллективной   творческой   деятельности,   характеризующейся первоначальными   знаниями   младших   школьников   об   эстетическом   в окружающем   мире,   их   умением   работать   продуктивно   и   творчески индивидуально,  в  микрогруппе,   коллективе,   навыками   работы   в   ситуациях эмоционального переживания, творческого  озарения. Эти знания, умения и навыки   проявляются   при   рефлексии   на   каждом   этапе   коллективного творческого дела.  Коммуникативность – (лат.  communico  ­  связываю,  обобщаю) ­   это «функционирование   искусства   в   обществе,   в   процессе   которого   оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство обще­ ния» [243; 154]. В целом она представляет собой сложную систему, в которой основные   циклы   как   самостоятельные   взаимообусловленные   формы эстетической   деятельности   в   контексте   изобразительного,   литературного, музыкального   творчества   носят   коллективно­творческий   и   деятельностный характер.   Основные   показатели   критерия   коммуникативность   –   это отношения,   возникающие   в   коллективной   творческой   деятельности   при обмене эстетической информацией. Их характеризуют – потребность в обмене эстетической информацией; межличностные и межгрупповые отношения при обмене   эстетической   информацией   в   процессе   коллективной   творческой деятельности,   и   средства   коммуникации,   используемые   при   обмене эстетической   информацией   в   процессе   коллективной   творческой деятельности.   К   ним   относим   –   речевую   коммуникацию   (письменную, устную); паралингвистическую коммуникацию (жест, мимика, мелодия и т. п.);   вещественно­знаковую   коммуникацию   (продукты   коллективной творческой деятельности). Рефлексивность   –  это   умение   абстрагироваться   при   создании эстетического продукта, способность к самоанализу эстетических продуктов и   обоснованность   собственных   эстетических   оценок   в   коллективной творческой деятельности. Включение ребёнка в специально организованные процессы анализа и рефлексии ­ одно из важнейших условий развития его лич­ ности,   формирования   его   эстетических   представлений   о   выразительных объектах окружающего мира.  Мы   считаем,   что   в   русле   нашего   исследования   целесообразно использовать   именно   эти   критерии,   так   как   они   позволяют   фиксировать отдельные   компоненты   эстетического   воспитания   младших   школьников, получить   информацию   об   эстетической   воспитанности   и   выявить   уровни эстетической   воспитанности   младших   школьников  в   коллективной творческой деятельности.

Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников

Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников

Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников

Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников

Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников

Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников

Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников

Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников

Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников

Критерии, показатели и уровни эстетической воспитанности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018