- Здравствуйте, уважаемые коллеги.
- Тема моего выступления…
Слайд 1
«КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ».
Одним из приоритетных направлений современного образовательного процесса в России является развитие критического мышления учащихся учебных заведений. Предпосылками к тому явились такие тенденции современного общества, как постоянно расширяющееся информационное пространство, резкое повышение роли информационных процессов и объёма информации, поступающей извне. Всё это находит отражение и в социальной сфере и, в первую очередь, в сфере образования.
Уже сейчас прочно утвердилось понятие «инновационное образование», которое ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно.
Развитие умений учащихся «ориентироваться» в современном информационном поле, оценивать уровень достоверности получаемой информации и вырабатывать свои собственные независимые суждения становится важной задачей современного образования, что находит отражение и в современных образовательных документах. Другими словами, образование ставит перед собой задачу воспитания критически мыслящего человека, думающего, анализирующего, умеющего увидеть проблему и найти рациональные пути её решения.
Один из исследователей критического мышления, американский учёный Майкл Скривен, указывая на необходимость развития умений критического мышления учащихся, говорит о нём как об образовательной ценности «наравне с умениями читать и писать».
Слайд 2
Что же понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Слайд 3
Признаки критического мышления заключаются в формировании:
− позитивного опыта;
− самостоятельного, ответственного мышления;
− аргументированного мышления (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения);
− многогранного мышления (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон);
− индивидуального мышления (формирует личностную культуру работы с информацией);
− социального мышления (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия).
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией; совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Слайд 4
В основе технологии критического мышления лежит трёхфазовая структура учебного занятия: вызов, осмысление, рефлексия.
Первая фаза - вызов
На этапе вызова из памяти актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
Слайд 5
В процессе реализации фазы вызова:
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Необходимо фиксировать все высказывания, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.
Роль педагога на данном этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».
Слайд 6
Для реализации фазы вызова будут эффективными следующие приёмы:
− составление списка «известной информации»,
− рассказ-предположение,
− ключевые понятия;
− систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
− верные и неверные утверждения;
− перепутанные логические цепочки и т.д.
Вторая фаза – осмысление (реализация смысла)
На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа, рассказ), а также происходит ее систематизация. Ребенок получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Слайд 7
Что же входит в содержание деятельности обучающихся на фазе осмысления? Это:
− осуществление контакта с новой информацией;
− попытки сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
− акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
− обращение внимания на непонятном материале, попытки поставить новые вопросы;
− стремление отследить процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
− подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Педагог на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном изложении. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Слайд 8
Для реализации фазы осмысления будет эффективным использование метода активного чтения:
− маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
− инсерт;
− ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
− поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Третья фаза – рефлексия (размышление)
Слайд 9
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления для того, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать ещё, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращён в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Деятельность педагога заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся направлена на то, чтобы соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Слайд 10
На данном этапе эффективными будут следующие приёмы:
− заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
− возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
− ответы на поставленные вопросы;
− организация устных и письменных круглых столов;
− организация различных видов дискуссий;
− написание творческих работ (синквейн, эссе).
Т.о., технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает обучающихся и педагога различными способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
В чём же преимущества этой технологии?
Слайд 11
Преимущества технологии:
1. Повышается ответственность за качество собственного образования.
2. Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; учащиеся овладевают умением интегрировать информацию.
3. Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
Слайд 12
4. Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
5. Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
Данную технологию можно использовать для учащихся любого возраста и применять на любой дисциплине школьной программы.
Мои коллеги охарактеризуют приёмы и методы работы над развитием критического мышления, применяемые в разных учебных предметах.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.