Методическое объединение классных руководителей
«Роль классного руководителя в работе
с одаренными детьми и их родителями»
Подготовила учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Наумова Елена Георгиевна
МБОУ «СОШ №7»
Одаренный человек – это, с биологической
точки зрения, отклонение от
усредненной нормы. Отклонение
прекрасное – лучшее из всех возможных.
К. Юнг.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения и мышления. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны и восприимчивы к оценке их деятельности, поведения и мышления. Поэтому наша задача, как классного руководителя помочь таким детям не только проявить свои способности, но и адаптироваться в окружающем мире.
Кого же считать одарённым ребёнком?
Как мы уже знаем, одаренные дети – это необычные дети. Для успешного развития таких детей необходимо выполнять ряд условий, поэтому школа в работе с одаренными детьми, ставит цель: Организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на развитие одаренных детей.
Для достижения поставленной цели необходимо объединение усилий не только администрации школы, учителей-предметников, учащихся, но и родителей одаренных детей. И конечно, не последнюю роль здесь играет классный руководитель.
Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми?
Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. При этом необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности)
принцип помощи, наставничества
принцип индивидуализации воспитания (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся.
Обратимся к эпиграфу моего выступления. Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной нормы. Отклонение прекрасное – лучшее из всех возможных.
В силу того, что одаренность – это отклонение, непохожесть, она вызывает негативное отношение в обществе, в частности, в школе. Школьные трудности обычных одаренных детей, имеющих вполне благоприятное личностное развитие неизбежны.
Одной из таких проблем одарённых детей является проблема в общении с учителями.
Одарённому ребёнку легко или скучно на уроке в то время, когда весь класс напряженно работает. Такой школьник или начинает заниматься своими, посторонними делами, или отключается, «витает в облаках», или чаще вмешивается в учебный процесс — первый тянет руку, отвечает не то, что он должен был услышать за короткое время, а вообще все, что знает по этой и смежной с ней проблемам. Еще хуже, если он начинает задавать преподавателю вопросы. Вопросы всегда сложные, далеко уводящие от плана урока. Подобные ситуации могут привести к серьёзному конфликту, поскольку преподаватель подозревает ученика в желании «поймать» его на незнании или ошибке и подорвать авторитет. Иногда, вызывая родителей одарённого ребёнка в школу, его обвиняют в «культурном хулиганстве»: своими вопросами он мешает вести урок.
Неумение принимать чужую точку зрения, стремление самому закончить мысль собеседника, прерывание говорящего и исправление ошибок, неспособность идти на компромисс, желание командовать…все это отталкивает от одаренного ребенка сверстников. И это вторая проблема, проблема в общении со сверстниками.
Одноклассники считают его выскочкой, умником, всезнайкой, который хочет выделиться на их фоне. Одаренные дети и сами не лучшим образом общаются со сверстниками (да и со взрослыми тоже). Если кто-то задел одаренного ребенка, он своеобразно защищается: острый ум и наблюдательность позволяют тонко подметить и высмеять дурные или просто нелепые черты обидчика.
Все эти неудобные для окружающих особенности — проявление одной общей закономерности. Американские психологи формулируют ее так: развитие познавательных способностей одаренных детей опережает их понимание законов общения.
Современными родителями их одаренные чада тоже воспринимаются как инопланетяне. Они обеспокоены поведением, рассуждениями ребенка, им непонятны их внутренний мир, увлечения, интересы. И это еще одна проблема, проблема в общении с родителями.
Конечно, в разрешении этих проблем ребенку должен кто-то помочь. И это в первую очередь – классный руководитель.
Психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу - классному руководителю для работы с одаренными детьми:
· чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
· способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
· интеллект выше среднего;
· настойчивость и целеустремленность;
· творческое начало;
· профессиональная и эмоциональная зрелость;
· эмоциональная стабильность;
· широкий круг интересов и умений;
· чувство юмора.
Ребёнок растёт, раскрывается как
личность. Как он растёт, что сокрыто внутри него? И что нужно сделать, чтобы
это сокрытое стало явным? Поиск ответов на эти вопросы помогает выстраивать
работу классного руководителя в направлении раскрытия в ребёнке его творческого
существа. Творчество – это всегда выход за рамки, за границы, это изменение
существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не
включённого в программу усвоения. Путь человека похож на путь цветка. Его
движения не надо направлять. В естественных условиях он сам будет расти таким,
каким ему предначертано. Нам остаётся лишь предугадать и обеспечить те условия,
в которых наиболее полно реализуется дар ученика.
В процессе развития одарённости детей у классного руководителя основная
задача – понимающее, чувственное постижение истины путём проникновения в
духовное содержание ребёнка, в его собственную обусловленность.
При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы и формы работы с одаренными учащимися.При построении воспитательного процесса стоит учитывать два вида мотивации:
Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников ( похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней.)
Содержательную: применение знаний и умений детей в нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения).
Задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:
ü Организация работы по выявлению одарённых детей, создать условия для успешной диагностики и развития одаренных детей, (кл.руководитель- педагог-психолог).
ü Обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности одарённых детей.
ü Координация взаимодействия учителей-предметников, родителей и обучающихся
ü Создание условий для комфортного состояния и творческой самореализации одарённых детей (предметные кружки,секции, дополнительные занятия).
ü Организация участия одарённых детей в олимпиадах, конкурсах, НПК.
ü Стимулирование позитивного поведения обучающихся , их ориентация на активную, познавательную деятельность.
ü Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренных.
ü Просвещение родителей в вопросах воспитания одаренных детей и развития их потенциальных возможностей.
Каковы же этапы организации работы классного руководителя?
1.Планирование. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для успешной работы с одаренными детьми в ОУ должна быть создана система диагностики одаренности учащихся. Уровень развития личностных качеств можно определить на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года по следующим параметрам: воображение, самобытность, чувство новизны, интуиция, вдохновлённость, инициативность, придумывание, педагогическое творчество, целеполагание, целеустремлённость, работоспособность, рефлексия и самооценка.
Классному руководителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности. Понимание типологии одаренности – это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.
1. Наиболее часто встречается интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет. Успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе. В этом контексте моя задача, как классного руководителя, – разобраться в причинах проблем, устранить негативное отношение, обеспечить возможности для диалога ребёнка с теми учителями, с усвоением предметов которых испытываются трудности, создать условия, в которых он сможет раскрыть свои способности.
2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённости, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела. Часто одарённые дети предъявляют повышенные требования к себе, не умеют переживать малейшие промахи, воспринимают себя как неудачников. К этому же могут приводить преувеличенные ожидания и амбиции взрослых, ожидания и требования лучшего: "Это неплохо, но ты мог бы лучше". Из-за этого растёт чувство неуверенности в своих силах. Таких детей надо стимулировать и поощрять не только за достижение результата, но и за участие, попытку и всячески поддерживать их, что будет способствовать повышению самооценки.
3. Еще один тип одаренности – художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Классный руководитель должен увидеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.
4. Следующий тип – креативный. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы. Практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы – именно так называемая некомфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам. Помочь таким детям адаптироваться к школьной жизни для классного руководителя задача не из лёгких. Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты. Правда, и педагог, чтобы оценить оригинальность, не шаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.
5. Еще один тип одаренности, который классному руководителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, – это так называемая лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями как хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе. Классный руководитель должен тщательно продумывать такие поручения и творческие дела, которые позволят ученику раскрыть себя и свои способности и представят его перед окружающими с лучшей стороны.
6. Шестой тип – психомоторная или спортивная одаренность. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности. Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, классный руководитель сможет создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, будут превосходно учиться.
2. Привлечение к деятельности классного руководителя
социально-психологическойслужбы.
Педагог-психолог
проводит психологическую диагностику, в процессе которой у каждого учащегося
выявляется: отношение к себе, другу, учителю, родителям; вид деятельности
(управленец, исследователь и т.д.); темперамент и восприятие; стимулы для
мотивации; коммуникативность; мотивы поведения (агрессивный, заботливый и
т.д.). Данная диагностика поможет найти индивидуальный подход в работе с
детьми. Диагностика проводится через наблюдение, тестирование, анализ
продукции. Социальный педагог через беседы и их анализ также рекомендует
классному руководителю, в каком направлении работать с тем или иным ребёнком.
3. Соответствие
программы деятельности классного руководителя специфике школы.
Одна из задач любого ОУ – создание условий для развития детей с
различным уровнем интеллектуальных способностей, с учётом склонностей и
интересов ученика. Исходя из школьных локальных актов (Устав, Концепция
воспитательной системы и др.) классные руководители строят свою работу в
классе, используя определённые методы и формы.
Этапы работы классного руководителя с одаренными детьми:
1.Выявление одаренных детей (диагностика одаренности). Оценивание
одаренности ребенка должно быть комплексным. Обследование должно быть
всесторонним, комплексным. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо
изучить творческие способности, психосоциальное и физическое развитие, охватить
как можно больший спектр способностей ребенка .Но при этом следует помнить о
том, что ребенка, показавшие высокие результаты хотя бы по одному из
рассматриваемых параметров, следует рассматривать как одаренного.
2.Поддержка (создание условий через взаимодействие с учителями
предметниками, родителями). По мнению некоторых исследователей, поведение
учителя для одарённых детей в классе, в процессе обучения, и построения своей
деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие
индивидуальные программы; создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в
классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии
обучения; уважает личность, способствует формированию положительной самооценки
ученика, уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения,
стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение
индивидуальности ученика.
3.Развитие одаренности. Классный руководитель должен помнить основные
виды одаренности, проблемы каждого вида и уметь выстроить работу с
учителями-предметниками.
Развитие одаренности школьников возможно
при реализации следующих условий:
1)своевременная диагностика возможностей
2) адекватное содержание воспитания
3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии
4) побудительная деятельность учителя
Формы и методы работы с одаренными детьми.
Методы
и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически
сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время
отличаться определенным своеобразием. Могут использоваться «мозговые штурмы» во
всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной
активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.п. Важным
фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых
одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы
в школе.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и
развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, объединения
дополнительного образования, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение
школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и,
разумеется, исследовательская работа учащихся.
Классный руководитель должен побуждать ребят к самостоятельной работе,
ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование,
постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают столько
духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Взаимодействие классного руководителя с одаренным ребенком должно быть
направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и
поддержки. Создать в классном коллективе условия для развития индивидуальных
способностей каждого ученика реально. И продуктивней всего строить свою работу
с обучающимися по принципу «в каждом есть потенциал».
Формы работы классного руководителя:
Классные часы.
Классные часы - самопрезентации – это особый вид занятий, так как любой ученик имеет возможность рассказать о себе, и не просто рассказать, а поделиться своими интересами, удивительными открытиями. Это стало той формой занятия, на котором дети не только ощущают свою значимость, но и учатся принимать мир другого человека. Гостями и участниками этих занятий становятся учителя, родители, старшеклассники. Темы таких классных часов: «Я и моя семья», «Я и спорт», «Мои открытия», «Долгожитель» семьи (книга, игрушка), «День рождения в семье», «Известные люди семьи» - позволяют поделиться конкретным опытом, а также предполагают создание прозаических размышлений и стихов о себе, о своей семье, о семейных реликвиях.
Также можно проводить «Уроки вежливости», «Уроки толерантности», «Уроки этикета». Когда одаренный ребенок, имеющий определенные сложности в общении, готовит материал, он обязательно что-то примет к сведению, оставит для себя.
Портфолио учащихся
«Папки творческого самовыражения», в них накапливаются материалы о достижениях учащихся, которые в конечном итоге позволяют увидеть развитие каждого ребенка в динамике.
Карты личностного роста.
КТД (совместно с родителями)
• Праздники семьи
• Семейные увлечения.
• «Четыре способа обрадовать маму».
• Песни (сказки) моей бабушки.
• Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.
Создание и реализация проектов.
• Талисман семьи. Гороскоп семьи
• Семейная книга рекордов.
• Географическая карта моей родословной.
• Я горжусь своим дедом!
• Я и моя школа.
Творческие мастерские
· «Составление правил для решения наших проблем»
· «Учимся на собственных ошибках»
Это лишь некоторые примеры форм работы с одаренными детьми.
Работу с родителями по данному направлению следует организовать особым образом. Родителям одаренных детей тоже необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое может осуществляться через разные формы. Это могут быть проигрывание педагогических ситуаций, собрания вместе с детьми, тематические собрания – консультации, собрание – мастерская и др. Цель такой работы: информационная среда- просвещение родителей в вопросах детской одаренности. Ведь именно родители должны помочь ребенку освоить приёмы грамотного взаимодействия с другими людьми, познать дух сотрудничества и коллективизма, потому что именно благодаря общению со взрослым ребёнок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Совместная практическая деятельность ребёнка и его родителей; поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Во многих из перечисленных рекомендаций содержится явное или скрытое указание
на необходимость привести самооценку ребёнка в соответствие с его высокими
умственными возможностями. Иными словами повысить её. Стабильное позитивное
самовосприятие рассматривается как важнейшее условие для реализации
потенциальных возможностей такого ребёнка. Родителям и учителям предлагается
оказывать детям необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их
деятельности внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и
проблемам.
В результате, у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое
самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир
встречает с радостью».
Все мы уже научились составлять воспитательные программы. Эти программы включают разные разделы: работа с родителями, работа с детьми группы риска, индивидуальная работа и т. д. В связи с актуализацией вопросов одаренности в современной школе, при составлении плана на год классным руководителям необходимо уделять особое внимание поддержке одаренных детей (исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему). Поэтому рекомендую включение в воспитательную программу класса раздела «Работа с одаренными детьми».
В план воспитательной работы необходимо включать:
- Диагностику склонностей учащихся (оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей);
-Участие детей в конкурсах различного плана (внутришкольные, городские, областные);
- Обсуждение на заседании МО классных руководителей темы «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики);
- Создание портфолио одаренных детей;
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;
- Привлечение детей к участию в коллективных творческих делах, раскрывающих наиболее полно их способности.
- Включение детей в работу дополнительного образования.
Как видим, роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика, Одной из важнейших задач классного руководителя при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Поэтому только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.
Остается только пожелать успехов, творчества и терпения. А закончить выступление разрешите словами:
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
В заключение своего выступления предлагаю вам написать синквейн, правила написания вам знакомы. Синквейн является одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат.
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему, идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Диагностические тесты
Тест по выявлению интересов учащихся
Тест «Самооценка уверенности в себе»
Тест «Отношение к нравственным нормам поведения»
Тест по выявлению учебных интересов
Тест «Кем быть?»
Тест по определению уровня тревожности
Тест «Проверь свой образ жизни»
Тест по определению потребности в достижениях
Тест по определению уровня воспитанности
Тест по определению развития волевых качеств
Тест по выявлению организаторских способностей
Тест по выявлению учебной мотивации
Тест по профориентации
Тест по выявлению направленности на себя, на коллектив, на задачу
Тест по выявлению уровня сплоченности коллектива
Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути ее решения по- своему. Повышение качества образования – одна из основных задач, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно- эмоционального отношения к миру и друг другу.
К сожалению, в большинстве российских образовательных учреждений качество обучения оставляет желать лучшего. Проблема, по мнению специалистов, кроется не только в характере и привычках современной молодежи, но и в уровне грамотности педагогического состава.1
Естественно, что школа начинается с учителя. И от него в большей степени зависит уровень подготовки школьников. Ведь всем известно, что некоторые предметы ученики могут знать лучше, а другие хуже. И здесь дело не в способностях и талантах детей, а в заинтересованности, требовательности и ответственности педагога. Поэтому для повышения качества образования нужно обратить внимание в первую очередь на ключевую фигуру в школе – учителя.2
Говоря о качестве образования, нужно помнить, что наиболее эффективный способ его повышения – это заинтересованность как детей, так и педагогов в учебном процессе. Различные олимпиады, конференции, семинары способны выявить талантливых учителей, школьников.
В повышении качества образования важны также и психологические условия нахождения детей. Как правило, успеваемость школьников гораздо ниже там, где с их мнением не считаются, они не понимают смысла обучения и не чувствуют свою значимость, а также не могут наладить отношения с одноклассниками и преподавателями. И здесь опять велика роль педагога, ведь хороший учитель, как психолог, знает подход к любому ребенку.
Одним из приоритетных направлений качества образования является работа с одарёнными. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения и мышления. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны и восприимчивы к оценке их деятельности, поведения и мышления. Поэтому наша задача, как классного руководителя помочь таким детям не только проявить свои способности, но и адаптироваться в окружающем мире.
Школа в работе с одаренными детьми, ставит цель: Организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на развитие одаренных детей.
Для достижения поставленной цели необходимо объединение усилий не только администрации школы, учителей-предметников, учащихся, но и родителей одаренных детей. И конечно, не последнюю роль здесь играет классный руководитель.
Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми?
Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. При этом необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности)
принцип помощи, наставничества
принцип индивидуализации воспитания (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся.
Одной из таких проблем одарённых детей является проблема в общении с учителями.
Одарённому ребёнку легко или скучно на уроке в то время, когда весь класс напряженно работает. Такой школьник или начинает заниматься своими, посторонними делами, или отключается, «витает в облаках», или чаще вмешивается в учебный процесс — первый тянет руку, отвечает не то, что он должен был услышать за короткое время, а вообще все, что знает по этой и смежной с ней проблемам. Еще хуже, если он начинает задавать преподавателю вопросы. Вопросы всегда сложные, далеко уводящие от плана урока. Подобные ситуации могут привести к серьёзному конфликту, поскольку преподаватель подозревает ученика в желании «поймать» его на незнании или ошибке и подорвать авторитет. Иногда, вызывая родителей одарённого ребёнка в школу, его обвиняют в «культурном хулиганстве»: своими вопросами он мешает вести урок.
Неумение принимать чужую точку зрения, стремление самому закончить мысль собеседника, прерывание говорящего и исправление ошибок, неспособность идти на компромисс, желание командовать…все это отталкивает от одаренного ребенка сверстников. И это вторая проблема, проблема в общении со сверстниками.
Одноклассники считают его выскочкой, умником, всезнайкой, который хочет выделиться на их фоне. Одаренные дети и сами не лучшим образом общаются со сверстниками (да и со взрослыми тоже). Если кто-то задел одаренного ребенка, он своеобразно защищается: острый ум и наблюдательность позволяют тонко подметить и высмеять дурные или просто нелепые черты обидчика.
Все эти неудобные для окружающих особенности — проявление одной общей закономерности. Американские психологи формулируют ее так: развитие познавательных способностей одаренных детей опережает их понимание законов общения.
Современными родителями их одаренные чада тоже воспринимаются как инопланетяне. Они обеспокоены поведением, рассуждениями ребенка, им непонятны их внутренний мир, увлечения, интересы. И это еще одна проблема, проблема в общении с родителями.
Конечно, в разрешении этих проблем ребенку должен кто-то помочь. И это в первую очередь – классный руководитель.
Психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу - классному руководителю для работы с одаренными детьми:
· чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
· способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
· интеллект выше среднего;
· настойчивость и целеустремленность;
· творческое начало;
· профессиональная и эмоциональная зрелость;
· эмоциональная стабильность;
· широкий круг интересов и умений;
· чувство юмора.
В процессе развития одарённости детей у классного руководителя основная
задача – понимающее, чувственное постижение истины путём проникновения в
духовное содержание ребёнка, в его собственную обусловленность.
При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы и формы работы с одаренными учащимися.
При построении воспитательного процесса стоит учитывать два вида мотивации:
Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников ( похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней.)
Содержательную: применение знаний и умений детей в нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения).
Задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:
ü Организация работы по выявлению одарённых детей, создать условия для успешной диагностики и развития одаренных детей, (кл.руководитель- педагог-психолог).
ü Обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности одарённых детей.
ü Координация взаимодействия учителей-предметников, родителей и обучающихся
ü Создание условий для комфортного состояния и творческой самореализации одарённых детей (предметные кружки,секции, дополнительные занятия).
ü Организация участия одарённых детей в олимпиадах, конкурсах, НПК.
ü Стимулирование позитивного поведения обучающихся , их ориентация на активную, познавательную деятельность.
ü Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренных.
ü Просвещение родителей в вопросах воспитания одаренных детей и развития их потенциальных возможностей.
Каковы же этапы организации работы классного руководителя?
1.Выявление одаренных детей (диагностика одаренности). Оценивание
одаренности ребенка должно быть комплексным. Обследование должно быть
всесторонним, комплексным. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо
изучить творческие способности, психосоциальное и физическое развитие, охватить
как можно больший спектр способностей ребенка .Но при этом следует помнить о
том, что ребенка, показавшие высокие результаты хотя бы по одному из
рассматриваемых параметров, следует рассматривать как одаренного.
2.Поддержка (создание условий через взаимодействие с учителями
предметниками, родителями). По мнению некоторых исследователей, поведение
учителя для одарённых детей в классе, в процессе обучения, и построения своей
деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие
индивидуальные программы; создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в
классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии
обучения; уважает личность, способствует формированию положительной самооценки
ученика, уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения,
стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение
индивидуальности ученика.
3.Развитие одаренности. Классный руководитель должен помнить основные
виды одаренности, проблемы каждого вида и уметь выстроить работу с
учителями-предметниками.
Развитие одаренности школьников возможно
при реализации следующих условий:
1)своевременная диагностика возможностей
2) адекватное содержание воспитания
3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии
4) побудительная деятельность учителя
Формы и методы работы с одаренными детьми.
Методы
и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически
сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время
отличаться определенным своеобразием. Могут использоваться «мозговые штурмы» во
всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и
художественной активности в форме научно-практической работы или творческих
зачетов и т.п. Важным
фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых
одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы
в школе.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и
развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, объединения
дополнительного образования, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение
школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и,
разумеется, исследовательская работа учащихся.
Классный руководитель должен побуждать ребят к самостоятельной работе,
ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование,
постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают столько
духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Взаимодействие классного руководителя с одаренным ребенком должно быть
направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и
поддержки. Создать в классном коллективе условия для развития индивидуальных
способностей каждого ученика реально. И продуктивней всего строить свою работу
с обучающимися по принципу «в каждом есть потенциал».
Классные часы - самопрезентации – это особый вид занятий, так как любой ученик имеет возможность рассказать о себе, и не просто рассказать, а поделиться своими интересами, удивительными открытиями. Это стало той формой занятия, на котором дети не только ощущают свою значимость, но и учатся принимать мир другого человека.
Портфолио учащихся
«Папки творческого самовыражения», в них накапливаются материалы о достижениях учащихся, которые в конечном итоге позволяют увидеть развитие каждого ребенка в динамике.
Карты личностного роста.
КТД (совместно с родителями)
• Праздники семьи
• Семейные увлечения.
• Песни (сказки) моей бабушки.
• Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.
Создание и реализация проектов.
• Талисман семьи. Гороскоп семьи
• Семейная книга рекордов.
• Географическая карта моей родословной.
• Я горжусь своим дедом!
• Я и моя школа.
Творческие мастерские
· «Составление правил для решения наших проблем»
· «Учимся на собственных ошибках»
Это лишь некоторые примеры форм работы с одаренными детьми.
Работу с родителями по данному направлению следует организовать особым образом. Родителям одаренных детей тоже необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое может осуществляться через разные формы. Это могут быть проигрывание педагогических ситуаций, собрания вместе с детьми, тематические собрания – консультации, собрание – мастерская и др. Цель такой работы: информационная среда- просвещение родителей в вопросах детской одаренности. Ведь именно родители должны помочь ребенку освоить приёмы грамотного взаимодействия с другими людьми, познать дух сотрудничества и коллективизма, потому что именно благодаря общению со взрослым ребёнок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Совместная практическая деятельность ребёнка и его родителей; поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Как видим, роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика, Поэтому только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.
Остается только пожелать успехов, творчества и терпения. А закончить выступление разрешите словами:
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Рекомендовать учителям-предметникам: составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика, или класса в целом; проводить коррекцию знаний по результатам.
Классным руководителям: анализировать рост интеллекта по времени, сравнивать с прогнозируемыми результатами.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Диагностические тесты
Тест по выявлению интересов учащихся
Тест «Самооценка уверенности в себе»
Тест «Отношение к нравственным нормам поведения»
Тест по выявлению учебных интересов
Тест «Кем быть?»
Тест по определению уровня тревожности
Тест «Проверь свой образ жизни»
Тест по определению потребности в достижениях
Тест по определению уровня воспитанности
Тест по определению развития волевых качеств
Тест по выявлению организаторских способностей
Тест по выявлению учебной мотивации
Тест по профориентации
Тест по выявлению направленности на себя, на коллектив, на задачу
Тест по выявлению уровня сплоченности коллектива
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.