Кроссворд на уроке

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Прежде всего, необходимо четко представлять, с какой дидактической целью(это мы для себя уже определили в предыдущем модуле) и на каком этапе урока используется кроссворд. 1.На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько вариантов: – к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда . После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;
Иконка файла материала Кроссворд на уроке.doc
Кроссворд на уроке  Прежде всего, необходимо четко представлять, с какой дидактической целью(это  мы для себя уже определили в предыдущем модуле) и на каком этапе урока   используется кроссворд.  1.На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько  вариантов: – к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда . После устного  опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом; – можно дать аналогичное задания группе учеников. В этом случае правильность  выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В  хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее  успешный ученик, первым решивший его; – кроссворд может заменить терминологический/cловарный  диктант. В этом  случае класс работает на заранее подготовленных бланках, а учитель может читать   вопросы. 2. На этапе изучения новой темы. В этом случае при подготовке к уроку можно составить небольшой кроссворд с  ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми  учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В ходе  изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или  касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос  вписываются в сетку кроссворда.Таким образом кроссоврд к концу этапа будет  представлять визуализацию ключевых понятий темы. 3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении  изученного материала. Итоговый кроссворд  как  вид контроля имеет большое  значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во  время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то  кроссворд ассоциируется у них с игрой. Таким образом, кроссворд может быть Познавательным (или обучающим) – составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель  его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками. Обобщающим – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела с целью обобщения, уточнения причинно­следственных связей, подготовки к  итоговому контролю. Итоговым – служит для комплексной проверки изученного материала более  крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих  кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления. Первые два типа кроссвордов рекомендуется делать  короткими, с небольшим  количеством слов (5­7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок (своего  рода «тренировочная пятиминутка).На уроках обобщения, повторения  происходит проверка усвоения программного  материала, поэтому объем слов может увеличиться. Тематические кроссворды,  содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, могут состоять  из  20—30 слов, а итоговые — из 30—50 слов. Возможно использование кроссвордов как дополнение к контрольным и  проверочным  работам. Кроссворд призван воспитывать эстетичность, т. е. учитель должен продумывать  оформление, расположение, цветовую гамму букв, рисунков и т. п. Продумываем формы работы:   коллективная (когда все учащиеся под руководством учителя разгадывают  кроссворд);  групповая (когда класс поделён на группы, каждая группа решает кроссворд  сообща);  парная (когда предлагается задание двум учащимся, сидящим за одной  партой, компьютером);  индивидуальная (когда разгадывает кроссворд один ученик). Разрабатываем  критерии оценивания разгадывания кроссворда. Ниже предложен  один из вариантов, который может быть дополнен/переделан. Оценка Не ставится     3 4 5 Кол­во верных ответов до 50% 50­69% 70­94% Рекомендации Ваш результат посредственный. Это свидетельствует об  ограниченном круге интересов. Больше времени уделяйте не  только проработке школьного учебника, но и чтению научно­ популярной литературы.  Тренируйте память. Круг Ваших знаний в области предмета невелик. Чтение Вами  учебника и научно­популярной литературы носит поверхностный характер. Вам необходимо больше внимания уделять изучению  предмета. Ваш результат хороший. Это свидетельствует об интересе к  предмету(теме). Вы умеете концентрировать свое внимание на  отдельных вопросах. Вам следует не снижать требований к своим занятиям и тренировать ум. 95%­100% Круг Ваших знаний отличный, говорящий не только о хорошей  памяти, но и о большой любознательности. Совет один: "Так  держать!" Эффективность и результативность решения кроссвордов, предлагаемых  ученикам, оценивается по двум показателям: а) времени, которое необходимо  учащимся для отгадывания кроссворда; б) числу ошибок( в том числе и  орфографических), допущенных ими в процессе решения (последний показатель  побуждает составителя выяснить причины неверных ответов и, если нужно, уточнить  формулировки вопросов).При групповой работе оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал  наибольшее число слов; Если кроссворд отгадывается  всем классом, учитывается  активность, «находчивость» и эрудиция каждого и выставляются лишь хорошие  отметки наиболее «удачливым» (можно ввести «систему накопительных жетонов»).  3.Составление кроссвордов учащимися.    Сначала на уроке практикуется использование преимущественно готовых  кроссвордов (составленных учителем).  Как только дети почувствуют прелесть такой деятельности, можно предложить  им самим составлять кроссворды. Этим можно  заниматься как дома, так и на уроках.  Это весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся. Особенно  целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов:  оно требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать  определения понятий.   Требования к учащимся при работе по составлению кроссворда на уроке или дома  разные. На уроке кроссворд составляется по заданной теме. При этом ставятся четкие  критерии: количество слов и время (например, 10­15 слов на 20 минут). Составляя кроссворд как домашнее задание, учащиеся вынуждены обращаться к  дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный  вопрос, что развивает их творческие способности. При проверке можно учесть  оригинальность вопросов, художественное оформление.     Можно предложить такие задания на составление тематических  кроссвордов:  • Сообщается только перечень терминов и слов по теме. Требуется  сформулировать вопросы (как правило, это задание группе).  • Называется только тема, все остальное учащиеся делают сами (задание  выполняется группами или индивидуально в качестве домашнего).      Первостепенное внимание уделяется при этом формулировке вопросов.  Проблема постановки вопроса — это проблема развития высококачественного  мышления. Ее решение мы видим в точности любых вопросов, задаваемых учителем,  и в его умении вызвать у учащихся в процессе обучения потребность четко  формулировать то, что они хотели бы узнать.      Прежде всего вспоминаем те вопросы, которые задавались при изучении  материала темы и его обобщении. Ведь хороший вопрос помогает совершенно по­ новому видеть суть изученного и искать ответ путями, о которых раньше никто и не  думал. А главное — он свидетельствует о понимании учебного материала.Поэтому  анализ составленных учащимися кроссвордов мы проводим по таким критериям:  а) количество вопросов; б) их качество.  Количество вопросов оценивается не по абсолютному их числу, а по числу  смысловых элементов, с которыми они связаны. Качество вопросов определяется  характером мыслительных операций, которые необходимы для конструирования  ответа.С учетом последнего можно выделить такие типы вопросов:  1. Указывающие на сущность понятия, на характерные признаки явления(Что  такое….?). Такие вопросы активизируют работу памяти, стимулируют к повторению  того, что усвоено при изучении конкретной темы.  2. Содержащие указания на причины явления, на установление причинных  связей(Почему/из­за чего…?). Подобного рода вопросы предполагают установление  связей между физическими явлениями, величинами, выделение в изучаемой теме  узловых моментов, определенной систематизации знаний, т.е. переосмысления  полученной информации.  3. Акцентирующие внимание на причинно­следственных связях между явлениями,  изучаемыми в разных темах (разделах) курса. Подобные вопросы требуют  обобщения, проведения аналогий, выдвижения гипотез и т.п.; они побуждают к  установлению многогранных связей всего изученного материала, анализ усвоенных  знаний под новым углом зрения.