«Кроток есмь и смирен сердцем»
Оценка 4.6

«Кроток есмь и смирен сердцем»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
8 кл—9 кл
05.04.2018
«Кроток есмь и смирен сердцем»
(Заочное путешествие по страницам жизни Сергия Радонежского. Внеклассное мероприятие для 8 классов) Пояснительная записка. Мы живём в сложном многообразном мире. Без опоры на духовно- нравственные ценности своей Родины невозможно воспитать гражданина и патриота. Особое, от сердца идущий, ценностей форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам духовной культуры, изучать которые – первостепенная задача в воспитании молодого поколения. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы её потомки. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах ,а на деле, они должны знать свою историю, духовную культуру, беречь и развивать народные традиции.
Классный час на тему.docx
Классный час на тему: Обидчивость, несдержанность, раздражительность… как управлять собой?   Цель: поразмышлять над своими недостатками характера, попытаться отнестись к недостаткам серьёзно, оценивая себя при этом с юмором. План. 1. Объявление темы, цели занятия. 2. Выступление классовода: Все мы понимаем, что никто не застрахован от раздражения. Но как научиться «властвовать» собой в этих ситуациях, чтобы не портить настроение другим? Ответ прост: научимся относиться к собственному раздражению спокойно, не делать из этого трагедии, не лелеять свое плохое настроение.  Правило 1: Создайте мышечную нагрузку. Правило 2: Примите контрастный душ или тёплую ванну. Правило 3: Не забывайте о чувстве юмора. Правило 4: «Стоп ­ упражнение» Первый шаг – попробуйте останавливать себя на грани выплеска эмоций и чувств. Давайте самому себе команду: «Стоп!»  Второй шаг – смотрите себя со стороны: зачем? стоит ли? С первого раза этот маневр вряд ли удастся, но потренируйтесь, и удовольствие от своей сдержанности, терпимости, умения взять себя в руки будет значительно большим, чем разрядка от ссоры. Раздражение накапливается почти с неизбежностью, но воспитанный человек старается управлять своим состоянием, «не срывать зло» на окружающих, а если проявляет несдержанность, то осознает это как свой недостаток. Американский психолог Альберт Чеметин разделил людей с тяжёлым характером на 8 типов: подлые, всезнайки, буки, вечно недовольные, идущие напролом, угодники, любящие совершенство, крикуны. Прежде чем мы познакомимся с этими характеристиками, давайте попробуем охарактеризовать этих людей сами. 3. Учащиеся в тетрадях записывают свои варианты характеристик, затем происходит их сравнение и обсуждение. ( См. в странице 36­ 37 журнала «Классный руководитель» №1 2007г.) 4. Заключение. Да, действительно, нам необходимо смотреть и на себя со стороны: не слишком ли мы раздражительны и угрюмы, неприветливы. Может быть, мы говорим чересчур громко, нервозно? Не утомляем ли окружающих своими поучениями? А самое главное – всегда ли выполнимы наши требования к окружающим и следуем ли мы им сами? Ну как? Есть над чем задуматься? Прошу вас поразмышлять над этими вопросами. Попытайтесь отнестись к своим недостаткам серьёзно, оценивая себя при этом с юмором. Час общения закончен. Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение себе и окружающим нас людям. Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.  Задачи:  1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.  2. Сформировать навыки саморегуляции.  3. Сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.  Предполагаемый результат: приобрести навыки управления стрессом в жизненных ситуациях.  Структура тренинга:  1 этап (организационный) 5 мин.  Задачи этапа:  ­ познакомить с правилами работы в группе;  ­ повысить эмоциональный фон группы;  ­ создать условия для дальнейшей работы на занятиях.  (Слайд № 1)  1. Приветствие. Настрой на работу.  Ритуал приветствия: все хором “Всем привет!”  Правила поведения на тренинге:  1. Один говорит – все слушают.  2. На тренинге никто не осуждается. 2. Упражнение «Снежный ком» (5 мин.)  Участники группы садятся в круг.  Инструкция: “Здравствуйте. Начнем нашу работу: каждый по очереди будет называть свое имя и то, что его больше всего раздражает. Не забываем, что первый говорит свое имя и нужную причину негативного настроения (поясняя причину), затем следующий говорит сначала имя и ситуацию первого человека, а потом свою и так до конца. Последний участник сначала перечисляет всех и только потом рассказывает о себе”.  Комментарии к упражнению: такое представление требует от участников внимательности. Это упражнение является ритуалом на каждом занятии, изменяется только тема – что позволяет участникам группы побольше узнать друг друга, а также способствует сплочению группы.  Вопросы для обсуждения:  1. Какие возникли трудности в ходе данного упражнения?  2. Какие ситуации было трудно пояснить?  2 этап (основная часть)  1. Теоретический блок (5 минут).  Понятие “стресс” давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?  (Слайд № 2)  Стресс ­ негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.  Знаменитый канадский исследователь Ганс Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств.  В 1960­х годах американскими психологами Холмсом и Рейхом была разработана шкала перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека.  (Слайд № 3).  В соответствии с этой шкалой, в которой более 40 позиций, смерть близкого человека соответствует 100 баллам, развод — 73, болезнь или травма — 53, изменение состояния здоровья у одного из членов семьи — 44, начало или окончание учебы в школе — 26, смена школы — 20, отпуск или каникулы — 13 и т.д.  А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в интересную игру.  2. Упражнение № 1 “Чепуха” (5 мин.)  Задачи упражнения:  ­ способствовать развитию творческого потенциала,  ­ эмоциональный разогрев.  Участники садятся в круг.  Инструкция: “Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос преподавателя, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос, вновь загибает лист, передает дальше и т.д. Когда вопросы закончились, каждый участник разворачивает лист, читает записанные на нем ответы.  (Слайд № 4)  Перечень вопросов: Кто? Где? С кем? Чем занимались? Как это происходило? Что запомнилось? И что в итоге получилось?  Комментарии к упражнению: внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляются задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.  Вопросы для обсуждения: подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.  3. Теоретический блок (5 минут).  Ведущий говорит участникам о том, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Можно попросить участников привести примеры из своего опыта. Подводя итог, ведущий подчеркивает, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем­то нужна.  Далее участники обсуждают, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния: злость; страх; грусть; апатия.  (Слайд № 5)  Ведущий подводит итог обсуждения. Выводы высвечиваются на экране.  Примерные варианты выводов:  – злость ­ мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;  – страх ­ сигнализирует об опасности;  – грусть ­ побуждает нас задуматься;  – апатия ­ дает “передышку”, позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.  Но так как у нас злиться пока не на кого, мы поиграем в следующую игру.  4. Упражнение № 2 “Пересадка сердца” (15 мин.)  Задачи упражнения:  ­ развитие толерантности при ответственном выборе,  ­ развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения. Инструкция: “Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.  Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.  Список кандидатов:  Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.  Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.  Священник, 27 лет.  Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.  Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.  Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.  Мужчина, 48 лет, врач­онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.  Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ­инфицирована.  Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.  Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.  По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его”.  Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?  Резюме тренера. При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все­таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.  Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.  Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.  Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по­другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по­ другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.  Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.  5. Теоретический блок (5 минут).  (Слайд № 6).  Ситуации, подобные той, которую мы рассмотрели, к сожалению, часто вызывают конфликт. Давайте рассмотрим это понятие. Ведущий дает определение: “Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов”.  Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец.  Ведущему на заметку. Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия. Участникам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение “В споре рождается истина”.  Дается определение понятию “компромисс”, которое также помещается на доску или в центр круга: “Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок”.  Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.  Следует сказать участникам: для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила. Предложить подумать, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения); покупателями и продавцами (правила торговли); работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.  (Слайд № 7)  “Беспроигрышный метод решения споров”  1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.  2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.  3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.  4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.  5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.  6. Упражнение № 5 “Мусорное ведро” (5 мин.) Задачи упражнения:  ­ повышение эмоционального фона группы;  ­ профилактика депрессивных состояний.  Инструкция: “Участникам раздается бумага и ручки, а также дается время на то, чтобы они нарисовали или написали все, что их раздражает в большой степени. Дается не более 5 минут”.  После чего по желанию участники могут рассказать, что они изобразили или написали на своих рисунках. Затем посередине круга ставиться мусорное ведро, участникам предлагается порвать на маленькие кусочки свои листы бумаги так, чтобы не осталось ни одного целого слова или картинки и выбросить в мусорное ведро.  3 этап (заключительный) (5 мин.)  Рефлексия.  Участники сидят в кругу. Подводится итог занятия: перечисляются новые понятия и приобретенные навыки.  Каждый участник по часовой стрелке делится своими впечатлениями, эмоциями о пройденном тренинге и прощается. (Слайд № 8)  Ритуал прощания.  Упражнение «Я желаю тебе…»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»

«Кроток есмь и смирен сердцем»