«Методическая разработка плана-конспекта внеурочного мероприятия по проблемам безопасного поведения детей и подростков в информационной среде»
Тема: « Как не попасть в сети социальных сетей?» - круглый стол
Категория участников: 6 – 8 классы
Цель: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в сети Интернет и помочь избежать эти опасности.
Задачи:
-познакомить с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде;
-сформировать у учащихся понятие о принципах безопасного поведения в сети
Интернет;
- выяснить разницу между виртуальным и реальным
общением людей;
- определить причины человеческих откровений в
социальных сетях;
- разобраться, стоит ли выставлять личную жизнь
напоказ;
- выявить признаки зависимости от виртуального
общения;
- переосмыслить свое отношение к социальным
сетям, исходя из цели личной безопасности.
Оборудование: треугольники из цветного картона, проектор, экран, компьютер, презентация, ручки, листочки для записи.
Ход классного часа:
1. Организованное начало мероприятия.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о виртуальном мире , в котором вы так любите прибывать. Я говорю об интернете.
Люди по наивности своей думают, что виртуальный мир существует сам по себе, как бы понарошку. Большинство общается в сети, часто даже не зная, кем на самом деле является их собеседник. Они не знают азов компьютерных технологий и не представляют, как выложенная в сеть информация может быть использована против них.
2. Вступительная часть.
Социальные сети активно вошли в нашу жизнь и на сегодняшний день захватывают все больше свободного времени и личного пространства людей, особенно подростков. В этом виртуальном мире каждый находит для себя что-то нужное и не нужное, интересное и бесполезное.
В связи с этим возникает отдельная проблема – безопасность. Любая социальная сеть
– это база, в которую вы вносите персональные данные. При этом многие пользователи слишком откровенны, они с охотой публикуют полную информацию о себе. А зря. Злоумышленники могут использовать такие данные. Согласно опросу, проведенному среди подростков , 37% публикуют на своей странице в социальной сети свои персональные данные и другую информацию, которой могут воспользоваться люди, находящиеся « по ту сторону» экрана. Это может быть давление на личность в разных формах.
3. Что же такое интернет?
- Ребята, перед вами лежат треугольники разных цветов ( желтые, красные, зеленые, синие, розовые). Выберите себе один треугольник любого цвета. Хорошо, спасибо!
Теперь сядьте так, чтобы вас объединял один цвет, т.е. у кого синие фигурки, садятся за один стол, у кого красные – за другой и т.д. (Дети распределяются по группам). Теперь давайте подумаем, что же такое Интернет. Каждая группа представит нам свою версию этого понятия. ( Дети обсуждают, отвечают).
- Посмотрите на экран.
« Интернет – это Дикий - Дикий Запад XXI века, в котором постоянно встречаются волнующие приключения, опасности и бандиты: хотя пули, летающие в Интернете не настоящие, он все равно могут ранить»
Р. Маффи, исследователь- криминолог из отдела расследования преступлений с использованием информационных технологий Министерства юстиции штата Миссисипи.
- Давайте посмотрим, какие же опасности могут ждать нас в интернете?
Кибербуллинг ( очень распространен сейчас) – это видеозаписи насилия, троллинг, клевета, похищенные пароли и др.
Что касается видеозаписей насилия, то мне хочется сказать «начни с себя». Никогда не позволяйте делать такое. Сегодня сплошь и рядом встречаются ситуации, когда снимают драки на телефон. Вместо того, чтобы разнять, заступиться – мы веселимся и развлекаемся. ( Обсуждение ситуации 1, произошедшей в школе, когда одного мальчика били трое, а пятеро снимали на телефон). ( Каждая группа детей высказывает свое мнение о случившемся в нашей школе).
Ситуация 2: « Я поссорился с половиной класса и классным руководителем. Выложил картинки с подписями про них всех. Думал, это смешно. Еще думал, что в сети все условно. В общем, со мной очень долго никто не разговаривал, даже учитель «сквозь зубы»
- Ребята, дайте свою оценку данной ситуации. ( Обсуждение в группах)
- Хорошо, ребята, я вижу, что вы знаете, а главное понимаете, в чем опасность кибербуллинга.
Общение с незнакомцами. ( Вербовщики, сектанты, манипуляторы, педофилы)
Опасности, связанные с разглашением личной информации (ФИО, адрес, телефон, расписание и номер школы).
Вопрос к классу. Как вы думаете, почему не стоит размещать личные данные в соцсетях?
Обсуждаем, чем это может быть опасно. ( Каждая группа озвучивает свою версию. Подводим итоги сказанному).
4. Группы, в которых вы состоите.
Группы и сообщества, в которых вы состоите – прямая ваша характеристика.
Если в реальной жизни вас судят по вашим друзьям, то в виртуальной по группам.
Экстремистские, эротические или порнографические, просто глупые – все они
отражают ваше мировосприятие.
К чему приводит подобная откровенность в социальных сетях? К появлению
психологических проблем и всё большему разрушению реальных межличностных
связей.
Можно разучиться общаться. Перестать быть самим собой, быть спонтанным. Ведь в
Сети у вас всегда есть время на то, чтобы обдумать сообщение, чтобы подстроить
его под свой образ.
5. А не пройти ли нам тест?
Тест на
зависимость от соцсетей.
Ответьте «да» или «нет» на каждое утверждение.
(Учащиеся слушают вопрос и отвечают)
1. Постоянно возникает навязчивая потребность
просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен был
написать, вас всё равно тянет включить свой персональный компьютер и проверить
это. А возможно вы вообще постоянно находитесь онлайн, даже на ночь не отключая
интернет, чтобы не пропустить что-либо интересное.
2. Вы
слишком много времени проводите у экрана своего монитора, и каждый раз, заходя
в социальную сеть, обещаете себе, что пробудете там лишь пару минут, а в итоге
с ужасом обнаруживаете, что прошло полдня. Вас тянет десятки раз на дню
просматривать страницы друзей, в надежде, что хоть кто-нибудь из них обновил
информацию.
3. Вы
испытываете острое желание регулярно обновлять статус на своей странице,
обсуждать с друзьями каждый свой шаг, фотографировать себя везде и всюду, и
чаще выкладывать новые снимки. Вам важно, сколько людей посетило вашу страницу
в течение дня, и как они прокомментировали ваши обновления.
4. Всё
общение с друзьями происходит в основном через социальную сеть, вы уже забыли,
когда видели их в последний раз.
5. Игра в
различные приложения является хорошей альтернативой другим повседневным делам,
вас затягивает этот процесс, вам важно пройти больше уровней и повысить
рейтинг.
6. Вы
испытываете жуткое раздражение, если по какой-либо причине не можете попасть на
свою страничку в социальной сети. Вы будто становитесь оторванным от внешнего
мира.
(Дети подсчитывают результаты. Большинство
утверждений положительно – это говорит о зависимости).
Учитель.
Если вы обнаружили у себя все признаки интернет
зависимости – не стоит отчаиваться, у вас всегда есть время взять себя в руки,
нужно только вовремя суметь сказать себе «Стоп!».
- Как им помочь ребятам, которые попали в сети сетей?
• Старайтесь чаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по
телефону.
• Приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно
хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить
свой вечер у монитора.
• Выберите для себя хотя бы один день недели, который вы непременно сможете
посвящать живому общению.
• Чаще проводите свое время на свежем воздухе, найдите себе интересное занятие,
которое отвлечет вас (например, купите абонемент в спортивный клуб, физические
нагрузки помогут не только держать себя в форме, но и быть всегда в хорошем
расположении духа).
На этом наш классный час подошел к концу. Хочется надеяться, что он поможет вам
взглянуть на виртуальный мир более реально. И сделать его безопасным для себя.
Спасибо за сотрудничество! С вами было легко и приятно работать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.