Круглый стол. Решение педагогических ситуаций на тему «Взаимоотношения поколений в семье».
Цели и задачи:
Ø Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основу взаимопонимания:
Ø Формировать у родителей культуру понимания проблемы и путей её преодоления;
Ø Дать рекомендации о способах поиска выхода в сложных ситуациях.
Вступительное слово
Здравствуйте уважаемые папы, мамы! Сегодня мы с вами собрались за круглым столом поговорить о чём-то очень важном. Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, с коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Сегодня мы попытаемся вместе найти причину и решение этой проблемы. Сейчас я хочу вам прочитать Китайскую притчу, а вы внимательно послушайте.
Работа с китайской притчей «Ладная семья»
Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это всё?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: - «И мира тоже».
Обсуждение с родителями притчи
– Что вы можете сказать об этой притче? (Родители высказывают своё мнение).
– Какие взаимоотношения должны быть в семье?
– Что для этого нужно сделать? Какие условия создать?
Родительский практикум-игра «Корзина чувств»
– Уважаемые родители у меня в руке «Корзина чувств», давайте напишем и назовём те чувства, которые нас беспокоят при обсуждении данной темы. Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Ситуации
- А теперь хотелось бы обратить внимание на тему нашей встречи. «Взаимоотношения поколений в семье». Какие они в вашей семье? (Ответы родителей). Какими они должны быть? (Ответы родителей). А я для вас подготовила несколько педагогических ситуаций. Давайте попробуем вместе с вами в них разобраться.
Ситуация №1
Сережины папа и мама работают и одновременно учатся на вечернем отделении института; мальчик находится на попечении бабушки. Она старается, чтобы внук не скучал, и разрешает ему смотреть все телевизионные передачи. ("Пусть ребенок получит удовольствие!").
Приходит время сна, и Сережа со скандалом идет в постель. Долго не засыпает, хнычет. Спит ночью беспокойно... Вот и сегодня утром с трудом встал с постели. Настроение понурое, ел плохо, капризничает.
- Уж не
заболел ли? - беспокоится бабушка. И прежде чем вести в детский сад, меряет
Сереже температуру, на всякий случай одевает его потеплее.
Врач детского сада, осмотрев ребенка, сказал:
- Мальчик здоров.
Бабушка
теряется в догадках: что за причина Сережиного самочувствия?
Важно подчеркнуть:
Маленькие дети очень впечатлительны, их нервная система еще не сформировалась и поэтому легко ранима. Это всегда надо иметь в виду, и тогда станет очевидным, почему вредно перегружать впечатлениями детей. Даже самые приятные впечатления, но с передозировкой не приносят ребенку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые. Особенно вредны ребенку зрелищные мероприятия, рассчитанные на взрослых.
Ситуация №2
- Кого ты больше любишь - бабу Аню или бабу Веру? - ревниво допрашивают четырехлетнего внука то одна бабушка, то другая. Каждой хочется быть желаннее для своего единственного... Одна задаривает внука игрушками, другая - сладостями.
У малыша
уже выработалась привычка заглядывать пришедшим в сумку и задавать неизменный
вопрос:
- А что ты мне принесла?
И не было случая, чтобы он не извлек из сумки какой-нибудь для себя сюрприз.
Чем больше
становился мальчик, тем изощреннее делались любимому внуку подарки, но уважения
к бабушкам все меньше и меньше! Он так дорог им, что даже дерзкие его выходки
вызывают умиление.
- Уходи, бабка, обратно! Я с бабой Аней занят, - бубнит недовольно внук.
- Надо ж так сказать! Остроумный, откуда что берется! Необыкновенный ребенок! -
рассказывает бабушка своим знакомым и цитирует его высказывания.
В семье все
подчинено интересам ребенка. Он постоянно слышит: "Это Сереженьке",
"Он это любит", "Пока мал, и побаловать не грех!",
"Стоит ли ребенка огорчать?" Разумеется, слова подкрепляются делами.
- Купили маленькому, хотя и дорого. Но ведь не дороже детской радости!
- Мы больше не станем есть пирог, он так понравился нашему внуку, лучше ему
оставить.
..."Маленький"
подрос и пошел в детский сад.
- Пожалуйста, с ним поделикатнее: он не стандартный ребенок, - это говорит
Сережина мама его будущему воспитателю.
- Что Сережа умеет делать самостоятельно? К чему он приучен? Во что играет?
Убирает ли за собой игрушки? - спрашивает воспитатель.
- Мы старались не загружать его. Мал еще...
Сережины
мама, папа и обе бабушки убеждены: детство должно быть безоблачным, а
обязанности, даже совсем незначительные, омрачают его. Они всегда на страже
детских прав, о чем не забывают напоминать воспитателю.
- Почему сын не выступал на празднике со стихами, он знает их так много! Почему
в этот раз Сережу не похвалили?
- Сын огорчен: дети не хотят играть с ним. Это правда? Почему? Заставьте их...
Воспитатель
всегда терпеливо отвечает на все вопросы родителей. Разъясняет. Советует.
Иногда просит.
- Приведите, пожалуйста, Сережу завтра пораньше. Он у нас дежурный.
- Стоит ли? О каких трудовых навыках может идти речь? Ведь он совсем маленький,
ему пятый год!
..."Маленький"
растет, готовится к поступлению в школу. Наконец первое сентября! Ребенок идет
первый раз в первый класс!
- Пожалуйста, с ним поделикатнее. Он не стандартный мальчик. Очень смышленый,
развит не по годам, - говорит Сережина мама его будущей учительнице.
Знакомство состоялось...
Время идет.
Сережа взрослеет. Он уже в V классе. Многое, что раньше казалось в его
поведении забавным и необыкновенным, теперь выглядит отталкивающим, возмущает
близких.
- Опять в грязных ботинках идешь прямо в комнату. Бессовестный! Ни капли
уважения к труду старших! Большой уже, а за тобой все еще приходится убирать,
как за маленьким!
- С меня хватит, что я для вас учусь хорошо!
- И в кого он такой? Всю душу в него вкладываем! А он?!
Важно подчеркнуть:
Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Там, где ребенка балуют, где его желание выполняется безотказно, там большой простор для расцвета в нем эгоцентризма. Избалованный, он привыкает к тому, что постоянно окружен чрезмерным вниманием близких, ни в чем не знает отказа, захвален, задарен игрушками и лакомствами и растет себялюбцем, баловнем, эгоистом, не умеющим считаться с удобствами и возможностями семьи.
Некоторые родители не понимают, как можно избаловать ребенка. "Ничего лишнего не покупаем, игрушек - не больше чем у других, одеваем, как все. Разве этим балуем его?" - сетуют они. Но избаловать ребенка можно не только всевозможными излишествами, но и, главное, нетребовательным отношением к нему. Если ребенок привыкает смотреть на своих близких с позиции потребителя, то трудно сформировать в нем чувство долга перед ними. Он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей. Так вырастают люди деспотичные, заносчивые, эгоистичные, склонные к переоценке собственных возможностей.
Ситуация №3
Воспитатель заметил, что сегодня Гриша (ему 4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко разговаривает, спорит, затевает ссоры с товарищами по игре, отнимает игрушки и даже с трудом подчиняется ее указаниям. В чем причина?
Вечером, когда отец пришел за сыном, воспитатель решил выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец рассказал:
- Утром поспорили с женой. Из-за пустяка... Ссор у нас не бывает всерьез. А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко мне и сказал: "Зачем маму обижаешь!", а затем к маме: "Зачем папу обижаешь!" А она взяла да шутя и подшлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу капризничал.
Важно подчеркнуть:
В детях, как в фокусе, отражается настроение родителей. Если взрослые веселы, уравновешенны, приветливы, то и дети спокойны, жизнерадостны. Особенно влияют на поведение ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношений взрослых. Ребенок чутко улавливает малейшие семейные распри и по-своему глубоко реагирует на них.
Описанная ситуация подтверждает это: мальчик выведен из равновесия, конечно, не тем, что его мать шутя подшлепнула. Его взволновало необычное поведение родителей.
Ситуация №4
Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой и бабушкой об этом говорить бесполезно: они на страже режима.
Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа - страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И хитрец пользуется этим.
Сын смотрит
отцу в глаза и вкрадчиво говорит:
- Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза.)
- Ну, папулечка -а-а, - тянет сын, - можно?
Мальчик знает, что папа еще помолчит немного, а потом скажет снисходительным
тоном:
- Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Гена знает,
что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня все повторяется в
точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:
- Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Сын остается смотреть телевизор. Он знает, что на следующей неделе, когда будут передавать футбол, все будет, как сегодня. Зато во всем другом папа строг, и если он сказал "нет", то просить бесполезно.
А в разговоре с мамой у Гены требовательный тон. В особенности когда дело касается покупок игрушек и лакомств. И сын этим пользуется.
А с бабушкой! С ней можно даже покапризничать, пустить слезу, прикинувшись маленьким и обиженным.
Важно подчеркнуть:
Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой - как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребенку.
Анкетирование.
Сейчас я хочу с вами провести анкетирование, которое поможет вам понять какие у вас взаимоотношения в семье.
Анкета
1. Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3. Интересуются ли дети вашей работой?
4. Знаете ли Вы друзей своих детей?
5. Участвуют ли ваши дети с вами в хозяйственных делах?
6. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
7. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
8. Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними.
9. Бываете ли вместе с детьми на выставках, концертах, театрах?
10. Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?
11. Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
12. Есть ли у вас общие занятия, увлечения?
13. Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?
14. Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?
Обработка результатов:
За каждый положительный ответ ставится 2 балла;
За ответ «иногда» - 1 балл;
За отрицательный ответ – 0 баллов.
20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми.
10 – 19 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы.
9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен.
Практическая работа с родителями
– А сейчас я хочу вместе с вами сделать памятку, которая будет помогать наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину, взаимопонимание в семье.
Вопросы: 1) Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с взаимоотношениями в семье.
Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.
Вывод: при общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как:
Ø Я тысячу раз говорил тебе, что…
Ø Сколько раз надо повторять…
Ø О чём ты только думаешь…
Ø Неужели тебе трудно запомнить, что…
Ø Ты становишься…
Ø Ты такой же, как…
Ø Отстань, некогда мне…
Ø Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:
Ø Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
Ø Как хорошо, что у меня есть ты.
Ø Ты у меня молодец.
Ø Я тебя очень люблю.
Ø Как ты хорошо это сделал, научи меня.
Ø Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
Ø Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Рекомендации родителям:
1) Безусловно
принимайте своего ребенка.
2) Активно слушайте его переживания, мнения.
3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг
другу письма и записки.
4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
5) Помогайте, когда просит.
6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8) Разрешайте конфликты мирно.
9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.
– Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем.
Спасибо вам за внимание и активное участие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.