Круглый стол. Решение педагогических ситуаций на тему «Взаимоотношения поколений в семье».

  • docx
  • 29.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала взаимоотношения поколений в семье.docx

Круглый стол. Решение педагогических ситуаций на тему «Взаимоотношения поколений в семье».

Цели и задачи:    

Ø Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основу взаимопонимания:

Ø Формировать у родителей культуру понимания проблемы и путей её преодоления;

Ø Дать рекомендации о способах поиска выхода в сложных ситуациях.

Вступительное слово

Здравствуйте уважаемые папы, мамы! Сегодня мы с вами собрались за круглым столом поговорить о чём-то очень важном. Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, с коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Сегодня мы попытаемся вместе найти причину и решение этой проблемы. Сейчас я хочу вам прочитать Китайскую притчу, а вы внимательно послушайте.

Работа с китайской притчей «Ладная семья»

Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят  люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села  добились такого лада. Пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ,  ТЕРПЕНИЕ.  И в конце листа: сто раз  ЛЮБОВЬ, сто раз  ПРОЩЕНИЕ,  сто раз  ТЕРПЕНИЕ. Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:  «И это всё?»   - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.»  И, подумав, добавил: - «И мира тоже».

Обсуждение с родителями притчи

– Что вы можете сказать об этой притче? (Родители высказывают своё мнение).

– Какие взаимоотношения должны быть в семье?

– Что для этого нужно сделать? Какие условия создать?

 

 Родительский практикум-игра «Корзина чувств»

– Уважаемые родители у меня в руке «Корзина чувств», давайте напишем и назовём те чувства, которые нас беспокоят при обсуждении данной темы.  Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.

Ситуации

- А теперь хотелось бы обратить внимание на тему нашей встречи. «Взаимоотношения поколений в семье». Какие они в вашей семье? (Ответы родителей). Какими они должны быть? (Ответы родителей). А я для вас подготовила несколько педагогических ситуаций. Давайте попробуем вместе с вами в них разобраться.

Ситуация №1

Сережины папа и мама работают и одновременно учатся на вечернем отделении института; мальчик находится на попечении бабушки. Она старается, чтобы внук не скучал, и разрешает ему смотреть все телевизионные передачи. ("Пусть ребенок получит удовольствие!").

Приходит время сна, и Сережа со скандалом идет в постель. Долго не засыпает, хнычет. Спит ночью беспокойно... Вот и сегодня утром с трудом встал с постели. Настроение понурое, ел плохо, капризничает.

- Уж не заболел ли? - беспокоится бабушка. И прежде чем вести в детский сад, меряет Сереже температуру, на всякий случай одевает его потеплее.
Врач детского сада, осмотрев ребенка, сказал:
- Мальчик здоров.

Бабушка теряется в догадках: что за причина Сережиного самочувствия?
Важно подчеркнуть:

Маленькие дети очень впечатлительны, их нервная система еще не сформировалась и поэтому легко ранима. Это всегда надо иметь в виду, и тогда станет очевидным, почему вредно перегружать впечатлениями детей. Даже самые приятные впечатления, но с передозировкой не приносят ребенку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые. Особенно вредны ребенку зрелищные мероприятия, рассчитанные на взрослых.

Ситуация №2

- Кого ты больше любишь - бабу Аню или бабу Веру? - ревниво допрашивают четырехлетнего внука то одна бабушка, то другая. Каждой хочется быть желаннее для своего единственного... Одна задаривает внука игрушками, другая - сладостями.

У малыша уже выработалась привычка заглядывать пришедшим в сумку и задавать неизменный вопрос:
- А что ты мне принесла?
И не было случая, чтобы он не извлек из сумки какой-нибудь для себя сюрприз.

Чем больше становился мальчик, тем изощреннее делались любимому внуку подарки, но уважения к бабушкам все меньше и меньше! Он так дорог им, что даже дерзкие его выходки вызывают умиление.
- Уходи, бабка, обратно! Я с бабой Аней занят, - бубнит недовольно внук.
- Надо ж так сказать! Остроумный, откуда что берется! Необыкновенный ребенок! - рассказывает бабушка своим знакомым и цитирует его высказывания.

В семье все подчинено интересам ребенка. Он постоянно слышит: "Это Сереженьке", "Он это любит", "Пока мал, и побаловать не грех!", "Стоит ли ребенка огорчать?" Разумеется, слова подкрепляются делами.
- Купили маленькому, хотя и дорого. Но ведь не дороже детской радости!
- Мы больше не станем есть пирог, он так понравился нашему внуку, лучше ему оставить.

..."Маленький" подрос и пошел в детский сад.
- Пожалуйста, с ним поделикатнее: он не стандартный ребенок, - это говорит Сережина мама его будущему воспитателю.
- Что Сережа умеет делать самостоятельно? К чему он приучен? Во что играет? Убирает ли за собой игрушки? - спрашивает воспитатель.
- Мы старались не загружать его. Мал еще...

Сережины мама, папа и обе бабушки убеждены: детство должно быть безоблачным, а обязанности, даже совсем незначительные, омрачают его. Они всегда на страже детских прав, о чем не забывают напоминать воспитателю.
- Почему сын не выступал на празднике со стихами, он знает их так много! Почему в этот раз Сережу не похвалили?
- Сын огорчен: дети не хотят играть с ним. Это правда? Почему? Заставьте их...

Воспитатель всегда терпеливо отвечает на все вопросы родителей. Разъясняет. Советует. Иногда просит.
- Приведите, пожалуйста, Сережу завтра пораньше. Он у нас дежурный.
- Стоит ли? О каких трудовых навыках может идти речь? Ведь он совсем маленький, ему пятый год!

..."Маленький" растет, готовится к поступлению в школу. Наконец первое сентября! Ребенок идет первый раз в первый класс!
- Пожалуйста, с ним поделикатнее. Он не стандартный мальчик. Очень смышленый, развит не по годам, - говорит Сережина мама его будущей учительнице.
Знакомство состоялось...

Время идет. Сережа взрослеет. Он уже в V классе. Многое, что раньше казалось в его поведении забавным и необыкновенным, теперь выглядит отталкивающим, возмущает близких.
- Опять в грязных ботинках идешь прямо в комнату. Бессовестный! Ни капли уважения к труду старших! Большой уже, а за тобой все еще приходится убирать, как за маленьким!
- С меня хватит, что я для вас учусь хорошо!
- И в кого он такой? Всю душу в него вкладываем! А он?!

 

 

Важно подчеркнуть:

Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Там, где ребенка балуют, где его желание выполняется безотказно, там большой простор для расцвета в нем эгоцентризма. Избалованный, он привыкает к тому, что постоянно окружен чрезмерным вниманием близких, ни в чем не знает отказа, захвален, задарен игрушками и лакомствами и растет себялюбцем, баловнем, эгоистом, не умеющим считаться с удобствами и возможностями семьи.

Некоторые родители не понимают, как можно избаловать ребенка. "Ничего лишнего не покупаем, игрушек - не больше чем у других, одеваем, как все. Разве этим балуем его?" - сетуют они. Но избаловать ребенка можно не только всевозможными излишествами, но и, главное, нетребовательным отношением к нему. Если ребенок привыкает смотреть на своих близких с позиции потребителя, то трудно сформировать в нем чувство долга перед ними. Он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей. Так вырастают люди деспотичные, заносчивые, эгоистичные, склонные к переоценке собственных возможностей.

Ситуация №3

Воспитатель заметил, что сегодня Гриша (ему 4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко разговаривает, спорит, затевает ссоры с товарищами по игре, отнимает игрушки и даже с трудом подчиняется ее указаниям. В чем причина?

Вечером, когда отец пришел за сыном, воспитатель решил выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец рассказал:

- Утром поспорили с женой. Из-за пустяка... Ссор у нас не бывает всерьез. А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко мне и сказал: "Зачем маму обижаешь!", а затем к маме: "Зачем папу обижаешь!" А она взяла да шутя и подшлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу капризничал.

Важно подчеркнуть:

В детях, как в фокусе, отражается настроение родителей. Если взрослые веселы, уравновешенны, приветливы, то и дети спокойны, жизнерадостны. Особенно влияют на поведение ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношений взрослых. Ребенок чутко улавливает малейшие семейные распри и по-своему глубоко реагирует на них.

Описанная ситуация подтверждает это: мальчик выведен из равновесия, конечно, не тем, что его мать шутя подшлепнула. Его взволновало необычное поведение родителей.

Ситуация №4

Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой и бабушкой об этом говорить бесполезно: они на страже режима.

Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа - страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И хитрец пользуется этим.

Сын смотрит отцу в глаза и вкрадчиво говорит:
- Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза.)
- Ну, папулечка -а-а, - тянет сын, - можно?
Мальчик знает, что папа еще помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном:
- Так и быть, разрешаю в виде исключения!

Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня все повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:
- Так и быть, разрешаю в виде исключения!

Сын остается смотреть телевизор. Он знает, что на следующей неделе, когда будут передавать футбол, все будет, как сегодня. Зато во всем другом папа строг, и если он сказал "нет", то просить бесполезно.

А в разговоре с мамой у Гены требовательный тон. В особенности когда дело касается покупок игрушек и лакомств. И сын этим пользуется.

А с бабушкой! С ней можно даже покапризничать, пустить слезу, прикинувшись маленьким и обиженным.

Важно подчеркнуть:

Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой - как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребенку.

Анкетирование.

Сейчас я хочу с вами провести анкетирование, которое поможет вам понять какие у вас взаимоотношения в семье.

Анкета

1.                 Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2.                 Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

3.                 Интересуются ли дети вашей работой?

4.                 Знаете ли Вы друзей своих детей?

5.                 Участвуют ли ваши дети с вами в хозяйственных делах?

6.                 Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

7.                 Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

8.                 Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними.

9.                 Бываете ли вместе с детьми на выставках, концертах, театрах?

10.            Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?

11.            Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?

12.            Есть ли у вас общие занятия, увлечения?

13.            Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?

14.            Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?

Обработка результатов:

За каждый положительный ответ  ставится  2 балла;

За ответ  «иногда» - 1 балл;

За отрицательный ответ – 0 баллов.

20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми.

10 – 19 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточные, односторонние.   Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы.

9 баллов и ниже –  контакт с детьми не налажен.

Практическая работа с родителями

– А сейчас я хочу вместе с вами сделать памятку, которая будет помогать наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину, взаимопонимание в семье.

Вопросы: 1) Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с взаимоотношениями в семье.

Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.

 

Вывод: при общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как:

 

Ø Я тысячу раз говорил тебе, что…

Ø Сколько раз надо повторять…

Ø О чём ты только думаешь…

Ø Неужели тебе трудно запомнить, что…

Ø Ты становишься…

Ø Ты такой же, как…

Ø Отстань, некогда мне…

Ø Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

 

При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:

 

Ø Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).

Ø Как хорошо, что у меня есть ты.

Ø Ты у меня молодец.

Ø Я тебя очень люблю.

Ø Как ты хорошо это сделал, научи меня.

Ø Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

Ø Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Рекомендации родителям:

1) Безусловно принимайте своего ребенка.
2) Активно слушайте его переживания, мнения.
3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу. 
5) Помогайте, когда просит.
6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8) Разрешайте конфликты мирно.
9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

     

 – Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем.

Спасибо вам за внимание и активное участие.