Круглый стол
«Секрет
счастливых педагогов. Способы повышения своего благополучия в профессии»
Цель: Представление позиции сопровождения профессиональной успешности и
благополучия в профессии педагога, так и педагогического коллектива в
целом.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала педагогов, их эмоционального благополучия.
2. Мотивировать педагогов к внедрению инновационных технологий в ОУ;
3. Дать практические рекомендации по саморазвитию педагога в профессиональной деятельности.
Предполагаемый результат:
1. Осознанная готовность педагогов к реализации новых образовательных стандартов;
2. Активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
3. Самореализация педагога.
4. сделать вывод о состоянии психологической безопасности
образовательного процесса гимназии.
Категория участников: педагогический коллектив школы
Форма проведения: круглый стол
Продолжительность: 1 час 25 минут (85 минут).
Организатор: педагог-психолог.
Оборудование: компьютер,
проектор, доска,
Методы работы:
- метод работы в группах;
- метод групповой дискуссии.
Принципы работы:
- принцип активности;
- принцип партнерского общения;
- принцип концентрации присутствия.
Структура круглого стола:
1. Организационный;
2. Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу (использование
«упражнения-активизатора»);
3. Теоретическая часть;
4. Практическая часть;
5. Практическая часть (использование проективной методики, анализ собственных
работ);
6. Рефлексия (подведение итогов проведенного мероприятия через использование
упражнения «Премия»);
7. Ритуал прощания.
Ход семинара-практикума
I. Ритуал встречи и приветствия.
Время проведения: 10 минут.
-Я
прошу вас, уважаемые педагоги, встать в круг
Упражнение «Приветствие»
Игра на сплочение и поднятие настроения.
1. Передай рукопожатие по кругу.
2. «Я в тебе уверен…»
Вам нужно подумать и сказать соседу слева или справа фразу, по очереди высказывайтесь, каждый раз начинаяфразу следующими словами: «Я уверена, что ты…».
Например: «Я уверена, чтоты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты никогда не скажешьобо мне плохо». Еще раз подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.
II. Деление участников на группы.
Время проведения: 2 минуты.
Ведущий (психолог) просит присутствующих учителей посмотреть на
полученные карточки и распределиться по «секторам» согласно количеству людей,
изображенных на картинках. Принцип распределения учителей: педагоги, имеющие
карточки с изображением одного человечка – собираются в одну группу; педагоги,
имеющие карточки с изображением двух человечков – собираются в другую группу и
т.д.
III. Теоретическая часть.
Время работы: 15 минут.
В современной педагогической психологии условия, в которых
осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.
Понятие «безопасность» определяется как состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и
внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и
физическую составляющие.
Психологическая безопасность - это состояние психологической
защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные
внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды
неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и
нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
Психологическая
безопасность образовательного процесса – это состояние
защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию,
позитивному мировосприятию.
Факторами риска в образовательной среде могут быть:
- недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической
базы,
- низкая активность учащихся и педагогов,
- не сформированность социальных и практических навыков, умений и опыта,
уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
К психологическим характеристикам образовательной среды школы, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:
- доброжелательную атмосферу,
- высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам
взаимодействия,
- повышение родительского и общественного участия,
- поддержку учащихся в период возрастных кризисов,
- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды
шко-лы,
- уважительное отношение и др.
Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды школы должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.
Существует два основных признака, по которым можно
судить о психологическом здоровье человека:
Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится
человек.
Второй признак – это высокий уровень психических возможностей,
благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с
переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Итак, психологически безопасной образовательной средой
можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней
отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками школьной среды и
защищённости от психологического насилия во взаимодействии.
IV Практическая часть
Упражнение-активизатор «Слова –мотиваторы».
Время проведения: 10 минут.
Придумайте
название команде, которое максимально отражало позицию участников в профессии, девиз.
В центре листа написано слово «мотивация». Участники на листе записывают ассоциации, связанные с понятием мотивация. Обсуждение.
- Как Вы можете раскрыть понятие "Мотивация"? (Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации).
- Понятие "Самореализация"? (Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей).
- Понятие "Мобильность"? (Мобильность - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию).
Упражнение «Слова - мотиваторы».
Сначала участники на индивидуальных листах записывают слова, которые они себе говорят для повышения внутренней мотивации.
Во второй части упражнения они обмениваются фразами, в процессе свободного движения, выясняя какие слова, фразы совпадают и делятся тем, что им понравилось у другого. Обсуждение.
-Давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:
В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой
О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист
С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист
П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот
И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь
Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик
Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е- Естественный, единомышленник
Л - Ласковый, любящий, лидер
Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный
Ведущий: Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь,
захотелось каждому из вас подарить презент на память.
Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился
больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора.
Ведущий. Посмотрите на эти символы и выберите наиболее привлекательный для вас.
Каждый из них означает мотив деятельности. Для тех, кто выбрал, ведущая мотивация…
«Золотая монета с изображением солнца» - материальная.
«Серебряная ладонь» – отношения в коллективе.
«Алмазная лестница» – карьерный рост.
«Изумрудная книга» – профессиональный рост.
«Сапфировый факел» – самореализация, отсутствие рутины.
«Платиновые часы» – гибкий график работы.
«Золотая стрела» – способность к продуцированию нового, новаторство, инновационный подход.
-Так и в любом коллективе: если в нем все порознь, то, сколько бы людей ни
было, больших результатов не достичь. И наоборот — сообща, даже малым числом можно достигать больших результатов.
-Какие же выводы можно подытожить? (Нужно понимать друг друга, уметь находить компромисс в любой ситуации, не ставить свои интересы над интересами других. Коллектив – одна семья, единое целое. Человека следует воспринимать таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Критика нужна, но конструктивная и с учетом особенностей восприятия каждым лицом).
VIII.
Рефлексия. Упражнение «Премия».
Время проведения: 10 минут.
Ведущий раздает
участникам небольшие чистые листочки бумаги, озвучив, что у каждого из
присутствующих имеется «10 премиальных баллов». Задача педагогов
оценить долю участия и вовлеченности каждого из присутствующих в работу
педагогического совета, «разделить» эти баллы и «подарить» трем людям,
находящимся в аудитории. Баллы записываются на листочках и вручаются тем людям,
которым они предназначены. По завершению работы каждый из участников
подсчитывает количество «премиальных» баллов и озвучиваются победители,
набравшие наибольшее количество баллов. Присутствующие «награждают» победителей
аплодисментами.
Используемая литература:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: «Союз», 2002.
1. Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами
учителя // Народное образование. – 2009. – № 9.
2. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков
в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной.— М.:
«Академия», 1995.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.