Время проведения – 12 марта в 14.00
Место проведения - ГДДиЮ
СЛАЙД 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ПРОБЛЕМА ИЛИ МЫШЛЕНИЕ НОВОГО ВЕКА?
ОФОРМЛЕНИЕ:
Зрительный зал, место ведущих, места участников круглого стола.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1) зал (фойе);
2) достаточная освещенность;
3) медиапроектор;
4) ноутбук;
5) микрофоны;
6) видеокамера (со штативами); 7) фотоаппарат.
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие гости и участники круглого стола. В нашем мероприятии принимают участие представители городской общественной палаты и лидеры молодёжных организаций города. А это значит, что здесь и сейчас происходит символическая встреча настоящего с будущим. И ради этого будущего - сегодняшний наш диалог.
За последние годы в российском обществе возможность общественного диалога становится одним из действенных факторов общественного развития. Это здорово, что два поколения могут высказываться, обсуждать, слышать проблемы и вместе находить пути решения. Будем надеяться, что резолюция, которую мы примем сегодня, будет услышана нашими
согражданами и представителями власти, потому что
СЛАЙД 2 (фото толерантности и цитата «Слабый дрожит…»)
Слабый дрожит перед общественным мнением,
Глупец игнорирует его, Мудрец оценивает,
Искусный управляет им.
Итак, начнём. Каждый из вас ежедневно контактирует с огромной массой людей: в школе он общается с одноклассниками, с ребятами других классов (старшее и младшее звено), педагогами (учителями), родителями, сверстниками, группами по интересам и пр.
Ведущий 2: Для кого-то играет роль в общении национальность человека, его социальное положение, внешний вид, а для кого-то это не самое главное. А главное то, что он просто человек, равнодостойная личность. Поэтому эпиграфом к нашему круглому столу мы возьмем строчки поэта Саши Черного:
Для всех, кто носит имя человека, Вопрос решен от века и навек:
Нет иудея, финна, негра, грека – Есть только ЧЕЛОВЕК!
Ведущий 1: Нам кажется, что в человеческих отношениях очень не хватает терпимости и снисходительности – к сверстникам, родителям, людям иной национальности, иного социального положения. Поэтому одна из самых серьезных тем, которая регулярно поднимается – это проблема толерантности. О ней мы сегодня и поговорим. Ведущий 2: Позвольте представить вам гостей нашего круглого стола.
СЛАЙД4 (по мере называния гостей)
1. Магомедов Газибек Омарович – председатель Координационного совета Кавказа, доктор технических наук, профессор, зам. председателя национальной палаты при губернаторе Воронежской области.
2. Емков Сергей Александрович – начальник отдела Центра по противодействию экстремизму ГУМВД России по Воронежской области.
3. Поветкина Татьяна Евгеньевна – председатель правления Воронежской региональной общественной организации инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра надежды»
4. Тулупов Владимир Васильевич - декан факультета журналистики ВГУ, заведующий кафедрой рекламы и дизайна, доктор филологических наук, профессор
Ведущий 1: Но прежде, чем мы начнём, давайте вспомним, что же такое толерантность. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному. Внимание на экран
• в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
• во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
• в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
• в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
• в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
• в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Ведущий 2: Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы)
Ведущий 1: Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
Ведущий 2: А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Ведущий 1: Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы)
Ведущий 2: Каждое определение выражает сущность толерантности — требование уважать права других быть такими, какие они есть, не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому себе.
Ведущий 1: Итак, подведём и итог нашего обсуждения. Давайте выведем формулу толерантности:
«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»
Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.
Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его».
Ведущий 2: Можно ли обучать толерантности? Существуют две противоположные точки зрения на этот счет. Внимание на слайд:
- Каждый ребенок изначально рождается толерантным, его не надо специально учить, надо только строить его жизнь так, чтобы исключить интолерантное воздействие.
- Каждому ребенку изначально присуща природная агрессия и интолерантность.
Ведущий 2: Кто поддерживает первую точку зрения, пожалуйста, поднимите руки.
Ведущий 2: А вторую?
Ведущий 2: Почему?
Ведущий 1: Попытаемся вместе подумать над понятиями «Свой» и
«Чужой». Подсказку мы найдем в Толковом словаре:
«СВОЙ» - принадлежащий себе; являющийся личным имуществом, собственностью; родной, связанный близкими отношениями, совместной работой, общими убеждениями.
«ЧУЖОЙ» - принадлежащий другому, являющийся его собственностью; неродной, не связанный близкими отношениями; имеющий мало общего с кем-либо по духу, взглядам, интересам; чуждый, далекий.
Ведущий 1: Я предлагаю вам представить себя в роли «чужого». Как вы думаете, что будет чувствовать человек, которого считают чужим?
Ведущий 1:Готовы ли вы пережить отношение к себе как к чужому в компании ваших сверстников?
Ведущий 1: Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение не обижало и не унижало их?
Ведущий 1: В чем особенности такого поведения и отношения?
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Ведущий 1: Мы с вами живём в Центральном федеральном округе, с давних времён здесь собирались люди разных национальностей. Сегодня в наших школах учатся русские, армяне, украинцы, таджики, грузины и много детей других национальностей. Какие отношения складываются между вами?
(ответы детей)
• СЛАЙД 9 (ФИО выступающего)
Ведущий 1: Слово по проблеме межнациональных отношений предоставляется Магомедов Газибек Омарович – председатель Координационного совета Кавказа, доктор технических наук, профессор, зам. председателя национальной палаты при губернаторе Воронежской области.
• Выступление Магомедова
Ведущий 2: Сейчас мы с Вами заслушаем отрывок из повести Светланы
Алексиевич «У войны не женское лицо». Внимание на слайд
• СЛАЙД 10 (видео о ВОВ, женщины на войне)
(Голос за кадром, сопровождающий видео) «Никогда не забуду и не хочу забыть, как было со мной в Сталинграде… Самые-самые бои. Тащу я двух раненых. Одного протащу – оставлю. Потом другого. И так тащу их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих, как это вам проще объяснить, вы ж не медик, высоко отбиты ноги, они истекают кровью. И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма. Вдруг я обнаружила, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я немца тащу. Там, в дыму, не разобралась, одежда на них полусгоревшая, они оба стонут, они же не разговаривают. Никак не разберешь. А тут я разглядела, что чужой комбинезон, все другое. Я потащила нашего раненого и думаю: «Возвращаться за немцем или нет?». А уже близко осталось тащить. И я знаю, что если его оставлю, то он через несколько часов умрет. Он истечет кровью… и я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих».
«Теперь, когда вспоминаю этот случай, не перестаю удивляться сама себе. Это же самые страшные бои шли. Когда я видела фашистов мертвых, я радовалась, была счастлива, что мы их столько побили. А тут? Я – врач, я – женщина… И я жизнь спасала. Человеческая жизнь нам очень дорого стоила. МИР СПАСАЛА…»
Ведущий 2: Одобряете ли Вы действия военного врача?
Ведущий 2: Как Вы поступили на ее месте? (Ответы участников мероприятия).
Ведущий 2: Отрывок, который мы только что обсудили, это, говоря словами поэта, «…дела давно минувших дней». Но всёчеловеческое не имеет срока давности, поэтому и сегодня мы сталкивается с настоящим патриотизмом людей, которые, в частности, не являются русскими, но искренне сопереживают и болеют за нашу страну. Мы видели с вами это на прошедших олимпийских играх в Сочи. Внимание на экран
СЛАЙД 11 ( Виктор Ан и 5 медалей для России, кадры радости с флагом РФ)
ЭКСТРЕМИЗМ
Ведущий 1: Многонациональность – историческая действительность нашего края и нашего города в частности. Факт негативного отношения к людям других национальностей, вызывает особую тревогу. Очень низкий уровень терпимости!, поэтому сегодня возникла настоятельная потребность в формировании терпимости молодежи друг к другу, и особенно к людям разных национальностей, поскольку Российская Федерация – многонациональное государство. И основным направлением деятельности, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления является борьба с экстремизмом.
Экстремизм – это крайняя форма отсутствия толерантности, протеста против общественных норм (в том числе проявляющаяся в форме насилия)
• СЛАЙД 13 (ФИО выступающего)
Ведущий 1: Слово по проблеме экстремизма предоставляется Емкову Сергею Александровичу – начальнику отдела Центра по противодействию экстремизму ГУМВД России по Воронежской области.
• Выступление Емкова
• СЛАЙД 14 (видео-нарезки экстремистских погромов в разных странах мира, на его фоне вопросы) Ведущий 1:
- Какова цена, на ваш взгляд, достижения цели путем экстремизма?
- Эффективны ли на ваш взгляд формы проявления изменения порядка путем экстремизма?
- Каким способом можно разрешать конфликтные ситуации в обществе?
СМИ
Ведущий 2: По данным Центра анализа конфликтных ситуаций, в русскоязычной части Интернета существует более 900 сайтов, пропагандирующих агрессию и насилие. Федерация Интернет - образования в сентябре 2003 года начала проект «Интернет и толерантность». На форумах «сайтов ненависти» участники проекта вступали в полемику с их посетителями, убеждали их отказаться от своих идей. Устроители форумов не были готовы к тому, что их установки вызовут такое активное неприятие. Какое-то время в ответах была пауза, затем эти сайты закрывались.
СЛАЙД 15 (ФИО выступающего)
По проблеме агрессии в СМИ слово предоставляется Тулупову
Владимиру Васильевичу - декану факультета журналистики ВГУ, заведующему кафедрой рекламы и дизайна, доктору филологических наук, профессору
Ведущий 2:
- Как Вы считаете, является ли проблема пропаганды экстремизма в СМИ актуальной для современной России и нашего города, в частности?
- Приходилось ли Вам сталкиваться с призывами экстремистского содержания в СМИ? Где именно? В чём это выражалось?
- Где и как, по вашему мнению, должно происходить формирование интернет культуры?
ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, ПОЖИЛЫМ
Ведущий 1: Рядом с нами живут люди, которых мы называем людьми с ограниченными возможностями. Они не такие как мы, но, зачастую они сильнее, благороднее нас с вами.
• СЛАЙД 16 (ФИО выступающего)
О состоянии организации жизни людей с ограниченными возможностями в нашем городе расскажет Поветкина Татьяна Евгеньевна – председатель правления Воронежской региональной общественной организации инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра надежды»
• Выступление Поветкиной с видео и СЛАЙДАМИ (10 минут)
Ведущий 1: - Как вы думаете, сказывается ли на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
- Если бы в вашем классе (школе) были такие дети как, вы считаете, к ним относились бы окружающие?
- С какими трудностями в социуме сталкиваются люди с ограниченными физическими возможностями здоровья?
- Возможно ли эти трудности разрешить? Как?
Ведущий 1: Мы предлагаем вам выступление ансамбля «Субботея», в котором занимаются и успешно выступают дети с особыми образовательными потребностями.
• Выступление ансамбля «Субботея»
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ, ВЕТЕРАНЫ
• СЛАЙД 18 (фото пожилых людей, ветеранов и т.д.)
Ведущий 2: В мире также есть люди, которые нуждаются в нашей заботе, особом отношении. Я говорю о пожилых людях, инвалидах войны, не только Отечественной, но и участников боёв в горячих точках. Получают ли они такую заботу как на государственном, так и на уровне нашего города, людей?
Ведущий 2:
- Можно ли сказать, что в нашем городе к ним относятся с уважением. В чем это проявляется?
- Как вы считаете, что мы должны и можем сделать для этих людей?
Ведущий 1: Подведем итоги нашего разговора.
- Как изменилось ваше представление о проблеме толерантности за время нашего разговора?
-Что нового вы узнали?
- Что можете сказать о толерантности вообще?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы реализовать принципы толерантности?
- Как вы думаете, должна ли толерантность стать прочной нормой нашей жизни? Почему?
Ведущий 2: Итак, с чего же начинается толерантность? (С личного отношения, умения видеть, слышать, понимать и принимать)
- Наш круглый стол подошёл к концу. Позвольте от имени участников зачитать резолюцию.
Ведущий 1: Мы хотим закончить наш круглый стол стихотворением Евгения Евтушенко об одном из конфликтов, возникших на почве межнациональной розни, в Нагорном Карабахе.
СЛАЙД 21 (фото малышей на фоне стиха за кадром)
В Баку старушка-нянечка родилки Погромщикам сказала не в обман:
«Назад, я перепутала все бирки,
Теперь вам не понять, кто из армян»
И - кто с велосипедными цепями, Кто с киркой, кто с обломком кирпича –
Погромщики угрюмо отступали,
«Предательница», - яростно рыча.
А за спиной старушки без печали,
К их счастью, видя мир наоборот, Народы одинаково пищали,
Совсем не зная, кто какой народ.
Мы из родилки общей – не пробирки,
Бог перед сумасшедшим топором
Нам до рожденья перепутал бирки, И каждый наш погром – самопогром!
РЕЗОЛЮЦИЯ ПО КРУГЛОМУ СТОЛУ:
Участники круглого стола приняли резолюцию, в которой:
РЕЗОЛЮЦИЯ:
}Осуждаем экстремизм и терроризм как величайшую угрозу всему человечеству.
}Выражаем полную солидарность с Президентом России и поддерживаем заявление Президента по консолидации многонационального российского общества в процессе противодействия экстремизму и терроризму;
}Выражаем готовность вести постоянную работу по оказанию всяческого содействия органам государственной власти в создании эффективно действующей системы противодействия экстремизму и терроризму.
}Призываем молодёжь города не поддаваться провокациям экстремистов, стремящихся расколоть и противопоставить различные народы и религиозные общности России.
}Готовы оказывать поддержку в создании и деятельности подростковых объединений по интересам, трудовых объединений, объединяющих в себе молодых людей разных национальностей, взглядов, вероисповеданий.
}Инициируем и поддерживаем создание национальных творческих коллективов; готовы проводить смотры, конкурсы, фестивали национальных культур.
}Готовы проводить работу по изучению памятников материальной культуры народов, проживающих у нас в городе на базе городского музея краеведения; регулярно знакомить общественность с результатами этой работы (публикации, выставки, конференции)
}Готовы участвовать в проведении дней национальной культуры диаспор Воронежа.
}Готовы осуществлять информационную поддержку мероприятий, направленных на формирование толерантности у молодежи через СМИ, социальную рекламу.
}Готовы достойно встречать праздники Победы, пропагандировать подвиги солдат всех национальностей, оказывать внимание и проявлять заботу о ветеранах Великой Отечественной войны, пожилых людях и людях с ограниченными возможностями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.