Круговые танцы как метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

  • Занимательные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последние годы резко возрос процент детей с патохарактерологическим развитием личности. Их характеризует повышенная утомляемость, истощаемость нервной системы, плохая переключаемость, рассеянность, неусидчивость, драчливость или же пассивность, плаксивость. Этот контингент детей довольно широко представлен в каждом детском саду. Увеличилось число детей, которых правомерно можно отнести к группе риска. К ним относятся: дети с поздним развитием устной речи, с задержкой физического развития. К сожалению, у таких детей нарушена эмоциональная сфера и, как следствие, возникают трудности, проблемы в общении.
Иконка файла материала 1.docx
Круговые танцы как метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста В последние годы резко возрос процент детей с  патохарактерологическим развитием личности. Их  характеризует повышенная утомляемость, истощаемость  нервной системы, плохая переключаемость, рассеянность,  неусидчивость, драчливость или же пассивность, плаксивость.  Этот контингент детей довольно широко представлен в каждом  детском саду. Увеличилось число детей, которых правомерно можно отнести  к группе риска. К ним относятся: дети с поздним развитием  устной речи, с задержкой физического развития. К сожалению,  у таких детей нарушена эмоциональная сфера и, как следствие,  возникают трудности, проблемы в общении.   Проведенный опрос родителей наших воспитанников показал,  что все они хотят видеть своих детей здоровыми, всесторонне  развитыми, обладающими коммуникативными качествами. Для  того, чтобы решить проблему полноценного психо­ эмоционального, физического, речевого развития наших  воспитанников, в коррекционной работе  МБДОУ «Светлячок» с. Устье педагогами используются  круговые танцы. Большинство педагогов­музыкантов высказывают идеи по  поводу того, что простой, легкий, игровой танец вызывает у  детей массу положительных эмоций, способствуя развитию нетолько музыкально­ритмических способностей, но и  коммуникативных навыков (А. Буренина, Н.Куприна,  О.Бубнова, М.Картушина и др.). К.Орф «заразился» идеей сочетания музыки и движения как  средства «раскрепощения», свободы тела и духа. Он мечтал  научить детей читать «мировую книгу» музыкальных  интонаций так же, как они читают сказки народов мира [2]. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на  исполнителей и зрителей, самым важным является участие, а не  представление и демонстративность. Совместный танец для  того, чтобы чувствовать и переживать вместе. Это снимает  механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет  смыслом сам процесс его участия в танце. По мнению автора, круговые танцы выполняют  коммуникативную роль и развивают не только музыкально­ ритмические способности, но способствуют формированию  коммуникативных и личностных универсальных учебных  действий и предпосылок. Таких, как:  развитие динамической стороны общения: легкости  вступления в контакт, инициативности, готовности к  общению.  развитие симпатии, сочувствия к партнеру,  эмоциональности и выразительности невербальных средств  общения.  развитие позитивного самоощущения, что связано с  состоянием раскрепощенности, уверенности в себе,ощущением собственного эмоционального благополучия,  своей значимости в детском коллективе, сформированной  положительной самооценки [1]. В коррекционной работе мы используем круговую форму  исполнения танцев, так как круг – наиболее комфортная  пространственная форма для организации психологических  контактов. Каждому человеку, особенно ребенку, эгоцентризм  которого является неопровержимым фактом, хочется быть  в «центре событий». Важно, чтобы лица были обращены к  нему. Вид спины – символ отторжения, ухода несет в себе  отрицательную информацию. Компоненты танца просты: ходьба, бег, скольжение,  подпрыгивание, кружение, хлопки, притопы и т.д. Танцуя, дети  вслушиваются в части музыкального произведения, и,  поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Заучивают разнообразные ритмы,  отстукивая их рукой по своему телу, по полу, по столу и т. д.  Смена направления движения способствует осознанию  пространства, помогает увереннее ориентироваться в групповой комнате, в музыкальном, спортивном зале. Некоторые дети  слабо осознают свое тело и боятся идти назад, но, держась за  руки, они чувствуют себя увереннее и лучше сохраняют  равновесие. Тот, кто обычно стремится избежать контакта,  легко и естественно берет соседей за руки в танцевальном  кругу. С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей  происходит накопление знаний о формах поведения,осознаются причины действий, возможность видеть поведение  других детей со стороны. Помимо коммуникативных танцев­игр предложенных  Бурениной А.И., в нашем детском саду активно используются  танцы народов мира, потому, что именно они обладают  концентрированной жизненной энергией и в то же время просты и доступны, не требуют особой техники. Это якутский  хороводный танец «Оhуохай», основное движение которого  основано на шаге осуохай, осуохайкотуу; русские хороводные  танцы «Земелюшка­чернозем», «На горе­то  калина» основные движения которого исполняются на  хороводном шаге с носка, «Хорватский народный танец»,  основные движения которого хлопки и приставной  шаг, «Венгерский круговой танец» со скользящими  хлопками, «Чешский танец» с прыжками и т.д. Танцуем как  под аккомпанемент, так и под аудиозапись. Удобные по темпо­ритму, с четкими фразами, простые в  исполнении танцы позволяют использовать их не только на  коррекционных занятиях, но и в других режимных моментах.  Ребята с удовольствием исполняют понравившиеся танцы­игры, хороводы на прогулке, во время самостоятельной деятельности. С большим желанием дети откликаются на просьбу придумать  свой танец из понравившихся движений. Некоторые танцы  разучиваем прямо на празднике, так как движения просты в  исполнении и повторяются несколько раз и тогда родители –  уже не только гости и зрители, но и активные исполнители,  принимающие участие в различных танцах и играх вместе с  детьми. Что способствует развитию детско­взрослых  отношений, укреплению связи детского учреждения и семьи.Таким образом, можно отметить, что использование  коммуникативных танцев в качестве метода коррекции  психоэмоциональных, физических, речевых нарушений в  условиях ДОО имеет положительные результаты. В несложных и веселых танцах­играх дети получают радость от  самого процесса движения под музыку, от того, что у них все  получается, от возможности себя выразить, проявить.  Благодаря использованию круговых танцев улучшился  положительный эмоциональный фон психологических  контактов детей друг с другом, ребята стали более активными,  открытыми для общения, перестали стесняться, уверенно  держат за руки взрослых и детей.