Доклад "Кружковая работа по физической культуре в детском саду" . Доклад был написан для выступления на районном семинаре семинаре посвященному кружковой работе проводимой ДОУ . Содержит примерную оздоровительную программу . включает региональный компонент . Будет полезна как инструкторам по физической культуре так и воспитателям
Кружковая работа в детском саду.
На сегодняшний день вопрос физкультурно – оздоровительной работы
являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного
учреждения . В последнее время особый интерес вызывает работа с детьми
раннего возраста.
Сегодня, к сожалению, не все родители имеют возможность предоставить
своим малышам достаточно времени, места и необходимое оборудование для
правильного физического развития, поэтому основная нагрузка ложиться на
дошкольное учреждение.
Всем давно известно, что движениеэто:
врожденная, жизненное необходимая потребность человека,
эффективное лечебное средство,
познание окружающего мира,
важное средство воспитания и общения.
Полноценное нервнопсихическое развитие малыша невозможно без
достаточного количества движений, которое является одним из средств
физического воспитания.
Для охраны и укрепления здоровья детей особое внимание должно
уделяться соблюдению рационального общего режима дня, обеспечения
достаточного и разнообразного двигательного режима. Также особое
внимание должно уделяться оздоровительным мероприятиям, медицинскому
и педагогическому контролю за развитием и здоровьем каждого ребенка.
Организация периода адаптации – серьезная работа всех педагогов
детского сада. Очень важно постараться сделать все возможное, чтобы
стрессовое состояние , которое испытывает в этот период малыш, не
отразилось на его здоровье.Физкультурнооздоровительные мероприятия в это время помогают снять
напряжение и скованность детей и способствуют более легкому привыканию к
новым условиям .
На базе нашего детского сада функционирует физкультурно
оздоровительный кружок «Батырчык».
программа данного кружка направлена на формирование у маленького
ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех
видов движений и развитие физических качеств .
Особенности программы:
Рассматривается под оздоровительным аспектом.
Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной
деятельности ребенка.
Занятия построены с учетом возрастных критериев.
Использование малых форм народного фольклора.
Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Задачи:
сохранение и укрепление здоровья детей;
формирование привычки к здоровому образу жизни;
формирование двигательных навыков и умений;
развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость,
ловкость);
развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации
движений);
профилактика нарушений опорнодвигательного аппарата, простудных
заболеваний;
формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
развитие внимания, сосредоточенности, организованности,
воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
Для выполнения поставленных оздоровительновоспитательных задач
программы предусмотрены следующие структуры:
Корригирующая, ритмическая, логоритмическая гимнастики
Динамические и оздоровительные паузы Релаксационные упражнения
Хороводы, различные виды игр
Занимательные разминки
Различные виды массажа
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика.
Занятия в кружке проводятся два раза в неделю
Сами группы разделены на две подгруппы
Дети с тяжело проходящие адаптацию. и часто болеющие дети
С детьми проходящими адаптацию работа направлена на создание
психологически комфортной обстановки, атмосферы покоя, тепла
(использование в работе с детьми фольклорных, пальчиковых игр разного
вида скороговорок на карачаевском языке «Джюуджюу ала», «Дуркъу
Дуркъу», «Кишиукишиу келе», «Тыпыртыпыр эте «Тартасоза» «Бирден
бирден», «Къазла дуудакъла» «Ой тегерек, тегерек» «БараБара» «Къакъ
къакъкъаргъала» «Анда болда мунда бол», « Арбазазбар», «Токъмаълаш».
Родная речь, часто сменяющаяся двигательная деятельность,
способствуют проведению занятия с большим удовольствием и без особого
напряжения. Движения, связанные с каким либо образом или сюжетом,
увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений.
Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой
сосредотачивают внимание детей, дисциплинирует и снимает напряжение.
Время занятия проходит постепенно и увлекательно.
Для часто болеющих детей нами разработана экспериментальная
программа оздоровления детей дошкольного возраста, включающая
традиционные и нетрадиционные средства физической культуры.
Разработанная система включала в себя проведение:
1. Дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (3 мин.);
2. Закаливающее дыхание детей по А. Уманской и К. Динейки «Поиграем
с носиком» (3 мин);
3. Массаж рук «поиграем с ручками»(2 мин.);4. Массаж волшебных точек ушей «Поиграем с ушками» (2 мин);
5. Точечный массаж лица (2 мин).
Занятия по вышеуказанной программе проводились после дневного сна
по 12 мин в среду и пятницу.
Для определения эффективности проводимой нами оздоровительной
программы были проведены сравнительные анализы заболеваемости детей за
аналогичный период времени в двух контрольных группах до и после
внедрения программы.
Результаты исследования состояния детей до и после эксперимента
показали, что по всем показателям выявлено улучшение состояния здоровья в
экспериментальной группе.
Нами также проводится дополнительная работа с детьми имеющими
отклонения в здоровье
Для них специально разработана программа с элементами лечебной
физкультуры которая проводится под наблюдением медицинского работника
в таких случаях
Все наши занятия проводятся в музыкальном сопровождении, это
позволяет дозировать психофизическую нагрузку.
Начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов
аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции
организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно
использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев
клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях
прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная
музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая
процесса лечения.
Результатом такой работы стало улучшение психологического состояния
ребенка и его более быстрая адаптация к режиму и условиям детского сада
Таким образом, во всех показателях между группами выявлены
достоверные различия и по всем показателям прирост среднего значения
лучше у детей экспериментальной группы, чем у детей контрольной группы.Содержание оздоровительной программы
Содержание
1) Дыхательная гимнастика
Стрельниковой А.Н.:
1. «Ладошки»
Исходное положение основная
стойка, руки согнуты в локтях (локти
вниз).
2. «Обними плечи»
И.п.: основная стойка, руки согнуты
в локтях и подняты на уровни плеч.
3. «Поворот головы»
И.п.: основная стойка. Вдох справа
вдох слева.
4. «Ушки»
И.п.: основная стойка. Наклоны
головы вправовлево.
5. «Насос»
И.п.: основная стойка, сделать
легкий наклон (руками тянуться к
полу, но не касаться его) и
одновременно шумный и короткий
вдох носом.
2) Закаливающее дыхание детей по
А. Уманской и К. Динейки
«Поиграем с носиком»
а) «Найди и покажи носик»(дети
рассаживаются и показывают носик
взрослому),
День
недели
Среда,
пятница
Дозировка
примечание
3 раза по 8
вдохов
(7 мин)
Среда,
пятница
34раза
(4 мин)
Игровые
упражнения
сопровождать
стихами:
Подходи ко мне,
дружок, и садисьб) «Помоги носику собраться на
прогулку» (каждый ребенок берет
носовой платок или салфетку и
тщательно очищает свой нос
самостоятельно),
в) «Носик гуляет»(взрослый
предлагает детям крепко закрыть
рот, чтобы он не мешал гулять и
хорошо дышать носу;),
г) «Носик балуется» (на вдохе
ребенок оказывает сопротивление
воздуху, надавливая большим и
указательным пальцами руки на
крылья носа),
д) «Носик нюхает приятный
запах»(ребенок выполняет 10
вдоховвыдохов через правую и
левую ноздрю, поочередно закрывая
их указательным пальцем),
е) «Носик поет песенку» (на выдохе
малыш постукивает указательным
пальцем по крыльям носа и поет:
«Бабобу»),
ж) «Погреем носик» (ребенок
располагает на переносице
указательные пальцы и выполняет
ими движение к крыльям носа, затем
вверх и обратно),
з) «Носик возвращается
домой» (дети убирают платки и
салфетки; показывают взрослому,
что их носик вернулся).
3) Массаж рук «поиграем с ручками»
Дети растирают ладони до приятного
тепла.
а) Большим и указательным пальцами
одной руки
растираем каждый палец, начиная с
ногтевой фаланги мизинца.
б) Массируем тыльные стороны
ладоней, «мытье рук».
Среда,
пятница
56раз
(3 мин)
скорей в кружок.
Носик ты быстрей
найди, тете
(ИМЯ) покажи.
Надо носик
очищать, на
прогулку
собирать.
Ротик ты свой
закрывай, только
с носиком гуляй.
Вот так носик
баловник, он
шалить у нас
привык.
Тише, тише, не
спеши, ароматом
подыши.
Хорошо гулять в
саду и поет нос:
«Бабобу».
Надо носик нам
погреть, и
немного потереть.
Нагулялся носик
мой,
возвращается
домой.
Упражнение
сопровождать
стихами:
Эй, ребята, все ко
мне, кто стоит
там в стороне? А
ну быстрей лови
кураж, и начинай
игрумассаж.в) Переплетаем вытянутые пальцы
рук и трем их друг о друга,
направляя ладони в
противоположные стороны.
г) Пальцы в замок и подносим к
груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и
шевелим ими. Дети стряхивают руки,
расслабляют их и отдыхают.
Среда,
пятница
78 раз
(3 мин)
4) Массаж волшебных точек ушей
«Поиграем с ушками»
а) «Найдем и покажем ушки»
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и
загибает их вперед сначала мизинцем,
а потом всеми остальными пальцами.
Прижав ушные раковины к голове,
резко отпускает их. При этом
ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Ребёнок захватывает кончиками
большого и указательного пальцев
обе мочки ушей, с силой тянет их
Разотру ладошки
сильно, каждый
пальчик покручу.
Поздороваюсь со
всеми, никого не
обойду. С
ноготками
поиграю, друг о
друга их потру.
Потом руки
«помочалю»,
плечи мягко
разомну. Затем
руки я помою,
пальчик в пальчик
я вложу, На
замочек их
закрою, и тепло
поберегу. Вытяну
я пальчики, пусть
бегут, как
зайчики. Раздва,
раздва, вот и
кончилась игра.
Вот и кончилась
игра, отдыхает
детвора.
Действия
сопровождать
стихами:
Подходи ко мне,
дружок, и садись
скорей в кружок.
Ушки ты свои
найди и скорей их
покажи.
Ловко с ними мы
играем, вот так
хлопаем ушами.
А сейчас все
тянем вниз, ушко,ты не отвались!
А потом, а потом
покрутили
козелком.
Ушко, кажется,
замерзло,
отогреть его так
можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась
игра.
А раз кончилась
игра, наступила
тишина.
Среда,
пятница
1218
движен.
(5 мин)
вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком»
Ребенок вводит большой палец в
наружное слуховое отверстие, а
указательным пальцем прижимает
козелок выступ ушной раковины
спереди. Захватив таким образом
козелок, он сдавливает и
поворачивает его во все стороны в
течение 2030 секунд.
д) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам
ладони и тщательно трет ими всю
раковину.
Дети расслабляются и слушают
тишину.
5) Точечный массаж лица:
а) точка на лбу между бровями
(«третий глаз»);
б) парная точка по краям крыльев
носа (ее массаж восстанавливает
обоняние);
в) точка на осевой вертикали,
делящей лицо пополам, между
нижней губой и верхней линией
подбородка;
г) парная точка в височных ямках;
д) точка чуть выше линии роста
волос, в ямке у наружного края
трапециевидной мышцы (там, где
ощущается углубление);
е) точка между наружным слуховым
проходом и краем нижнечелюстного
сочленения (в области козелка уха).