Кружковая работа
«Эколожка»
в средней «Б» группе
Руководитель кружка: Голубенкова М.Н.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Актуальность.
Кружок «Эколожка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Форма работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), среда каждой недели. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Эколожка» - 10 человек. Возраст детей: от 4 до 5 лет.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр –
драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Календарно-тематический план
№ |
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание
|
Сентябрь
|
||||
1. |
12.09.2018г |
«Цветы на участке осенью» |
Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. |
Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение. |
2. |
26.09.2018г |
«Что нам осень подарила» |
Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. |
Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» |
Октябрь
|
||||
3. |
10.10.2018г |
«Доброе, хорошее солнце» |
Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля.
|
Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»,
|
4. |
24.10.2018г. |
«Осеннее дерево» |
Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование |
Ноябрь
|
||||
5. |
07.11.2018г |
«Воробьишка» |
Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с
детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес
к наблюдениям за птицами. |
Подвижная игра «Кто в домике живет?». Природные приметы. Массаж пальцев «Грачи». Птичьи заклички. Речевая игра «Кто же это?» (конспект) |
6. |
21.11.2018г |
«Дикие звери зимой» |
Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. |
Чтение стих-ний, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.
|
Декабрь
|
||||
7. |
12.12.2018г |
«Снежинка» |
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. |
Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация. |
8. |
26.12.2018г |
«Защитите ель и сосну» |
Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. |
Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию» |
Январь
|
||||
9. |
16.01.2019г. |
«Наблюдение за снегом и льдом» |
Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). |
Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование худ-ного слова. |
10. |
30.01.2018г. |
«Жизнь птиц зимой» |
Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. |
Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают». |
Февраль
|
||||
11. |
13.02.2019г. |
«Выращиваем лук на окошке» |
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. |
Беседа с элементами труда. |
12. |
27.02.2018г. |
«Лаборатория добрых дел» |
Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. |
Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле. |
Март
|
||||
13. |
13.03.2019г |
«К нам весна шагает быстрыми шагами» |
Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. |
Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение. |
14. |
27.03.2019г |
«Забота о здоровье» |
Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. |
ОД «Если хочешь быть здоров» |
Апрель |
||||
15. |
10.04.2019г |
«Божья коровка» |
Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. |
Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». |
16. |
24.04.2019г |
«Пернатые гости» |
Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. |
Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). |
Май
|
||||
17. |
15.05.2019г |
«Солнышко на травке» |
Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. |
Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект) |
18. |
29.05.2019г |
«Что такое облака, дождь, гроза?» |
Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. |
Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение, конспект. |
Список использованной литературы
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
4. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
Кружок «Эколожка» проводился 2 раза в месяц каждую втору среду недели, наполняемость составила 10 человек. Кружок помог развивать у детей субъектный опыт эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности; воспитывал эмоционально-ценностное отношениек к природному окружению; развил опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Дети научились исследовать разные объекты с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов. Познакомились с этапами изменения деревьев, кустарников, растений в каждое время года. Расширились знания о свойствах воды, о жизни насекомых, об явлениях природы. Дети научились различать ель и сосну по характерным признакам. Познакомились с правилами охраны своего здоровья. Данная работа была показана на недели педагогического мастерства в форме занятия «Если хочешь быть здоров!»
Средняя посещаемость составила 62,5 %,что повлияло на результаты диагностики.
Динамика усвоения знаний по кружковой работе на конец года составила: высокий – 57,5 %, средний – 42, 5 %, низкий 0%.
Начало года Конец года
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области»
Отчёт по проектной деятельности
«Эколожка»
в средней «Б» группе
Руководитель кружка: Голубенкова М.Н.
Май 2019 учебный год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.