Пояснительная записка
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, с бумагой и картоном, цветными нитками, папье-маше, освоили новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка рассчитана на детей с 7 до 15 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 4 часа – 136 часов. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10-15 человек
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
Обучение умению планирования своей работы;
Обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
Обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание;
развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с природным материалом, бумагой, цветными нитками, папье-маше, освоят новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- узнают о народных промыслах.
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
• Творческий отчет руководителя кружка
•Проведение мастер-классов;
•Участие в тематических выставках
•Участие в конкурсах.
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.
Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Программа рассчитана на 1 год.
1. Работа с природным материалом
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2. Папье – маше
Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.
Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д.
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
3.Декупаж
Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет, как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.
Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т. д. или декорировали шнурами и тесьмой.
4. Плетение из газетных трубочек
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.
Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
Учебно– тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Введение Техника безопасности на уроке |
1 |
2. |
Работа с природным материалом |
15 |
3. |
Папье – маше |
20 |
4. |
Декупаж |
15 |
5. |
Холодный фарфор. Изготовление цветов |
15 |
6. |
Ганутель. Изготовление цветов |
15 |
7. |
Оригами. Модульное оригами |
15 |
8. |
Квиллинг. Объемная аппликация |
15 |
9. |
Плетение из газетных трубочек |
5 |
10. |
Джутовая филигрань |
5 |
11. |
Картины из пенопласта |
15 |
Всего |
136 час |
Календарно-тематический план
Группа «Умелые руки»
№ |
Тема урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Вводное занятие |
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. |
1 |
|
Всего: |
1 час. |
|
||
2 |
Работа с природным материалом |
Техника безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, шилом, иглами и булавками. |
1 |
|
Изготовление поделок с использованием природного материала |
4 |
|
||
Аппликация из сухих растений |
4 |
|
||
Топиарий из шишек |
4 |
|
||
Изготовление картины «Виноград» |
2 |
|
||
Всего: |
15 час. |
|
||
3 |
Папье-маше |
История возникновения папье-маше. Соблюдение техники безопасности. Технология изготовления поделок в технике папье-маше |
2 |
|
Изготовление поделки «Черепаха» |
6 |
|
||
Художественное оформление |
2 |
|
||
Изготовление поделки «Сова» |
6 |
|
||
Художественное оформление |
2 |
|
||
Бусы из папье-маше |
2 |
|
||
Всего: |
20 ч. |
|
||
4 |
Декупаж |
История возникновения техники декупаж. Соблюдение правил техники безопасности. Технология изготовления декупаж. |
1 |
|
Оформление бутылок в технике декупаж |
6 |
|
||
«Часы» в технике декупаж |
4 |
|
||
Оформление новогодних игрушек в технике декупаж |
4 |
|
||
Всего: |
15 ч. |
|
||
5 |
Холодный фарфор |
Соблюдение правил техники безопасности. Правила изготовления теста для холодного фарфора |
2 |
|
Изготовление цветов. Сушка. Художественное оформление. Лакировка. |
7 |
|
||
Холодный фарфор – игрушки. Сушка. Художественное оформление. Лакировка. |
8 |
|
||
Всего: |
15ч. |
|
||
6 |
Ганутель |
Соблюдения правил техники безопасности при работе с ножницами, шилом, канцелярским ножом. Технология изготовления.. |
1 |
|
Цветы в технике ганутель. Художественное оформление. |
7 |
|
||
Деревья |
7 |
|
||
Всего: |
15 ч. |
|
||
7 |
Модульное оригами |
История возникновения модульного оригами. Соблюдение правил по технике безопасности. Изготовление модулей. |
1 |
|
Модульное оригами «Байтерек» |
5 |
|
||
Модульное оригами «Мухоморы» |
4 |
|
||
Модульное оригами «Олень» |
5 |
|
||
Всего: |
15час. |
|
||
8 |
Квиллинг |
История возникновения. Соблюдение правил по технике безопасности. |
1 |
|
Картина в технике Квиллинг |
6 |
|
||
Топиарий в технике квиллинг |
8 |
|
||
Всего: |
15 ч. |
|
||
9 |
Плетение из газетных трубочек |
Соблюдение правил по технике безопасности. Изготовление газетных трубочек. Плетение |
1 |
|
Корзина из газетных трубочек |
4 |
|
||
Всего: |
5 час. |
|
||
10 |
Джутовая филигрань |
Соблюдение правил по технике безопасности. Знакомство с джутовыми нитками. |
1 |
|
Изготовление картины с применением джутовых ниток |
4 |
|
||
Всего: |
5 час. |
|
||
11 |
Картины из пенопласта |
Соблюдение правил по технике безопасности при пользовании канцелярским ножом, ножницами, клеем. |
1 |
|
Ровное и правильное вырезание пенопласта |
2 |
|
||
Изготовление картины «Цветы» |
4 |
|
||
Изготовление панно «Птицы» |
4 |
|
||
Изготовление панно «Байтерек» |
4 |
|
||
Всего: |
15 час. |
|
||
Итого: |
136 ч. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.