Кружок "Умелые руки"
Оценка 4.6

Кружок "Умелые руки"

Оценка 4.6
doc
08.10.2021
Кружок "Умелые руки"
Программа-кружка-Умелые-руки.doc

 

 

 

 

 

Программа кружка   Умелые руки

Пояснительная записка

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, с бумагой и картоном, цветными нитками, папье-маше, освоили новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка рассчитана на детей с 7 до 15 лет. Группа работает 2 раза в неделю по  4 часа – 136 часов. Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 10-15 человек

 

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

Обучение умению планирования своей работы;

Обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

Обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

 развитие образного мышления и воображения;

создание условий к саморазвитию учащихся;

развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

 воспитание уважения к труду и людям труда;

 формирование чувства коллективизма;

 воспитание аккуратности;

 экологическое воспитание;

 развитие любви к природе.

 

Ведущая идея данной программысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

         «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

 

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);  наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

 групповой – организация работы в группах;

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с природным материалом, бумагой, цветными нитками, папье-маше, освоят новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- узнают о народных промыслах.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

• Творческий отчет руководителя кружка

•Проведение мастер-классов;

•Участие в тематических выставках

•Участие в конкурсах.

 

Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.

Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Программа рассчитана на 1 год.

1. Работа с природным материалом

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

 

2. Папье – маше

Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.

Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники  заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д.

Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.

 

3.Декупаж

Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет, как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.

Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т. д. или декорировали шнурами и тесьмой.

 

4. Плетение из газетных трубочек

Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.

Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.

Учебно– тематический план

Тема

Количество часов

1.

Введение Техника безопасности на уроке

1

2.

Работа с природным материалом

15

3.

Папье – маше

20

4.

Декупаж

15

5.

Холодный фарфор. Изготовление цветов

15

6.

Ганутель. Изготовление цветов

15

7.

Оригами.  Модульное оригами

15

8.

Квиллинг. Объемная аппликация

15

9.

Плетение из газетных трубочек

5

10.

Джутовая филигрань

5

11.

Картины из пенопласта

15

Всего

136 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

Группа «Умелые руки»

 

Тема урока

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

1

 

Всего:

1 час.

 

2

Работа с природным материалом

Техника безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, шилом, иглами и булавками.

1

 

Изготовление поделок с использованием природного материала

4

 

Аппликация из сухих растений

4

 

Топиарий из шишек

4

 

Изготовление картины «Виноград»

2

 

Всего:

15 час.

 

3

Папье-маше

История возникновения папье-маше. Соблюдение техники безопасности. Технология изготовления поделок  в технике папье-маше

2

 

Изготовление поделки «Черепаха»

6

 

Художественное оформление

2

 

Изготовление поделки «Сова»

6

 

Художественное оформление

2

 

Бусы из папье-маше

2

 

Всего:

20 ч.

 

4

Декупаж

История возникновения техники декупаж. Соблюдение правил техники безопасности. Технология изготовления декупаж.

1

 

Оформление бутылок в технике декупаж

6

 

«Часы» в технике декупаж

4

 

Оформление новогодних игрушек в технике декупаж

4

 

Всего:

15 ч.

 

5

Холодный фарфор

Соблюдение правил техники безопасности.  Правила изготовления теста для холодного фарфора

2

 

Изготовление цветов. Сушка. Художественное оформление. Лакировка.

7

 

Холодный фарфор – игрушки. Сушка. Художественное оформление. Лакировка.

8

 

Всего:

15ч.

 

6

Ганутель

Соблюдения правил техники безопасности при работе с ножницами, шилом, канцелярским ножом.  Технология изготовления..

1

 

Цветы в технике ганутель. Художественное оформление.

7

 

Деревья

7

 

Всего:

15 ч.

 

7

Модульное оригами

История возникновения модульного оригами. Соблюдение правил по технике безопасности. Изготовление модулей.

1

 

Модульное оригами «Байтерек»

5

 

Модульное оригами «Мухоморы»

4

 

Модульное оригами «Олень»

5

 

Всего:

15час.

 

8

Квиллинг

История возникновения. Соблюдение правил по технике безопасности.

1

 

Картина в технике Квиллинг

6

 

Топиарий в технике квиллинг

8

 

Всего:

15 ч.

 

9

Плетение из газетных трубочек

Соблюдение правил по технике безопасности. Изготовление газетных трубочек. Плетение

1

 

Корзина из газетных трубочек

4

 

Всего:

5 час.

 

10

Джутовая филигрань

Соблюдение правил по технике безопасности. Знакомство с джутовыми нитками.

1

 

Изготовление картины с применением джутовых ниток

4

 

Всего:

5 час.

 

11

Картины из пенопласта

Соблюдение правил по технике безопасности при пользовании канцелярским ножом, ножницами, клеем.

1

 

Ровное и правильное вырезание пенопласта

2

 

Изготовление картины «Цветы»

4

 

Изготовление панно «Птицы»

4

 

Изготовление панно «Байтерек»

4

 

Всего:

15 час.

 

Итого:

136 ч.

 

 

 

 


Программа кружка Умелые руки

Программа кружка Умелые руки

Обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок

Обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы •

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы •

Изделия из природного материала

Изделия из природного материала

Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек

Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек

Календарно-тематический план

Календарно-тематический план

Ганутель Соблюдения правил техники безопасности при работе с ножницами, шилом, канцелярским ножом

Ганутель Соблюдения правил техники безопасности при работе с ножницами, шилом, канцелярским ножом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2021