Кружок «Физика в экспериментальных задачах»
Оценка 4.9

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
физика
7 кл—8 кл
19.12.2018
Кружок «Физика в экспериментальных задачах»
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в экспериментальных задачах » предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 7-8 классов МКОУ Ташаринская СОШ. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Решение задач по физике - это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов Реализация программы внеурочной деятельности предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлённые активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный выбор.
кружок.docx
Составитель: Суворова Л.П.,                                                           учитель физики Кружок «Физика в экспериментальных задачах» 7-8кл. Пояснительная записка Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в экспериментальных задачах » предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 7-8 классов МКОУ Ташаринская СОШ. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Решение задач по физике - это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов Реализация программы внеурочной деятельности предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлённые активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный выбор. Кружок «Физика в экспериментальных задачах» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике. Рассчитан на 34 часа(1 час в неделю). Цели: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний; 2. дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями. Задачи: 1.  познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальное исследование; обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов;   дать представление о методах физического экспериментального исследования , развить интерес к исследовательской деятельности;  научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;  повысить интерес учащихся к изучению физики и проведению физического эксперимента. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» являются: 1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; 2. . приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения экспериментальных задач; 3. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; 4. овладение экспериментальными методами решения задач. Личностными результатами программы внеурочной деятельности являются: 1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 3. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения. Критерием оценки является степень овладения навыками работы, самостоятельность и законченность работы, тщательность эксперимента . оценки труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований в классе, в старших и младших классах школы. Поощрительной формой Ожидаемые результаты: 1) осознание практической значимости предмета физики; 2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся; 3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента; 4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. ., т п. е. умения « вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач». Информационно – методическое обеспечение 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения). 2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения). 3. Занимательные опыты по физике. Горев Л.А. – 1 4. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984. 5.Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973. 6.Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972. 7. Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. - М.: Просвещение,1981. Используемое оборудование: Набор для лабораторных работ по "Механике", «Оптике», «Электрические явления», ноутбук № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА Тема занятий Оборудование, примечания Определение скорости и характера движения пузырька воздуха в стеклянной трубке с раствором медного купороса. Измерение средней скорости перемещения игрушечного заводного автомобиля. Определение конечной скорости, приобретаемую шариком, скатывающимся с наклонной плоскости. Определение плотности картофеля, лука, свёклы Измерение длины мотка проволоки. Определение коэффициента жёсткости пружины . Исследовать зависимость жесткости от размеров тела и рода вещества Определение веса бруска, имея только линейку. Измерение силы трения при движении по столу брусков. Измерение давления брусков на стол, если масса одного бруска в п раз больше массы другого Определение давления воды на дно стакана с помощью линейки. Вычисление силы, необходимой для отрыва присоски от поверхности стола. Что имеет большую плотность: вода или молоко? Во сколько раз? моток проволоки. не разматывая его, весы с разновесами и линейка. Правильность ответа проверьте с помощью динамометра. В двух случаях: а) бруски лежат друг на друге; б) бруски прицеплены друг к другу. Какой вывод можно сделать из опыта? Могут ли эти тела оказывать одинаковое давление на стол? В каком случае? Проверить на опыте. Растворите в этом стакане 50 г поваренной соли. Как изменится при этом давление? Почему? Попробуйте определить давление раствора в этом случае. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Изготовление и расчет грузоподъемности плота. Исследование зависимости скорости истечения струи, от высоты уровня воды в этом сосуде. Определение массовой доли снега в смеси снега и воды на момент выдачи. Определить массу пробирки и её внешний и внутренний диаметры. Исследование свойств твердых тел: твердость тел Пластичность и хрупкость, устойчивость и прочность твердых тел Исследование свойств твердых тел от формы и размеров тела Исследование прочности полых тел Определение температуры замерзания чистой воды и соленой воды Исследование зависимости таяния снега от концентрации соли Определение центра тяжести Исследование поверхностного слоя жидкости Наблюдение за мыльными пузырями Знакомство с капиллярными явлениями Исследование температуры свечи Наблюдение изменения объема при плавлении Подготовка к часу занимательной физики Час занимательной физики для Рассчитать его грузоподъёмность. Проверить расчеты с помощью эксперимента. Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, стеклянная бюретка со шкалой и резиновой трубкой; пружинный зажим; винтовой зажим; секундомер; воронка; кювета; стакан с водой; лист миллиметровой бумаги. Оборудование. Смесь снега со льдом, термометр, часы. Примечание. Удельная теплоёмкость воды с = 4200 Дж/(кг × °С), удельная теплота плавления льда λ = 335 кДж/кг. Вычислите теоретически, при какой наименьшей высоте h min и наибольшей высоте h max налитой в пробирку воды она будет устойчиво плавать в вертикальном положении, и найдите численные значения, используя результаты первого пункта. Определите h min и h max экспериментально и сравните с результатами пункта 2. Оборудование. Пробирка неизвестной массы с наклеенной шкалой, сосуд с водой, стаканчик, лист миллиметровой бумаги, нитка Оборудование: стекло, гвоздь , иголка, медная монета, алюминиевая пластина, брусок свинца и олова Тела из разных веществ, линейка, бумага Спички, бумага, стакан с водой Полые трубки разного сечения Вода, лезвие, иголки , железные опилки пробка Мыльный раствор, трубки, увеличительное стекло Почка, бумажная коробочка, акварельная кисть Свеча, картон, медная проволока Снег. лед 30 31 32 34 5-6кл Час занимательной физики для 7кл. Экскурсия на р.Ташара. Измерение скорости течения воды, определение зависимости скорости от ширины реки Игра «Раскрытие тайн черных ящиков» Итоговое занятие              Тайны черных ящиков  Ведущий. В черном ящике находится тот или иной предмет. Но прежде чем появится «черный  ящик» мы вам будем задавать вопросы, которые будут вас наводить на этот предмет.  разминка: 1.что удерживает человека на земле. Сила тяж. 2.закон открытый в ванной.Архимеда  3.сила,всегда мешающая механическому движению.  Трение .4.быстрота выполнения работы. мощность 5.абсолютный ноль. ­273  6.направленное  движение заряженных частиц. Ток     Виден край, а не дойдешь. Что это ? горизонт    Может ли  горизонт явиться телом отсчета? (нет, потому, что при движении наблюдателя перемещается  вместе с ним). Черный ящик1. В воде не тонет, в огне не горит   лед Вопрос. Когда лед может быть нагревателем. Ответ: когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом, имеет t° ниже его t°. Вопрос. Когда чайник с кипятком остынет скорее: если его поставить на лед или если лед  положить на крышку? Вопрос. Можно ли расплавленным металлом заморозить воду Ртутью      Черный ящик 2 . Он вам поведает хоть и без языка когда будет ясно, когда облака Что лежит в этом ящике, если известно. Что оно небольшого размера, а позволяет измерить  большую высоту (барометр)     Вопрос. Как с помощью барометра можно измерить высоту горы Черный ящик 3 Чтобы я тебя повез, Мне не нужен овес  Накорми меня бензином, На копытца дай резину. И тогда, поднявши пыль, Побежит (автомобиль). Вопрос. Когда и почему автомобиль больше расходует горючего: при езде без остановок или с  ними? (больше­ при езде с остановками. При остановке кинетическая энергия машины  превращается во внутреннюю энергию тормозных колодок, колес. Чтобы каждый раз после паузы  приобрести прежнюю скорость, а значит и кинетическую энергию, двигатель должен израсходовать  некоторое дополнительное количество горючего). Вопрос. Автомобиль подъезжает к горе. Что должен сделать шофер: увеличить скорость  машины или уменьшить? (уменьшить, т.к. это при прежней мощности мотора позволить увеличить  его силу тяги). Черный ящик 4. Что за птица? Ходит, а не летает, Зерна собирает.          курица               Вопрос. Снесла курица два яйца. Одно сварили, другое сырое, как узнать.                                    Черный ящик 5. ни рыба ни мясо. Что это значит? (выслушиваются ответы­ моченое яблоко или соленый огурец: извлекают из 5 ящика). Вопрос: Какое физическое явление использовалось при засолке огурцов? Разминка с  постановкой физических опытов: а)        Погасить пламя свечи, дуя на нее через воронку. Объясните, почему свеча не гаснет; б)        Загнать металлический шарик, лежащий на столе, в сосуд от калориметра, не прикасаясь  к шарику (надо накрыть шарик сосудом, привести сосуд вместе с шариком в быстрое вращательное  движение; затем резко поднять­ шарик окажется в сосуде). Вопрос. Знаете ли вы похожий на этот опыт трюк мотогонщиков? (да, это езда по вертикальной  стене на мотоцикле). Черный ящик6 .Я под мышкой сижу И что делать укажу Или разрешу гулять Или уложу в кровать.  термометр                                   Вопрос. Какое свойство жидкости используется в термометрах.  И долго ли нужно держать  под мышкой.  Точка 0 и100 что это за точки Черный ящик7. назовите агрегат для моментальной съемки (фотоаппарат, копировальная  машина и т. д.) ассистент вносит «черный ящик», который устроен так: на внутренней стороне его  крышки укреплено плоское зеркало, а рядом написано:  «У нас неудачных снимков нет Работа наша всюду славится  Еще бы! Здесь что ни портрет­  Красавец иль красавица!» И подпись: «Фотограф мастер». (С наружной стороны крышки ящика выведены слова:  «Подними крышку, получишь свой портрет»). Мой вопрос залу: Скажите, где еще, кроме  нашего «фотоаппарата», используются плоские зеркала и с какой целью? Черный ящик 8   А сейчас изюминка нашего урока.  Не нужно скучать и без дела сидеть.  Спешите  изюминку здесь посмотреть  Через лупу подходят  смотрят, из ящика извлекают тарелку с изюминкой  богаты, тем и рады. Есть один маленький вопрос к последнему любопытному: Куда «исчезла»  энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки? (Пошла на испарение  влаги и биологические процессы).

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»

Кружок «Физика в экспериментальных задачах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2018