Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Программа Проектной деятельности в начальной школе составлена в соответствии с требованиями ФГОС, содержит цели и задачи курса, учебно-тематический план, содержание программы, планируемые результаты освоения программы, формы контроля, методические рекомендации, описание материально-технического обеспечения.кружок в нш
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Бутырки
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Малое проектное бюро»
Направление: проектная деятельность
возраст детей: 7 – 9лет
срок реализации программы 1 год.
Автор составитель: Милашайте Кристина Альго – учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Бутырки
2016 годПояснительная записка.
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования и
концепции духовнонравственного развития. Данная программа построена в
соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по
проектной деятельности. Данная рабочая программа адресована учащимся 1
класса общеобразовательной школы и рассчитана на 20152016 учебный год.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической
практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их
направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной
деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у
первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные
особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом
постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их
творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках
цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В
дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно
проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их
выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других,
более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебнопознавательный проект – это ограниченное во времени,
целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных
требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска
решения проблемы учащимися.
Структура программы:
Рабочая
программа по проектной деятельности представляет собой
целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка;
календарнотематический план; содержание тем учебного курса; система оценки
достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень
учебнометодического обеспечения, перечень литературы, используемой для
составления программы.
Цели программы:
развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников,
осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих
задач.
Задачи программы:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
научиться критически мыслить.
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа курса «Проектная
деятельность младших школьников» разработана для учащихся 1 класса, возраст
– 6,6 – 7,6 лет.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационнокоммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в
образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует
получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания
начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга
становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для
эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения
учебного процесса в подростковом возрасте.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из
текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих
участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
работ,
Участники проекта
Действия учителя: помогает ученикам определить цель деятельности;
рекомендует источники получения информации;
раскрывает возможные формы деятельности;
содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
создает условия для активности школьника;
является партнером;
помогает в выборе формы защиты проекта и т. д.
Действия ученика:
определяет цель своей деятельности;
открывает новые знания;
несет ответственность за свою деятельность.
экспериментирует;
выбирает пути решения возникающих проблем;
Действия родителей:
проявить заинтересованность работой ребенка;
быть консультантом;
служить источником информации;
включиться в деятельность, но не брать на себя выполнения проекта;
Возрастные психологофизиологические особенности детей
младшего школьного возраста.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого
физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с
предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени,
отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может
быть использована для организации проектной деятельности.
мотивацию
включения
в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего
развития.
Проблема проекта,
обеспечивающая
Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель
постепенно должен формировать у младших школьников умения
по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности
(целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование
действий, работа с различными источниками информации и так далее).
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты.
Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей
темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка,
викторина, панно и т.п.).Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате изучения курса обучающиеся:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах
единого мира, овладеют основами практикоориентированных знаний о природе,
человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к
миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
научатся видеть и понимать некоторые причинноследственные связи в
окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие
презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего
региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на
карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его
главный город;
различать прошлое,
соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
настоящее,
будущее;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии,
включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью
поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для
создания собственных устных или письменных высказываний.
У выпускника будут сформированы:
Личностные универсальные учебные действия
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и
в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
О чём может рассказать школьная библиотека? Экскурсия в библиотеку.
Форма организации: групповая. Вид деятельности: досуговое общение.
Родной город (село). Подготовка и защита творческой работы о
достопримечательностях своего посёлка. Форма организации: индивидуальная,
парная. Вид деятельности: познавательная.
Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями.
Коллективная творческая работа по созданию коврика. Форма организации:
индивидуальная, парная. Вид деятельности: трудовая, художественное творчество.
Путешествие по Зодиаку. Составление альбома «Путешествие по Зодиаку».
Форма организации: индивидуальная, парная. Вид деятельности: трудовая,
художественное творчество.
Народные промыслы. Сбор материала и защита творческой работы о
разновидностях народных промыслов. Форма организации: индивидуальная,
парная. Вид деятельности: познавательная, художественное творчество.
Математика вокруг нас. Узоры на посуде. Сбор материала, создание своих
узоров. Создание альбома «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование
элементов, правило их расположения друг за другом». Форма организации:
индивидуальная. Вид деятельности: познавательная, художественное творчество.
Красная книга или возьмём под защиту. Создание своей книги «Возьмём
под защиту». Презентация проекта. Форма организации: идивидуальная. Вид
деятельности: познавательная, художественное творчество.
И в шутку и в серьёз. Составление занимательных заданий по русскому
языку. Форма организации: индивидуальная, парная. Вид деятельности:
познавательная.
Деревенский двор. Работа в парах по изготовлению деревенской избы из
бумаги. Коллективная творческая работа – деревенский двор. Форма организации:
индивидуальная, парная. Вид деятельности: познавательная, художественное
творчество.
Пишем письмо. Написание письма Деду Морозу. Форма организации:
индивидуальная. Вид деятельности: художественное творчество.
Профессии. Минисочинение «Кем я хочу стать». Форма организации:
индивидуальная. Вид деятельности: художественное творчество.
Проект «Убранство избы». Изготовление модели комнаты крестьянина.
Форма организации: индивидуальная, парная. Вид деятельности: познавательная,
художественное творчество.
Рифма. Словарик собственных рифм. Форма организации: индивидуальная.
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество.
Мой любимый журнал. Презентация любимого детского журнала. Форма
организации: индивидуальная. Вид деятельности: .
Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих
форму квадрата. Изготовление фигурок в технике оригами. Выставка поделок.Форма организации: индивидуальная, парная. Вид деятельности: познавательная,
художественное творчество.
Сувенир в подарок. Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля.
Форма организации:
Изготовление сувениров,
индивидуальная. Вид деятельности: познавательная, художественное творчество.
посвященных 8 марта.
Аквариум. Работа в паре. Изготовление изделия «Аквариум» из природного
материала. Форма организации: парная. Вид деятельности: познавательная,
художественное творчество.
Родословная. Составление родословной своей семьи. Презентация проекта.
Форма организации: индивидуальная. Вид деятельности: познавательная,
художественное творчество.
Экскурсия к памятнику славы. Заметка об экскурсии. Форма организации:
групповая. Вид деятельности: досуговое общение.
Города России. Фоторассказ о городах России. Презентация проекта.
Создание альбома «Города России». Форма организации: индивидуальная, парная.
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество.
В словари за частями речи. Составление заданий по различным словарям.
Форма организации: индивидуальная, парная. Вид деятельности: познавательная,
художественное творчество.
Страны мира. Фоторассказ о странах мира. Презентация проекта. Создание
альбома «Страны мира». Форма организации: индивидуальная, парная. Вид
деятельности: познавательная, художественное творчество.
Мой любимый писатель сказочник. Написание отзыва на сказку. Парад
героев. Форма организации: индивидуальная. Вид деятельности: познавательная,
художественное творчество.Тематическое планирование
№
1
2
3
4
Тема проекта
О чём может рассказать школьная библиотека?
Родной город ( село)
Создание коврика на тему осенней земли с опавшими
листьями
Математика вокруг нас. Узоры на посуде
Красная книга или возьмём под защиту
Народные промыслы
Путешествие по Зодиаку
5
6
7
8
9
10
11
12
13 И в шутку и в серьёз
14
15 Пишем письмо
16 Профессии
17 Проект «Убранство избы»
18
19 Мой любимый журнал
Деревенский двор
Рифма
20
Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок,
имеющих форму квадрата
Сувенир в подарок
Родословная
21
22
23
24 Аквариум
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Страны мира
Города России
В словари за частями речи
Экскурсия к памятнику славы
Мой любимый писатель сказочник
Количество
часов
1
2
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
2
1
2
1Календарнотематическое планирование№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
О чём может рассказать школьная библиотека?
Родной город ( село)
Создание коврика на тему осенней земли с
опавшими листьями
Путешествие по Зодиаку
Народные промыслы
Математика вокруг нас. Узоры на посуде
11
12 Красная книга или возьмём под защиту
13 И в шутку и в серьёз
14
Деревенский двор
15 Пишем письмо
16 Профессии
Тема урока, тип урока
Колво
часов
Основное содержание по теме
Дата
По
плану
По
факт
у
1
2
1
2
2
2
2
1
1
1
1
Экскурсия в библиотеку.
Подготовка и защита творческой работы
о достопримечательностях своего
посёлка на уроке окружающего мира.
Коллективная творческая работа по
созданию коврика
Составление альбома «Путешествие по
Зодиаку»
Сбор материала и защита творческой
работы о разновидностях народных
промыслов.
Сбор материала, создание своих узоров.
Создание альбома «Орнаменты и узоры
на посуде: форма, чередование
элементов, правило их расположения
друг за другом»
Создание своей книги «Возьмём под
защиту». Презентация проекта.
Составление занимательных заданий по
русскому языку.
Работа в парах по изготовлению
деревенской избы из бумаги.
Коллективная творческая работа –
деревенский двор.
Написание письма Деду Морозу
Минисочинение «Кем я хочу стать»
Изготовление модели комнаты
7.09
14.09
21.09
28.09
5.10
12.10
19.10
26.10
9.11
16.11
23.11
30.11
7.12
14.12
21.12
28.12
11.01