Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.В соответствии с учебным планом учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего пре¬дусмотрено 34 часа под руководством учителя. Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.
Я исследователь.docx
Пояснительная записка к курсу «Я исследователь»
1.1.Нормативные акты и учебнометодические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
1.2. Цели программы.
Целью программы является трансформация процесса развития интеллектуальнотворческого потенциала личности
ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
развивать познавательные потребности младших школьников;
развивать познавательные способности младших школьников;
обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных ис
следований;
«формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
• формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
1.3.Роль курса в учебном плане
Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает
в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии
исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную
исследовательскую практику.
Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако
ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут,
если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского
поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей
учащихся.
Кроме того, любая учебная деятельность, и учебноисследовательская здесь не может быть исключением, требует особой
системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки
результатов. Предполагаемая программа учебноисследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятель
ные подпрограммы:
тренинг исследовательских способностей;
самостоятельная исследовательская практика;
мониторинг исследовательской деятельности
1.4.Обоснование выбора программы.
Данный курс благодаря художественноэстетической и нравственномировоззренческой направленности значительно расширяет
границы читательской компетентности и самостоятельного поиска информации. У учащихся формируется готовность
эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных
жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативноречевого общения, совершенствуется интеллектуальная культура.
Культура речи сказывается на нравственнодуховно и эстетическом развитии личности младшего школьника. Таким образом,
реализация содержания курса обеспечивает развитие коммуникативноречевых навыков и умений, введение детей в мир
самостоятельного обучения.
2. Общая характеристика курса.
Основные разделы программы:
Тренинг исследовательских способностей.
В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского
поиска, а именно:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия груп
пируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во
второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во второмчетвертом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проек
тов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что
степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает ме
роприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (миникурсы, конференции,
защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны
другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационнокоммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
3. Место курса «Проектная деятельность» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная
работа вне школы. Всего предусмотрено 34 часа под руководством учителя. Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную
работу с детьми в начальной школе, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования. 4.Ценностные ориентиры содержания курса.
Духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной
образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние
общества;
– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на
«своих»
и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и
принимать решения с учетом позиций всех участников;
• развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии
этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной
культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать
свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование
целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью,
безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты.
В результате изучения курса «Я исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных
объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практикоориентированных знаний о природе,
человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинноследственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных
источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие
презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности
и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей
этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/ не успешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
жизни;
направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Выпускник научится:
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной
литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с
помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
компоненты;
указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Выпускник научится:
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том
числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
6. Содержание образования.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и
экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого
человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания использование методов исследования в
ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с прибора
ми, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.) Практические задания по развитию наблюда
тельности. Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в
нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях.
Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Опре
деление понятий.
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить
текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную за
щиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной
информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей,
схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий 18 часов, из них 10 часов на индивидуальную работу.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного
исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических
рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он
должен решать.
Тема 3 «Коллективная играисследование» Методика проведения коллективных игрисследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается
выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную за
щиту собственных работ.
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися,
работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты
собственных изысканий до момента их завершения.
Мониторинг исследовательской деятельности.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, воп
росы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных
проектах, а также вопросы авторам.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих
работ, участие в выставках рисунков при защите
проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов
Тема проекта
№
заняти
7. Таблица тематического распределения часов
Содержание,
приемы
Колво
часов
методические
Характеристика деятельности учащихся (УУД) я
1.
Тренинг
исследовательски
х работ
2. Исследовательска
я практика.
и
техники
Наблюдение
экспериментирование
Методы исследования
Наблюдение и наблюдательность
Совершенствование
экспериментирования
Интуиция и создание гипотез
Правильное мышление и логика
Искусство делать сообщения
Искусство задавать вопросы и
отвечать на них
Семинар «Как подготовиться к
защите»
Семинар «Как подготовиться к
защите» (продолжение)
Определение проблемы и выбор
собственного исследования
Коллективное
проблематики
обсуждение
возможных
10
18
результатов
поиск
осуществлять
учитывать установленные правила в
•
ориентация на понимание причин успеха во
внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия
требованиям
конкретной задачи;
•
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане;
•
планировании и контроле способа решения;
•
необходимой
информации для выполнения внеучебных заданий
с использованием учебной литературы и в
открытом информационном пространстве,
энциклопедий,
(включая
электронные,
контролируемом
пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной
информации об окружающем мире и о себе самом,
в том числе с помощью инструментов ИКТ
•
ориентация на понимание причин успеха во
внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия
требованиям
конкретной задачи;
•
критериев успешности внеучебной деятельности.
•
контроль по результату;
•
выполнения
действия на уровне адекватной ретроспективной
способность к самооценке на основе
осуществлять итоговый и пошаговый
правильность
цифровые),
справочников
оценивать
результатов –
–
игра
игра
иссле¬дований.
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований
Обсуждение планов выбора темы
собственного исследования.
Определение задач собственного
исследования
Индивидуальная работа
Коллективная
исследование
Игра исследование
Коллективная
исследование
Семинар
Представление
исследований
Предварительная
исследований
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению
самостоятельных
исследований
Подготовка детских работ к
публичной защите
Подготовка детских работ к
публичной
защите
(индивидуально)
Подготовка детских работ к
публичной защите (работа с
микрогруппой)
Индивидуальная
результатов
защита
строить сообщения, проекты в устной и
устанавливать причинноследственные связи
проводить сравнение и классификацию по
оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи и задачной области;
•
письменной форме;
•
заданным критериям;
•
в изучаемом круге явлений;
•
строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
•
допускать возможность существования у
людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной,
и
ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
•
координации
сотрудничестве;
•
позицию;
учитывать разные мнения и стремиться к
в
формулировать собственное мнение и
различных
позиций
•
записывать, фиксировать информацию об
окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
•
осознанно и произвольно строить сообщения
в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных
•
способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление
•
целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты; самостоятельно
осуществлять сравнение,
сериацию и
•
классификацию,
выбирая
основания и критерии для указанных логических
операций;
•
строить
включающее
следственных связей.
логическое
установление
рассуждение,
причинно
консультационная работа по
проведению
самостоятельных
исследований
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению
самостоятельных
исследований (продолжение)
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению
коллективных
исследований в микрогруппах
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению
коллективных
исследований в микрогруппах
(продолжение)
Подготовка докладов об итогах
проведённых исследований и
выполненных работах
Структура и содержание учебно
исследовательской деятельности
Оформление работы. Подготовка
доклада.
3
Защита проектов. Науки, которые нас окружают.
своих о
думаю
Что я
способностях.
План работы над учебным
исследованием. Объект, предмет и
гипотеза исследования.
Основные источники получения
информации.
Оформление списка литературы и
6
•
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
•
необходимые для
задавать вопросы,
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
•
осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую электронных
делать
Знакомство с
правильно
использованных
источников.
Как
презентацию.
MicrosoftPowerPoint.
Тематические
исследования.
учебные
адекватно использовать речь для
взаимопомощь;
•
планирования и регуляции своей деятельности;
•
адекватно использовать речевые средства
для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Итого
34
Методические и учебные пособия.
8. Перечень учебнометодического обеспечения.
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический
конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Гузеев В.В.
Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор
школы № 6, 1995г. 16с.
3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.:
Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, 5с.
5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 –
126с.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная
литература, 2008 – 119с. Электронные ресурсы:Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
1. Большая детская энциклопедия (612 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshajadetskaja
jenciklopedija612.html (09.03.11)
2. А.ЛикумДетская
энциклопедия.
[Электронный
ресурс]
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
4. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
5. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли
6.
учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsuexpert.ru/node/2696 (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс]
http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
7. Проектная
деятельность
в
начальной
школе.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/
(09.03.11)
[Электронный
http://www.nachalka.com/proekty
ресурс]
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (3 класс)
№ п/п Содержание (разделы, темы)
Колво
Дата
Тренинг исследовательских
работ
ч
10
1
Наблюдение
экспериментирование
и
1
По плану
По факт
Характеристика деятельности учащихся
(УУД)
ориентация на понимание
причин успеха
внеучебной
деятельности, в том числе на самоанализ
и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям
во 2
3
4
5
6
7
8
9
Методы исследования
Наблюдение
наблюдательность
и
Совершенствование техники
экспериментирования
Интуиция и создание гипотез
Правильное мышление и
логика
Искусство делать сообщения
Искусство задавать вопросы и
отвечать на них
Семинар «Как подготовиться к
защите»
10
Семинар «Как подготовиться к
защите» (продолжение)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
конкретной задачи;
планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
учитывать
установленные
правила в планировании и контроле
способа решения;
информации
осуществлять
поиск
необходимой
для
выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в
открытом
информационном
пространстве,
энциклопедий,
справочников (включая электронные,
цифровые),
контролируемом
пространстве Интернета;
(фиксацию)
осуществлять
запись
выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с
помощью инструментов ИКТ
во
ориентация на понимание
внеучебной
причин успеха
деятельности, в том числе на самоанализ
и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
способность к самооценке на
основе критериев успешности внеучебной
деятельности.
Исследовательская практика
Определение проблемы и
выбор
собственного
исследования
18
1
Коллективное
проблематики
исследований.
обсуждение
возможных
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных
исследований
Обсуждение планов выбора
темы
собственного
исследования.
Определение
собственного исследования
задач
Индивидуальная работа
Коллективная
исследование
игра –
Игра исследование
Коллективная
исследование
игра –
1
3
1
1
1
2
1
1
11
12
13
14
15
16
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;
оценивать
правильность
выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям
данной задачи и задачной области;
строить сообщения, проекты в
устной и письменной форме;
проводить
сравнение
и
классификацию по заданным критериям;
устанавливать
причинно
следственные связи в изучаемом круге
явлений;
строить рассуждения в форме
связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
допускать
возможность
существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной,
и ориентироваться на
позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать
собственное
мнение и позицию; 17
18
19
20
21
22
23
Семинар
Представление результатов
исследований
Предварительная
исследований
защита
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению
самостоятельных
исследований
Подготовка детских работ к
публичной защите
Подготовка детских работ к
публичной
защите
(индивидуально)
Подготовка детских работ к
публичной защите (работа с
микрогруппой)
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований
Индивидуальная
консультационная работа по
2
1
1
10
1
1
1
1
1
записывать,
фиксировать
информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно
строить сообщения в устной и
письменной форме;
осуществлять
выбор
наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных
условий;
осуществлять синтез как
составление целого из
частей,
самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
осуществлять
сравнение,
классификацию,
сериацию
самостоятельно выбирая основания и
и
проведению самостоятельных
исследований (продолжение)
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению
коллективных
исследований в микрогруппах
Индивидуальная
консультационная работа по
проведению
коллективных
исследований в микрогруппах
(продолжение)
Подготовка докладов об
итогах
проведённых
исследований и выполненных
работах
Структура и содержание
учебноисследовательской
деятельности
Оформление
Подготовка доклада.
работы.
Мониторинг
исследовательской
деятельности
Науки, которые нас окружают.
Что я
своих о
думаю
1
1
1
1
1
6
24
25
26
27
28
29
критерии для указанных логических
операций;
строить
логическое
рассуждение, включающее установление
причинноследственных связей;
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями 30
31
32
33
34
способностях.
План работы над учебным
исследованием.
Объект,
предмет
гипотеза
и
исследования.
Основные
получения информации.
источники
Оформление
списка
литературы и использованных
электронных источников.
правильно
Как
делать
презентацию. Знакомство с
MicrosoftPowerPoint.
Тематические
исследования.
учебные
партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной
деятельности;
задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые
средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Кружок «Я - исследователь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.