Утренняя зарядка, особенно в младшей и средней группах, станет гораздо
полезнее, если дети будут не просто механически выполнять упражнения, а начнут
при этом показывать себя всем (а значит, и себе). Представьте, воспитатель
стоит перед детьми и говорит:
— Какие хорошие ребятки пришли делать зарядку. Мне кажется, что вы еще
чуть-чуть подросли. Покажите, какие вы стали высокие. Спинки выпрямите, головки
поднимите. Посмотрите друг на друга. Какие замечательные дети! А сейчас
покажите, как высоко вы умеете поднимать руки.
Дети поднимают руки вверх.
— Какие у вас руки! Как они красиво и ровно поднялись. Высоко-высоко! И
опускаться они умеют. Очень хорошо! Опустились руки, не видно им стало ручки
других ребят. Они снова потянулись вверх. Обрадовались руки, увидев друг друга.
Мы их опять опустили. А рукам интересно: у всех ли по две руки? Так интересно, что
опять они поднялись вверх. Увидели, что возле каждой головы есть рука с одной
стороны и рука с другой. Опустились руки, подумали: «Одна рука с одной стороны
и одна рука с другой — значит, у всех по две руки!» «Ура! У всех по две руки»,
— обрадовались руки и высоко-высоко поднялись опять, показывая всем, как они
уже выросли. Но что такое?! Не успели они обрадоваться, как мы их опять
опустили вниз. «Поднимите нас, поднимите! — стали просить ребят ручки. — Мы же
не посмотрели, у всех ли рук есть ладошки!» Подняли ребятки руки вверх, увидели
они друг у друга ладошки, но больше опять ничего не успели увидеть, потому что
внизу оказались. «Еще, еще поднимите, — запросили руки, — хотим посмотреть, у
кого куда ладошки смотрят». Как только оказались руки вверху, посмотрели скорей
на ладошки, да и вниз опустились. «Еще хотя бы разочек поднимите нас, очень нам
понравилось быть выше всех», — сказали руки. Подняли дети в последний раз руки
вверх, не хотелось рукам вниз, но все равно пришлось опуститься. «Ладно, —
вздохнули ручки, — не хотите нас больше поднимать, тогда давайте второе
упражнение делать. Мы, ручки, растем умелые. Можем, например, кончики пальцев
на плечи поставить, при этом еще и локоточки поднять. Мы все так умеем.
Смотрите, как красиво у нас получается. Но это еще не все! Мы умеем, так
держась за плечи, своими локоточками в воздухе круги нарисовать. И вперед можем
несколько раз: один, два, три, четыре, пять; и назад умеем — один, два, три,
четыре, пять». Какие у всех у вас хорошие ручки, мне очень нравятся.
И вот таким образом «оживляя» для детей все части тела, участвующие в
выполнении упражнений, можно провести всю утреннюю зарядку. Такая зарядка
станет еще и «зарядкой» доброго отношения детей друг к другу. Кроме того, любое
позитивное изучение себя благоприятствует развитию личности в целом. Не
случайно народная педагогика, складывающаяся веками, сохранила всем известные
«Ладушки», «Потягушки» и многие другие тексты, помогающие маленькому человеку
осознавать себя.
А уж как важно всем в любом возрасте, чтобы другие верили в тебя и твои
возможности! Малышам уверенность близких в их успешности нужна как воздух. И
этого воздуха никогда не бывает слишком много, а вот его нехватка — явление, к
сожалению, достаточно частое. Если вы в своей работе возьмете за правило
ежедневно целенаправленно создавать ситуации, в которых у детей начнут
вырастать крылья уверенности в своих возможностях, то результат такой работы не
заставит себя долго ждать.
Что это за ситуации и как их создавать? Вспомним, что мир, в котором живут
дети, полон самых удивительных сказок. Сам ребенок и его способности — сказка.
Предметы, которые попадают в поле его зрения, внимания, в его руки, — сказка.
Действия, события, окружающие его люди — тоже сказка. И какими будут эти
сказки, а следовательно, каким будет и все вокруг, может зависеть от вас. С
эпизодом сказочной зарядки вы уже познакомились.
А
вот, например, какую сказку вы можете разыграть, когда дети одеваются:
— Дети, пойдемте скорей в раздевалку. Слышите, оттуда раздаются какие-то звуки?
Мне кажется, кто-то там не то плачет, не то хнычет. Слышите? Нет? Пойдемте
скорее проверим.
Все выходят в раздевалку.
— Ой, я поняла. Это ваша одежда в шкафчиках зовет вас одеваться: «Наденьте,
наденьте нас скорее, нам здесь душно и скучно. Мы уже отдохнули, а сейчас хотим
гулять. Открывайте свои шкафчики. Выпускайте нас на белый свет!» Слышите?
Давайте поскорее одеваться. Вы с каждым днем становитесь все более умелыми, и я
вижу, что у вас получается одеваться уже и быстрее, и аккуратнее.
Дети начинают одеваться.
— А как вашей одежде нравится, что вы ее сами надеваете! Еще совсем недавно вы
были совсем маленькими и ничего не умели делать. А сейчас-то уже так здорово
справляетесь с такой сложной одеждой. Колготки и штанишки такие слабые без
ваших ног, путаются, переворачиваются и просят тихо-тихо: «Ручки, ручки,
поверните нас правильно! Ножки, ножки, залезайте в нас правильно: каждая со
своей стороны — правая с правой, левая с левой». И так им хорошо, когда они уже
надеты. И ручки и ножки радуются, что у них получилось выполнить просьбу. Если
у кого-то еще ручки или ножки что-то перепутали, то скажите своим колготкам и
штанишкам: «Не переживайте. Мы еще будем старательно учиться и обязательно
научимся. Будем ошибаться все реже и реже, а потом настанет тот день, когда мы
все сделаем правильно. Вот увидите, так и будет!»
— И знаете, дети, я точно знаю, что так и будет. Поднимите руки, у кого мама и
папа, бабушки и дедушки умеют сами одеваться. У всех? Ну, вот, видите. А раньше
они тоже путались в одежде, потом росли, учились, и теперь все они умеют не
только одеваться сами, но еще умеют и другим помогать одеваться. И пуговицы они
умеют застегивать, а раньше не умели. И молнии умеют застегивать. И вы
научитесь.
Слышите, опять одежда заговорила, не пойму только, какая. А-а, это кофты
услышали, что я вам про застежки сказала, и решили на них пожаловаться: «Ох, вы
знаете, эти пуговицы бывают такими вертлявыми, совсем нас не слушаются. Мы их
просим, чтоб они смирно ждали, когда их застегнут, а они фыркают, из пальцев
выпрыгивают, а то и вообще норовят уже из петельки выскочить. Мы одни с ними не
справляемся, только и надежда на вас, ребята. У вас пальчики крепкие растут,
упорные. Если б не вы, так и оставаться бы нам не у дел. Спасибо вам!»
Эту сказку можно продолжать по своему усмотрению. «Оживлять» одежду можно не у
всех сразу, а только у тех детей, которые, на ваш взгляд, сейчас в этом
нуждаются больше остальных. Но обязательно примите во внимание то, что такую
работу нельзя проводить только с одним ребенком. Если малыш одевается хуже, чем
все остальные, то начните с того, что озвучьте подобную сказку для кого-нибудь
из детей, одевающихся рядом, и только после 3—4 таких «соседних» озвучиваний
найдите в действиях пока еще отстающего ребенка что-то, чему может
«порадоваться» его одежда. Обращайте как можно больше внимания на успех, и он
обязательно придет!
Татьяна ФОМИНЫХ,
педагог-психолог,
г. Екатеринбург
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.