Рабочая программа
Рабочая программа краткосрочного курса
«Школа финансовых решений»
5 класс
Пояснительная записка
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг. В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности.
Авторы курса «Школа финансовых решений» Сватова ИИ, Блинова ОВ
5 классы; количество часов – 10 часов, из них количество часов на практическую часть – 6 ч, самостоятельную работу учащихся – 4ч.
Цель курса: формирование начальных представлений финансовой грамотности школьников.
Задачи курса:
1) формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся 5 классов с опорой на знания о мире финансов.
2) развитие личности, социального поведения.
В рамках работы курса планируется развивать и формировать следующие компетенции:
- выявление финансовой информации
- анализ информации в финансовом контексте
-оценка финансовой проблемы
-применение финансовых знаний и понимания
- обоснование выбора.
Основные содержательные линии курса: • деньги, их история, виды, функции; • покупки, их виды.
Педагогические технологии:
-Личностно-ориентированное обучение
-Проблемное обучение
- Игровые технологии
Ожидаемые результаты реализации:
Личностные образовательные результаты (личностные характеристики и установки).
-Осознание необходимости учета и планирования своих доходов и расходов, осознание важности сбережений.
-Принятие на себя ответственности за свои финансовые решения, осознание последствий этих решений.
Метапредметные образовательные результаты (универсальные учебные действия).
-Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять деятельность.
-Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Предметные образовательные результаты (предметные знания и умения).
Обучающиеся должны знать и понимать:
Обучающиеся должны уметь:
· Уметь пользоваться разными видами денег, в том числе оценивать достаточность имеющейся суммы для осуществления запланированных действий
· Предпринимать правомерные действия при обнаружении фальшивых денег
· Уметь сравнивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой
· Уметь использовать наличный расчет, правильно считать сдачу, заявлять о получении неправильной сдачи.
Продукт курса и описание объекта оценивания
Продукт |
Описание объекта оценивания |
Лэпбук
|
Лэпбук (lapbook, тематическая папка или книжка-раскладушка), - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме. Участникам КСК будет предложена общая тема – «Деньги и покупки», в рамках которой учащиеся могут выбрать конкретную подтему, интересную им и связанную с материалами курса и сздать по ней лэпбук. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, развивать умения собирать и организовывать информацию. Составлять лэпбук учащиеся будут в группах по 2-3 человека. Формы лэпбука:
После окончания работы дети презентуют свою работу, рассказывают и показывают как можно пользоваться их лэпбуком. |
Объекты оценивания и критерии их оценки (критерии оценки деятельности учащихся)
объекты |
Критерии и показатели их оценки |
1.Содержание лэпбука (3 б) |
- Соответствие содержания выбранной теме - Понятность информации - Емкость и краткость информации (отсутствие лишней информации, большого объема текста) |
2. Оригинальность и эстетика оформления лэпбука (3 б) |
- Аккуратность выполнения - Разнообразие элементов (кармашки, мини-книжки, книжки-гармошки, блокнотики, вращающиеся круги, конвертики, карточки, разворачивающиеся страницы и т. д.) - Яркость и красочность оформления. |
3. Презентация лэпбука (3 б) |
- Продолжительность выступления – 2-3 минуты - Ясность, доступность изложения материала для аудитории - Осознанность и понимание темы. |
Содержание программы
В первый день участники КСК делятся на два потока и посещают занятия модуля 1 и 2 поочередно. Во второй день предусмотрена практическая работа над лэпбуком в группах и их устная защита.
тема |
Кл-во часов |
содержание |
Формы занятий |
Модуль 1. Сущность и функции денег Блинова О.В. |
3 |
Деньги. Виды денег. Наличные и безналичные деньги. Признаки подлинности денег. Правила поведения при обнаружении фальшивых денег. |
Игра, беседа, решение ситуаций. |
Моудль 2. Делаем покупки правильно! Сватова И.И. |
3 |
Покупки. Виды покупок. Товар. Планирование покупки товара. Акции на товары и услуги. Скидка на покупку. |
Игра, беседа, решение ситуаций. |
Создание продукта |
3 |
Составление правил в формате лепбука |
Групповая работа |
Защита продукта. |
1 |
Выставка лэпбуков |
Устная презентация |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
-Комплекс «Способы оплаты» (2021, 5 класс) Комплекс «Наличные и безналичные деньги» (2020, 5 класс)
- Комплекс «Интересный журнал» (2022, 5 класс)
-Комплекс «Поездка в зоопарк» (2021, 5 класс)
- Комплекс «Прогулка по магазину» (2020, 5 класс)
-Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020 2. Липсиц, И. В. Ф
Процедура оценивания:
Лэпбук учащиеся разрабатывают и создают в группах, после чего проходит презентация и устная защита готового продукта. Оценивают ведущие КСК в соответствии с критериями (см.выше). Максимально возможное количество баллов – 9. После защиты организуется рефлексивная беседа с ребятами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.