Кто такой школьный психолог?
Исламова Зенфира Саитовна,
педагог-психолог высшей квалификационной категории,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет назад. Сегодня, педагог-психолог есть во многих школах, а в некоторых образовательных учреждениях созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться дети и их родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Итак, развенчаю этот миф и в этой статье расскажу о том, чем может быть полезен школьный психолог.
Во-первых, педагог-психолог – это, прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, и в его индивидуальных вариациях. К педагогу-психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами:
· адаптации в новом классном коллективе,
· переживаний негативных эмоций,
· трудностей в выборе будущей профессии,
· психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ,
· взаимоотношений с родными и близкими,
· чувства одиночества, страха, потери смысла жизни,
· развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
· проблем с учебой, одноклассниками, учителями и т. д.
Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами. Его роль позитивна – это главный помощник в школе для всех!
Во-вторых, работать с детьми педагог-психолог начинает еще до школы: он участвует в собеседовании с будущими первоклассниками, выявляет степень готовности к школе и даёт родителям полезные рекомендации.
В третьих, часть своего рабочего времени, школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Это средство для получения более точной информации о каждом ученике. Например, он может выяснить, успешно ли у вновь прибывших учеников и учеников, вновь созданных классов (1,5,10 классы) проходит процесс адаптации. На каком уровне психологическая готовность к выпуску (4,9,11 классы). Как проходит подготовка старшеклассников к сдаче выпускных экзаменов. Также, психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания, памяти, воображения.
Специалист проводит тестирование, количественные и качественные результаты которого передает классному руководителю и администрации школы, но только в виде общего итога (в процентном соотношении). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, так как педагог-психолог, в первую очередь, работает по принципу конфиденциальности.
Часто, именно благодаря тестированиям, исследованиям, наблюдениям психолог выявляет проблемы, как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны. В этом случае школьный психолог проводит коррекционно-развивающие занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
В четвертых, еще одна задача школьного психолога - консультация родителей и учителей. Они так же могут быть индивидуальными и групповыми. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности, переезд и другие), то родители/законные представители могут прийти и рассказать о них педагогу-психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.
Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, появились вредные привычки, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой расстроенный, то это тоже повод как можно скорее обратиться к школьному психологу. Вообще, любые изменения в поведении ребенка, его внешности, высказываниях должны насторожить взрослых, находящихся рядом с ребёнком, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация ухудшится. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.
Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда, по запросу, педагог-психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию либо профилактическую работу.
В пятых, одной из важных составляющих работы школьного психолога — профориентационная работа, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам (гуманитарный, технический, научно-естественный, кадетский, физико-математический и т. д.).
В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса. И если Вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет педагога-психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться с этим важным школьным специалистом? Успехов!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.