ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ситне-Щелкановская СОШ», учебного плана МБОУ «Ситне-Щелкановская СОШ» на 2020-2021 учебный год, на основании Федерального закона от 3 августа 2018 № 317 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Выбор данной программы обусловлен тем, что она является компонентом УМС «Школа России», а концепция УМС «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС НОО.
Рабочая программа по родному (русскому) языку формируется в соответствии со временем, выделенным в Обязательной части учебного плана школы на 2020-2021 учебный год. В 1 классе отводится 1 часа в неделю, что составляет 33 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс.
Программа обеспечивает достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- внутренней позицией обучающегося на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представление о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); - 3 –
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалогах;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее».
Обучающийся научится:
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной теме;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
При реализации содержательной линии «Язык в действии» обучающийся научится:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознать смыслоразличительную роль ударения.
При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; - 4 -
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно – познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс.
Разделы.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского языка.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа.
Оформление буквиц и заставок. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1)Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.) 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.п.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии. (7 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукозапись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждении ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч).
Секреты диалога: учится разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая Форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос – уточнение, вопрос как запрос на новое содержание.
- 4 -
Тематическое планирование
учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс
№ |
Тема урока |
Количество часов |
1. |
Русский язык: прошлое и настоящее. |
8 |
2. |
Язык в действии. |
14 |
3. |
Секрета речи и текста. |
7 |
|
Итого |
29 |
Календарно – тематическое планирование по родному (русскому) языку
№ |
Тема урока. |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
Русский язык: прошлое и настоящее (8часов) |
|
|
1. |
Как люди общаются друг с другом. Предмет и слово. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. |
|
|
2. |
Связь слов и высказываний. Служебные слова. Общение. Устная и письменная речь. |
. |
|
3. |
Гласные и согласные звуки. Ударение. Звонкие и глухие согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Вежливые слова. |
|
|
4. |
Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?) |
. |
|
5. |
Как люди приветствуют друг друга Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми |
|
|
6. |
Зачем людям имена? Имена в малых жанрах фольклора |
|
|
7. |
Спрашиваем и отвечаем. |
. |
|
8. |
Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). |
|
|
|
Язык в действии (14 часов) |
|
|
9. |
Выделяем голосом важные слова. |
|
|
10. |
Роль логического ударения. |
|
|
11. |
Роль логического ударения. |
|
|
12. |
Как можно играть звуками. |
|
|
13. |
Звукопись в стихотворном художественном тексте. |
|
|
14. |
Где поставить ударение? |
|
|
15. |
Где поставить ударение? |
|
|
16. |
Смыслоразличительная роль ударения. |
|
|
17. |
Как сочетаются слова. |
|
|
18. |
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). |
|
|
19. |
Как писали в старину Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. |
|
|
20. |
Как писали в старину Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. |
|
|
21. |
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. |
|
|
22. |
Практическая работа «Оформление буквиц и заставок». |
|
|
|
Секреты речи и текста (7 часов) |
|
|
23. |
Дом в старину: что как называлось. |
|
|
24. |
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. |
|
|
25. |
Во что одевались в старину. |
|
|
26. |
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.) |
|
|
27. |
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.) |
|
|
28. |
Сравниваем тексты. |
|
|
29-33. |
Сопоставление текстов. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.