ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ҚОСТАНАЙ ЖОҒАРЫ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ
КОСТАНАЙСКИЙ ВЫСШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Бекітемін
ОЖ жөніндегі директордың
орынбасары___________
20__ж. «____» _______
КҮНТІЗБЕЛІК ТАҚЫРЫПТЫҚ ЖОСПАР
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Пәнінен/Дисциплины/модуля: ООД 13 "БИОЛОГИЯ"
Мамандығы/Специальность:0302000 "Сестринское дело"
Біліктілігі/Квалификация: 0302043 "Медицинская сестра общей практики"
Қостанай, 2020 ж.
Семестр I
По дисциплине БИОЛОГИЯ
(наименование по учебному плану)
Специальность 0302000 "Сестринское дело"
(код и наименование)
Квалификация0302043 "Медицинская сестра общей практики"
(код и наименование)
Курс I группа(ы) 11 СД, 12 СД количество часов120,4кредита
Педагог Бермухамедова Кымбат Утигеновна
(ФИО)
План составлен в соответствии с ГОСО 2020, ТИПОВОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММОЙ БИОЛОГИЯ, Нур-Султан 2020
Рассмотрен и рекомендован на заседании ЦМК№ 1 Общеобразовательных дисциплин
от «_28_» августа 2020 г., протокол № 1
Председатель ЦМК ____________ Кужахметова А.Ж.
(подпись) (ФИО)
Рассмотрен руководителем НМО/методистом __________ Гаджиева К.С.
(подпись) ( ФИО )
Одобрена на заседании Методического Совета
протокол №_5__ от «_28__» августа 2020г.
Председатель МС ______________ Гаджиева К.С.
(подпись) (ФИО)
№ занятия |
Календарные сроки изучения тем |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Тип занятий |
Домашнее задание |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
5 |
6 |
7 |
|
|
Раздел 1. Молекулярная биология и биохимия |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
«Значение воды для жизни на Земле. |
2 |
Оценить значение и функции неорганических и органических веществ для жизни.
Проводить эксперименты по определению органических веществ. |
объясняет фундаментальное значение воды для жизни на Земле |
Теория |
|
|
2 |
|
Классификация углеводов. Редуцирующие и нередуцирующие сахара. Лабораторная работа № 1 "Исследование восстановительной способности редуцирующих и нередуцирующих сахаров". |
2 |
классифицирует углеводы по их структуре, составу и функциям Определяет редуцирующие и нередуцирующие сахара |
Теория |
|
|
|
3 |
|
Структурные компоненты липидов. Свойства и функции жиров. |
2 |
описывает химическое строение и функции жиров |
Теория |
|
|
|
4 |
|
Классификация белков по составу. Лабораторная работа № 2 "Влияние различных условий (температура, pH) на структуру белков". Содержание белков в биологических объектах. Лабораторная работа № 3 "Определение содержания белков в биологических обьектах" |
2 |
классифицирует белки по их структуре, составу и функциям исследует влияние различных условий на структуру белков Определяет содержание белков в биологических объектах |
Теория |
|
|
|
5 |
|
Строение и структура антител. Специфичность антител (активного центра) . Механизм взаимодействия между антигеном и антителом. |
2 |
изучает строение и структура антител и специфичность антител и механизм взаимодействия между антигеном и антителом. |
Теория |
|
|
|
6 |
|
Конкурентное и неконкурентное ингибирование ферментов. |
2 |
сравнивает конкурентное и неконкурентное ингибирование ферментов |
Теория |
|
|
|
7 |
|
Строение молекулы ДНК. Механизм репликации ДНК . |
2 |
устанавливает связь между структурой ДНК и её функцией Описывает процесс репликации ДНК на основе правил Чаргаффа |
Теория |
|
|
|
8 |
|
Строение и функции молекул РНК. Сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК |
2 |
различает строение и функции типов РНК сравнивать строение молекул РНК и ДНК |
Теория |
|
|
|
9 |
|
Транскрипция. Этапы трансляции. Свойства генетического кода . |
2 |
изучает понятие транскрипция. Знает этапы трансляции и свойства генетического кода |
Теория |
|
|
|
|
|
Раздел 2. Клеточная биология |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
Особенности строения и функций органоидов в клетке. Взаимосвязь между структурой, свойствами и функциями клеточной мембраны. Лабораторная работа № 6 "Влияние различных факторов на мембрану клеток" . |
2 |
Исследовать полупроницаемость мембраны.
Сравнивать клетки прокариот и эукариот
|
объяснять особенности строения и функции органоидов клетки, видимые под электронным микроскопом |
Теория |
|
|
11 |
|
Особенности структуры и функции клеток бактерий, грибов, растений и животных. Определение основных компонентов клеток. Лабораторная работа № 7 "Описание основных компонентов клеток с использованием микрофотографий" . |
2 |
сравнивать особенности структуры и функции клеток прокариот и эукариот |
Теория |
|
|
|
12 |
|
Расчет линейного увеличения ораганелл Лабораторная работа № 8 "Определение фактического размера клеток с использованием микрометра и объект микрометра". |
2 |
Определять фактический размер органелл.
|
Теория |
|
|
|
|
|
Раздел 3. Питание |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
Факторы и условия, влияющие на активность ферментов. Лабораторная работа № 9 "Влияние различных условий на активность ферментов |
2 |
Определять воздействие различных факторов на активность ферментов
Планировать эксперимент по особенностям процесса питания растений, записывать результаты и формулировать выводы |
исследовать воздействия различных условий (температуры, pH, концентрации субстрата, ингибитора) на активность ферментов |
Теория |
.
|
. |
14 |
|
Структурные компоненты хлоропласта и их функции. Значение Rf. Лабораторная работа № 10 "Исследование содержания пигментов фотосинтеза в клетках различных растений |
2 |
устанавливать взаимосвязь между структурой и функцией хлоропласта |
Теория |
|
|
|
15 |
|
Световая фаза фотосинтеза. Фотофосфолирование. Темновая фаза фотосинтеза. Цикл Кальвина |
2 |
объяснять процессы, протекающие при световой фазе фотосинтеза |
Теория |
|
|
|
16 |
|
Анатомия листа С3 и С4 растений. Лабораторная работа № 11 "Изучение мезофилла листа С3 и С4 растений с помощью микропрепаратов" |
2 |
изучать пути фиксации углерода у С3- и С4-растений |
Теория |
|
|
|
17 |
|
Факторы, влияющие на скорость фотосинтеза. Лабораторная работа № 12 "Влияние лимитирующих факторов на интенсивность фотосинтеза". Хемосинтез. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза. |
2 |
исследовать и объяснить лимитирующие факторы фотосинтеза сравнивать особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза |
Теория |
|
|
|
18 |
|
Проверочная работа № 1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Транспорт веществ |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
Строение и функции гемоглобина и миоглобина человека. Влияние соотношения площади поверхности к объему на скорость диффузии. Лабораторная работа № 13 "Определение отношения величины поверхности к объему клетки". |
2 |
Систематизировать разные типы транспорта веществ.
Объяснять механизм разных типов транспорта веществ.
|
объяснять кривые диссоциации кислорода для гемоглобина и миоглобина у взрослого организма и эмбриона |
Теория |
|
|
20 |
|
Механизм транслокации веществ у растений. Симпластный, апопластный, вакуолярный пути транспорта веществ и их значение. |
2 |
объяснять механизм транслокации веществ у растений объяснять сущность симпластного, апопластного, вакуолярного путей транспорта веществ |
Теория |
|
|
|
21 |
|
Механизм пассивного транспорта. Типы транспорта веществ через клеточную мембрану. Механизм активного транспорта на примере натрий - калиевого насоса. |
2 |
объяснять механизм пассивного транспорта |
Теория |
|
|
|
22 |
|
Водный потенциал. Роль активного транспорта в поддержании мембранного потенциала. Лабораторная работа № 14 "Определение водного потенциала клеток в растворах с различной концентрацией солей". |
2 |
исследовать водный потенциал клеток в растворах с различной концентрацией солей |
Теория |
|
|
|
|
|
Раздел 5. Дыхание |
|
|
|
|
|
|
23 |
|
Строение и функции АТФ. Синтез АТФ |
2 |
Объяснять значение аденозинтрифосфата (АТФ).
Объяснять механизм клеточного дыхания.
|
описывает строение и функции аденозинтрифосфата (АТФ) сравнивает синтез АТФ в аэробном и анаэробном дыхании.
|
Теория |
|
|
24 |
|
Виды метаболизма. Этапы энергетического обмена. Структурные компоненты митохондрий и их функции. Цикл Кребса. |
2 |
сравнивать синтез АТФ в аэробном и анаэробном дыхании устанавливать взаимосвязь структуры митохондрий и процессов клеточного дыхания |
Теория |
|
|
|
|
|
Раздел 6. Выделение |
|
|
|
|
|
|
25 |
|
Абсорбция и реабсорбция. Образование мочи. Регуляция обмена воды. Органы мишени. |
2 |
Анализировать функции почек в процессе очищения крови человека.
Знать причины нарушения функции почек.
|
объяснять механизм фильтрации и образования мочи объяснять роль антидиуретического гормона (АДГ) в контроле воды |
Теория |
|
|
26 |
|
Искусственное очищение крови и других жидкостей человеческого тела. Хроническая почечная недостаточность. Трансплантация почек и диализ. |
2 |
объяснять механизм диализа обсуждать преимущества и недостатки трансплантации почек и диализа |
Теория |
|
|
|
|
|
Раздел 7-8. Клеточный цикл. Размножение |
|
|
|
|
|
|
27 |
|
Митоз. Лабораторная работа № 15 "Определение уровня митотической активности в клетках корешка лука". |
2 |
Определять значение клеточного цикла в размножении и развитии живых организмов.
Знать меры по профилактике онкологических заболеваний.
|
исследовать фазы митоза с помощью готовых микропрепаратов |
Теория |
|
|
28 |
|
Гаметогенез у растений и животных. Спорогенез и гаметогенез у растений. Гаметогенез. Стадии гаметогенеза человека. |
2 |
объяснять особенности формирования гамет у растений и животных |
Теория |
|
|
|
29 |
|
Возникновение онкологических новообразований. Старение. Теории о процессе старения |
2 |
объяснять возникновение онкологических новообразований неконтролируемым делением клеток и процесс старения |
Теория |
|
|
|
30 |
|
Рубежный контроль № 1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 9. Рост и развитие |
|
|
|
|
|
|
31 |
|
Стволовые клетки: понятие и свойства |
2 |
Знать практическое применение стволовых клеток в медицине. |
Объясняет процесс специализации стволовых клеток; Объясняет практическое применение стволовых клеток |
Теория |
|
|
|
|
Раздел 10. Закономерности наследственности и изменчивости |
|
|
|
|
|
|
32 |
|
Модификационная изменчивость. Лабораторная работа № 16 "Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой |
2 |
Знать основные закономерности наследственности путем решения задач.
Знать причины и последствия мутаций.
|
исследовать закономерности модификационной изменчивости |
Теория |
|
|
33 |
|
Цитологические основы наследования признаков. Решение задач. Хромосомная теория наследственности. |
2 |
применять цитологические основы дигибридного скрещивания; наследования сцепленного с полом и множественный аллелизм при решении задач объяснять нарушение закономерностей наследования признаков в результате кроссинговера |
Теория |
|
|
|
34 |
|
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Теория мутации Хуго де Фриза. Моделирование "Составление кариограммы хромосомного набора человека. Изучение геномных мутаций". |
2 |
сравнивать взаимодействие аллельных и неаллельных генов изучать теорию мутации Хуго де Фриза, причины мутагенеза и типы мутаций |
Теория |
|
|
|
35 |
|
Хромосомные заболевания человека, связанные с аномальным количеством хромосом Спонтанные мутации ДНК |
2 |
описывать хромосомные заболевания человека, связанные с аномалиями числа хромосом (аутосомные и половые) |
Теория |
|
|
|
36 |
|
Статистические методы для анализа достоверности наследования признаков (Х2 критерий, t-критерий). Геном человека. Лабораторная работа № 17 "Анализ достоверности наследования признаков". |
2 |
использовать статистические методы для анализа достоверности наследования признаков |
Теория |
|
|
|
|
|
Раздел 11-13. Эволюционное развитие. Основы селекции. Многообразие живых организмов. |
|
|
|
|
|
|
37 |
|
Взаимосвязь между наследственной изменчивостью и эволюцией. Доказательства эволюции. Этапы формирования жизни на Земле |
2 |
Знать основные положения теории эволюции.
Доказывать этапы эволюции жизни на Земле |
объяснять взаимосвязь между наследственной изменчивостью и эволюцией анализировать факторы, влияющие на процесс эволюции описывать схему и этапы формирования жизни на Земле |
Теория |
|
|
38 |
|
Филогенетические древья. Кладограммы. Моделирование "Составление кладограмм" Способы видообразования. Механизмы видообразования. |
2 |
составлять и интерпретировать филогенетические карты (кладограммы и филогенетические дерева сравнивать принципы различных форм филогенетических карт (кладограммы и филогенетические дерева) называть способы видообразования классифицировать основные механизмы видообразования |
Теория |
|
|
|
39 |
|
Способы улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции Этапы антропогенеза. |
2 |
изучать способы улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции изучить этапы антропогенеза |
Теория |
|
|
|
|
|
Раздел 14. Координация и регуляция |
|
|
|
|
|
|
40 |
|
Строение нервных клеток. Рефрактерный период и его роль. Строение центральной нервной системы. |
2 |
Знать механизм координации и регуляции
Объяснять системы управления в биологии.
|
изучать строение и функции спинного и головного мозга описывать и объяснять инициацию и трансмиссию потенциала действия в миелинизированных аксонов нейронов |
Теория |
|
|
41 |
|
Виды механорецепторов. Взаимосвязь строения и функции холинергического синапса. |
2 |
описывать, как механорецепторы реагируют на изменения раздражителя (тельца Пачини) устанавливать взаимосвязь строения и функции холинергического синапса |
Теория |
|
|
|
42 |
|
Передача гормональных сигналов через мембранные рецепторы. Ростовые вещества. Механизм действия ростовых веществ на растение. Лабораторная работа № 18 "Действие ауксина на рост корня". |
2 |
объяснять механизм действия гормонов |
Теория |
|
|
|
43 |
|
Проверочная работа № 2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 15. Движение |
|
|
|
|
|
|
44 |
|
Строение поперечно-полосатой мышечной ткани. Механизм сокращения мышечного волокна.Строение, локализации и общие свойства быстрых и медленных мышечных волокон |
2 |
Интерпрети- ровать ультраструктуру поперечно-полосатой мышечной ткани на микрофотографиях. |
исследовать ультраструктуру поперечнополосатых мышц объяснять механизм мышечного сокращения установить связь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных волокон |
Теория |
|
|
|
|
Раздел 16. Биомедицина и биоинформатика |
|
|
|
|
|
|
45 |
|
Применение биомеханики в робототехнике. Моделирование "Изучение биомеханики движения наземных живых организмов". |
2 |
Знать интеграцию биологии, физики и информатики.
Описывать роль и методы биоинформатики.
|
исследовать применение биомеханики в робототехнике |
Теория |
|
|
46 |
|
Проводящая система сердца. Механизм автоматии сердца. Моделирование "Исследование электри-ческих процессов, протекающих в сердце". |
2 |
объяснять механизм автоматии сердца с использованием электрокардиограммы |
Теория |
|
|
|
47 |
|
Особенности воздействия электромагнитных и звуковых волн на организм человека. Понятие "Эпигенетика" и "Биоинформатика". |
2 |
объяснять воздействия электромагнитных и звуковых волн на организм человека |
Теория |
|
|
|
48 |
|
Метод экстракорпоральное оплодотворение и его значение. Значение моноклональных антител. |
2 |
объяснять значение метода экстракорпорального оплодотворения |
Теория |
|
|
|
|
|
Раздел 17. Биотехнология |
|
|
|
|
|
|
49 |
|
Положительные и отрицательные стороны использования микроорганизмов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Применение полимеразной цепной реакции (ПЦР). |
2 |
Раскрыть роль и значение биотехнологии в жизни человека.
Планировать эксперимент по определению микроорганизмов, записывать результаты и формулировать выводы. |
обсуждать преимущества и недостатки живых организмов, используемых в биотехнологии описывать значение полимеразной цепной реакции в таксономии, медицине и криминалистике |
Теория |
|
|
50 |
|
Этапы генно-инженерных манипуляций. Положительные и отрицательные стороны использования генетически модифицированных организмов. |
2 |
объяснять этапы генно- инженерных манипуляций обсуждать этические вопросы применения ГМО |
Теория |
|
|
|
51 |
|
Этапы микробиологических исследований. Лабораторная работа № 19 "Исследование микрофлоры кисломолочных продуктов на разных питательных средах". |
2 |
описывать и объяснять этапы микробиологических исследований |
Теория |
|
|
|
52 |
|
Грамположительные и грамотрицательные бактерии. Лабораторная работа "Окрашивание бактерий по Граму". |
2 |
сравнивать грамположительные и грамотрицательные бактерии |
Теория |
|
|
|
53 |
|
Понятие "рекомбинантная дезоксирибо-нуклеиновая кислота". Понятие "клонирование". Способы клонирования организмов. |
2 |
объяснять способы получения рекомбинантных дезоксирибонуклеиновых кислот |
Теория |
|
|
|
54 |
|
Понятие "микроклональное размножение". Применение ферментов в медицине, химии и промышленности. |
2 |
описывать методы микроклонального размножения растений |
Теория |
|
|
|
|
|
Раздел 18. Биосфера, экосистема, популяция |
|
|
|
|
|
|
55 |
|
Экологические пирамиды. Моделирование "Составление схем передачи энергии в пищевых цепях". Решение экологических задач и экологических ситуаций. |
2 |
Решать экологические задачи и экологические ситуации. Знать основы экологической культуры. |
объяснять правила экологической пирамиды
|
Теория |
|
|
56 |
|
Биоразнообразие видов. Закон генетического равновесия Харди-Вайнберга. |
2 |
устанавливать взаимосвязь между видовым разнообразием и устойчивостью экосистем
|
Теория |
|
|
|
57 |
|
Использование различных статистических методов в определении численности и распределении организмов местной экосистемы. Лабораторная работа № 20 "Исследование состояния экосистемы своего региона с использованием статистических методов анализа. |
2 |
исследовать состояние экосистемы своего региона с использованием статистических методов анализа (t-c 2 критерий Стьюдента, c2- критерий |
Теория |
|
|
|
|
|
Раздел 19. Экология и влияние человека на окружающую среду |
|
|
|
|
|
|
58 |
|
Глобальное потепление. Моделирование: "Компьютерное моделирование глобального потепления климата". Экологические проблемы Республики Казахстан и пути их решения. |
2 |
Раскрыть влияние человека на окружающую среду. |
прогнозировать последствия возможного глобального потепления климата изучать и предлагать возможные варианты решения экологических проблем Казахстана |
Теория |
|
|
59 |
|
Рубежный контроль № 2 |
2 |
|
|
Тестовые задания |
|
|
60 |
|
Экзамен |
2 |
|
|
Тестовые задания |
|
|
|
Всего: |
|
120 |
|
|
|
|
|
№ п/п |
Распределение учебного времени |
Общее количество часов |
В том числе теоретические занятия |
Практические и лабораторные занятия |
Курсовой проект/работаи т.д. |
1 |
Всего часов |
120 |
120 |
0 |
0 |
2 |
Запланировано на Iсеместр |
120 |
120 |
0 |
0 |
3 |
Проведено часов |
120 |
120 |
0 |
0 |
4 |
Осталось на следующий учебный год |
0 |
0 |
0 |
0 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.