КТП 5 класс Родной русский язык
Оценка 4.7

КТП 5 класс Родной русский язык

Оценка 4.7
docx
04.12.2021
КТП 5 класс Родной русский язык
КТП 5-а Родной язык русский.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» в 5 «А» классе составлена на основе следующих нормативно-правовых актов и инструктивно-методических документов:

 

Нормативные документы

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями на 31 июля 2020 года)

2.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015

3.

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644);

4.

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 № 345

5.

Приказ Минпросвещения России от 8 мая 2019 г № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»

6.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской̆ Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);

7.

Авторская  программа  общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы, авторы О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых (М. «Просвещение», 2020 год

8.

Учебный план МБОУ СОШ № 42 с. Сандата на 2021-2022 учебный год

9.

Годовой календарный график МБОУ СОШ № 42 с. Сандата

10.

ООП  ООО МБОУ СОШ № 42 с. Сандата на 2021-2022 учебный год

11.

Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 42 с. Сандата

12.

Положение об организации текущего и промежуточного контроля за уровнем освоения обучающимися 2-11 классов общеобразовательных программ МБОУ СОШ № 42 с.Сандата

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Название

Авторы

Год издания

Издательство

1

Русский родной язык.5 класс

О.М. Александрова,

О.В. Загоровская,

С.И. Богданов,

И.Н.Добротина,

А.Г.Нарушевич,

И.П. Васильевых.

2020 г

«Просвещение»

«Учебная Литература»

2

Планирование и материалы к курсу «Русский родной язык. 5 класс».

Г.С.Меркин

2020.

 

3

Учебное пособие «Русский родной язык. 5 класс.»

Т.М. Воителева,

О. Н. Марченко,

Л. Г. Смирнова,

И. В. Шамшин

2020

«Русское слово»

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной

школе направлено на достижение следующих целей:

·         воспитание гражданина и патриота;

·         формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

·         осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

·         воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;

·         воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

·         совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·         углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

·         совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

·         развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. 

 

Задачи

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

·           формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения освоить учебный предмет в 5 классе о родном русском языке (его устройстве и функционировании),

·           развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;

·           формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);

·           обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

·           обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

·           воспитывать обучающихся средствами данного предмета.

 

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 35 учебных недель при количестве 0.5 урока  в неделю, всего 15 уроков. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 15 урок .

Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)

 

Личностные

-        понимание родного русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

-        осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

-        формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

• усвоению обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе  ценностей (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек)  (социально значимых знаний);

• развитие позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть развитие их социально значимых отношений);

• приобретение обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных в знания и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

 

 

 

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-        определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

-        учиться работать по предложенному учителем плану;

-        в сотрудничестве с преподавателем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

-        оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-        владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

-        ориентироваться в справочном аппарате учебника;

-        учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

-        преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

-        находить ответы на вопросы в тексте, словарях;

-        делать выводы в результате совместной работы класса и преподавателя;

Коммуникативные УУД:

-        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-        слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;

-        выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

-        учиться работать в паре, группе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-        быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

-        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные

-        представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

-        понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

-        усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики;

-        овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознавание и анализ основных единиц языка, проведение различных видов анализа слова, стилистического анализа текста;

-        осознание эстетической функции родного языка;

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

 

Раздел / тема

 

Содержание

Формы организации воспитательной деятельности

Язык и культура. (11 ч.)

 

Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.   Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик).

Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

 

Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

 

Раздел 2. Культура и речь (11 ч.)

 

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия). Роль звукописи в художественном тексте.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

Речевой этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

•Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

•стимулирующие познавательную мотивацию;

•Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие),

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч.)

 

Язык и речь. Виды речевой деятельности Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи.

Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. 

Текст как единица языка и речи Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка Функциональные разновидности языка.  Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).    Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.)

 

Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Контроль знаний (контрольная работа)

1

Язык и культура

6

1

2

Культура речи

4

1

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

5

1

 

Итого:

15

3

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

( промежуточная аттестация)

 

Дата проведения

День недели

Тема

 

  

1

24.09

пятница

Проверочная работа. (Образность русской речи: метафора, олицетворение)

2

19.11

пятница

Р.Р.№ 2 Речь правильная. Речевой этикет: нормы и традиции

3

10.12

пятница

Р.Р№3  Разговорная речь. Просьба, извинение (этикет)

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

дата

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

 

 

 

1 четверть (8 ч)

 

 

 

 

Язык и культура.

 

1

3.09

 

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности

1

2

10.09

 

Язык как зеркало национальной культуры

1

3

17.09

 

История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды, русского быта.

1

4

24.09

 

Р.Р№1. Образность русской речи: метафора, олицетворение

1

5

1.10

 

Живое слово русского фольклора

1

6

8.10

 

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы и поговорки.

1

 

 

 

Культура речи

 

7

15.10

 

Современный русский литературный язык

1

8

22.10

 

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

1

 

 

 

2 четверть(8 ч)

 

9

12.11

 

Речь точная и выразительная.

Основные лексические нормы. Стилистическая окраска слова

1

10

19.11

 

Р.Р№ 2 Речь правильная. Речевой этикет: нормы и традиции

1

 

 

 

 Речевая деятельность.  Текст.

 

11

26.11

 

Язык и речь. Средства выразительности устной речи

1

12

3.12

 

Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение.

Средства связи предложений

1

13

10.12

 

Р.Р№3  Разговорная речь. Просьба, извинение )этикет)

1

14

17.12

 

Официально-деловой стиль. Объявление

1

15

24.12

 

Публицистический стиль. Научно-учебный подстиль.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки календарно-тематического планирования

 

Предмет родной язык (русский)

Класс    5-а

Учитель Мижирицкая Любовь Семеновна

 

2021-2022 учебный год

 

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» в 5 «А» классе составлена на основе следующих нормативно-правовых актов и инструктивно-методических документов: №

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» в 5 «А» классе составлена на основе следующих нормативно-правовых актов и инструктивно-методических документов: №

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Задачи На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:…

Задачи На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:…

Метапредметные Регулятивные

Метапредметные Регулятивные

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,

Краткая история русской письменности

Краткая история русской письменности

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Раздел 2. Культура и речь (11 ч

Раздел 2. Культура и речь (11 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Культура речи 7 15

Культура речи 7 15

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Лист корректировки календарно-тематического планирования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2021