МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АПАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса
6 класса
«Секреты русской орфографии и пунктуации»
Количество часов: 35
Учитель: Погорелова Анна Николаевна
Программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективным курсам составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (линия преподавания литературы по программе Шмелева) .
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).
2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ.
Цели и задачи обучения
- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- работа по карточкам;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
Ø чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ø любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
Ø интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Ø интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
Ø интерес к изучению языка;
Ø осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Ø самостоятельно формулировать тему и цель занятия;
Ø составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Ø работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ø перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Ø пользоваться словарями, справочниками;
Ø осуществлять анализ и синтез;
Ø устанавливать причинно-следственные связи;
Ø строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
Ø адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Ø высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ø договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Ø задавать вопросы.
Предметные результаты:
- повышение успеваемости по предмету;
- повышение качества знаний обучающихся по предмету.
Ученик получит возможность научиться:
-Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов
-объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем
-владеть приемом поморфемного письма.
- разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;
- анализировать и исправлять речевые ошибки (оп теме занятия);
- проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;
- определять принцип написания отдельных частей речи (существительных, прилагательных, наречий и т. д
- составлять свои задания по темам курса;
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Региональный казачий компонент
Цель
- создание системы работы по воспитанию у школьников целостного представления о своей малой родине и воспитанию любви к родному краю.
Реализация регионального компонента в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:
- всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала;
- использование краеведческого материала в преподавании предметов «русский язык и литература»;
- расширение представлений школьников о своей малой родине;
- формирование активной нравственной позиции;
- воспитание патриотов своего края и своей большой Родины.
Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы и методы. основной задачей в организации внедрения регионального компонента:
-доступность краеведческого материала с учетом возрастных особенностей детей;
-социально и историческая значимость фактического материала;
-увлекательность и личную заинтересованность восприятия краеведческого материала;
-ненавязчивость и разумное дозирование регионального материала на уроке и при подготовке к урокам.
В активе автора опыта различные формы работы, методы и приемы:
• подбор интересных и исторически значимых текстов для диктантов, изложений и комплексного анализа текста в целом
• подбор материала для грамматического разбора на уроке
• написание сочинений и сочинений-миниатюр с региональным содержанием
карточки для индивидуальной работы на уроке
Содержание тем учебного курса
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных.
Правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила.
Правописание ъ и ь.
Правописание приставок.
Удвоенные согласные.
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в суффиксах.
Пунктограммы.
Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку «Секреты русской орфографии» в 6 классе
Всего по плану 35 часа (из расчета 1 час в неделю).
№ урока |
Содержание урока |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
1. |
Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. |
05.09 |
|
2. |
Правописание слов с двойными согласными, непроверяемые гласные и согласные. Чередование согласных. |
12.09 |
|
3. |
Гласные после шипящих и Ц. |
19.09 |
|
4. |
Разделительные Ь и Ъ знаки. Мягкий знак на конце слова после шипящих. |
26.09 |
|
5. |
Мягкий знак в сочетаниях согласных в середине слов. |
03.10 |
|
6. |
Корни с чередующимися гласными (лаг-лож, раст-ращ-рос, гор-гар, клан-клон, зар-зор,) |
10.10 |
|
7. |
Корни с чередованием Е-И. |
17.10 |
|
8. |
Гласные и согласные в приставках. |
24.10 |
|
9. |
Словарные слова. |
07.11 |
|
10. |
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. Раскинем умом. |
14.11 |
|
11. |
Умники и умницы. |
21.11 |
|
12. |
Соединительные гласные О-Е в сложных словах. |
28.11 |
|
13. |
Слова с корнями ПОЛ, ПОЛУ |
05.12 |
|
14. |
Суффиксы существительных (ушк-ышк, чик-щик, иц-ец, ищ-ещ, ин-к – енк) |
12.12 |
|
15. |
Степени сравнения прилагательных. Суффиксы –К и –СК. |
19.12 |
|
16. |
Суффиксы глаголов –ОВА-, -ЕВА-, -ИВА-, -ЫВА- |
26.12 |
|
17. |
Окончания существительных при изменении по падежам. |
16.01 |
|
18. |
Окончания прилагательных при изменении по падежам. |
23.01 |
|
19. |
Склонение существительных на –ИЯ, -МЯ, -ИЕ, -ИЙ. |
30.01 |
|
20. |
Глагол. Спряжение глаголов. |
06.02 |
|
21. |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
13.02 |
|
22. |
Безударные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. |
20.02 |
|
23. |
Окончания глаголов повелительного наклонения. |
27.02 |
|
24. |
Правописание порядковых числительных. |
05.03 |
|
25. |
Правильно употребляй собирательные числительные. |
12.03 |
|
26. |
Существительные на –ия, -ие, -ий, -мя. |
19.03 |
|
27. |
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом |
02.04 |
|
28. |
Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами |
09.04 |
|
29. |
Н и НН в именах прилагательных. |
16.04 |
|
30. |
Правописание НЕ со всеми частями речи. |
23.04 |
|
31. |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
30.04 |
|
32. |
Составление рифмовки орфографических правил. |
07.05 |
|
33. |
Составление сводных таблиц на орфографические и пунктуационные правила. |
14.05 |
|
34-35. |
Умники и умницы. Итоговое занятие. |
21.05 28.05 |
программа составлена на 35 часов. На основании учебного плана МБОУ АСОШ на 2019-2020 учебный год и календарного учебного графика
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ АСОШ от « » августа 2019 года №___ Руководитель МС _________ /_________________/
|
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ____________ /________________/ « » августа 2019 года
|
Лист коррекции
№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу |
Вид коррекции (совмещение, использование резерва) |
Номера и темы уроков, которые подверглись корректировке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.