Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир»
|
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
К-во часов |
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности |
Домашнее задание |
|||||||
|
план |
факт |
||||||||||||
|
1 четверть (18 часов) |
|||||||||||||
|
|
Раздел «Земля и человечество» (9 часов) + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» |
||||||||||||
|
1 |
|
|
Мир глазами астронома.
|
1 |
Урок введения в новую тему
|
Знакомство с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлечение из текста учебника цифровых данных о Солнце, выписывание их в рабочую тетрадь. Изучение по схеме строения Солнечной системы, перечисление планет в правильной последовательности, моделирование строения Солнечной системы. Работа со взрослыми; нахождение в дополнительной литературе, Интернете научных сведений о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, подготовка сообщения .
|
С 4-7 прочитать текст учебника р/т с |
||||||
|
2 |
|
|
Планеты Солнечной системы.
|
1 |
Урок-исследование |
Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить. Осуществление самопроверки. Различение планет и их спутников. Анализ схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Установление причинно-следственных связей между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Работа со взрослыми: наблюдение за луной невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлечение из дополнительной литературы, Интернета информации об исследованиях астрономов и готовить сообщения .
|
С 9-15 читать, ответить на вопросы р/т с |
||||||
|
3 |
|
|
Звёздное небо – Великая книга Природы.
|
1 |
Урок-исследование |
Изучение по учебнику правил наблюдения звёздного неба, соотнесение их с собственным практическим опытом, нахождение на карте звёздного неба знакомых созвездий. Моделирование изучаемых созвездий. Определение направления на север по Полярной звезде. Выполнение задания электронного приложения к учебнику. Работа с терминологическим словариком.
|
С 16-21 прочитать текст р/т с |
||||||
|
4 |
|
|
Мир глазами географа.
|
1 |
Комбинированный урок |
Сравнение глобуса и карты полушарий. Нахождение условных знаков на карте полушарий. Обсуждение значение глобуса и карт в жизни человечества. Составление рассказа о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Извлечение информации о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и подготовка сообщения о них. Работа с терминологическим словариком .
|
С 22-27 прочитать текст р/т с
|
||||||
|
5 |
|
|
Мир глазами историка
|
1 |
Комбинированный урок . |
Составление рассказа о мире с точки зрения историка. Характеристика роли исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждение роли бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещение краеведческого музея и подготовка рассказа на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работа с терминологическим словариком.
|
С 29-35 текст учебника р/т с |
||||||
|
6 |
|
|
Когда и где? |
1 |
Урок развития умений и навыков |
Определение по «ленте времени» века, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждение сроков начала года в разных летоисчислениях. Анализ исторической карты, рассказпо ней об исторических событиях
|
С 36-39 пересказ р/т с |
||||||
|
7 |
|
|
Мир глазами эколога |
1 |
Комбинированный урок |
Рассказ о мире с точки зрения эколога. Анализ современных экологических проблем, предложение мер по их решению. Знакомство с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Поиск в Интернете информации о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, подготовка сообщения .Изучение экологического календаря.
|
С 41-47 текст учебника р/т с |
||||||
|
8* |
|
|
Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 |
1 |
Урок-экскурсия |
Наблюдение объектов и явлений природы. Определение природных объектов с помощью атласа-определителя. Фиксация результатов наблюдений. Сравнение результатов наблюдений, сделанных в разных природных сообществах .
|
|
||||||
|
9 |
|
|
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие |
1 |
Комбинированный урок |
Рассказ о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различение объектов Всемирного природного и культурного наследия. Знакомство по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определение их по фотографиям. Чтение в учебнике текста об одном из объектов Всемирного наследия, использование его как образца для подготовки собственных сообщений. Извлечение из дополнительной литературы, Интернета информации об объектах Всемирного наследия и подготовка о них сообщения .
|
С 48-53 прочитать текст учебника р/т с |
||||||
|
10 |
|
|
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. |
1 |
Урок-исследование |
Знакомство по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Чтение в учебнике текста о животном из Международной Красной книги и использование его как образца для подготовки собственных сообщений. Извлечение из дополнительной литературы, Интернета информации о животных из Международной Красной книги и подготовка о них сообщения. Подготовка сообщения о животных из Международной Красной книги. Моделирование в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе |
С54-56 текст учебника Подготовить сообщение по теме |
||||||
|
|
Раздел «Природа России» (10 часов) + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» |
||||||||||||
|
11 |
|
|
Равнины и горы России |
1 |
Комбинированный урок |
Нахождение и демонстрация на физической карте России изучаемых географических объектов, рассказ о них по карте. Различение холмистых и плоских равнин. Характеристика формы земной поверхности России, рассказ о них по личным впечатлениям. Извлечение из дополнительной литературы, Интернета сведений об изучаемых географических объектах, подготовка сообщения. Выполнение на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. |
С60-65 текст учебника Пересказывать р/т с |
||||||
|
12 |
|
|
Моря, озёра и реки России.
|
1 |
Урок развития умений и навыков |
Нахождение и демонстрация на физической карте России изучаемых морей, озёр, рек, рассказ о них по карте. Различение моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеристика особенностей изучаемых водных объектов. Нахождение в Интернете сведений о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями .
|
С 66-69 р/,т с |
||||||
|
13 |
|
|
Природные зоны России.
|
1 |
Урок-исследование |
Знакомство с картой природных зон России, сравнение её с физической картой России; определение на карте природных зон России, высказывание предположения о причинах их смены, осуществление самопроверки. Установление причинно-следственных связей между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работа со схемой освещённости Земли солнечными лучами. Нахождение на карте природных зон области высотной поясности .
|
С 70-73 текст учебника р/т с |
||||||
|
14 |
|
|
Зона арктических пустынь.
|
1 |
Урок-исследование |
Нахождение и демонстрация на карте зоны арктических пустынь, осуществление взаимопроверки. Выявление взаимосвязи природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами. Определение по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснение , как они приспособлены к условиям жизни; рассказ по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделирования характерных цепей питания. Рассказ об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.
|
С74-75 текст учебника р/т с |
||||||
|
15 |
|
|
Тундра |
1 |
Урок-исследование |
Сравнение общего вида тундры и арктической пустыни, описание тундры по фотографии; нахождение и демонстрация на карте природных зон зоны тундры, рассказ о ней по карте. Выявление взаимосвязи природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами. Рассматривание в гербарии и на рисунке растения тундры, выявление черт их приспособленности к условиям жизни; знакомство по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаружение экологических связей в зоне тундры, рассказ о них, моделирование характерных цепей питания. Рассказ об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблем, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеристика зоны тундры по плану; сравнение природы тундры и арктических пустынь. Изготовление макета участка тундры.
|
С.84-93 прочитать текст
р/т с.43-46 |
||||||
|
16 |
|
|
Леса России.
|
1 |
Урок-исследование |
Нахождение и демонстрация на карте зоны тайги, зоны смешанных и широколиственных лесов, рассказ о них по карте. Установление зависимости особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Знакомство с природой лесных зон; определение с помощью атласа-определителя растения лесов; моделирование характерных цепей питания. Сравнение природы тундры и лесных зон. Нахождение в Интернете информации о растениях и животных лесных зон, подготовка сообщения .
|
С95-102прочитать текст С 48-50 р/т |
||||||
|
17 |
|
|
Растения и животные леса. Экскурсия № 2 |
1 |
Урок-экскурсия |
Наблюдение объектов и явлений природы. Определение природных объектов с помощью атласа-определителя. Фиксирование результатов наблюдений. Сравнение результатов наблюдений, сделанных в разных природных сообществах
|
|
||||||
|
18 |
|
|
Лес и человек.
Проверочная работа №1 |
|
|
С помощью схемы и текста учебника раскрытие роли леса в природе и жизни людей. Обсуждение экологических проблем леса, предложение мер по его охране. Обсуждение правил поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне». Извлечение из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Подготовка сообщения. Совершение виртуальной экскурсии с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждение экологических проектов этого парка. Характеристика лесных зон по плану .
|
С.103-109 текст учебника прочитать, Р/т с.50 |
||||||
|
|
2 четверть (14 часов) |
||||||||||||
|
19 |
|
|
Зона степей |
1 |
Урок-исследование |
Сравнение общего вида леса и степи, описание степи по фотографиям. Нахождение и демонстрация на карте природных зон зоны степей, рассказ о ней по карте. Установка зависимости особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Знакомство с растительным и животным миром степей, рассказ об экологических связях в степи, моделирование характерных цепей питания. Сравнение природы зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждение экологической проблемы зоны степей и пути их решения.
|
С110-117 текст учебника прочитать р/т с54-56 |
||||||
|
20 |
|
|
Пустыни.
|
|
Урок-исследование |
Сравнение общего вида степи и пустыни, описание пустыни по фотографиям. Нахождение и демонстрация на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказ о них по карте. Установка зависимости природы полупустынь от распределения тепла и влаги. Знакомство с растительным и животным миром пустынь, рассказ об экологических связях в пустыне, моделирование характерных цепей питания. Сравнение природы зоны пустынь с природой степей.
|
С118-125 текст учебника прочитать р/т с59.60 |
||||||
|
21 |
|
|
У Чёрного моря.
|
1 |
Урок-исследование |
Поиск и демонстрация на карте природных зон субтропиков, рассказ о них по карте. Установка причин своеобразия природы субтропической зоны. Знакомство с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказ об экологических связях, моделирование характерных цепей питания. Обсуждение правил безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Совершение виртуальных экскурсий с помощью Интернета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский».
|
С126-134 про читать текст р/т с.60-63 |
||||||
Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) ( - 2 часа) две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями региона* |
||||||||||||||
22 |
|
|
Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3 |
1 |
Урок-экскурсия |
Наблюдение за объектами и явлениями природы. Определение природных объектов с помощью атласа-определителя. Фиксирование результатов наблюдений.
|
|
|||||||
23 |
|
|
Наш край |
1 |
Комбинированный урок |
Знакомство с политико-административной картой России; нахождение на политико-административной карте России свой регион; знакомство с картой своего региона, рассказ по ней о родном крае. Характеристика родного края по предложенному плану . |
С138 прочитать текст учебника р/т с 66 найти стихи о родном крае |
|||||||
24 |
|
|
Поверхность нашего края |
1 |
Комбинированный урок |
Описание по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; нахождение на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлечение из краеведческой литературы необходимой информации о поверхности края. Обсуждение мер по охране поверхности своего края. Изготовление макета знакомого участка поверхности родного края. Интервьюирование взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения .
|
С139-144 текст прочитать р/т с. |
|||||||
25 |
|
|
Водные богатства нашего края |
1 |
Урок-исследование |
Составление списка водных объектов своего региона; описание одной из рек по плану; составление плана описания другого водного объекта (озера, пруда). Моделирование значения водных богатств в жизни людей. Выявление источников загрязнения близлежащих водоёмов. Участие в водоохранных мероприятиях в городе (селе)
|
С 145-149 прочитать текст учебника р/т .70 |
|||||||
26 |
|
|
Наши подземные богатства. |
1 |
Урок-практика |
Нахождение на физической карте России условных обозначений полезных ископаемых. Определение полезных ископаемых, изучение его свойства, нахождение информации о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описание изученного полезного ископаемого по плану; подготовка сообщения и представление его классу. Сравнение изученных полезных ископаемых.
|
С149-159 текст прочитать р/т .71-73 |
|||||||
27 |
|
|
Земля - кормилица |
1 |
Урок изучения нового материала |
Различие типов почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлечение из краеведческой литературы информации о типах почв своего региона; изготовление макета разреза почвы; доказательство огромного значения почвы для жизни на Земле, осуществление самопроверки.
|
С160-163 текст учебника прочитать р/т с.74-76 |
|||||||
28 |
|
|
Жизнь леса.
|
1 |
Урок-исследование |
Определение с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; определение по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявление экологической связи в лесу. Рассказ по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделирование цепи питания, характерных для лесного сообщества региона. Обсуждение нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предложение пути решения экологических проблем.
|
С 164-169 текст учебника р/т с.76-77 |
|||||||
29 |
|
|
Жизнь луга. |
1 |
Комбинированный урок |
Описание луга по фотографии, определение растений луга в гербарии; знакомство с животными луга по иллюстрации учебника; выявление экологических связей на лугу. Рассказ по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Моделирование цепи питания на лугу, осуществление взаимопроверки и коррекции. Составление памятки «Как вести себя на лугу». Наблюдение за жизнью луга, определение его обитателей с помощью атласа-определителя
|
С170-177 текст прочитать р/т с.78-80 |
|||||||
30 |
|
|
Жизнь в пресных водах.
|
1 |
Урок-исследование |
Описание водоёма по фотографии; определение с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; определение по иллюстрациям учебника живых организмов пресных вод; выявление экологических связей в пресном водоёме. Рассказ по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Моделирование цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеристика пресноводного сообщества своего региона по плану.
|
С.178-186 текст прочитать р/т с.82-85 |
|||||||
31 |
|
|
Растениеводство в нашем крае. |
1 |
Урок-исследование |
Выявление зависимости растениеводства в регионе от природных условий. Знакомство по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, подготовка сообщения, представление их классу. Определение с помощью иллюстраций учебника полевых культур в гербарии; различение зёрна зерновых культур. Наблюдение за весенними работами в поле, огороде, саду, участие в посильной работе по выращиванию растений .
|
С187-194 текст учебника прочитать р/т с.86-88 |
|||||||
32 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговый тест за 2 четверть |
1 |
|
Выполнение тестов с выбором ответа. Оценка правильности/неправильности предложенных ответов. Оценка своих знаний в соответствии с набранными баллами . |
|
|||||||
|
3 четверть (20 часов) |
|||||||||||||
33 |
|
|
Животноводство в нашем крае |
1 |
|
Выявление зависимости животноводства в регионе от природных условий. Знакомство по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, подготовка сообщения, представление их классу. Различение породы домашних животных (на примерах , характерных для региона). Наблюдение за трудом животноводов, участие в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными .
|
С 195-203 текст прочитать р/т с.89-91 |
|||||||
34 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край». Презентация проектов |
1 |
Урок-проект |
Извлечение информации из дополнительных источников. Посещение музея, обработка материалов экскурсий. Интервьюирование старших членов семьи, других взрослых. Подготовка иллюстраций для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). Подготовка текстов сообщений.
|
Принести 2 часть учебника |
|||||||
|
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) |
|||||||||||||
35 |
18.01. |
18.01. |
Начало истории человечества |
1 |
Урок изучения нового материала |
Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона
|
С 4-7 учебника прочитать текст р/т с 3-4 |
|||||||
36 |
20.01. |
20.01. |
Мир древности: далёкий и близкий |
1 |
Урок изучения нового материала |
Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности
|
С 8-14 текст Прочитать р/т с 5-6 |
|||||||
37 |
25.01. |
25.01. |
Средние века: время рыцарей и замков |
1 |
Урок изучения нового материала
|
Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и средневековья. Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов
|
С 15-21 прочитать
текст учебника р/т с.6-7 |
|||||||
38 |
27.01. |
27.01. |
Новое время: встреча Европы и Америки |
1 |
Урок изучения нового материала
|
Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое время. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время
|
С 22-27 текст Учебника р/т с.9-10 |
|||||||
39 |
01.02. |
01.02. |
Новейшее время: история продолжается сегодня |
1 |
Урок изучения нового материала
|
Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления. Рассказывать о об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах
|
С.28-32 прочитать текст р/т сочинение «Что я могу сделать для своей эпохи» |
|||||||
|
Раздел «Страницы истории России» (20 часов) |
|||||||||||||
40 |
03.02. |
03.02. |
Жизнь древних славян |
1 |
Урок изучения нового материала
|
Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище
|
С 34-39 текст учебника р\т с 14-15 |
|||||||
41 |
08.02. |
08.02. |
Во времена Древней Руси |
1 |
Урок изучения нового материала
|
Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках. Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками
|
С.40-45 прочитать текст учебника р/т с.16-17 |
|||||||
42 |
10.02. |
10.02. |
Страна городов |
1 |
Урок формирования умений и навыков |
Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев. Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника
|
С 46-54 прочитать текст р/т с.18 |
|||||||
43 |
15.02. |
15.02. |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
1 |
Урок изучения нового материала
|
Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры
|
С 55-58 прочитать текст учебника р/т с.19 |
|||||||
44 |
17.02. |
17.02. |
Трудные времена на Русской земле |
1 |
Урок изучения нового материала
|
Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей. Выказывать своё отношение к личности Александра Невского
|
С 59-64 текст учебника р/т с.21-22 написать мини-сочинение «Ледовое побоище глазами очевидцев» |
|||||||
45 |
20.02. |
20.02. |
Русьрасправляет крылья |
1 |
Урок формирования умений и навыков |
Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Рассказывать о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления |
С 64-69 текст учебника Сообщение о возникновении Москвы, Кремля |
|||||||
46 |
24.02. |
24.02. |
Куликовская битва |
1 |
Урок изучения нового материала |
Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Составлять план рассказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. Рассказывать о поединках богатырей
|
С 75-81 текст учебника р/т с.25-26 |
|||||||
47 |
29.02. |
29.02. |
Иван Третий |
1 |
Урок изучения нового материала |
Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство
|
С 75-81 текст учебника прочитать р/т с 26-28 |
|||||||
48 |
02.03. |
02.03. |
Мастера печатных дел |
1 |
Урок-исследование |
Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века
|
С 82-86 текст учебника р/т с28 |
|||||||
49 |
09.03. |
09.03. |
Патриоты России |
1 |
Урок изучения нового материала |
Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения |
С 87-91 текст учебника Сочинение «Могу ли я себя назвать патриотом России?» |
|||||||
50 |
14.03. |
14.03. |
Пётр Великий |
1 |
Урок-исследование |
Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей. Находить на карте приобретения города, основанные Петром I. Выказывать своё отношение к личности Петра Великого
|
С 94-100 учебник р/т с.34-35 |
|||||||
51 |
16.03. |
16.03. |
Михаил Васильевич Ломоносов |
1 |
Комбинированный урок |
Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова
|
С 101-104 текст учебника
|
|||||||
52 |
21.03. |
21.03. |
Екатерина Великая.
Проверочная работа №2 |
1 |
Комбинированный урок |
Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой. Описывать достопримечательности Петербурга. Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Прослеживать по карте рост территории государства. Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке
|
С 105-111 текст учебника Сообщение о А.В.Суворове |
|||||||
|
4 четверть (16 часов) |
|||||||||||||
53 |
23.03. |
23.03. |
Отечественная война 1812 года |
1 |
Комбинированный урок |
Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе |
С 112-119 текст учебника р/т с39-40 |
|||||||
54 |
04.04. |
04.04. |
Страницы истории XIX века |
1 |
Комбинированный урок |
В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и презентовать их на уроке. Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль. Сопоставлять исторические источники. Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе
|
С 122-126 текст учебника р/т с42-43 |
|||||||
55 |
06.04. |
06.04. |
Россия вступает в XX век |
1 |
Комбинированный |
Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи. Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век
|
С 127-133 текст учебника р/т с46-47 |
|||||||
56 |
11.04. |
11.04. |
Страницы истории 1920 – 1930-х годов |
1 |
Комбинированный |
Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.
|
С 136-139 прочитать текст учебника р\т с48-49 |
|||||||
57 |
13.04. |
13.04. |
Великая война и великая Победа |
1 |
Урок изучения нового материала
|
Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы |
С 140-146 прочитать текст учебника р/т с50-51 |
|||||||
58 |
18.04. |
18.04. |
Великая война и великая Победа |
1 |
Урок-исследование
|
Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу. Интервьюировать старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили День Победы в 1945 году |
Рассказать о событиях блокады Ленинграда |
|||||||
59 |
20.04. |
20.04. |
Страна, открывшая путь в космос.
|
1 |
Урок изучения нового материала
|
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему. Интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе |
С 147-152 текст учебника р/т с52-53 сообщение о космонавтах |
|||||||
|
Раздел «Современная Россия» (9 часов) |
|||||||||||||
60 |
25.04. |
25.04. |
Основной закон России и права человека |
1 |
Урок изучения нового материала
|
Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе |
С 156-163 текст учебника р/т с 55-59 |
|||||||
61 |
27.04. |
27.04. |
Мы – граждане России |
1 |
Урок изучения нового материала
|
Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры) |
С 164-167 текст учебника р/т с61-62 |
|||||||
62 |
04.05. |
04.05. |
Славные символы России |
1 |
Урок развития умений и навыков |
Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего класса, семьи |
С 168-174 текст учебника р/т с 62-64 |
|||||||
63 |
11.05. |
11.05. |
Такие разные праздники |
1 |
Урок-исследование
|
Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае. Рассказывать о своих любимых праздниках. Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей |
С 175-179 прочитать текст учебника р/т с 65 |
|||||||
64 |
16.05. |
16.05. |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа |
1 |
Контрольно-обобщающий урок |
Выполнять задания; проверять свои знания |
|
|||||||
65 |
|
|
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) |
1 |
Урок-путешествие |
Знакомство по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России. Совершение виртуальных экскурсий по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, посещение музея , осмотр памятников истории и культуры. Рассказ по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрация фотографий , сувениров.
|
Подготовить сообщение по теме |
|||||||
66 |
|
|
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)
|
1 |
Урок-путешествие |
Совершение виртуальных экскурсий по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, посещение музея, осмотр памятника истории и культуры. Рассказ по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрация фотографии, сувениров. Анализ и сравнение гербов городов России, выяснение их символики. Пользуясь информацией из различных источников, подготовка сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках |
Подготовить сообщение по теме |
|||||||
67 |
|
|
Путешествие по России (по Волге, по югу России) |
1 |
Урок-путешествие |
Совершение виртуальных экскурсий по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещение музея, осмотр памятников истории и культуры. Рассказ по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрация фотографий, сувениров. Пользуясь информацией из различных источников, подготовка сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках
|
Подготовить защиту выбранного проекта |
|||||||
68 |
|
|
Презентация проектов |
1 |
Урок-конференция |
Извлечение информации из дополнительных источников и Интернета. Посещение музея, обработка материалов экскурсий. Интервьюирование старших членов семьи, других взрослых. Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами. Обсуждение выступлений учащихся. Оценка своих достижений и достижений других учащихся .
|
|
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.