Ктп окружающий мир
Оценка 4.9

Ктп окружающий мир

Оценка 4.9
docx
10.09.2020
Ктп окружающий мир
окр.мир.docx

Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир»

 

 

п/п

Дата

Тема урока     

 

К-во

часов

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Домашнее

задание

 

 

план

факт

 

1 четверть (18 часов)

 

 

Раздел «Земля и человечество» (9 часов)

+ 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны»

 

1

 

 

Мир глазами астронома.

 

 

 

 

 

1

Урок введения в новую тему

 

Знакомство  с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлечение  из текста учебника цифровых данных о Солнце, выписывание  их в рабочую тетрадь. Изучение  по схеме строения Солнечной системы, перечисление  планет в правильной последовательности, моделирование строения Солнечной системы. Работа со взрослыми; нахождение в дополнительной литературе, Интернете научных сведений о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, подготовка сообщения  .

 

 

С 4-7 прочитать текст учебника

р/т с

 

2

 

 

Планеты Солнечной системы.

 

 

1

Урок-исследование

Понимание  учебной  задачи урока и стремление  её выполнить. Осуществление  самопроверки. Различение планет и их спутников. Анализ схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Установление  причинно-следственных связей между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Работа со взрослыми: наблюдение за  луной невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлечение  из дополнительной литературы, Интернета информации об исследованиях астрономов и готовить сообщения .

 

 

 С 9-15 читать, ответить на вопросы

р/т с

 

3

 

 

Звёздное небо – Великая книга Природы.

 

 

1

Урок-исследование

Изучение  по учебнику правил наблюдения звёздного неба, соотнесение  их с собственным практическим опытом, нахождение на карте звёздного неба знакомых созвездий. Моделирование изучаемых созвездий. Определение направления на север по Полярной звезде. Выполнение  задания электронного приложения к учебнику. Работа с терминологическим словариком.

 

С 16-21 прочитать текст

р/т с

 

4

 

 

Мир глазами географа.

 

 

 

1

Комбинированный урок

Сравнение  глобуса  и карты полушарий.

Нахождение  условных знаков на карте полушарий. Обсуждение  значение глобуса и карт в жизни человечества. Составление  рассказа о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.

Извлечение информации о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и подготовка сообщения о них. Работа с терминологическим словариком .

 

 С 22-27 прочитать

текст

р/т с

 

 

5

 

 

Мир глазами историка

 

 

 

1

Комбинированный урок .

Составление  рассказа о мире с точки зрения историка. Характеристика  роли исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждение  роли бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещение  краеведческого  музея и подготовка  рассказа на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работа с терминологическим словариком.

 

 

 

С 29-35 текст учебника

р/т с

 

6

 

 

Когда и где?

 

1

Урок развития умений и навыков

Определение по «ленте времени» века, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждение  сроков начала года в разных летоисчислениях. Анализ исторической  карты, рассказпо ней об исторических событиях

 

 

С 36-39 пересказ

р/т с

 

7

 

 

Мир глазами эколога

 

1

Комбинированный урок

Рассказ о мире с точки зрения эколога. Анализ современных экологических проблем, предложение  мер по их решению. Знакомство  с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Поиск  в Интернете информации о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, подготовка сообщения .Изучение  экологического  календаря.

 

 

С 41-47 текст учебника

р/т с

 

8*

 

 

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

 

1

Урок-экскурсия

Наблюдение  объектов  и явлений природы.

Определение природных объектов с помощью атласа-определителя.

Фиксация  результатов  наблюдений.

Сравнение  результатов наблюдений, сделанных в разных природных сообществах .

 

 

 

9

 

 

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие

 

1

Комбинированный урок

Рассказ о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различение  объектов Всемирного природного и культурного наследия. Знакомство по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определение их по фотографиям. Чтение  в учебнике текста об одном из объектов Всемирного наследия, использование  его как образца для подготовки собственных сообщений.

Извлечение  из дополнительной литературы, Интернета информации об объектах Всемирного наследия и подготовка о них сообщения .

 

 

С 48-53 прочитать текст учебника

р/т с

 

10

 

 

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

 

1

Урок-исследование

Знакомство  по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Чтение  в учебнике текста о животном из Международной Красной книги и использование его как образца для подготовки собственных сообщений. Извлечение  из дополнительной литературы, Интернета информации о животных из Международной Красной книги и подготовка о них сообщения. Подготовка сообщения о животных из Международной Красной книги. Моделирование в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе

 С54-56 текст учебника

Подготовить сообщение по теме

 

 

Раздел «Природа России» (10 часов)

+ 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны»

 

11

 

 

Равнины и горы России

 

1

Комбинированный урок

Нахождение  и демонстрация на физической карте России изучаемых географических объектов, рассказ о них по карте.

Различение  холмистых и плоских равнин. Характеристика  формы земной поверхности России, рассказ о них по личным впечатлениям. Извлечение  из дополнительной литературы, Интернета сведений об изучаемых географических объектах,  подготовка сообщения. Выполнение  на компьютере задания из электронного приложения к учебнику.

 

С60-65 текст учебника

Пересказывать

р/т с

 

12

 

 

Моря, озёра и реки России.

 

 

1

Урок развития умений и навыков

Нахождение  и демонстрация на физической карте России изучаемых морей, озёр, рек, рассказ о них по карте.

Различение моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеристика  особенностей  изучаемых водных объектов. Нахождение  в Интернете сведений о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями .

 

 

С 66-69

р/,т с

 

13

 

 

Природные зоны России.

 

 

1

Урок-исследование

Знакомство  с картой природных зон России, сравнение  её с физической картой России; определение  на карте природных зон России, высказывание  предположения о причинах их смены, осуществление самопроверки.

Установление  причинно-следственных связей между

освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работа со схемой освещённости Земли солнечными лучами.

Нахождение  на карте природных зон области высотной поясности .

 

 

С 70-73 текст учебника

р/т с

 

14

 

 

Зона арктических пустынь.

 

 

 

1

Урок-исследование

Нахождение  и демонстрация на карте зоны арктических пустынь, осуществление взаимопроверки.

Выявление  взаимосвязи природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами.

Определение по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснение , как они приспособлены к условиям жизни; рассказ по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделирования  характерных цепей питания.

Рассказ об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

 

 

С74-75 текст учебника

р/т с

 

15

 

 

Тундра

 

1

Урок-исследование

Сравнение  общего  вида тундры и арктической пустыни, описание  тундры  по фотографии; нахождение  и демонстрация на карте природных зон зоны тундры, рассказ о ней по карте.

Выявление  взаимосвязи природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами.

Рассматривание в гербарии и на рисунке растения тундры, выявление  черт их приспособленности к условиям жизни; знакомство  по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаружение  экологических связей в зоне тундры, рассказ о них, моделирование характерных цепей  питания.

Рассказ об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблем, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеристика  зоны тундры по плану; сравнение  природы тундры и арктических пустынь.

Изготовление  макета участка тундры.

 

 

С.84-93 прочитать текст

 

р/т с.43-46

 

16

 

 

Леса России.

 

 

 

1

Урок-исследование

Нахождение и демонстрация  на карте зоны тайги, зоны смешанных и широколиственных лесов, рассказ о них по карте.

Установление  зависимости  особенностей лесных  зон распределения тепла и влаги.

Знакомство  с природой лесных зон; определение  с помощью атласа-определителя растения лесов; моделирование характерных цепей  питания.

Сравнение  природы тундры и лесных зон.

Нахождение  в Интернете информации о растениях и животных лесных зон, подготовка сообщения .

 

 

С95-102прочитать текст

С 48-50 р/т

 

17

 

 

Растения и животные леса. Экскурсия № 2

 

1

Урок-экскурсия

Наблюдение  объектов и явлений природы.

Определение природных объектов с помощью атласа-определителя.

Фиксирование  результатов  наблюдений.

Сравнение результатов наблюдений, сделанных в разных природных сообществах

 

 

 

18

 

 

Лес и человек.

 

Проверочная работа №1

 

 

С помощью схемы и текста учебника раскрытие  роли леса в природе и жизни людей.

Обсуждение  экологических проблем леса, предложение мер по его охране.

Обсуждение  правил поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне».

Извлечение  из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Подготовка сообщения.

Совершение  виртуальной  экскурсии с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждение  экологических проектов  этого парка.

Характеристика  лесных зон по плану .

 

 

С.103-109 текст учебника прочитать,

Р/т с.50

 

 

2 четверть (14 часов)

 

19

 

 

 

Зона степей

 

1

Урок-исследование

Сравнение  общего  вида леса и степи, описание  степи по фотографиям.

Нахождение  и демонстрация на карте природных зон зоны степей, рассказ о ней по карте.

Установка  зависимости особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги.

Знакомство  с растительным и животным миром степей, рассказ об экологических связях в степи, моделирование  характерных цепей питания.

Сравнение  природы зоны степей с природой лесов и тундры.

Обсуждение  экологической проблемы зоны степей и пути их решения.

 

 

С110-117

текст учебника прочитать

р/т с54-56

 

20

 

 

Пустыни.

 

 

Урок-исследование

Сравнение  общего вида степи и пустыни, описание  пустыни по фотографиям.

Нахождение  и демонстрация  на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказ о них по карте.

Установка  зависимости природы полупустынь от распределения тепла и влаги.

Знакомство с растительным и животным миром пустынь, рассказ об экологических связях в пустыне, моделирование характерных цепей питания.

Сравнение  природы зоны пустынь с природой степей.

 

 

С118-125 текст учебника прочитать

р/т с59.60

 

21

 

 

У Чёрного моря.

 

 

 

 

 

1

Урок-исследование

Поиск и демонстрация на карте природных зон субтропиков, рассказ о них по карте.

Установка  причин своеобразия природы субтропической зоны.

Знакомство  с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказ об экологических связях, моделирование  характерных цепей  питания.

Обсуждение  правил безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

Совершение  виртуальных экскурсий с помощью Интернета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий  г. Сочи, в национальный парк «Сочинский».

 

 

С126-134 про

читать текст

р/т с.60-63

Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов)

( - 2 часа) две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями региона*

22

 

 

Родной край – часть большой страны.  Экскурсия №3

 

1

Урок-экскурсия

Наблюдение за  объектами  и явлениями  природы.

Определение  природных  объектов с помощью атласа-определителя.

Фиксирование  результатов  наблюдений.

 

 

23

 

 

Наш край

 

1

Комбинированный урок

Знакомство с политико-административной картой России; нахождение  на политико-административной карте России свой регион; знакомство с картой своего региона, рассказ  по ней о родном крае.

Характеристика  родного края  по предложенному плану .

С138 прочитать текст учебника

р/т с 66

найти стихи о родном крае

24

 

 

Поверхность нашего края

 

1

Комбинированный урок

Описание  по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; нахождение на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлечение  из краеведческой литературы необходимой  информации о поверхности края.

Обсуждение  мер по охране поверхности своего края.

Изготовление  макета  знакомого участка поверхности родного края.

Интервьюирование  взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения .

 

С139-144 текст прочитать

р/т с.

25

 

 

Водные богатства нашего края

 

1

Урок-исследование

Составление списка водных объектов своего региона; описание  одной из рек по плану; составление  плана описания другого водного объекта (озера, пруда).

Моделирование  значения  водных богатств в жизни людей.

Выявление источников загрязнения близлежащих водоёмов.

Участие  в водоохранных мероприятиях в городе (селе)

 

 

 С 145-149 прочитать текст учебника

р/т .70

26

 

 

Наши подземные богатства.

 

1

Урок-практика

Нахождение  на физической карте России условных обозначений полезных ископаемых.

Определение  полезных ископаемых, изучение  его свойства, нахождение  информации о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описание  изученного  полезного ископаемого по плану; подготовка  сообщения и представление  его классу.

Сравнение изученных полезных ископаемых.

 

 

 С149-159 текст прочитать

р/т .71-73

27

 

 

Земля - кормилица

 

1

Урок изучения нового материала

Различие  типов почв на иллюстрациях учебника и образцах.

Извлечение из краеведческой литературы информации о типах почв своего региона; изготовление  макета разреза почвы; доказательство огромного значения почвы для жизни на Земле, осуществление самопроверки.

 

 

С160-163 текст учебника прочитать

р/т с.74-76

28

 

 

Жизнь леса.

 

 

 

1

Урок-исследование

Определение с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; определение  по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявление  экологической  связи в лесу.

Рассказ  по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.

Моделирование  цепи питания,  характерных  для лесного сообщества региона.

Обсуждение  нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предложение  пути решения экологических проблем.

 

 

С 164-169 текст учебника

р/т с.76-77

29

 

 

Жизнь луга.

 

1

Комбинированный урок

Описание  луга по фотографии, определение  растений луга в гербарии; знакомство с животными луга по иллюстрации учебника; выявление  экологических связей  на лугу.

Рассказ по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.

Моделирование  цепи питания на лугу, осуществление взаимопроверки и коррекции.

Составление памятки «Как вести себя на лугу».

Наблюдение за жизнью луга, определение  его обитателей с помощью атласа-определителя

 

 С170-177 текст прочитать

р/т с.78-80

30

 

 

Жизнь в пресных водах.

 

 

 

1

Урок-исследование

Описание  водоёма по фотографии; определение  с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; определение  по иллюстрациям учебника живых организмов  пресных вод; выявление  экологических связей  в пресном водоёме.

Рассказ по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.

Моделирование цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.

Характеристика  пресноводного сообщества своего региона по плану.

 

 

С.178-186 текст прочитать

р/т с.82-85

31

 

 

Растениеводство в нашем крае.

 

1

Урок-исследование

Выявление  зависимости  растениеводства в регионе от природных условий.

Знакомство  по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, подготовка сообщения, представление  их классу.

Определение  с помощью иллюстраций учебника полевых  культур в гербарии; различение  зёрна зерновых культур.

Наблюдение за весенними работами в поле, огороде, саду, участие  в посильной работе по выращиванию растений .

 

 

С187-194 текст учебника прочитать

р/т с.86-88

32

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения.

Итоговый тест за 2 четверть 

 

1

 

Выполнение  тестов с выбором ответа.

Оценка правильности/неправильности предложенных ответов.

Оценка своих знаний в соответствии с набранными баллами .

 

 

3 четверть (20 часов)

33

 

 

Животноводство в нашем крае

 

1

 

Выявление  зависимости   животноводства в регионе от природных условий.

Знакомство  по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, подготовка сообщения, представление  их классу.

Различение  породы домашних животных (на примерах , характерных для региона).

Наблюдение  за трудом животноводов, участие  в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными .

 

 

С 195-203 текст прочитать

р/т с.89-91

34

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край». Презентация проектов

 

1

Урок-проект 

Извлечение  информации из дополнительных источников.

Посещение музея, обработка  материалов экскурсий.

Интервьюирование старших членов семьи, других взрослых.

Подготовка иллюстраций для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).

Подготовка  текстов  сообщений.

 

Принести 2 часть учебника

 

Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

35

18.01.

18.01.

Начало истории человечества

 

1

Урок изучения нового материала

Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения.

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных.

Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона

 

 

С 4-7 учебника прочитать текст

р/т с 3-4

36

20.01.

20.01.

Мир древности: далёкий и близкий

 

1

Урок изучения нового материала

Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира.

Находить на карте местоположение древних государств.

Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе.

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности

 

 

С 8-14 текст

Прочитать

р/т с 5-6

37

25.01.

25.01.

Средние века: время рыцарей и замков

 

1

Урок изучения нового материала

 

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья.

Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье.

Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.

Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и средневековья.

Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов

 

 

 С 15-21 прочитать

 

текст учебника

р/т с.6-7

38

27.01.

27.01.

Новое время: встреча Европы и Америки

 

1

Урок изучения нового материала

 

Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья.

Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое время.

Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени.

Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.

Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время

 

 

С 22-27 текст

Учебника

р/т с.9-10

39

01.02.

01.02.

Новейшее время: история продолжается сегодня

 

1

Урок изучения нового материала

 

Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени.

Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки.

Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления.

Рассказывать о об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах

 

 

С.28-32 прочитать текст

р/т сочинение

«Что я могу сделать для своей эпохи»

 

Раздел «Страницы истории России» (20 часов)

40

03.02.

03.02.

Жизнь древних славян

 

1

Урок изучения нового материала

 

Анализировать карту расселения племён древних славян.

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Моделировать древнеславянское жилище

 

 

С 34-39 текст учебника

р\т с 14-15

41

08.02.

08.02.

Во времена Древней Руси

 

1

Урок изучения нового материала

 

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках.

Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси.

Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками

 

 

С.40-45 прочитать текст учебника

р/т с.16-17

42

10.02.

10.02.

Страна городов

 

1

Урок формирования умений и навыков

Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде.

Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.

Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.

Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника

 

 

С 46-54 прочитать текст

р/т с.18

43

15.02.

15.02.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

 

1

Урок изучения нового материала

 

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки.

Выявлять роль летописей для изучения истории России.

Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными.

Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры

 

 

С 55-58 прочитать текст учебника

р/т с.19

44

17.02.

17.02.

Трудные времена на Русской земле

 

1

Урок изучения нового материала

 

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.

Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.

По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей.

Выказывать своё отношение к личности Александра Невского

 

 

С 59-64 текст учебника

р/т с.21-22

написать мини-сочинение

«Ледовое побоище глазами очевидцев»

45

20.02.

20.02.

Русьрасправляет крылья

 

1

Урок формирования умений и навыков

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.

Рассказывать о Москве Ивана Калиты.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления

 

С 64-69 текст учебника

Сообщение о

возникновении Москвы,

Кремля

46

24.02.

24.02.

Куликовская битва

 

1

Урок изучения нового материала

Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск.

Составлять план рассказа о Куликовской битве.

Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы.

Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.

Рассказывать о поединках богатырей

 

 

С 75-81 текст

учебника

р/т с.25-26

47

29.02.

29.02.

Иван Третий

 

1

Урок изучения нового материала

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.

Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.

Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.

Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство

 

 

С 75-81 текст учебника прочитать

р/т с 26-28

48

02.03.

02.03.

Мастера печатных дел

 

1

Урок-исследование

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.

Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.

Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века

 

 

С 82-86 текст

учебника

р/т с28

49

09.03.

09.03.

Патриоты России

 

1

Урок изучения нового материала

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.

Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения

С 87-91 текст учебника

Сочинение «Могу ли я себя назвать

патриотом

России?»

50

14.03.

14.03.

Пётр Великий

 

1

Урок-исследование

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим.

Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.

Находить на карте приобретения города, основанные Петром I.

Выказывать своё отношение к личности Петра Великого

 

 

С 94-100 учебник

р/т с.34-35

51

16.03.

16.03.

Михаил Васильевич Ломоносов

 

1

Комбинированный урок

Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове.

Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву.

Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета.

Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова

 

 

С 101-104 текст учебника

 

52

21.03.

21.03.

Екатерина Великая.

 

Проверочная работа №2

1

Комбинированный урок 

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой.

Описывать достопримечательности Петербурга.

Сравнивать положение разных слоёв российского общества.

Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва.

Прослеживать по карте рост территории государства.

Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.

Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке

 

 

С 105-111 текст учебника

Сообщение о А.В.Суворове

 

4 четверть (16 часов)

53

23.03.

23.03.

Отечественная война 1812 года

 

1

Комбинированный урок

Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года.

Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе

 

С 112-119 текст учебника

р/т с39-40

54

04.04.

04.04.

Страницы истории XIX века

 

1

Комбинированный урок

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и презентовать их на уроке.

Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.

Сопоставлять исторические источники.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе

 

С 122-126 текст учебника

р/т с42-43

55

06.04.

06.04.

Россия вступает в XX век

 

1

Комбинированный 

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.

Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век

 

 

С 127-133 текст учебника

р/т с46-47

56

11.04.

11.04.

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

 

1

Комбинированный 

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.

Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР.

Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.

Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.

 

С 136-139 прочитать текст учебника

р\т с48-49

57

13.04.

13.04.

Великая война и великая Победа

 

1

Урок изучения нового материала

 

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.

Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны.

Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы

С 140-146 прочитать текст учебника

р/т с50-51

58

18.04.

18.04.

Великая война и великая Победа

 

1

Урок-исследование

 

Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу.

Интервьюировать старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили День Победы в 1945 году

 

Рассказать о событиях блокады Ленинграда

59

20.04.

20.04.

Страна, открывшая путь в космос.

 

 

 

1

Урок изучения нового материала

 

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса.

Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года.

Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина.

Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему.

Интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе

С 147-152 текст учебника

р/т с52-53

сообщение о

космонавтах

 

Раздел «Современная Россия» (9 часов)

60

25.04.

25.04.

Основной закон России и права человека

 

1

Урок изучения нового материала

 

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка.

Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.

Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе

С 156-163 текст учебника

р/т с 55-59

61

27.04.

27.04.

Мы – граждане России

 

1

Урок изучения нового материала

 

Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства.

Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.

Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)

С 164-167 текст учебника

р/т с61-62

62

04.05.

04.05.

Славные символы России

 

1

Урок развития умений и навыков

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств.

Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы.

Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств.

Обсуждать, зачем государству нужны символы.

Моделировать символы своего класса, семьи

 

С 168-174 текст учебника

р/т с 62-64

63

11.05.

11.05.

Такие разные праздники

 

1

Урок-исследование

 

Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина.

Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае.

Рассказывать о своих любимых праздниках.

Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей

С 175-179 прочитать текст учебника

р/т с 65

64

16.05.

16.05.

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Итоговая диагностическая работа

 

1

Контрольно-обобщающий урок

Выполнять задания; проверять свои знания

 

65

 

 

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

 

1

Урок-путешествие

Знакомство  по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.

Совершение  виртуальных экскурсий по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, посещение музея , осмотр  памятников  истории и культуры.

Рассказ по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрация фотографий , сувениров.

 

 

Подготовить сообщение по теме

66

 

 

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

 

 

 

1

Урок-путешествие

Совершение  виртуальных экскурсий по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, посещение  музея, осмотр  памятника истории и культуры.

Рассказ по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрация  фотографии, сувениров.

Анализ и сравнение  гербов  городов России, выяснение их символики.

Пользуясь информацией из различных источников, подготовка  сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках

Подготовить сообщение по теме

67

 

 

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)

 

1

Урок-путешествие

Совершение виртуальных экскурсий по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещение  музея, осмотр  памятников истории и культуры.

Рассказ по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрация  фотографий, сувениров.

Пользуясь информацией из различных источников, подготовка  сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках

 

 

Подготовить защиту выбранного проекта

68

 

 

Презентация проектов

 

1

Урок-конференция

Извлечение  информации из дополнительных источников и Интернета.

Посещение музея, обработка  материалов  экскурсий.

Интервьюирование  старших членов семьи, других взрослых.

Выступление  с подготовленными сообщениями, иллюстрирование  их наглядными материалами.

Обсуждение выступлений учащихся.

Оценка своих достижений и достижений других учащихся .

 

 

 


Календарно-тематическое планирование «

Календарно-тематическое планирование «

Звёздное небо – Великая книга Природы

Звёздное небо – Великая книга Природы

С 36-39 пересказ р/т с 7

С 36-39 пересказ р/т с 7

Сокровища Земли под охраной человечества

Сокровища Земли под охраной человечества

С 66-69 р/,т с 13

С 66-69 р/,т с 13

Рассматривание в гербарии и на рисунке растения тундры, выявление черт их приспособленности к условиям жизни; знакомство по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаружение экологических…

Рассматривание в гербарии и на рисунке растения тундры, выявление черт их приспособленности к условиям жизни; знакомство по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаружение экологических…

Лес и человек. Проверочная работа №1

Лес и человек. Проверочная работа №1

Установка зависимости природы полупустынь от распределения тепла и влаги

Установка зависимости природы полупустынь от распределения тепла и влаги

Характеристика родного края по предложенному плану

Характеристика родного края по предложенному плану

Сравнение изученных полезных ископаемых

Сравнение изученных полезных ископаемых

С170-177 текст прочитать р/т с

С170-177 текст прочитать р/т с

Знакомство по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, подготовка сообщения, представление их классу

Знакомство по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, подготовка сообщения, представление их классу

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия

Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества

Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества

Страна городов 1 Урок формирования умений и навыков

Страна городов 1 Урок формирования умений и навыков

Выказывать своё отношение к личности

Выказывать своё отношение к личности

Развивать воображение, « обучая грамоте » учеников

Развивать воображение, « обучая грамоте » учеников

Проверочная работа №2 1 Комбинированный урок

Проверочная работа №2 1 Комбинированный урок

С 122-126 текст учебника р/т с42-43 55 06

С 122-126 текст учебника р/т с42-43 55 06

Страна, открывшая путь в космос

Страна, открывшая путь в космос

Знакомиться с особенностями герба

Знакомиться с особенностями герба

России, демонстрация фотографий , сувениров

России, демонстрация фотографий , сувениров

Ктп окружающий мир

Ктп окружающий мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2020