КТП Окружающий мир 3 класс

  • doc
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окруж мир3чистовой.doc

Календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс.

 

п/п

Дата

Тема

урока

Количество часов

 

Тип урока

Основные виды

учебной деятельности

 

Домашнее задание

 

 

план

факт

 

Раздел «Как устроен мир» (6 часов)

 

1

 

 

Природа.

 

 

1

Урок введения в новую тему.

 

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Доказывание, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрытие ценности природы для людей. Работа в паре: анализ текст учебника, извлечение из него необходимой информации; сравнение объектов неживой и живой природы по известным признакам; предложение заданий к рисунку учебника и оценивание ответов одноклассников; классификация объектов живой природы, осуществление самопроверки. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.4-9 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.7, рабочая тетрадь стр.3 № 3

 

2

 

 

Человек.

 

 

1

 

 

Урок-игра.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Нахождение сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различение внешности человека и его внутреннего мира; анализ проявлений внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивание богатства внутреннего мира человека. Работа в паре: наблюдение и описывание проявлений внутреннего мира человека; обсуждение возникновения богатств внутреннего мира человека. Моделирование ступеней познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.10-14 читать, ответить на вопросы с.15.

 

3

 

 

Проект «Богатства, отданные людям».

 

1

Урок-проект.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Определение места человека в мире. Характеристика семьи, народа, государства, как части общества. Обсуждение вопроса о том, почему семья является важной частью общества. Сопоставление форм правления в государствах мира. Работа в паре: анализ таблицы с целью извлечения необходимой информации; описывание по фотографиям достопримечательности разных стран; соотнесение стран и народов, осуществлять самопроверки; рассуждение о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижения на уроке.

Подготовить проект, выступление.

 

4

 

 

Общество.

 

1

 

Урок изучения нового материала.

 

Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Анализ текста учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживание по схеме обнаруженных взаимосвязей; рассказ о них, с опорой на схему. Работа в паре: анализ схем учебника и классификация с их помощью  экологических связей; умение приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывание окружающей среды для природных объектов и человека; моделирование связи организмов с окружающей средой; обсуждение и оценивание предложенных моделей. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.18-23 читать, , ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.22.

 

5

 

 

Что такое экология.

 

1

Комбинированный урок.

Понимание учебной задачи урока и стремление к  ее выполнению. Устанавливание причинно-следственных связей между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; умение различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивание заповедников и национальных парков как видов особо охраняемых природных территорий. Работа в группе: сопоставление (по фотографиям в учебнике) примеров отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждение о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснение, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приведение  примеров такого отношения из собственной жизни.

С.26-28 читать, рабочая тетрадь стр. 13 № 3.

 

6

 

 

Природа в опасности!

 

1

Урок-исследование.

Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках в своем регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе (селе); участие в природоохранной деятельности. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.29-34 читать, №2,3,4 с.14-15в рабоч. тетр.

 

Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)

 

 

7

 

 

Тела, вещества, частицы.

 

1

Урок-исследование.

Понимание учебных задач раздела и данного урока и стремление к их выполнению. Характеристика понятий «тело», «вещества», «частицы». Классификация тела и вещества, приведение примеров естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. Наблюдение опытов с растворением вещества, высказывание предположений, объясняющих результат опыта, доказывание на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Работа в группе: проверка с помощью учебника правильности приведенных утверждений; нахождение различий тела и вещества, осуществление самопроверки; моделирование процесса растворения, а также расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществе. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.36-39 читать, рабочая тетрадь стр.22 № 6,7.

 

8

 

 

Разнообразие веществ.

 

 

1

Урок-исследование.

Понимание учебной  задачи урока и стремление к  ее выполнению. Наблюдение и характеристика свойств поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Практическая работа; ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксирование результатов исследования в рабочей тетради. Работа в паре: описывание изучаемых веществ по предложенному плану; использование информации из текста учебника для объяснения содержания рисунков. Работа со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.41-45 читать, вопросы раздела «Проверь себя», №4с.23 в тетради.

 

9

 

 

Воздух и его охрана.

 

1

Урок-практика.

Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Анализ схем (диаграмм) с целью определения состава воздуха. Исследование с помощью опытов свойств воздуха; различие цели опыта, хода опыта, выводов; фиксирование результатов исследования в рабочей тетради. Работа в паре: объяснение свойств воздуха, используя знания о частицах; осуществление самопроверки; извлечение из текста учебника информации в соответствии с заданием. Работа со взрослыми: интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.46-50 читать, , ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.50, рабочая тетрадь стр. 26 №5,6.

 

10

 

 

Вода.

 

1

Урок-практика.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Практическая работа: исследование по инструкции учебника свойств воды (определение и озвучивание цели каждого опыта, устное описывание его хода, формулирование выводов и фиксирование их в рабочей тетради). Работа в паре: нахождение главных мыслей учебного текста, раскрывание их, с использованием информации из текста; анализ схем учебника и применение их для объяснения свойств воды; рассказ об использовании в быту воды как растворителя, сравнивание своего опыта с ответами одноклассников, обобщение информации. Работа со взрослыми: проведение мини-исследований об использовании питьевой воды в семье. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.51-54 читать, ответить на вопросы с.54, рабочая тетрадь  стр. 28 № 5,6.

 

11

 

 

Превращения и круговорот воды.

 

1

Урок-практика.

 Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Высказывание предположений о состояниях воды в природе; различие трех состояний воды. Наблюдение в ходе учебного эксперимента образования капель при охлаждении пара, формулирование на основе наблюдений вывода о причинах образования облаков и выпадения дождя. Работа в паре: анализирование рисунка-схемы, объяснение с его помощью особенности образования льда; рассказывание по схеме о круговороте воды в природе, осуществление взаимопроверки; моделирование кругооборота воды в природе, осуществление самопроверки.

С.55-58 читать, , ответить на вопросы с.58,рабочая тетрадь стр.30 №3,4

 

12

 

 

Берегите воду!

 

1

 

Урок-исследование.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Высказывание предположений о том, почему нужно беречь воду; нахождение и использование при ответе на вопрос цифровых данных из учебника. Работа в паре: извлечение из текста учебника информации в соответствии с заданием; анализ схем в учебнике; сопоставление полученных сведений с информацией из текста; рассматривание фотодокументов и высказывание соответствующих суждений; моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды, рассказывание о загрязнении воды с помощью модели; обсуждение способов экономного использования воды. Работа со взрослыми: интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воды в родном городе. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.59-63 читать, ответить на вопросы с.63, рабочая тетрадь стр. 31 №2

 

13

 

 

Как разрушаются камни.

 

 

1

Урок-исследование.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Высказывать предположение о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении. Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них. Работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений.  Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

Индивидуальные задания по карточкам.

 

14

 

 

Что такое почва.

 

 

1

Урок-практика.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам. Высказывание предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Практическая работа: исследование состава почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез. Анализ схемы связей почвы и растения; на основе схемы моделирование связи почвы и растений. Обсуждение вопроса о взаимосвязи живого и неживого в почве. Характеристика процессов образования и разрушения почвы; характеристика мер по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева). Обсуждение рассказа «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне».  Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.64-67  читать, ответить на вопросы с.67, рабочая тетрадь стр. 33 №5,6

 

15

 

 

Разнообразие растений.

1

Урок развития умений и навыков.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Доказывание с  использованием своих знаний и рисунков учебника, что растения очень разнообразны. Знакомство с группами растений по материалам учебника. Работа в группе: классификация растений из предложенного списка, предложение подобных заданий одноклассникам, проверка и оценивание их ответов; знакомство по учебнику с понятием «виды растений»; использование предложенной информации при характеристике групп растений; определение растения с помощью атласа-определителя, осуществление взаимопроверки. Приведение примеров растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя. Подготовка сообщения об одном из видов растений любой группы  с использованием книги «Зеленые страницы». Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.69-73 читать, ответить на вопросы с.73, рабочая тетрадь стр. 35 №6

 

16

 

 

Солнце, растения и мы с вами.

 

1

Урок изучения нового материала.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Выявление с помощью схемы сходств и различий процессов питания и дыхания растений. Моделирование процессов дыхания и питания растений, рассказ об этих процессах  помощью выполненной схемы. Выявление роли листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывание, что без растений невозможна жизнь животных и человека. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.74-77 читать, , выполнить задания для домашней работы на с.77.

 

17

 

 

Размножение и развитие растений.

 

 

1

Комбинированный урок.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению.

Характеристика условий, необходимых для размножения растения и их распространения.

Наблюдение в природе, за тем,  как распространяются семена деревьев.

Выявление роли животных в размножении и развитии растений.

Характеристика с помощью схем стадий развития растения из семени.

Работа с терминологическим словариком.

Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.78-81 читать, ответить на вопросы с.81, рабочая тетрадь стр. 38 № 3.

 

18

 

 

Охрана растений.

 

1

Урок формирования умений и навыков.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

 

С.82-85 читать, ответить на вопросы с.85, рабочая тетрадь стр. 41 № 4,5

 

19

 

 

Разнообразие животных.

1

Урок формирования умений и навыков.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Актуализация сведений, полученных в  1 – 2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе. Характеристика  факторов отрицательного воздействия человека на мир растений. Обсуждение материалов книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе. Оформление памятки (книжки) «Берегите растения». Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.87-92 читать, ответить на вопросы с.92, рабочая тетрадь стр. 43 № 5,6. 

 

20

 

 

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края».

1

Урок-проект.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению.. Актуализация знаний о животном мире, полученных в 1 – 2 классах. Классификация животных из списка, предложенного одноклассниками. Приводить примеры животных групп. С помощью атласа – определителя «От земли до неба» определение животных, изображенных на рисунках, и отношение их к определенной группе. Обсуждение рассказа «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне». Работа с электронным приложением к учебнику. Работа с терминологическим словариком. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.94-97 читать, ответить на вопросы с.96, рабочая тетрадь стр.44 № 2, 5.

 

21

 

 

Размножение и развитие животных.

1

Урок развития умений и навыков.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Характеристика животных по типу питания. Приведение примеров животных по типу питания. Анализ схем цепей питания. Характеристика защитных приспособлений растений и животных. Обсуждение материала книги «Зеленые страницы» о божьих коровках. Обсуждение роли животных в поддержании равновесия в природе. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.100-105 читать, ответить на вопросы с.104, рабочая тетрадь стр.49 №4,7.

 

22

 

 

Охрана животных.

1

Урок-конференция.

Характеристика факторов отрицательного воздействия человека на животный мир. С помощью атласа-определителя и электронного приложения определение животных, занесенных в Красную книгу России. Обсуждение  мер по охране животных. Обсуждение материалов книги «Великан на поляне» об исчезновении животных. Формулирование с помощью экологических знаков правил поведения в природе. Подготовка  сообщения о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее с помощью дополнительной литературы. Создание книжки-малышки «Береги животных». Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.106-111 читать, ответить на вопросы с.109, рабочая тетрадь стр.51 №2, 3.

 

23

 

 

В царстве грибов.

1

Урок развития умений и навыков.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Характеристика животных разных групп по способу размножения. Моделирование стадии размножения животных разных групп. Рассказ о том, как заботятся домашние животные о своем потомстве. Обсуждение материалов книг «Зеленые страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных. Работа с терминологическим словариком. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.112-116 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.116, рабочая тетрадь стр.53 №4,5.

 

24

 

 

Великий круговорот жизни.

Тест по теме «Эта удивительная природа».

1

Контрольно-обобщающий урок.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Актуализация знаний о редких и исчезающих животных, Красной книге России, изученных в 1-2 классах

Характеристика организмов-производителей, организмов-потребителей и организмов-разрушителей. Обсуждение опасности исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделирование  круговорота веществ в природе. Рассказ о круговороте веществ на Земле. Характеристика строения шляпочных грибов. С помощью иллюстрации учебника и атласа-определителя различие съедобных, несъедобных и ядовитых грибов. Обсуждение материалов рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне». Моделирование  различий грибов-двойников. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.118-120 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.120.

 

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

Организм человека.

 

Урок введения в новую  тему.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Актуализация знаний по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе. Характеристика системы органов человека (их части и назначение). Обсуждение взаимосвязи наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализ схем расположения органов тела человека, умение показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.122-124 читать, ответить на вопросы с.124, рабочая тетрадь стр.58 №3.

 

 

1

 

26

 

 

Органы чувств.

1

Урок-исследование.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению.  Работа в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавание предметов на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировка правил гигиены органов чувств. Работа с терминологическим словарем. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.126-129 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.129.

 

27

 

 

Надёжная защита организма.

 

 

1

Урок-практика.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Практическая работа: изучение свойств кожи. Характеристика средств гигиены и ухода за кожей. Характеристика мер первой помощи при повреждении кожи. Работа в паре: осваивание приемов оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовка рассказа об уходе за кожей. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.130-133 читать, ответить на вопросы с.133.

 

28

 

 

Опора тела и движение.

1

Урок

развития умений и навыков.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Характеристика роли скелета и мышц и жизнедеятельности организма. Раскрытие роли правильной осанки для здоровья человека. Выполнение физкультминутки. Работа с терминологическим словариком.  Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

 

С.134-137 читать, ответить на вопросы с.137.

 

29

 

 

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1

Урок-проект.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Практическая работа: определение наличия питательных веществ в продуктах питания. Моделирование строения пищеварительной системы. Характеристика изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждение правил рационального питания. Составление меню здорового питания. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.138-141 читать, ответить на вопросы с.141.Сообщение по проекту.

 

30

 

 

Дыхание и кровообращение.

 

 

 

1

Урок-практика.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Актуализация знаний о легких и сердце, изученные во 2 классе. Характеристика строения дыхательной системы и ее роль в организме. Моделирование строения дыхательной системы. Характеристика строения кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделирование строения кровеносной системы. Обсуждение взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Практическая работа в паре: измерение пульса на запястье и подсчитывание количества его ударов в минуту при разной нагрузке.  Работа с терминологическим словариком. Работа со взрослыми: измерение пульса у членов своей семьи.  Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

 

С.144-146 читать, ответить на вопросы с.146.

 

31

 

 

Умей предупреждать болезни.

1

Урок

развития умений и навыков.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению.

-характеристика факторов закаливания;

- формирование  правил закаливания;

 -составление памятки по закаливанию;

-составление инструкции по предупреждению инфекционных заболеваний;

-работа с терминологическим словарём;

-регулярное проведение закаливания своего организма;

- формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

 

с. 147-149 ответить на вопросы с.149, рабочая тетрадь стр.69 №2

 

32

 

 

Промежуточная диагностическая работа за 1 полугодие.

1

Контрольно-обобщающий урок.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению.

-различие факторов, укрепляющих здоровье, и факторов, негативно на него влияющих;

- обсуждение и формулирование правил ЗОЖ и стремление к  их соблюдению;

-работа с терминологическим словарём;

-формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

Стр.150-153 ответить на вопросы стр.153, рабочая тетрадь стр.71 №3

 

33

 

 

Здоровый образ

жизни.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

-выполнение тестов с выбором ответа,

оценка правильности/неправильности предложенных  ответов;

-адекватная оценка своих знаний в соответствии с набранными баллами

С.147-149 читать, ответить на вопросы с.149.

 

34

 

 

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

 

Урок-конференция.

выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование  их наглядными материалами,

-обсуждение выступления учащихся,

- оценивание своих достижений и достижений других учащихся.

 

С.150-153 читать, ответить на вопросы с.153.

 

Раздел «Наша безопасность» (7 часов)

 

35

 

 

Огонь,

вода и газ.

1

 

Урок введения в новую

тему.

Понимание учебной задачи урока и стремление  к  ее выполнению. Актуализация знаний об опасности в быту, полученные в 1-2 классах. Характеристика действий при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделирование действий при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Называние наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Работа с терминологическим словариком. Анализ схемы эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке.

С.4-7 читать, ответить на вопросы с.7, рабочая тетрадь №3 с.4.

 

36

 

 

Чтобы путь был счастливым.

 

 

1

Урок введения в новую тему.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Актуализация правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах. Работа в группах: изучение по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения. Обсуждение предложенных ситуаций, которые являются потенциально опасными. Выполнение тестов с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте. Моделирование своих действий в ходе ролевой игры. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

С.8-13 читать, ответить на вопросы с.13.

 

37

 

 

Дорожные знаки.

 

 

1

 

 

Урок введения в новую тему.

Понимание учебной задачи урока и стремиться ее выполнить. Актуализация знания дорожных знаков, полученные в 1-2 классах. Анализ разных типы знаков, Обсуждение, как они помогают пешеходам. Выполнение тестов с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков. Моделирование в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

С.14-17 читать, ответить на вопросы с.17, рабочая тетрадь №4с.9.

 

38

 

 

Проект «Кто нас защищает».

1

Урок-проект.

В ходе выполнения проекта дети учат:

нахождение в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны. МЧС;

-интервьюирование ветеранов ВОВ, военнослужащих, МЧС, сотрудников полиции. пожарной охраны;.

-оформление собранных материалов в виде стендов, альбомов и т.д.

-презентация и оценка результатов проектной деятельности

Приготовить выступление по проекту.

 

39

 

 

Опасные места.

1

Урок систематизации

знаний.

-понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить;

-актуализация полученных ранее знаний о потенциально опасных местах;

-обсуждение потенциально опасных мест в доме и вне его;

-работа со взрослыми: составление схем своего двора и окрестности с указанием опасных мест;

- формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

С.20-24 читать, ответить на вопросы с.24.

 

40

 

 

Природа и наша безопасность.

 

Проверочная работа по теме «Наша безопасность»

1

Контрольно-обобщающий урок.

 

понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить;

-характеристика опасности природного характера;

-нахождение в атласе – определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых ягодах и грибах;

-обсуждение рассказа «Опасные двойники» из книги « Зелёные страницы»;

-характеристика правил гигиены при общении с домашними животными;

-отличие гадюки от ужа;

- формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке.

С.25-30 читать, ответить на вопросы с.30, рабочая тетрадь №6с.14.

 

41

 

 

Экологическая безопасность.

 

1

Урок-практика.

-понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить;

-анализ по схеме цепь загрязнения;

-нахождение примеров цепей загрязнения;

-моделирование пути поступления загрязнения веществ в  организм;

-обсуждение проблемы экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

-практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;

-работа с терминологическим словарём;

- формулировка выводов из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

 

С.31-36 читать, ответить на вопросы с.36.

 

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

 

42

 

 

Для чего нужна экономика.

1

Урок введения в новую

тему.

Понимание учебной задачи урока и стремиться ее выполнить. Раскрытие понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги». Различие товаров и услуг; приводить примеры товаров и услуг. Характеристика роли труда в создании товаров и услуг. Работа с терминологическим словариком. Работа со взрослыми: прослеживание, какие товары и услуги были нужны в течение дня. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке.

С.38-41 читать, ответить на вопросы с.41, рабочая тетрадь №5 с.22.

 

43

 

 

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

Урок изучения нового материала.

Понимание учебной задачи урока и стремиться ее выполнить. Раскрытие роли природных богатств и труда людей в процессе производства товаров. Прослеживание взаимосвязи труда людей разных профессий. Раскрытие роли науки в экономическом развитии. Работа со взрослыми: выяснение роли профессий родителей в экономике. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке.

 

С.42-45 читать, ответить на вопросы с.45.

 

44

 

 

Полезные ископаемые.

 

 

1

Комбинированный урок.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Актуализация знании о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах. Определение полезных ископаемых с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Выявление, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характерстика особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки). С помощью атласа-определителя подготовка сообщения о каком-либо полезном ископаемом. Работа с терминологическим словариком. Работа со взрослыми: в краеведческом музее выяснение, какие полезные ископаемые добываются в регионе. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

 

С.46-50 читать, ответить на вопросы с.50.

 

45

 

 

Растениеводство

 

 

1

Урок-практика.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Актуализация знаний о дикорастущих и культурных растениях, полученные 1 – 2 классах. Практическая работа в паре: исследование выданное учителем сельскохозяйственное растение и описыние его по плану. Обсуждение, зачем люди занимаются растениеводством. Различие и классификация культурных растений. Определение с помощью атласа-определителя культурных растений. Характеристика роли выращивания культурных растений и в экономике и труд растениеводов. Выявление связи растениеводства и промышленности. Работа с терминологическим словариком. Исследование, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюирование работников с/х. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке.

 

С.51-54 читать, ответить на вопросы с.54.

 

46

 

 

Животноводство.

1

Урок-исследование.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Актуализация знаний о диких и домашних животных, полученные 1 – 2 классах.  Классификация домашних сельскохозяйственных животных. Характеристика роли сельскохозяйственных животных  в экономике и труд животноводов. Выявление взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Работа с терминологическим словариком. Исследование, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюирование работников животноводства. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке

 

С.56-59 читать, ответить на вопросы с.59, рабочая тетрадь  № 6 с.31.          

 

47

 

 

Какая бывает промышленность.

1

Урок-исследование.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Характеристика отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотношение продукцию в отрасли промышленности. Выявление взаимосвязи отраслей промышленности. Характеристика труда работников отраслей промышленности. Работа с терминологическим словариком. Работа со взрослыми: найти в краеведческий литературе или выяснение у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.

С.60-63 читать, ответить на вопросыс.63, рабочая тетрадь №4 с.33.

 

48

 

 

Проект «Экономика родного края».

1

Урок-проект.

 

Подготовить устное сообщение на тему «Русские деньги».

 

49

 

 

Что такое деньги.

 

 

1

Урок-практика.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Характеристика видов обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделирование ситуации бартера и купля – продажа. Раскрытие роли денег в экономике. Различие денежных единиц разных стран. Практическая работа в паре: рассматривание и сравнивание монеты России по внешнему виду, устно описывать их. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

 

 

С.67-70 читать, ответить на вопросы с.69, рабочая тетрадь №6с.38.

 

50

 

 

Государственный бюджет.

1

Урок изучения нового материала.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Характеристика государственного бюджета, его доходы и расходы. Определение, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявление взаимосвязи между доходами и расходами государства. Моделирование доходов и расходов государства в виде математических задач. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке.

 

 

С.71-74 читать, ответить на вопросы с.74.

 

51

 

 

Семейный бюджет.

1

Урок изучения нового материала.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Характеристика семейного бюджета, его доходы и расходы. Определение, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявление сходств и различий государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определение, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждение, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделирование семейного бюджета. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

 

С.75-78 читать, ответить на вопросы с.78, рабочая тетрадь №4с.40 .

 

52

 

 

Экономика и экология. Проверочная работа по теме «Чему учит экономика»

 

 

1

 

 

Контрольно-обобщающий урок.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Актуализация знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах. Характеристика вредного воздействия различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязи между экономикой и экологией. Обсуждение, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Приведение  примеров изменения экономических проектов под влиянием экологов. Моделирование экологических прогнозов. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

 

 

53

 

 

Экономика и экология.

 

 

1

 

 

Урок-исследование.

С.79-84 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.84.

 

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)

 

54

 

 

 

 

Золотое кольцо России.

 

3

Урок-путешествие.

 

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Прослеживание маршрута путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Рассказ о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавание достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. Составление вопросов к викторине по Золотому кольцу. Моделирование маршрута Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. Выполнение задания из электронного приложения к учебнику. С помощью Интернета подготовка сообщения о любом городе Золотого кольца. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

С.86-96 читать, ответить на вопросы с.96.

 

 

Подготовить сообщение о любом из городов Золотого кольца.

 

 

Вылепить из пластилина макет Золотых ворот во Владимире.

 

 

 

 

55

 

 

 

 

 

 

Золотое кольцо России.

 

 

 

 

Урок-путешествие.

 

 

 

 

56

 

 

 

Золотое кольцо России.

 

 

 

Урок-викторина.

57

 

 

Проект «Музей путешествий».

1

Урок-проект.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Показ на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждение, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Выполнение задания из электронного приложения к учебнику. Работа с терминологическим словариком. С помощью дополнительной литературы подготовка сообщения о странах, граничащих с Россией. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

 Приготовить выступление по проекту.

 

58

 

 

Наши ближайшие соседи.

1

Урок-путешествие.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материалов учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовка сообщений с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одному из представителей группы или распределение материалов на несколько сообщений. Соотнесение государств и их флаги. Узнавание по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; ее замечательных людей. Составление вопросов к викторине по странам севера Европы. Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из стран севера Европы. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

С.100-105 читать, ответить на вопросы с.104. Подготовить устные сообщения.

 

59

 

 

На севере Европы.

1

Урок-путешествие.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материала о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовка сообщений с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одному из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений. Узнавание и описывание достопримечательности по фотографиям. Выполнение заданий электронного приложения к учебнику. Моделирование достопримечательности из пластилина. Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

С.108-117 читать, ответить на вопросы с.117.

 

60

 

 

Что такое Бенилюкс.

1

Урок-путешествие.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материала о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовка сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одного из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений. Составление вопросов к викторине по странам Бенилюкса. Описывание достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. Выполнение заданий электронного приложения к учебнику. Использование дополнительной литературы, нахождение нескольких интересных фактов по изучаемым странам. Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

С.118-124 читать, ответить на вопросы с.124.

 

61

 

 

В центре Европы.

1

Урок-путешествие.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материала о Греции и Италии, подготовка сообщений с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одного из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений. Составление вопросов к викторине по Греции и Италии. Описывание достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Выполнение заданий электронного приложения к учебнику. Использование дополнительной литературу, нахождение интересных факторов об изучаемых странах. Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из Греции и Италии. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

С.125-131 читать, ответить на вопросы с.130.

 

62

 

 

По Франции и Великобритании (Франция).

1

Урок-путешествие.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материала о Франции (Великобритании), подготовка сообщений с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одного из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений. Описывание достопримечательности Франции (Великобритании) по фотографиям. Составление вопросов для викторины о Франции (Великобритании). Выполнение заданий электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете нахождение интересных фактов о Франции (Великобритании). Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из Франции (Великобритании). Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

С.132-141 читать, ответить на вопросы с.141. №7 с.65 в тетради.

 

63

 

 

По Франции и Великобритании (Великобритания).

1

Урок-путешествие.

Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материала о Франции (Великобритании), подготовка сообщений с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одного из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений. Описывание достопримечательности Франции (Великобритании) по фотографиям. Составление вопросов для викторины о Франции (Великобритании). Выполнение задания электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете нахождение интересных фактов о Франции (Великобритании). Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из Франции (Великобритании). Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке.

Найти интересные факты о  Франции или Англии.

 

64

 

 

На юге Европы.

1

Урок-путешествие.

-понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить;

- работа в группе: самостоятельное изучение материала учебника о Греции и Италии (каждой группе по одной стране), подготовка сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступление одного из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений;

-описывание достопримечательности  Греции и Италии по фотографиям;

 -составление вопросов к викторине по странам севера Европы;

-выполнение заданий электронного приложения к учебнику;

-использование дополнительной литературы, нахождение интересных фактов об изучаемых странах;

-работа со взрослыми: в магазине выяснение, какие товары поступают из Греции и Италии;

- формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

С.142-148 читать, ответить на вопросы с.148.

 

65

 

 

По знаменитым местам мира.

 

 

1

Комбинированный урок.

-понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить;

-соотнесение памятников архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

-определение цели международного туризма;

-работа с картой;

-описывание по фотографиям изучаемые достопримечательности;

нахождение в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, подготовка сообщений;

- формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.

С.149-153 читать, ответить на вопросы с.153, № 3 с.70 в тетради.

 

66

 

 

Итоговая диагностическая работа за 2 полугодие.

 

1

Контрольно-обобщающий урок.

выполнение тестов с выбором ответа;

-оценка правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватное оценка своих знаний в соответствии с набранными баллами.

 

 

 

67

 

 

 

 

 

68

 

 

 

 

 

 

 

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края».

 

 Презентация проекта«Музей путешествий».

 

 

2

Урок-конференция.

 

 

 

Урок-конференция.

 

-Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядным материалом;

-обсуждение выступлений учащихся;

-оценка своих достижений и достижений других учащихся.