Календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Количество часов
|
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности
|
Домашнее задание
|
|
|||||||||||||
план |
факт |
|
||||||||||||||||||
Раздел «Как устроен мир» (6 часов) |
|
|||||||||||||||||||
1 |
|
|
Природа.
|
1 |
Урок введения в новую тему.
|
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Доказывание, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрытие ценности природы для людей. Работа в паре: анализ текст учебника, извлечение из него необходимой информации; сравнение объектов неживой и живой природы по известным признакам; предложение заданий к рисунку учебника и оценивание ответов одноклассников; классификация объектов живой природы, осуществление самопроверки. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.4-9 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.7, рабочая тетрадь стр.3 № 3 |
|
||||||||||||
2 |
|
|
Человек.
|
1
|
Урок-игра. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Нахождение сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различение внешности человека и его внутреннего мира; анализ проявлений внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивание богатства внутреннего мира человека. Работа в паре: наблюдение и описывание проявлений внутреннего мира человека; обсуждение возникновения богатств внутреннего мира человека. Моделирование ступеней познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.10-14 читать, ответить на вопросы с.15. |
|
||||||||||||
3 |
|
|
Проект «Богатства, отданные людям».
|
1 |
Урок-проект. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Определение места человека в мире. Характеристика семьи, народа, государства, как части общества. Обсуждение вопроса о том, почему семья является важной частью общества. Сопоставление форм правления в государствах мира. Работа в паре: анализ таблицы с целью извлечения необходимой информации; описывание по фотографиям достопримечательности разных стран; соотнесение стран и народов, осуществлять самопроверки; рассуждение о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижения на уроке. |
Подготовить проект, выступление. |
|
||||||||||||
4 |
|
|
Общество.
|
1
|
Урок изучения нового материала.
|
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Анализ текста учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживание по схеме обнаруженных взаимосвязей; рассказ о них, с опорой на схему. Работа в паре: анализ схем учебника и классификация с их помощью экологических связей; умение приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывание окружающей среды для природных объектов и человека; моделирование связи организмов с окружающей средой; обсуждение и оценивание предложенных моделей. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.18-23 читать, , ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.22. |
|
||||||||||||
5 |
|
|
Что такое экология.
|
1 |
Комбинированный урок. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Устанавливание причинно-следственных связей между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; умение различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивание заповедников и национальных парков как видов особо охраняемых природных территорий. Работа в группе: сопоставление (по фотографиям в учебнике) примеров отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждение о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснение, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приведение примеров такого отношения из собственной жизни. |
С.26-28 читать, рабочая тетрадь стр. 13 № 3. |
|
||||||||||||
6 |
|
|
Природа в опасности!
|
1 |
Урок-исследование. |
Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках в своем регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе (селе); участие в природоохранной деятельности. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.29-34 читать, №2,3,4 с.14-15в рабоч. тетр. |
|
||||||||||||
Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)
|
|
|||||||||||||||||||
7 |
|
|
Тела, вещества, частицы.
|
1 |
Урок-исследование. |
Понимание учебных задач раздела и данного урока и стремление к их выполнению. Характеристика понятий «тело», «вещества», «частицы». Классификация тела и вещества, приведение примеров естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. Наблюдение опытов с растворением вещества, высказывание предположений, объясняющих результат опыта, доказывание на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Работа в группе: проверка с помощью учебника правильности приведенных утверждений; нахождение различий тела и вещества, осуществление самопроверки; моделирование процесса растворения, а также расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществе. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.36-39 читать, рабочая тетрадь стр.22 № 6,7. |
|
||||||||||||
8 |
|
|
Разнообразие веществ.
|
1 |
Урок-исследование. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Наблюдение и характеристика свойств поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Практическая работа; ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксирование результатов исследования в рабочей тетради. Работа в паре: описывание изучаемых веществ по предложенному плану; использование информации из текста учебника для объяснения содержания рисунков. Работа со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.41-45 читать, вопросы раздела «Проверь себя», №4с.23 в тетради. |
|
||||||||||||
9 |
|
|
Воздух и его охрана.
|
1 |
Урок-практика. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Анализ схем (диаграмм) с целью определения состава воздуха. Исследование с помощью опытов свойств воздуха; различие цели опыта, хода опыта, выводов; фиксирование результатов исследования в рабочей тетради. Работа в паре: объяснение свойств воздуха, используя знания о частицах; осуществление самопроверки; извлечение из текста учебника информации в соответствии с заданием. Работа со взрослыми: интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.46-50 читать, , ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.50, рабочая тетрадь стр. 26 №5,6. |
|
||||||||||||
10 |
|
|
Вода.
|
1 |
Урок-практика. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Практическая работа: исследование по инструкции учебника свойств воды (определение и озвучивание цели каждого опыта, устное описывание его хода, формулирование выводов и фиксирование их в рабочей тетради). Работа в паре: нахождение главных мыслей учебного текста, раскрывание их, с использованием информации из текста; анализ схем учебника и применение их для объяснения свойств воды; рассказ об использовании в быту воды как растворителя, сравнивание своего опыта с ответами одноклассников, обобщение информации. Работа со взрослыми: проведение мини-исследований об использовании питьевой воды в семье. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.51-54 читать, ответить на вопросы с.54, рабочая тетрадь стр. 28 № 5,6. |
|
||||||||||||
11 |
|
|
Превращения и круговорот воды.
|
1 |
Урок-практика. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Высказывание предположений о состояниях воды в природе; различие трех состояний воды. Наблюдение в ходе учебного эксперимента образования капель при охлаждении пара, формулирование на основе наблюдений вывода о причинах образования облаков и выпадения дождя. Работа в паре: анализирование рисунка-схемы, объяснение с его помощью особенности образования льда; рассказывание по схеме о круговороте воды в природе, осуществление взаимопроверки; моделирование кругооборота воды в природе, осуществление самопроверки. |
С.55-58 читать, , ответить на вопросы с.58,рабочая тетрадь стр.30 №3,4 |
|
||||||||||||
12 |
|
|
Берегите воду!
|
1
|
Урок-исследование. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Высказывание предположений о том, почему нужно беречь воду; нахождение и использование при ответе на вопрос цифровых данных из учебника. Работа в паре: извлечение из текста учебника информации в соответствии с заданием; анализ схем в учебнике; сопоставление полученных сведений с информацией из текста; рассматривание фотодокументов и высказывание соответствующих суждений; моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды, рассказывание о загрязнении воды с помощью модели; обсуждение способов экономного использования воды. Работа со взрослыми: интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воды в родном городе. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.59-63 читать, ответить на вопросы с.63, рабочая тетрадь стр. 31 №2 |
|
||||||||||||
13 |
|
|
Как разрушаются камни.
|
1 |
Урок-исследование. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Высказывать предположение о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении. Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них. Работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
Индивидуальные задания по карточкам. |
|
||||||||||||
14 |
|
|
Что такое почва.
|
1 |
Урок-практика. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам. Высказывание предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Практическая работа: исследование состава почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез. Анализ схемы связей почвы и растения; на основе схемы моделирование связи почвы и растений. Обсуждение вопроса о взаимосвязи живого и неживого в почве. Характеристика процессов образования и разрушения почвы; характеристика мер по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева). Обсуждение рассказа «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне». Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.64-67 читать, ответить на вопросы с.67, рабочая тетрадь стр. 33 №5,6 |
|
||||||||||||
15 |
|
|
Разнообразие растений. |
1 |
Урок развития умений и навыков. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Доказывание с использованием своих знаний и рисунков учебника, что растения очень разнообразны. Знакомство с группами растений по материалам учебника. Работа в группе: классификация растений из предложенного списка, предложение подобных заданий одноклассникам, проверка и оценивание их ответов; знакомство по учебнику с понятием «виды растений»; использование предложенной информации при характеристике групп растений; определение растения с помощью атласа-определителя, осуществление взаимопроверки. Приведение примеров растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя. Подготовка сообщения об одном из видов растений любой группы с использованием книги «Зеленые страницы». Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.69-73 читать, ответить на вопросы с.73, рабочая тетрадь стр. 35 №6 |
|
||||||||||||
16 |
|
|
Солнце, растения и мы с вами.
|
1 |
Урок изучения нового материала. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Выявление с помощью схемы сходств и различий процессов питания и дыхания растений. Моделирование процессов дыхания и питания растений, рассказ об этих процессах помощью выполненной схемы. Выявление роли листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывание, что без растений невозможна жизнь животных и человека. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.74-77 читать, , выполнить задания для домашней работы на с.77. |
|
||||||||||||
17 |
|
|
Размножение и развитие растений.
|
1 |
Комбинированный урок. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Характеристика условий, необходимых для размножения растения и их распространения. Наблюдение в природе, за тем, как распространяются семена деревьев. Выявление роли животных в размножении и развитии растений. Характеристика с помощью схем стадий развития растения из семени. Работа с терминологическим словариком. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.78-81 читать, ответить на вопросы с.81, рабочая тетрадь стр. 38 № 3. |
|
||||||||||||
18 |
|
|
Охрана растений.
|
1 |
Урок формирования умений и навыков. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.
|
С.82-85 читать, ответить на вопросы с.85, рабочая тетрадь стр. 41 № 4,5 |
|
||||||||||||
19 |
|
|
Разнообразие животных. |
1 |
Урок формирования умений и навыков. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Актуализация сведений, полученных в 1 – 2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе. Характеристика факторов отрицательного воздействия человека на мир растений. Обсуждение материалов книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе. Оформление памятки (книжки) «Берегите растения». Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.87-92 читать, ответить на вопросы с.92, рабочая тетрадь стр. 43 № 5,6. |
|
||||||||||||
20 |
|
|
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края». |
1 |
Урок-проект. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению.. Актуализация знаний о животном мире, полученных в 1 – 2 классах. Классификация животных из списка, предложенного одноклассниками. Приводить примеры животных групп. С помощью атласа – определителя «От земли до неба» определение животных, изображенных на рисунках, и отношение их к определенной группе. Обсуждение рассказа «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне». Работа с электронным приложением к учебнику. Работа с терминологическим словариком. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.94-97 читать, ответить на вопросы с.96, рабочая тетрадь стр.44 № 2, 5. |
|
||||||||||||
21 |
|
|
Размножение и развитие животных. |
1 |
Урок развития умений и навыков. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Характеристика животных по типу питания. Приведение примеров животных по типу питания. Анализ схем цепей питания. Характеристика защитных приспособлений растений и животных. Обсуждение материала книги «Зеленые страницы» о божьих коровках. Обсуждение роли животных в поддержании равновесия в природе. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.100-105 читать, ответить на вопросы с.104, рабочая тетрадь стр.49 №4,7. |
|
||||||||||||
22 |
|
|
Охрана животных. |
1 |
Урок-конференция. |
Характеристика факторов отрицательного воздействия человека на животный мир. С помощью атласа-определителя и электронного приложения определение животных, занесенных в Красную книгу России. Обсуждение мер по охране животных. Обсуждение материалов книги «Великан на поляне» об исчезновении животных. Формулирование с помощью экологических знаков правил поведения в природе. Подготовка сообщения о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее с помощью дополнительной литературы. Создание книжки-малышки «Береги животных». Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.106-111 читать, ответить на вопросы с.109, рабочая тетрадь стр.51 №2, 3. |
|
||||||||||||
23 |
|
|
В царстве грибов. |
1 |
Урок развития умений и навыков. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Характеристика животных разных групп по способу размножения. Моделирование стадии размножения животных разных групп. Рассказ о том, как заботятся домашние животные о своем потомстве. Обсуждение материалов книг «Зеленые страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных. Работа с терминологическим словариком. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.112-116 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.116, рабочая тетрадь стр.53 №4,5. |
|
||||||||||||
24 |
|
|
Великий круговорот жизни. Тест по теме «Эта удивительная природа». |
1 |
Контрольно-обобщающий урок. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Актуализация знаний о редких и исчезающих животных, Красной книге России, изученных в 1-2 классах Характеристика организмов-производителей, организмов-потребителей и организмов-разрушителей. Обсуждение опасности исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделирование круговорота веществ в природе. Рассказ о круговороте веществ на Земле. Характеристика строения шляпочных грибов. С помощью иллюстрации учебника и атласа-определителя различие съедобных, несъедобных и ядовитых грибов. Обсуждение материалов рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне». Моделирование различий грибов-двойников. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.118-120 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.120. |
|
||||||||||||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
25 |
|
|
Организм человека. |
|
Урок введения в новую тему. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Актуализация знаний по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе. Характеристика системы органов человека (их части и назначение). Обсуждение взаимосвязи наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализ схем расположения органов тела человека, умение показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.122-124 читать, ответить на вопросы с.124, рабочая тетрадь стр.58 №3. |
|
||||||||||||
|
1 |
|
||||||||||||||||||
26 |
|
|
Органы чувств. |
1 |
Урок-исследование. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Работа в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавание предметов на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировка правил гигиены органов чувств. Работа с терминологическим словарем. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.126-129 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.129. |
|
||||||||||||
27 |
|
|
Надёжная защита организма.
|
1 |
Урок-практика. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Практическая работа: изучение свойств кожи. Характеристика средств гигиены и ухода за кожей. Характеристика мер первой помощи при повреждении кожи. Работа в паре: осваивание приемов оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовка рассказа об уходе за кожей. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.130-133 читать, ответить на вопросы с.133. |
|
||||||||||||
28 |
|
|
Опора тела и движение. |
1 |
Урок развития умений и навыков. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Характеристика роли скелета и мышц и жизнедеятельности организма. Раскрытие роли правильной осанки для здоровья человека. Выполнение физкультминутки. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.
|
С.134-137 читать, ответить на вопросы с.137. |
|
||||||||||||
29 |
|
|
Наше питание. Проект «Школа кулинаров». |
1 |
Урок-проект. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Практическая работа: определение наличия питательных веществ в продуктах питания. Моделирование строения пищеварительной системы. Характеристика изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждение правил рационального питания. Составление меню здорового питания. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.138-141 читать, ответить на вопросы с.141.Сообщение по проекту. |
|
||||||||||||
30 |
|
|
Дыхание и кровообращение.
|
1 |
Урок-практика. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Актуализация знаний о легких и сердце, изученные во 2 классе. Характеристика строения дыхательной системы и ее роль в организме. Моделирование строения дыхательной системы. Характеристика строения кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделирование строения кровеносной системы. Обсуждение взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Практическая работа в паре: измерение пульса на запястье и подсчитывание количества его ударов в минуту при разной нагрузке. Работа с терминологическим словариком. Работа со взрослыми: измерение пульса у членов своей семьи. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.
|
С.144-146 читать, ответить на вопросы с.146. |
|
||||||||||||
31 |
|
|
Умей предупреждать болезни. |
1 |
Урок развития умений и навыков. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. -характеристика факторов закаливания; - формирование правил закаливания; -составление памятки по закаливанию; -составление инструкции по предупреждению инфекционных заболеваний; -работа с терминологическим словарём; -регулярное проведение закаливания своего организма; - формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.
|
с. 147-149 ответить на вопросы с.149, рабочая тетрадь стр.69 №2 |
|
||||||||||||
32 |
|
|
Промежуточная диагностическая работа за 1 полугодие. |
1 |
Контрольно-обобщающий урок. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. -различие факторов, укрепляющих здоровье, и факторов, негативно на него влияющих; - обсуждение и формулирование правил ЗОЖ и стремление к их соблюдению; -работа с терминологическим словарём; -формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
Стр.150-153 ответить на вопросы стр.153, рабочая тетрадь стр.71 №3 |
|
||||||||||||
33 |
|
|
Здоровый образ жизни. |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
-выполнение тестов с выбором ответа, оценка правильности/неправильности предложенных ответов; -адекватная оценка своих знаний в соответствии с набранными баллами |
С.147-149 читать, ответить на вопросы с.149. |
|
||||||||||||
34 |
|
|
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». |
1
|
Урок-конференция. |
выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, -обсуждение выступления учащихся, - оценивание своих достижений и достижений других учащихся.
|
С.150-153 читать, ответить на вопросы с.153. |
|
||||||||||||
Раздел «Наша безопасность» (7 часов) |
|
|||||||||||||||||||
35 |
|
|
Огонь, вода и газ. |
1
|
Урок введения в новую тему. |
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению. Актуализация знаний об опасности в быту, полученные в 1-2 классах. Характеристика действий при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделирование действий при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Называние наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Работа с терминологическим словариком. Анализ схемы эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке. |
С.4-7 читать, ответить на вопросы с.7, рабочая тетрадь №3 с.4. |
|
||||||||||||
36 |
|
|
Чтобы путь был счастливым.
|
1 |
Урок введения в новую тему. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Актуализация правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах. Работа в группах: изучение по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения. Обсуждение предложенных ситуаций, которые являются потенциально опасными. Выполнение тестов с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте. Моделирование своих действий в ходе ролевой игры. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
С.8-13 читать, ответить на вопросы с.13. |
|
||||||||||||
37 |
|
|
Дорожные знаки.
|
1
|
Урок введения в новую тему. |
Понимание учебной задачи урока и стремиться ее выполнить. Актуализация знания дорожных знаков, полученные в 1-2 классах. Анализ разных типы знаков, Обсуждение, как они помогают пешеходам. Выполнение тестов с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков. Моделирование в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
С.14-17 читать, ответить на вопросы с.17, рабочая тетрадь №4с.9. |
|
||||||||||||
38 |
|
|
Проект «Кто нас защищает». |
1 |
Урок-проект. |
В ходе выполнения проекта дети учат: нахождение в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны. МЧС; -интервьюирование ветеранов ВОВ, военнослужащих, МЧС, сотрудников полиции. пожарной охраны;. -оформление собранных материалов в виде стендов, альбомов и т.д. -презентация и оценка результатов проектной деятельности |
Приготовить выступление по проекту. |
|
||||||||||||
39 |
|
|
Опасные места. |
1 |
Урок систематизации знаний. |
-понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить; -актуализация полученных ранее знаний о потенциально опасных местах; -обсуждение потенциально опасных мест в доме и вне его; -работа со взрослыми: составление схем своего двора и окрестности с указанием опасных мест; - формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
С.20-24 читать, ответить на вопросы с.24. |
|
||||||||||||
40 |
|
|
Природа и наша безопасность.
Проверочная работа по теме «Наша безопасность» |
1 |
Контрольно-обобщающий урок.
|
понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить; -характеристика опасности природного характера; -нахождение в атласе – определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых ягодах и грибах; -обсуждение рассказа «Опасные двойники» из книги « Зелёные страницы»; -характеристика правил гигиены при общении с домашними животными; -отличие гадюки от ужа; - формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке. |
С.25-30 читать, ответить на вопросы с.30, рабочая тетрадь №6с.14. |
|
||||||||||||
41 |
|
|
Экологическая безопасность.
|
1 |
Урок-практика. |
-понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить; -анализ по схеме цепь загрязнения; -нахождение примеров цепей загрязнения; -моделирование пути поступления загрязнения веществ в организм; -обсуждение проблемы экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; -практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; -работа с терминологическим словарём; - формулировка выводов из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
С.31-36 читать, ответить на вопросы с.36. |
|
||||||||||||
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) |
|
|||||||||||||||||||
42 |
|
|
Для чего нужна экономика. |
1 |
Урок введения в новую тему. |
Понимание учебной задачи урока и стремиться ее выполнить. Раскрытие понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги». Различие товаров и услуг; приводить примеры товаров и услуг. Характеристика роли труда в создании товаров и услуг. Работа с терминологическим словариком. Работа со взрослыми: прослеживание, какие товары и услуги были нужны в течение дня. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке. |
С.38-41 читать, ответить на вопросы с.41, рабочая тетрадь №5 с.22. |
|
||||||||||||
43 |
|
|
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Понимание учебной задачи урока и стремиться ее выполнить. Раскрытие роли природных богатств и труда людей в процессе производства товаров. Прослеживание взаимосвязи труда людей разных профессий. Раскрытие роли науки в экономическом развитии. Работа со взрослыми: выяснение роли профессий родителей в экономике. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке.
|
С.42-45 читать, ответить на вопросы с.45. |
|
||||||||||||
44 |
|
|
Полезные ископаемые.
|
1 |
Комбинированный урок. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Актуализация знании о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах. Определение полезных ископаемых с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Выявление, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характерстика особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки). С помощью атласа-определителя подготовка сообщения о каком-либо полезном ископаемом. Работа с терминологическим словариком. Работа со взрослыми: в краеведческом музее выяснение, какие полезные ископаемые добываются в регионе. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.
|
С.46-50 читать, ответить на вопросы с.50. |
|
||||||||||||
45 |
|
|
Растениеводство
|
1 |
Урок-практика. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Актуализация знаний о дикорастущих и культурных растениях, полученные 1 – 2 классах. Практическая работа в паре: исследование выданное учителем сельскохозяйственное растение и описыние его по плану. Обсуждение, зачем люди занимаются растениеводством. Различие и классификация культурных растений. Определение с помощью атласа-определителя культурных растений. Характеристика роли выращивания культурных растений и в экономике и труд растениеводов. Выявление связи растениеводства и промышленности. Работа с терминологическим словариком. Исследование, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюирование работников с/х. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке.
|
С.51-54 читать, ответить на вопросы с.54. |
|
||||||||||||
46 |
|
|
Животноводство. |
1 |
Урок-исследование. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Актуализация знаний о диких и домашних животных, полученные 1 – 2 классах. Классификация домашних сельскохозяйственных животных. Характеристика роли сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявление взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Работа с терминологическим словариком. Исследование, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюирование работников животноводства. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке
|
С.56-59 читать, ответить на вопросы с.59, рабочая тетрадь № 6 с.31. |
|
||||||||||||
47 |
|
|
Какая бывает промышленность. |
1 |
Урок-исследование. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Характеристика отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотношение продукцию в отрасли промышленности. Выявление взаимосвязи отраслей промышленности. Характеристика труда работников отраслей промышленности. Работа с терминологическим словариком. Работа со взрослыми: найти в краеведческий литературе или выяснение у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке. |
С.60-63 читать, ответить на вопросыс.63, рабочая тетрадь №4 с.33. |
|
||||||||||||
48 |
|
|
Проект «Экономика родного края». |
1 |
Урок-проект. |
|
Подготовить устное сообщение на тему «Русские деньги». |
|
||||||||||||
49 |
|
|
Что такое деньги.
|
1 |
Урок-практика. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Характеристика видов обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделирование ситуации бартера и купля – продажа. Раскрытие роли денег в экономике. Различие денежных единиц разных стран. Практическая работа в паре: рассматривание и сравнивание монеты России по внешнему виду, устно описывать их. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.
|
С.67-70 читать, ответить на вопросы с.69, рабочая тетрадь №6с.38. |
|
||||||||||||
50 |
|
|
Государственный бюджет. |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Характеристика государственного бюджета, его доходы и расходы. Определение, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявление взаимосвязи между доходами и расходами государства. Моделирование доходов и расходов государства в виде математических задач. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке.
|
С.71-74 читать, ответить на вопросы с.74. |
|
||||||||||||
51 |
|
|
Семейный бюджет. |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Характеристика семейного бюджета, его доходы и расходы. Определение, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявление сходств и различий государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определение, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждение, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделирование семейного бюджета. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке.
|
С.75-78 читать, ответить на вопросы с.78, рабочая тетрадь №4с.40 . |
|
||||||||||||
52 |
|
|
Экономика и экология. Проверочная работа по теме «Чему учит экономика»
|
1
|
Контрольно-обобщающий урок. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Актуализация знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах. Характеристика вредного воздействия различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязи между экономикой и экологией. Обсуждение, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Приведение примеров изменения экономических проектов под влиянием экологов. Моделирование экологических прогнозов. Работа с терминологическим словариком. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
|
|
||||||||||||
53 |
|
|
Экономика и экология.
|
1
|
Урок-исследование. |
С.79-84 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.84. |
|
|||||||||||||
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов) |
|
|||||||||||||||||||
54
|
|
|
Золотое кольцо России.
|
3 |
Урок-путешествие.
|
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Прослеживание маршрута путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Рассказ о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавание достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. Составление вопросов к викторине по Золотому кольцу. Моделирование маршрута Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. Выполнение задания из электронного приложения к учебнику. С помощью Интернета подготовка сообщения о любом городе Золотого кольца. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
С.86-96 читать, ответить на вопросы с.96.
Подготовить сообщение о любом из городов Золотого кольца.
Вылепить из пластилина макет Золотых ворот во Владимире. |
|
||||||||||||
55
|
|
|
Золотое кольцо России.
|
|
Урок-путешествие.
|
|||||||||||||||
56 |
|
|
Золотое кольцо России.
|
|
Урок-викторина. |
|||||||||||||||
57 |
|
|
Проект «Музей путешествий». |
1 |
Урок-проект. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Показ на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждение, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Выполнение задания из электронного приложения к учебнику. Работа с терминологическим словариком. С помощью дополнительной литературы подготовка сообщения о странах, граничащих с Россией. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
Приготовить выступление по проекту. |
|
||||||||||||
58 |
|
|
Наши ближайшие соседи. |
1 |
Урок-путешествие. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материалов учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовка сообщений с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одному из представителей группы или распределение материалов на несколько сообщений. Соотнесение государств и их флаги. Узнавание по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; ее замечательных людей. Составление вопросов к викторине по странам севера Европы. Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из стран севера Европы. Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
С.100-105 читать, ответить на вопросы с.104. Подготовить устные сообщения. |
|
||||||||||||
59 |
|
|
На севере Европы. |
1 |
Урок-путешествие. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материала о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовка сообщений с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одному из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений. Узнавание и описывание достопримечательности по фотографиям. Выполнение заданий электронного приложения к учебнику. Моделирование достопримечательности из пластилина. Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
С.108-117 читать, ответить на вопросы с.117. |
|
||||||||||||
60 |
|
|
Что такое Бенилюкс. |
1 |
Урок-путешествие. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материала о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовка сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одного из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений. Составление вопросов к викторине по странам Бенилюкса. Описывание достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. Выполнение заданий электронного приложения к учебнику. Использование дополнительной литературы, нахождение нескольких интересных фактов по изучаемым странам. Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
С.118-124 читать, ответить на вопросы с.124. |
|
||||||||||||
61 |
|
|
В центре Европы. |
1 |
Урок-путешествие. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материала о Греции и Италии, подготовка сообщений с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одного из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений. Составление вопросов к викторине по Греции и Италии. Описывание достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Выполнение заданий электронного приложения к учебнику. Использование дополнительной литературу, нахождение интересных факторов об изучаемых странах. Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из Греции и Италии. Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
С.125-131 читать, ответить на вопросы с.130. |
|
||||||||||||
62 |
|
|
По Франции и Великобритании (Франция). |
1 |
Урок-путешествие. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материала о Франции (Великобритании), подготовка сообщений с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одного из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений. Описывание достопримечательности Франции (Великобритании) по фотографиям. Составление вопросов для викторины о Франции (Великобритании). Выполнение заданий электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете нахождение интересных фактов о Франции (Великобритании). Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из Франции (Великобритании). Формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
С.132-141 читать, ответить на вопросы с.141. №7 с.65 в тетради. |
|
||||||||||||
63 |
|
|
По Франции и Великобритании (Великобритания). |
1 |
Урок-путешествие. |
Понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить. Работа в группе: самостоятельное изучение материала о Франции (Великобритании), подготовка сообщений с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступление одного из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений. Описывание достопримечательности Франции (Великобритании) по фотографиям. Составление вопросов для викторины о Франции (Великобритании). Выполнение задания электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете нахождение интересных фактов о Франции (Великобритании). Работа со взрослыми: в магазинах выяснение, какие товары поступают из Франции (Великобритании). Формулировка выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижения на уроке. |
Найти интересные факты о Франции или Англии. |
|
||||||||||||
64 |
|
|
На юге Европы. |
1 |
Урок-путешествие. |
-понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить; - работа в группе: самостоятельное изучение материала учебника о Греции и Италии (каждой группе по одной стране), подготовка сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступление одного из представителей группы или распределение материала на несколько сообщений; -описывание достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; -составление вопросов к викторине по странам севера Европы; -выполнение заданий электронного приложения к учебнику; -использование дополнительной литературы, нахождение интересных фактов об изучаемых странах; -работа со взрослыми: в магазине выяснение, какие товары поступают из Греции и Италии; - формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
С.142-148 читать, ответить на вопросы с.148. |
|
||||||||||||
65 |
|
|
По знаменитым местам мира.
|
1 |
Комбинированный урок. |
-понимание учебной задачи урока и стремление ее выполнить; -соотнесение памятников архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; -определение цели международного туризма; -работа с картой; -описывание по фотографиям изучаемые достопримечательности; нахождение в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, подготовка сообщений; - формулировка выводов из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке. |
С.149-153 читать, ответить на вопросы с.153, № 3 с.70 в тетради. |
|
||||||||||||
66 |
|
|
Итоговая диагностическая работа за 2 полугодие.
|
1 |
Контрольно-обобщающий урок. |
выполнение тестов с выбором ответа; -оценка правильность/неправильность предложенных ответов; -адекватное оценка своих знаний в соответствии с набранными баллами.
|
|
|
||||||||||||
67
68 |
|
|
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края».
Презентация проекта«Музей путешествий».
|
2 |
Урок-конференция.
Урок-конференция. |
-Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядным материалом; -обсуждение выступлений учащихся; -оценка своих достижений и достижений других учащихся. |
|
|
||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.