Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
№ п/п |
Дата |
Тема раздела
|
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые образовательные результаты |
Форма контроля
|
||
План |
Факт |
|||||||
Предметные |
||||||||
1. |
|
|
Раздел «Земля и человечество» (9 часов)
Раздел «Природа России» (11 часов)
Раздел «Родной край – часть большой страны» (14 часов)
Раздел «Страницы Всемирной истории» (6 часов)
Раздел «Страницы истории России» (20 часов)
Раздел «Современная Россия» (8 часов) |
Мир глазами астронома. Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце - ближайшая к Земле звезда. |
1 |
Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения астронома
|
|
|
2. |
|
|
Планеты Солнечной системы.
Практическая работа «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» |
1 |
Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет. Рассказывать об изучении планет астрономами, об особенностях движения Земли в космическом пространстве. Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца |
|
||
3. |
|
|
Звёздное небо – Великая книга Природы. Правила наблюдения звёздного неба. Практическая работа «Знакомство с картой звёздного мира» |
1 |
Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран, Плеяды – скопления звёзд в созвездии Тельца
|
|
||
4. |
|
|
Мир глазами географа. Карта полушарий. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» |
1 |
Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса. Понимать, что изучает география. Работать с картами полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять значения слов: «география», «географ» |
|
||
5. |
|
|
Мир глазами историка. Понятие об истории как науке. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучении истории. |
1 |
Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог» |
|
||
6. |
|
|
Когда и где? Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. Лента времени. Историческая карта. |
1 |
Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой |
|
||
7. |
|
|
Мир глазами эколога. Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. |
1 |
Понимать, что если люди погубят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой. Называть экологические проблемы и пути их решения. Называть международные соглашения по охране окружающей среды, международные экологические организации. Использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране |
|
||
8. |
|
|
Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). |
1 |
Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России |
|
||
9. |
|
|
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Земля и человечество". |
1 |
Рассказывать о Международной Красной книге. Рассказывать о том, что нужно сделать для спасения каждого вида. Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезновения |
|
||
10. |
|
|
Равнины и горы России. Характеристика земной поверхности. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» |
1 |
Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки – объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике |
|
||
11. |
|
|
Моря, озёра и реки России. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» |
1 |
Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское . Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике |
|
||
12. |
|
|
Природные зоны России. Карта природных зон. Практическая работа «Поиск и показ на карте природные зоны России» |
1 |
Называть природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показывать на карте природных зон области высотной поясности
|
|
||
13. |
|
|
Зона арктических пустынь. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» |
1 |
Показывать на карте природных зон зону арктических пустынь. Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи. Называть условия, необходимые для жизни живых организмов. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь. Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля» |
|
||
14 |
|
|
Тундра. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» |
1 |
Показывать на карте природных зон зону тундры. Называть природные особенности зоны тундры. Называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов в тундре. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. Рассказывать о занятиях местного населения. Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры. Рассказывать о Таймырском заповеднике
|
|
||
15 |
|
|
Леса России. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» |
1 |
Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. Называть экологические связи в лесах
|
|
||
16 |
|
|
Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Заповедники и национальные парки лесных зон. Тест. |
1 |
Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей. Называть экологические проблемы зоны лесов. Называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о правилах поведения в лесу. Называть заповедники и национальные парки лесных зон. Рассказывать о Приокско-Террасном заповеднике |
|
||
17 |
|
|
Зона степей. Местоположение зоны степей , её природные особенности. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» |
1 |
Показывать на карте природных зон зону степей. Рассказывать о природных особенностях зоны степей. Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Называть заповедники степной зоны. Рассказывать о питомниках для редких животных
|
|
||
18 |
|
|
Пустыни. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» |
1 |
Показывать на карте природных зон зону пустынь. Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь. Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком. Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения. Рассказывать о заповеднике «Чёрные Земли» |
|
||
19 |
|
|
У Чёрного моря. Местоположение зоны субтропиков , её природные особенности. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». |
1 |
Показывать на карте природных зон зону субтропиков. Называть правила безопасности во время отдыха у моря. Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о курортах Черноморского побережья Кавказа. Объяснять значения слов: «Черноморское побережье Кавказа», «субтропики»
|
|
||
20 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». |
1 |
Проверить знания и умения по данному разделу; формировать адекватную оценку своих достижений Наблюдать объекты и явления природы.
|
|
||
21 |
|
|
Наш край. Политико-административная карта России. Наш край на карте России. |
1 |
Рассказывать о природных сообществах, характерных для края. Наблюдать объекты и явления природы |
|
||
22 |
|
|
Поверхность нашего края. Практическая работа «Знакомство с картой родного края» |
1 |
Показывать на политико-административной карте России родной край. Знакомиться с картой родного края. Рассказывать о родном крае |
|
||
23 |
|
|
Поверхность нашего края. Формы земной поверхности родного края. Экскурсия. |
1 |
Называть формы земной поверхности родного края. Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки. Рассказывать об охране поверхности края. Объяснять значения слов: «овраг», «балка» |
|
||
24 |
|
|
Водные богатства нашего края. Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. |
1 |
Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края. Называть источники загрязнения вод в регионе. Называть правила поведения на воде |
|
||
25 |
|
|
Наши подземные богатства. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» |
1 |
Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Рассказывать об охране подземных богатств |
|
||
26 |
|
|
Земля - кормилица Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. |
1 |
Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее распространённых типах почв. Различать типы почв родного края. Рассказывать об охране почв |
|
||
27 |
|
|
Экскурсия в лес и на луг. Ознакомление с разнообразием растений. |
1 |
Знакомство с разнообразием растений луга. Учить распознавать на практике деревья, кусты, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса. Учить ценить красоту природы и беречь ее. |
|
||
28 |
|
|
Жизнь леса. Понятие о природном сообществе. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание» |
1 |
Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой природы. Объяснять значение выражения «природное сообщество». Рассказывать о природном сообществе смешанного леса. Определять обитателей леса с помощью атласа-определителя. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ), леса, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме). Моделировать цепи питания |
|
||
29 |
|
|
Жизнь луга. Природное сообщество луг. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание» |
1 |
Рассказывать о природном сообществе луга. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни луга. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ) луга, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Моделировать цепи питания. Рассказывать о влиянии человека на жизнь луга. Рассказывать об охране лугов |
|
||
30 |
|
|
Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресный водоём. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» |
1 |
Рассказывать о природном сообществе пресных вод. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни в пресных водах. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных) пресных вод, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Моделировать цепи питания. Называть правила поведения у водоёма. Рассказывать об охране пресноводных растений и животных. Рассказывать о болотах и об их охране |
|
||
31 |
|
|
Экскурсия к водоему. Правила поведения у водоёма. |
1 |
Познакомить с обитателями водоема. Воспитывать бережное отношение к природе. |
|
||
32 |
|
|
Растениеводство в нашем крае. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» |
1 |
Рассказывать о растениеводстве как об отрасли сельского хозяйства. Называть сорта культурных растений. Называть отрасли растениеводства в родном крае. Называть правила ухода за культурными растениями |
|
||
33 |
|
|
Животноводство в нашем крае. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. |
1 |
Рассказывать о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства. Называть породы домашних животных. Называть отрасли животноводства в регионе и рассказывать об их развитии |
|
||
34 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» Презентация проектов. |
1 |
Оценивать свои достижения Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов |
|
||
35 |
|
|
Начало истории человечества. История первобытного общества. Первобытное искусство. |
1 |
Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Объяснять значение выражения «первобытные люди». Использовать «ленту времени» |
|
||
36 |
|
|
Мир древности: далёкий и близкий История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки. |
1 |
Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии. Использовать «ленту времени». Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды» |
|
||
37 |
|
|
Средние века: время рыцарей и замков. Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Изобретение книгопечатания. |
1 |
Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов. Сопоставлять мировые религии. Рассказывать о рыцарях и замках. Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок» |
|
||
38 |
|
|
Новое время: встреча Европы и Америки Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. |
1 |
Рассказывать о Новом времени в истории Европы, Понимать значение развития предпринимательства. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Называть выдающихся людей нового времени. Работать с географической картой |
|
||
39 |
|
|
Новейшее время: история продолжается сегодня. Исследование Арктики и Антарктики. Достижения современной науки и техники. |
1 |
Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики. Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков. Называть выдающихся людей новейшего времени. Понимать, что ХХ столетие – это время двух самых кровопролитных войн |
|
||
40 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян. |
1 |
Показывать на карте территории расселения древних славян. Рассказывать о жизни древних славян
|
|
||
41 |
|
|
Во времена Древней Руси Возникновение Древнерусского государства. Крещение Древней Руси. |
1 |
Называть столицу Древней Руси. Понимать значение принятия Русью христианства. Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение» |
|
||
42 |
|
|
Страна городов. Устройство Древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Основание Москвы. |
1 |
Объяснять важность находок археологами берестяных грамот. Объяснять значение летописи об основании Москвы. Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси |
|
||
43 |
|
|
Из книжной сокровищницы Древней Руси Возникновении славянской письменности на Руси. Рукописные книги. |
1 |
Называть имена создателей славянской азбуки. Объяснять значение слова «летопись». Объяснять роль летописей для изучения истории России. Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры
|
|
||
44 |
|
|
Трудные времена на Русской земле. Феодальная раздробленность Руси в середине Xll века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. |
1 |
Рассказывать о монгольском нашествии. Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда». Рассказывать об Александре Невском. Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев |
|
||
45 |
|
|
Русь расправляет крылья. Возрождение Руси. Московский князь Иван Калита - собиратель русских земель. Сергий Радонежский. |
1 |
Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси. Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита. Объяснять значение слова «монастырь» |
|
||
46 |
|
|
Куликовская битва. Поход Мамая на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск. |
1 |
Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану. Моделировать ход Куликовской битвы. Осознавать роль Куликовской битвы в истории России |
|
||
47 |
|
|
Иван Третий. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Иван Грозный - первый российский царь. |
1 |
Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики. Понимать значение освобождения от монгольского ига |
|
||
48 |
|
|
Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. |
1 |
Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников. Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники» |
|
||
49 |
|
|
Патриоты России . Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. |
1 |
Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России. Объяснять значение выражения «народное ополчение» |
|
||
50 |
|
|
Пётр Великий. Организация "Потешных полков". Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр l - первый российский император. |
1 |
Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника. Понимать, почему Пётра I называют Великим. Рассказывать об основании града Петра |
|
||
51 |
|
|
Михаил Васильевич Ломоносов. Биография М.В.Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета. |
1 |
Рассказывать о М.В. Ломоносове. Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры |
|
||
52 |
|
|
Екатерина Великая - продолжательница реформ Петра l. Личные качества императрицы. Развитие просвещения. |
1 |
Рассказывать о Екатерине Второй. Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой. Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове
|
|
||
53 |
|
|
Отечественная война 1812 года. Вторжение в Россию армии наполеона. Бородинская битва. Пожар Москвы. |
1 |
Рассказывать о Бородинском сражении. Рассказывать о М.И. Кутузове. Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной. Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Объяснять значение выражения «Отечественная война» |
|
||
54 |
|
|
Страницы истории XIX века. Декабристы, основные идеи движения. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Технические достижения России в XIX веке. |
1 |
Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей. Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости. Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года. |
|
||
55 |
|
|
Россия вступает в XX век. Николай ll - последний император России. Возникновение политических партий. |
1 |
Объяснять значение выражения «Гражданская война». Рассказывать о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях
|
|
||
56 |
|
|
Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. |
1 |
Рассказывать об образовании СССР. Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни |
|
||
57 |
|
|
Великая война и великая Победа . Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Битва за Сталинград. Курское сражение. |
1 |
Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война»
|
|
||
58 |
|
|
Великая война и великая Победа . Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы. |
1 |
Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира |
|
||
59 |
|
|
Страна, открывшая путь в космос. Юрий Гагарин - первый космонавт Земли. Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. |
1 |
Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина. Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР. Называть экологические проблемы того времени. Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году |
|
||
60 |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека. |
1 |
Рассказывать о федеральном устройстве России. Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека. Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция»
|
|
||
61 |
|
|
Мы – граждане России . Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации: Президент, Правительство, Федеральное собрание. |
1 |
Называть права и обязанности гражданина. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь
|
|
||
62 |
|
|
Славные символы России. Государственные герб, флаг и гимн, их история значение в жизни государства и общества. |
1 |
Понимать, что такое «символ» и называть символы России. Объяснять значение символов России в жизни государства и общества |
|
||
63 |
|
|
Такие разные праздники . Праздники в жизни человека, семьи страны. День России, День Государственного флага РФ, День народного единства и др. |
1 |
Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Приводить примеры праздников
|
|
||
64 |
|
|
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири). Народы России, особенности их традиционной культуры. |
1 |
Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах России |
|
||
65 |
|
|
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской части России) . Регионы и города России, их история , важнейшие достопримечательности. |
1 |
Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах России |
|
||
66 |
|
|
Путешествие по России (по Волге, по югу России) . Регионы и города России, их история , важнейшие достопримечательности. |
1 |
Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах России |
|
||
67 |
|
|
Административная итоговая комплексная контрольная работа. |
1 |
Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания |
|
||
68 |
|
|
Презентация проектов Представление результатов проектной деятельности. |
1 |
Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижени |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.