Пояснительная записка
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке разработана на основании следующих документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. №373 с изменениями (приказы Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357, от 18 декабря 2012 г. N 1060, от 29 декабря 2014 г. N 1643, от 31 декабря 2015 г. N 1576);
- письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
- письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 N 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Минобразования Новосибирской области от 10.09.2018 №8925-03/25 «Об обязательном введении родного языка»;
- с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования,
- учебного плана школы.
Класс |
Часть учебного плана |
Количество часов в неделю, количество часов за год обучения |
2 класс |
Обязательная часть |
0,5/17 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
|
|
Всего |
0,5/17 |
3 класс |
Обязательная часть |
0,5/17 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
0,5/17 |
|
Всего |
0,5/17 |
4 класс |
Обязательная часть |
0,5/17 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
|
Всего |
0,5/17 |
Всего |
|
51 |
Учебники: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» 3 класс Москва «Просвещение» 2018
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
¾ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
¾ широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
¾ учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
¾ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
¾ способность к оценке своей учебной деятельности;
¾ основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
¾ ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
¾ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
¾ развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
¾ установка на здоровый образ жизни;
¾ основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
¾ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
¾ внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
¾ выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
¾ устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
¾ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
¾ положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
¾ компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
¾ морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
¾ установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
¾ осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
¾ эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
¾ принимать и сохранять учебную задачу;
¾ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
¾ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
¾ учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
¾ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
¾ оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
¾ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
¾ различать способ и результат действия;
¾ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
¾ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
¾ осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
¾ использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
¾ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
¾ строить сообщения в устной и письменной форме;
¾ ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
¾ основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
¾ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
¾ осуществлять синтез как составление целого из частей;
¾ проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
¾ устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
¾ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
¾ обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
¾ осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
¾ устанавливать аналогии;
¾ владеть рядом общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
¾ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
¾ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
¾ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
¾ формулировать собственное мнение и позицию;
¾ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
¾ строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
¾ задавать вопросы;
¾ контролировать действия партнера;
¾ использовать речь для регуляции своего действия;
¾ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Метапредметные результаты
Чтение. Работа с текстом
При получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
¾ находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
¾ определять тему и главную мысль текста;
¾ делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
¾
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
¾ сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
¾ понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
¾ понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
¾ понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
¾ использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
¾ ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
¾ пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
¾ соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
¾ формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
¾ сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
¾ составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
¾ высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
¾ оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
¾ на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
¾ участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся.
На уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
¾ использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
¾ организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
¾ вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
¾ сканировать рисунки и тексты.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
¾ подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
¾ описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
¾ собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
¾ редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
¾ пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
¾ искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
¾ заполнять учебные базы данных.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
¾ создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
¾ создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
¾ готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
¾ создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
¾ создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
¾ размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
¾ пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
¾ определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
¾ планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» на уровне начального общего образования:
Выпускник научится:
- понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознавать значимость чтения на родном языке для личного развития; формировать представления о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формировать потребностьи в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечивать культурную самоидентификацию;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Предметные результаты предмета « Литературное чтение на родном языке » в 3 классе
- понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознавать значимость чтения на родном языке для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности;
- овладевать техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа ;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание курса
3 класс (17 ч)
Устное народное творчество. Сказки и былины (4 ч)
Русские народные сказки: «Летучий корабль», «Хаврошечка», «Спящая царевна». Былины: «Илья Муромец».
Сказки П.П. Бажова (2 ч)
Сказы «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка».
Рассказы и стихи о детях и для детей (6 ч)
Е .Стюарт « У зимы особый счёт», « Старая фотокарточка»
В.Драгунский «Рыцари», В Шукшин «В профиль и анфас», А.Гайдар «Горячий камень»
Рассказы о природе (2 ч)
К.Паустовский «Подарок». С. Агеева (Бунтовская). «Заповедные тропинки»
Стихи о Родине (3 ч)
М.Матусовский «С чего начинается Родина», Т.Белозёров «В родном краю», Исаковский «Вишня», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Класс 3
Количество:
учебных недель 34
часов в неделю 0,5
часов по учебному плану (за год обучения) 17
плановых контрольных работ 1
№ |
Раздел |
Количество часов |
Сроки прохождения |
1 |
Устное народное творчество. Сказки и былины |
4 ч |
2 неделя января – 1 неделя февраля |
2 |
Сказы Бажова |
2 ч |
2 неделя февраля – 3 неделя февраля |
3 |
Рассказы о детях и для детей |
6 ч |
4 неделя февраля – 2 неделя апреля |
4 |
Рассказы о природе |
2 ч |
3 неделя апреля - 4 неделя апреля |
5 |
Стихи о Родине |
3 ч |
2 неделя мая – 4 неделя мая |
|
Итого |
17 |
|
Перечень контрольных работ
№п/п |
Наименование работы |
Сроки |
1 |
Диагностическая работа по итогам года |
апрель |
№ |
Название раздела/тема |
Кол-во часов |
Содержание |
Примерные сроки |
|
Устное народное творчество. Сказки и былины |
4 ч |
|
|
1 |
Русская народная сказка: «Летучий корабль» |
1 |
значение выражений «волшебная сказка», «драматизация», виды сказок, особенности строения сказок, |
2 неделя января |
2 |
Русская народная сказка: «Хаврошечка» |
1 |
определять тему и главную мысль произведения, -оценивать события, героев произведения, -по плану характеризовать героев произведения, |
3 неделя января |
3 |
Русская народная сказка: «Спящая царевна» |
1 |
4 неделя января |
|
4 |
Былины: «Илья Муромец». |
1 |
определять мотивы поведения героев, -читать выразительно и осо-знанно текст и выделять главное в прочитанном |
1 неделя февраля |
|
Сказки П.П. Бажова |
2 ч |
|
|
5 |
«Огневушка-поскакушка», |
1 |
определять тему и главную мысль произведения, -оценивать события, героев произведения, -по плану характеризовать героев произведения,
определять мотивы поведения героев, -читать выразительно и осо-знанно текст и выделять главное в прочитанном |
2 неделя февраля |
6 |
«Голубая змейка». |
1 |
3 неделя февраля |
|
|
Рассказы и стихи о детях и для детей |
6 ч |
|
|
7 |
Е.Стюарт:«У зимы особый счёт», « Старая фотокарточка» |
1 |
Владеть навыком вырази-тельного чтения. Читать стихотворное произведения наизусть |
4 неделя февраля |
8 |
В.Драгунский «Рыцари», |
1 |
|
1 неделя марта |
9 |
В Шукшин «В профиль и анфас» |
2 |
определять мотивы поведения героев, -читать выразительно и осо-знанно текст и выделять главное в прочитанном |
2 - 3 неделя марта |
10 |
А.Гайдар «Горячий камень» |
2 |
Знать содержание прочи-танного. Сопоставлять и сравнивать картины и сти-хи, подбирать цитаты и об-разные выражения для опи-сания картины |
1 -2 неделя апреля |
|
Рассказы о природе |
2 ч |
|
|
11 |
С. Агеева (Бунтовская). «Заповедные тропинки» |
1 |
Владеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Читать по ролям; создавать небольшой уст-ный текст на заданную тему |
3 неделя апреля |
12 |
К.Паустовский «Подарок». |
1 |
4 неделя апреля |
|
|
Стихи о Родине |
3 ч |
|
|
13 |
М.Матусовский «С чего начинается Родина», Т.Белозёров «В родном краю», |
1 |
определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных поэтов одной тематики. |
2 неделя мая |
14 |
Исаковский «Вишня», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое». |
1 |
3 неделя мая |
|
15 |
Диагностическая работа по итогам года. |
1 |
4 неделя мая |
|
|
Итого |
17 ч |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.