КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы
Оценка 4.9

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
биология
7 кл—9 кл
19.02.2018
КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы
Публикация является частью публикации:
КТП - 8 био.doc
Дата план Дата факт № урока Кол­ во часов 04.09 04.09 1. 1 Зоология   —   наука   о животных. Животные окружающая среда. и   06.09 2. 1 Классификация животных   и   основные систематические группы. Календарно – тематическое планирование Тема урока/практической работы/лабораторной работы Класс: 8 Содержание/основные понятия/ХКК/ОБЖ Основные виды деятельности ученика (УУД) ДЗ Примечание Тема 1. Общие сведения о мире животных (4 ч.)     Введение. Зоология — система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различие животных   и   растений.   Раз­ нообразие и значение животных в природе и в жизни человека ХКК. Разнообразие и значение животных в ХК. Среды   жизни.   Места   обитания —   наиболее   благоприятные участки среды жизни.  Абиотические,   биотические, антропогенные,   экологические факторы.   Среда   обитания   — совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи   животных   в природе.   Биоценоз.   Пищевые связи. Цепи питания. Наука   систематика. Популяция. группы. ХКК. группы   животных Реликты и эндемики. Влияние человека на животных Косвенное   и   прямое   влияние. Красная книга. Заповедники ХКК.   Красная   книга   ХК. Заповедники и заказники ХК.   Вид.   Систематические Систематические   ХК.       1 Выявлять признаки сходства и различия животных и растений. Приводить   примеры   различных   представителей царства Животные. Анализировать   и   оценивать   роль   животных   в экосистемах, в жизни человека Пояснять   на   конкретных   примерах   распро­ странение животных в различных средах жизни. Сравнивать   и   характеризовать   внешние   признаки животных различных сред обитания по рисункам. Устанавливать   различие   понятий:   «среда   жизни», «среда   обитания»,   «место   обитания».   Описывать влияние экологических факторов на животных. Доказывать   наличие   взаимосвязей   между   жи­ вотными   в   природе.     Определять   роль   вида   в биоценозе. различные информационные   ресурсы   для   подготовки сообщений по теме Использовать       систематическое   являющиеся   основой Называть   принципы, классификации организмов. Характеризовать   критерии   основной   единицы классификации.   положение Устанавливать (соподчинение) различных таксонов на конкретном примере. Описывать формы влияния человека на животных. Оценивать   результаты   влияния   человека   с этической точки зрения. Устанавливать взаимосвязь численности отдельных видов животных и их взаимоотношений в природе § 1, 2 § 3, 4 11.09 3. 1 Краткая развития зоологии.   история 13.09 4. 1   Обобщение и систематизация   знаний по   теме   1   «Общие сведения   о   мире животных». 18.09 5. 1 Клетка. 20.09 6. 1 Ткани, системы органов.   органы   и Характеризовать   пути   развития   зоологии. Определять роль отечественных учёных в развитии зоологии. Анализировать достижения К. Линнея и Ч. Дарвина в области биологической науки.   Труды   великого   учёного Древней   Греции   Аристотеля. Развитие   зоологии   в   Средние века   и   эпоху   Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды   К.  Линнея.  Экспедиции русского   академика   П.С. Паласа.   Труды  Ч.  Дарвина,   их роль в развитии зоологии.  ХКК.   Исследования   отече­ ственных   учёных   в   области зоологии. Использовать различные информационные ресурсы для   подготовки   сообщения   о   сокращении отдельных видов. Использовать различные информационные ресурсы для   подготовки   сообщения   о   сокращении отдельных видов животных. Называть   представителей   животных.   Описывать характерные признаки животных Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки. животной   и   растительной   клеток.   Устанавливать взаимосвязь   строения   животной   клетки   с   типом питания   животной Тема 2. Строение тела животных (3 ч) Наука   цитология.   Строение животной   клетки:   размеры   и формы,   клеточные   структуры, их   роль   в   жизнедеятельности клетки.   Сходство   и   различия строения и растительной клеток. Ткани: эпителиальные, соедини­ тельные,   мышечные,   нервные, их   характерные   признаки. Органы   и   системы   органов, особенности   строения   и функций.   Типы   симметрии животного, их связь с его обра­ зом жизни.   Называть   типы   тканей   животных.   Устанавливать взаимосвязь строения тканей и их функций. Характеризовать   органы   и   системы   органов животных. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. Высказывать   предположения   о   последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма. Описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела. Систематизировать   материал   по   теме,   используя форму таблицы. 25.09 7. 1   Обобщение и систематизация   знаний по   материалам   темы   2 2 § 5 Закончить таблицу. § 6 § 7 «Строение животных».   тела Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч.) 27.09 8. 1 Общая   характеристика подцарства Простейшие. 02.10 9. 1 Тип   Саркодовые   и жгутиконосцы.   Класс Жгутиконосцы. 04.10 10. 1 Тип Инфузории Разнообразие инфузорий. Лабораторная работа №   1  «Строение   и передвижение инфузории­туфельки». Выявлять   характерные   признаки   подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы. Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Установить   взаимосвязь   строения   и   функций организма на примере амёбы­протея. Обосновывать роль простейших в экосистемах. Характеризовать среду обитания жгутиконосцев. Устанавливать   взаимосвязь   характера   питания   и условий среды. Обосновывать вывод о промежуточном положении эвглены зелёной. Приводить   доказательства   более   сложной организации колониальных форм жгутиковых. Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах Выявлять характерные признаки типа Инфузории. Приводить   примеры   и   характеризовать   черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами. Наблюдать простейших под микроскопом. результаты наблюдений. Обобщать, делать выводы. Соблюдать   правила   поведения   в   кабинете,   об­ ращения с лабораторным оборудованием.   Фиксировать   § 8 § 8, 9 § 10   и Класс     Строение     Саркодовые Разнообразие Тип жгутиконосцы. Саркодовые Среда обитания, внешнее строе­ ние. и жизнедеятельность   саркодовых на примере амёбы­протея.  ХКК.   саркодовых. Среда   обитания   строение   и передвижение   на   примере эвглены   зелёной.   Характер питания,   его   зависимость   от условий   среды.   Дыхание, выделение   и   размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной.  ХКК жгутиконосцев. Среда   обитания,   строение   и передвижение   на   примере инфузории­   туфельки.   Связь усложнения   с процессами жизнедеятельности. Разнообразие строения       ОБЖ: правила ТБ по работе с лабораторным оборудованием. 3 09.10 11. 1 11.10 12. 16.10 13. 18.10 14. 23.10 15. 1 1 1 1   Значение простейших. Обобщение и систематизация   знаний по   материалам   темы   3 «Подцарство Простейшие». Общая   характеристика многоклеточных животных.   Кишечнополостные. Тип   Разнообразие кишечнополостных. Обобщение и систематизация   знаний по   материалам   темы   4 «Подцарство Многоклеточные».         разнообразие Место   простейших   в   живой природе. Простейшие­паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы   —   возбудители заболеваний   человека   и животных.  ХКК: простейших в ХК. ОБЖ: Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими. Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2ч) Строение и жизнедеятельность Общие   черты   строения.   Гидра —   одиночный   полип.   Среда обитания, внешнее и внутреннее Особенности строение. жизнедеятельности,   уровень организации   по   сравнению   с простейшими Класс   Гидроидные.   Класс Коралловые полипы: жизненные процессы циклы, жизнедеятельности.   Класс Сцифоидные медузы:   характерные  черты  строения  и жизнедеятельности,   жизненный цикл.         рисунках,   доказательства Объяснять   происхождение   простейших.   Распо­ знавать   представителей   простейших­паразитов   на   фотографиях. микропрепаратах, Приводить необходимости выполнения санитарно­гигиенических норм в целях профилактики заболеваний. Выявлять   характерные   особенности   животных   по сравнению   с   растениями.   Устанавливать взаимосвязь   строения   и   жизнедеятельности организмов и условий среды. Формулировать вывод о роли простейших в природе. Описывать   основные   признаки   подцарства Многоклеточные. Называть представителей типа кишечнополостных. Выделять общие черты строения. Объяснять на примере наличие лучевой симметрии у   кишечнополостных.   Характеризовать   признаки более сложной организации кишечнополостных по сравнению с простейшими Определять   представителей   типа   на   рисунках, фотографиях,   живых   объектах.   Характеризовать отличительные классов кишечнополостных, используя рисунки учебника. Выявлять   черты   сходства   и   различия   жизненных циклов   гидроидных   и   сцифоидных   медуз. Устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных. Называть признаки,   свидетельствующие   о   древнем происхождении   кишечнополостных.   Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах. признаки     Описывать основные признаки типа Плоские черви. Называть   основных   представителей   класса Ресничные черви. Устанавливать   взаимосвязь   строения   и   функций систем   органов   ресничных   червей.   Проводить доказательства   более   сложной   организации плоских червей с кишечнополостными. сравнению   по       § 11 стр. 58, § 12 § 13 стр. 71, § 14 § 15 ХКК:     Кишечнополостные   в ХК Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч) Тип   Плоские   черви. Общая характеристика. Класс Ресничные черви. Места обитания   и   общие   черты строения.   Система   организмов жизнедеятельности.   Черты высокого   уровня более организации  в сравнении  с ки­ шечнополостными   Разнообразие   плоских Внешнее и внутреннее строение. Называть   характерные   черты   строения   со­ 4 червей:   сосальщики   и цепни.   Класс   Сосаль­ щики.     Размножение и развитие. Класс черви. Ленточные Приспособления к особенностям   среды   обитания. Размножение и развитие.  ОБЖ:   Меры   защиты   от заражения   паразитическими червями. 25.10 16. 1 Тип   Круглые   черви. Класс   Нематоды. Общая характеристика. Внешнее   строение.   Строение систем   внутренних   органов. Взаимосвязь строения и образа жизни   представителей   типа. ОБЖ: Профилактика заражения человека круглыми червями.     Места   обитания,   строение,   и жизнедеятельность систем внутренних   органов.   Уровни организации   органов   чувств свободноживущих   кольчатых червей   и   паразитических круглых. Места   обитания,   значение   в природе. Особенности внешнего   строения.   Строение систем   органов   дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни.  ХКК:   Роль   малощетинковых червей  в процессах почвообра­ зования.   06.11 17. 08.11 18. 1 1 13.11 19. 1 Тип   Кольчатые   черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Тип   Кольчатые   черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви Лабораторная работа №   2  «Внешнее строение   дождевого червя, его передвижение,   раздра­ жимость».     и Обобщение систематизация   знаний по   материалам   темы   5 «Тип Черви». сальщиков и ленточных червей, используя рисунки учебника. Устанавливать   взаимосвязь   строения   червей­ паразитов и среды их обитания. Распознавать   представителей   классов   плоских червей   на   рисунках,   фотографиях.   Соблюдать   в повседневной   жизни   санитарно­   гигиенические требования   с   целью   предупреждения   заражения паразитическими червями. Описывать   характерные   черты   строения   круглых червей. Распознавать представителей класса на рисунках и фотографиях. Устанавливать   взаимосвязь   строения   и   функций организма и образа его жизни. Находить признаки отличия первичной полости от кишечной.   Соблюдать   правила   личной   гигиены   в целях профилактики заражения круглыми червями. Называть   черты   более   высокой   организации кольчатых   червей   по   сравнению   с   круглыми. Распознавать представителей  класса на рисунках, фотографиях. Характеризовать   черты   усложнения   строения систем внутренних органов. Формулировать вывод об уровне строения органов чувств. Распознавать представителей  класса на рисунках, фотографиях. Устанавливать   взаимосвязь   строения   дождевого червя с его обитанием в почве. Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании. Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. § 16 § 17 § 18 ОБЖ: правила ТБ по работе с лабораторным оборудованием. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки презентации учебного проекта о роли кольчатых червей в почвообразовании. Обобщать   и   систематизировать   знания   по   ма­ териалам темы, делать выводы. 5 15.11 20. 1 Общая   характеристика типа. 20.11 21. 1 Класс моллюски.   Брюхоногие 22.11 22. 1 Класс   Двухстворчатые моллюски. Лабораторная работа №   3  «Внешнее строение   раковин   пре­ сноводных   и   морских моллюсков». 27.11 23. 1   Головоногие Класс моллюски. Обобщение и систематизация   знаний по   материалам   темы   6 «Тип Моллюски».   Тема 6. Тип Моллюски (4 ч.)     Строение   внешнее Среда   обитания, и строение. систем жизнедеятельность внутренних   органов.   Значение моллюсков.   Черты   сходства   и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхожде­ ние моллюсков.       Строение Среда   обитания,   внешнее строение на примере большого   и прудовика. жизнедеятельность систем внутренних   органов.   Особен­ ности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека Брюхоногие ХКК: моллюски в ХК.   внешнее Среда   обитания, строение  на примере  беззубки. Строение   и   жизнедеятельность систем   внутренних   органов. Особенности   размножения   и развития.  ХКК:   Роль   двустворчатых моллюсков   в   природе   ХК   и значение для человека. ОБЖ: правила ТБ по работе с лабораторным оборудованием.   Среда обитания, внешнее строе­ ние.   Характерные   черты строения   и   функции   опорно­ двигательной системы.   жизнедеятельность Строение, систем   внутренних   органов. Значение головоногих моллюсков.   Признаки   более сложной организации. 6   Характеризовать   особенности   строения   пред­ ставителей различных классов моллюсков. Называть   основные   черты   сходств   и   различия внутреннего   строения   моллюсков   и   кольчатых червей. Осваивать   приёмы   работы   с   определителем животных. Устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации. Распознавать   и   сравнивать   внешнее   строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать   взаимосвязь   между   строением   и функциями   внутренних   органов.   Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки   презентации   проекта   о   роли   брю­ хоногих моллюсков в экосистемах. Различать и определять двухстворчатых моллюсков на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Объяснять   взаимосвязь   образа   жизни   и   особен­ ностей   строения   двухстворчатых   моллюсков. Характеризовать   черты   приспособленности моллюсков к среде обитания. Формулировать   вывод   о   роли   двустворчатых моллюсков   в   водных   экосистемах,   в   жизни человека. Устанавливать   сходство   и   различия   в   строении раковин моллюсков. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Выделять   характерные   признаки   класса   голо­ воногих моллюсков. Определять   и   классифицировать   представителей различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии, натуральные объекты. Аргументировать   наличие   более   сложной организации у головоногих моллюсков. Обобщать и систематизировать   полученные   знания,   делать выводы по теме. § 19 § 20 § 21 § 22 ХКК: головоногие моллюски. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки   презентации   реферата   о   роли моллюсков в природе и в жизни человека. Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч) 29.11 24. 1 Общая   характеристика типа   Членистоногих. Класс Ракообразные. 04.12 25. 1 Класс Паукообразные. 06.12 26. 1 Класс Насекомые Лабораторная работа №   4  «Внешнее строение насекомого».     Размножение Среда   обитания,   особенности внешнего строения. Внутреннее   речного   рака, строение жизнедеятельность систем органов.   и развитие.  ХКК:   Разнообразие   ракооб­ разных. Значение ракообразных   в   природе   и жизни человека. Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука­крестовика.    Разнообразие   пау­ ХКК: кообразных. Роль паукообразных   в   природе   и жизни человека.  ОБЖ:   Меры   защиты   от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от уку­ сов ядовитых пауков.             характеристика, Общая   внешнего особенности строения. Разнообразие ротовых   органов.   Строение   и систем жизнедеятельность внутренних   органов. Размножение. ОБЖ: правила ТБ по работе с лабораторным оборудованием.   11.12 27. 1 Типы   насекомых. развития Развитие с неполным превраще­ нием.   Группы   насекомых. 7 Выявлять   общие   признаки   классов   типа   Чле­ нистоногие. Определять   и   классифицировать   представителей класса   Ракообразные   по   рисункам,   фотографиям, натуральным объектам. Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки   сообщения   о   разнообразии   рако­ образных. Выявлять   характерные   признаки   класса   Пау­ кообразные. Распознавать   представителей   класса   на   рисунках, фотографиях, в коллекциях. Осваивать   приёмы   работы   с   определителем животных. Устанавливать   взаимосвязь   строения   пауко­ образных   и   их   паразитического   образа   жизни   и хищничеством. Аргументировать   необходимость   соблюдения   мер безопасности   от   заражения   клещевым   эн­ цефалитом. Выявлять   характерные   признаки   класса   На­ секомые. Определять   и   классифицировать   представителей класса по рисункам, фотографиям, коллекциям. Осваивать   приёмы   работы   с   определителем животных Выявлять   характерные   признаки   насекомых, описывать   их   при   выполнении   лабораторной работы. Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых. Наблюдать,   фиксировать   результаты   наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Характеризовать типы развития насекомых. Объяснять принципы классификации насекомых. § 23 § 24 § 25 § 26 с полным Развитие превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых.     13.12 28. 1 18.12 29. 1 20.12 30. 1 Общественные насекомые   —   пчёлы   и   Полезные муравьи. насекомые.   Охрана насекомых. Состав   и   функции   обитателей муравейника,   пчелиной   семьи. Отношения   между   особями   в семье,   их   координация. Полезные насекомые.  ХКК:   Редкие   и   охраняемые насекомые. Красная книга ХК. Роль насекомых в природе ХК и жизни человека.       — Насекомые вредители   культурных растений и переносчики забо­ леваний человека. Обобщение   и систематизация   знаний по   материалам   темы   7 «Тип Членистоногие».   Насекомые Вредители сельскохозяйственных   культур.   — ОБЖ: переносчики заболеваний человека   и   животных. Методы   борьбы   с   вредными насекомыми.     Итоговый   контроль. Обобщение и систематизация   знаний по   темам   1­7   «Общие   Строение сведения. тела   животных. Одноклеточные. Многоклеточные. Черви. Членистоногие».   Моллюски.     жизнедеятельности. Устанавливать   систематическую   принадлежность насекомых. Выявлять различия в развитии насекомых с полным и   неполным   превращением.   Обобщать   и систематизировать   материал   по   теме   в   форме таблиц.  Называть состав семьи общественных насекомых на примере пчёл, Муравьёв. Характеризовать функции членов семьи, способы координации их действий. Объяснять роль полезных насекомых и особенности их Обосновывать необходимость   охраны   редких   исчезающих   видов насекомых. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки   презентации   учебных   проектов   о разнообразии насекомых. Называть   насекомых,   приносящих   вред   сель­ скохозяйственным культурам. Осваивать   приёмы   работы   с   определителем животных. Характеризовать последствия воздействия вредных для   человека   насекомых   на   организм   человека   и животных. Описывать   методы   борьбы   с   насекомыми   — вредителями и переносчиками заболеваний. Устанавливать   взаимосвязи   среды   обитания, строения   и   особенности   жизнедеятельности насекомых. Систематизировать   информацию   и  обобщать   её   в виде схем, таблиц Характеризовать   черты   сходства   и   различия строения   и   жизнедеятельности   животных   и растений. Устанавливать   взаимосвязи   строения   и   функций органов и систем органов животных. Обосновывать необходимость охраны животных. Определять   систематическую   принадлежность животных. Обобщать и систематизировать знания по темам 1­ 7, делать выводы. § 27 § 28 25.12 31. 1 Хордовые. Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч) Общие   признаки   хордовых Выделять 8   основные   признаки   хордовых. стр. 156, § 29 Бесчерепные — прими­ тивные формы. животных.  Бесчерепные.   Класс Ланцетники. Внешнее строение ланцетника. Внутреннее   системы   органов. строение, Размножение   и   развитие. Черепные,   или   Позвоночные. Общие признаки.   27.12 32. 1 15.01 33. 17.01 34. 1 1 Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Лабораторная работа №   5  «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы». Внутреннее   строение рыб. Лабораторная работа №   6  «Внутреннее строение рыбы». Особенности размножения рыб.     связанные внешнего Особенности строения, с   обитанием   в   воде.   Строение   и функции   конечностей.   Органы боковой   линии,   органы   слуха, равновесия. ОБЖ: правила ТБ по работе с лабораторным оборудованием.   Опорно­двигательная   система. Скелет   непарных   и   парных плавников.   Скелет   головы, скелет   жабр.   Особенности строения   и   функций   систем внутренних   органов.   Черты более высокого   уровня организации рыб по сравнению с ланцетником. Органы и процесс размножения. Живорождение. ХКК: Миграции   рыб   на   примере видов р. Амур. ОБЖ: правила ТБ по работе с лабораторным оборудованием.   22.01 35. 1 Основные систематические группы рыб. Класс   Хрящевые   рыбы,   общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые,  двоякодышащие и   кистепёрые.   Место   кис­ тепёрых   рыб   в   эволюции   9 Характеризовать   принципы   разделения   типа Хордовые на подтипы. Объяснять   особенности   внутреннего   строения хордовых   на   примере   ланцетника.   Обосновывать роль   ланцетников   для   изучения   эволюции хордовых. Аргументировать   выводы   об   усложнении   орга­ низации   хордовых   по   сравнению   с   беспозво­ ночными. Характеризовать   особенности   внешнего   строения рыб в связи со средой обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Выявлять   черты   приспособленности   внутреннего строения   рыб   к   обитанию   в   воде.   Наблюдать   и описывать   внешнее   строение   и   особенности передвижения   рыб   в   ходе   выполнения лабораторной работы. Соблюдать   правила   поведения   в   кабинете,   об­ ращения с лабораторным оборудованием. Устанавливать   взаимосвязь   строения   отдельных частей   скелета   рыб   и   их   функций.   Выявлять характерные   черты   строения   систем   внутренних органов. Сравнивать   особенности   строения   и   функции внутренних   органов   рыб   и   ланцетника. Характеризовать   черты   усложнения   организации рыб. Характеризовать   особенности   размножения  рыб  в связи   с   обитанием   в   водной   среде.   Описывать различное поведение рыб при появлении потомства и черты приспособленности к его сохранению. Оценивать роль миграций в жизни рыб. Наблюдать и   описывать   особенности   внутреннего   строения рыб в ходе выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Объяснить   принципы   классификации   рыб. Осваивать   приёмы   работы   с   определителем животных. Устанавливать   систематическую   принадлежность рыб. Распознавать представителей классов на рисунках, § 30 § 31 § 32 § 33 24.01 36. 1 позвоночных.  ОБЖ: предосторожности нападения акул при купании. Меры от       ХКК: Рыболовство. Промысловые рыбы. Трудовые хозяйства.   Акклиматизация рыб.  Аквариумные рыбы.      Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение и систематизации   знаний «Тип по Бесче­ Хордовые. репные.   Надкласс Рыбы». теме       фотографиях, натуральных объектах. Выявлять   признаки   организации   хрящевых   и костных рыб, делать выводы. Обосновывать место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Различать на рисунках, фотографиях, натуральных объектах основные группы промысловых рыб. Характеризовать   осетровых   рыб   как   важный объект промысла. Называть наиболее распространённые виды рыб и объяснять их значение в жизни человека. Проектировать меры по охране ценных групп рыб. Обосновывать роль рыб в экосистемах. Объяснять причины   разнообразия   рыб,   усложнения   их организации  с  точки зрения  эволюции животного мира. Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч.) 29.01 37. 1 Среда   обитания   и тела строение земноводных.   Общая характеристика.   31.01 38. 05.02 39. 1 1   Строение и деятельность   внутрен­ них органов земноводных.   Годовой   жизненный цикл   и   происхождение земноводных. Места   обитания.   Внешнее строение. Особенности кожного покрова.   Опорно­двигательная система,   её   усложнение   по сравнению с костными рыбами. Признаки   приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. Характерные   черты   строения систем   внутренних   органов   по сравнению с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб. Влияние сезонных изменений в природе   на   жизнедеятельность земноводных.   Размножение   и развитие   земноводных,   черты сходства   с   костными   рыбами, тип   развития.   Доказательства происхождения. 10 Описывать характерные черты внешнего строения земноводных,   связанные   с   условиями   среды обитания. Осваивать   приёмы   работы   с   определителем животных. Устанавливать   взаимосвязь   строения   кожного покрова и образа жизни амфибий. Выявлять   прогрессивные   черты   строения   опорно­ двигательной системы, скелета головы и туловища по сравнению с рыбами. Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. Устанавливать   взаимосвязь   строения   органов   и систем органов с их функциями и средой обитания. Сравнивать,   обобщать   информацию   о   строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы. Определять   черты   более   высокой   организации земноводных. Характеризовать   влияние   сезонных   изменений   на   Сравнивать, жизненный   цикл   земноводных. находить   размножения земноводных и рыб. Наблюдать и описывать тип развития амфибий. Обосновывать   выводы   о   происхождении   зем­ новодных. Обобщать материал о сходстве и различии рыб и   черты   сходства § 34 § 35 § 36 § 37 и Разнообразие значение земноводных Обобщение и систематизация   знаний по   материалам   темы   9 «Класс Земноводные».   Современные   земноводные,   их разнообразие и распространение.    ХКК: земноводных в ХК.   разнообразие ХКК:   Роль   земноводных   в природных   биоценозах   ХК,   в жизни   человека.   Охрана. Красная книга ХК. земноводных в форме таблицы или схемы. Определять   и   классифицировать   земноводных   по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Осваивать   приёмы   работы   с   определителем животных. Характеризовать   роль   земноводных   и   природных биоценозах   и   в   жизни   человека.   Устанавливать взаимосвязь   строений,   функций   организмов   со средой   обитания.   Использовать   информационные ресурсы   для   подготовки   презентации   проектов   о разнообразии земноводных, их охране. § 38 Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч.) 07.02 40. 1 12.02 41. 14.02 42. 1 1 Внешнее   строение   и скелет пре­ смыкающихся.   Общая характеристика.   Взаимосвязь внешнего строения и   наземного   образа   жизни. Особенности   строения   скелета пресмыкающихся. Внутреннее  строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.   Сходство   и   отличие   строения систем   внутренних   органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к жизни на суше. Размножение и развитие. годового Зависимость   жизненного от цикла температурных условий.       19.02 43. 1 Разнообразие пресмыкающихся.     черты     строения разных Общие представителей отрядов.  ХКК: пресмыкающихся в ХК. ОБЖ: пре­   досторожности   от   укусов ядовитых   змей.   Оказание первой доврачебной помощи. разнообразие   Меры 11 земноводных. Описывать   характерные   признаки   внешнего строения   рептилий   в   связи   со   средой   обитания. Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от   скелета     Устанавливать взаимосвязь   строения   скелета   и   образа   жизни рептилий. Характеризовать   процессы   жизнедеятельности рептилий в связи с жизнью на суше. Устанавливать   взаимосвязь   строения   внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания. Выявлять   черты   более   высокой   организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Характеризовать   процесс   размножения   пре­ смыкающихся и развития детёнышей. Использовать информационные   ресурсы   для   подготовки презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве. Определять и классифицировать пресмыкающихся по   рисункам,   натуральным объектам. Осваивать   приёмы   работы   с   определителем животных. Находить отличительные признаки представителей разных   групп   рептилий.   Характеризовать   черты более высокой организации представителей отряда крокодилов. Соблюдать меры предосторожности в природе с целью предупреждения укусов ядовитых   фотографиям, стр. 206, § 39 § 40 § 41 21.02 44. 1   их Значение пресмыкающихся, происхождение. Обобщение и систематизация   знаний по материалам темы 10 «Класс Пресмыкающиеся».   Роль   пресмыкающихся   в биоценозах,   значение   в   жизни человека.   Охрана   редких исчезающих видов.  ХКК:   Красная   книга   ХК. Древние пресмыкающиеся, причины   их   вымирания. Доказательства   происхождения пресмыкающихся   от   древних амфибий.   Тема 11. Класс Птицы (8 ч) змей. Характеризовать   роль   рептилий   в   биоценозах,   в жизни человека. Обосновывать   необходимость   охраны   редких   и исчезающих   видов   рептилий.   Аргументировать вывод   о   происхождении   пресмыкающихся   от земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки презентации проектов о разнообразии и значении пресмыкающихся, об их происхождении и месте в эволюционном процессе. 26.02 45. 1   Общая   характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа №   7  «Внешнее строение птицы. Строе­ ние перьев». Взаимосвязь внешнего строения и   приспособленности   птиц   к полёту.   Типы   перьев   и   их функции.   Черты   сходства   и различия   покровов   птиц   и рептилий ОБЖ: правила ТБ по работе с лабораторным оборудованием. 28.02 46. 1 Опорно­двигательная система птиц. Лабораторная работа №   8    «Строение скелета птицы». 05.03 47. 1 Внутреннее   строение птиц. Характеризовать   особенности   внешнего   строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту. Объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц. Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Изучать   и   описывать   особенности   внешнего строения   птиц   в   ходе   выполнения   лабораторной работы. Соблюдать   правила   работы   в   кабинете,   и   об­ ращения с лабораторным оборудованием. Устанавливать   взаимосвязь   внешнего   строения   и строения скелета в связи с приспособленностью к полёту. Характеризовать   строение   и   функции   мышечной системы птиц. Изучать   и   описывать   строение   скелета   птицы   в процессе выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Устанавливать   взаимосвязь   строения   и   функций систем внутренних органов птиц. Характеризовать причины   более   интенсивного   обмена   веществ   у птиц. Выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Доказывать на примерах более высокой уровень развития нервной системы,   органов   чувств   птиц   по   сравнению   с       в связи Изменения   строения   скелета птиц с приспособленностью   к   полёту. Особенности   строения   муску­ латуры и её функции. Причины срастания   отдельных   костей скелета птиц. ОБЖ: правила ТБ по работе с лабораторным оборудованием. Черты   сходства   строения   и функций   систем   внутренних органов   птиц   с   рептилиями.   Отличительные признаки, связанные с   приспособ­   полёту. ленностью   Прогрессивные черты организации птиц по сравнению к     12 § 42 § 43 § 44 § 45 07.03 48. 12.03 49. 1 1 Размножение развитие птиц.   и Годовой   жизненный цикл   и   сезонные явления в жизни птиц. 14.03 50. 1 Разнообразие птиц. 19.03 51. 21.03 52. 1 1 Значение   и   охрана птиц. Происхождение Защита   проектов   по темам ХКК: «Птицы в   селе», «Птицы города»,   «Зимующие птицы». и Обобщение систематизация   знаний по   темам   «Амфибии. Рептилии. Птицы».         с рептилиями. Особенности   строения   органов размножения. Этапы формирования   яйца.   Развитие зародыша.   Характерные   черты развития   выводковых   и гнездовых птиц. ХКК: выводковые и гнездовые птицы ХК. Роль сезонных явлений в жизни птиц.   Поведение   самцов   и самок   в   период   размножения. Строение   гнезда   и   его   роль   в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой   период. Кочёвки и миграции, их причины. ХКК:   мигрирующие   птицы   в ХК. Систематические   группы   птиц, их   отличительные   черты. выделения Признаки экологических групп. Классификация   птиц   по   типу пищи,   по   местам   обитания. Взаимосвязь внешнего строения,   типа   пищи   и   мест обитания. ХКК: разнообразие птиц ХК и Николаевского района. Роль   птиц   в   природных сообществах: охотничье­ промысловые, домашние птицы, их   значение   для   человека. Черты сходства древних птиц и рептилий.       13 рептилиями. Характеризовать   особенности   строения   органов размножения   и   причины   их   возникновения. Объяснять строение яйца и назначение его частей. Описывать этапы формирования яйца и развития в нем зародыша. Распознавать   выводковых   и   гнездовых   птиц   на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям. Описывать поведение птиц в период размножения, приводить   примеры   из   личных   наблюдений. Объяснять роль гнездостроения в жизни птиц. Устанавливать причины кочёвок и миграций птиц, их разновидности. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки презентации проекта о мигрирующих и осёдлых птицах. Объяснять   принципы   классификации   птиц. Устанавливать   систематическую   принадлежность птиц,   используя   рисунки   параграфа.   Называть признаки выделения экологических групп. Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания. Осваивать   приёмы   работы   с   определителем животных. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки   презентации   проекта   о   разнообразии экологических групп птиц. Наблюдать,   описывать   и   обобщать   результаты наблюдений. Работать   в   группе   при   обсуждении   результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе. Характеризовать строение представителей классов в   связи   со   средой   их   обитания.   Устанавливать взаимосвязь  строения  и  функций  систем   органов животных различных классов. Определять   систематическую   принадлежность § 46 § 47 § 48 § 49 классов представителей рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Доказывать и объяснять   усложнение   организации   животных   в ходе эволюции. на     Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) 02.04 53. 04.04 54. 09.04 11.04 55. 56. 1 1 1 1   строение Внешнее Млекопитающих. Общая характеристика. Отличительные признаки строе­ ния тела. Строение покровов по сравнению   с   рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. ХКК: млекопитающих ХК. разнообразие   Внутреннее   строение млекопитающих. Лабораторная работа №   9    «Строение скелета млекопитающих». Размножение   развитие тающих. жизненный цикл. и   млекопи­   Годовой Особенности строения опорно­­ двигательной системы. Уровень организации   нервной   системы по   сравнению   с   другими   Характерные позвоночными. строения черты   системы пищеварительной копытных и грызунов. Усложнение строения   и функций внутренних органов. ОБЖ: правила ТБ по работе с лабораторным оборудованием.             Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой   жизненный   цикл. Изменение   численности   и   его восстановление. 57. 1 Происхождение разнообразие млекопитающих.   и   Черты сходства млекопитающих   и   рептилий. Группы современных млекопитающих.   14 Выделять   характерные   признаки   представителей класса Млекопитающие. Обосновать выводы о более высокой организации млекопитающих. Сравнивать   и   обобщать   особенности   строения   и функции покровов млекопитающих и рептилий. Характеризовать   функции   и   роль   желёз   мле­ копитающих. Описывать   характерные   особенности   строения   и функций опорно­двигательной системы, используя примеры животных разных сред обитания. Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений в   ходе   выполнения   лабораторной   работы. Характеризовать   особенности   строения   систем внутренних органов по сравнению с рептилиями. Аргументировать   выводы   о   прогрессивном развитии млекопитающих. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Характеризовать   особенности   размножения млекопитающих   по   сравнению   с   прочими хордовыми. Устанавливать   взаимосвязь   этапов   годового жизненного   цикла   и   сезонных   изменений. Объяснять   причины   наличия   высокого   уровня обмена   веществ   и   теплокровности   у   млеко­ питающих. Прогнозировать численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах. Объяснять   и   доказывать   на   примерах   проис­ хождение млекопитающих от рептилий. Различать на рисунках, фотографиях, натуральных объектах современных   млекопитающих.   Осваивать   приёмы зависимость     § 50 § 51 § 51 § 52 § 53 58. 1 или Высшие,     звери: Плацентарные, насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.   Прогрессивные черты строения по сравнению с рептилиями.       Общая характеристика, характерные признаки строения жизнедеятельности и представителей разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека. ХКК:   Высшие   звери   ХК (насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищ­ ные). 59. 1 Высшие,   Плацентарные, ластоногие китообразные, парнокопытные непарнокопытные, хоботные. или   звери:   и   и 60. 1 Высшие,   Плацентарные, приматы. или   звери:    ластоногие Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных   и   непарно­ копытных.   Охрана   хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека. ХКК: китообразные, парнокопытные   непарнокопытные в ХК. Общие черты организации пред­ ставителей   отряда   Приматы. Признаки   более   высокой организации. Сходство человека   с   человекообразными обезьянами. и и     61. 1 Экологические   группы млекопитающих. Признаки   животных   одной экологической группы. Экскурсия «Разнообразие млекопитающих ОБЖ:   Инструктаж   по   ТБ поведения в музее. 15 работы с определителем животных. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки   презентации   проектов   о  разнообразии млекопитающих,   об   исчезающих   видах   млеко­ питающих и мерах по их охране. Объяснять   принципы   классификации   млеко­ питающих. Сравнивать   особенности   строения   и   жизне­ деятельности   представителей   разных   отрядов, находить   сходство   и   отличия.   Определять представителей различных сред жизни по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки презентации проектов о роли животных разных   отрядов   в   экосистемах,   особенностях строения и поведения хоботных. Устанавливать   отличия   между   отрядами   лас­ тоногих   и   китообразных,   парнокопытных   и непарнокопытных. Объяснять   взаимосвязь   строения,   и   жизне­ деятельности животных со средой обитания. Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях. Сравнивать   представителей   разных   отрядов   и находить сходство и отличие. Систематизировать   информацию   и  обобщать   её   в виде схем и таблиц. Характеризовать   общие   черты   строения   отряда Приматы. Находить   черты   сходства   строения   человеко­ образных обезьян и человека. Различать   на   рисунках,   фотографиях   предста­ вителей   человекообразных   обезьян.   Использовать информационные   ресурсы   для   подготовки презентации   проекта   об   эволюции   хордовых животных. Называть   экологические   группы   животных. Характеризовать   признаки   животных   одной экологической   группы   на   примерах.   Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты экскурсии. Соблюдать правила поведения в зоопарке, музее. § 54 § 55 § 56 § 57 62. 1 (краеведческий музей)». Значение млекопитающих для че­ ловека. Обобщение и систематизация   знаний по материалам темы 12 «Класс Млекопитающие».     Происхождение домашних животных.   Отрасль   сельского хозяйства   —животноводство, основные   направления,   роль   в жизни   человека.   Редкие   и исчезающие   виды   млекопи­ тающих,   их   охрана.   Красная книга. Называть   характерные   особенности   строения   и образа   жизни   предков   домашних   животных. Обосновывать  необходимость  применения  мер  по охране диких животных. Характеризовать   основные   направления   жи­ вотноводства. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки презентации проектов по охране диких животных,   об   этике   отношения   к   домашним животным,   о   достижениях   селекционеров   в выведении   новых   пород.   Характеризовать особенности   строения   представителей   класса Звери. Устанавливать   взаимосвязь   строения   и   функций систем   органов   млекопитающих.   Определять систематическую   принадлежность   представителей классов. Обосновывать   выводы   о   происхождении   мле­ копитающих. Тема 13. Развитие животного мира на Земле (4 ч) ХКК: животноводство  в ХК. Редкие   и   исчезающие   виды млекопитающих,   их   охрана. Красная книга ХК. 63. 1 Доказательства эволюции   животного мира.   Учение   Ч. Дарвина. 64. 1 Развитие   животного мира на Земле.         в Разнообразие   животного   мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль объяснении происхождения животных. Изу­ чение   ископаемых   остатков. Основные положения учения Ч. Дарвина,   их   значение   в объяснении причин возникновения   видов   и   эво­ люции органического мира. Этапы эволюции животного ми­ ра. Появление многоклеточности   и   групп клеток,   тканей.   Усложнение строения   многоклеточных   ор­ ганизмов.   Происхождение   и хордовых. эволюция Эволюционное древо современного животного мира.       16 Приводить   примеры   разнообразия   животных   в природе. Объяснять принципы классификации животных. Характеризовать   стадии   зародышевого   развития животных. Доказывать   взаимосвязь   животных   в   природе, наличие   черт   усложнения   их   организации. Устанавливать   взаимосвязь   строения   животных   и этапов   развития   жизни   на   Земле.   Раскрывать основные положения учения Ч. Дарвина, их роль в объяснении эволюции организмов. Характеризовать   основные   этапы   эволюции животных.   Описывать   процесс   усложнения многоклеточных,   используя   примеры.   Обобщать информацию   и   делать   выводы   о   прогрессивном развитии   хордовых.   Раскрывать   основные   уровни организации   жизни   на   Земле.   Устанавливать взаимосвязь   живых   организмов   в   экосистемах. Использовать   составленную   в   течение   года обобщающую   таблицу   для   характеристики § 58 § 59 § 60 65. 1 Современный живых организмов.   мир Уровни   организации   жизни. Группы   организмов   биоценоза. Цепи   питания.   Круговорот   и   превращения веществ энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера.   66. 1 Биосфера. Представления   о   единстве живой   материи   в   древние времена.   Учение   о   биосфере. Основоположник   учения   — В.И.   Вернадский.   Живое   ве­ щество.   Косное   и   биокосное вещество.   Функции   косного вещества   в   биосфере.   Роль косного  вещества.  Взаимосвязь биокосного и косного вещества ХКК:   роль   косного   и биокосного вещества в ХК. 67. 1   Обобщение и систематизация   знаний по   темам   8­13   «Рыбы. Амфибии.   Рептилии. Птицы. Выявление   уровня   усвоения материалов   курса   биологии   8 класса   и   сформированности основных   видов   учебной деятельности 17   последствия: основных этапов эволюции животных. Называть уровни организации жизни на Земле. Описывать характерные признаки каждого уровня. Объяснять функции разных групп организмов и их роль   в   образовании   среды.   Приводить   примеры средообразующей деятельности живых организмов. Составлять   цепи   питания,   схемы   круговорота веществ в природе. Обосновывать   роль   круговорота   веществ   и   эко­ системной   организации   жизни   в   устойчивом развитии биосферы. Давать   определение   понятиям:   «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Обосновывать   роль   круговорота   веществ   и   эко­ системной   организации   жизни   в   устойчивом развитии биосферы. разрушения Прогнозировать   озонового   слоя   для   биосферы,   исчезновения дождевых червей и других живых организмов для почвообразования. Описывать исторические представления о единстве живой материи. Характеризовать   биосистему   как   самую   крупную экосистему Земли. Объяснять   и   оценивать   роль   В.И.   Вернадского   в развитии учения о биосфере. Сравнивать   функции   косного   и   биокосного вещества. Устанавливать   взаимосвязь   функций   живого вещества в биосфере, связь экосистем. Оценивать роль   человека   в   биосфере   как   части   биокосного вещества. Прогнозировать   последствия   антропогенной деятельности   для   сохранения   биосферы. Использовать   информационные   ресурсы   для подготовки   презентации   проекта   о   научной деятельности В.И. Вернадского. Систематизировать   знания   по   темам   раздела «Животные». Применять   основные   виды   учебной   деятельности при формулировке ответов. § 61 § 61 Млекопитающие. Развитие   животного мира на Земле». Итоговый контроль  «Зоология» резерв резерв 1 68. 69. 70. 18

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018