КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы
Оценка 4.9

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
биология
7 кл—9 кл
19.02.2018
КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы
Публикация является частью публикации:
КТП - 9 био.doc
Дата план Дата факт № урока 05.09 1. Тема урока/практической работы/лабораторной работы Науки,   изучающие организм   человека. Место   человека   в живой природе. 06.09 2. 12.09 3.   Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа №   1  «Действие каталазы   на   пероксид водорода». организма Ткани   человека. Лабораторная работа №   2  «Клетки   и   ткани под микроскопом». Календарно – тематическое планирование 9 класс Содержание/основные понятия/ХКК/ОБЖ Основные виды деятельности ученика (УУД) Тема 1. Общий обзор организма человека (4 ч.)   Санитарно­эпидемиологические Искусственная   (социальная)   и   природная среда.   Биосоциальная   природа   человека. Анатомия.   Физиология.   Гигиена.   Методы наук о человеке.  ОБЖ: институты нашей страны.  Части   тела   человека.   Пропорции   тела человека.   Сходство   человека   с   другими животными. Общие черты млекопитающих, приматов   и   человекообразных   обезьян   в организме   человека.   Специфические особенности   человека   как   биологического вида Части   клетки.   Органоиды   в   животной клетке. Процессы, происходящие в клетке:   рост, обмен     развитие, размножение. Возбудимость. ОБЖ:   правила   ТБ   по   работе   с лабораторным оборудованием веществ, Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани. Нервная ткань. ОБЖ:   правила   ТБ   по   работе   с лабораторным оборудованием. Определять   понятия   «биосоциальная   природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена». Объяснять   роль   анатомии   и   физиологии   в развитии   научной   картины   мира.   Описывать современные   методы   исследования   организма человека. Объяснять   значение   работы   медицинских   и санитарно­эпидемиологических   служб   в   со­ хранении здоровья населения. Называть части тела человека. Сравнивать человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам. Называть черты морфологического   сходства   и   отличия   человека от   других   представителей   отряда   Приматы   и семейства Человекообразные обезьяны Называть основные части клетки. Описывать функции органоидов. Объяснять понятие «фермент». Различать   процесс   роста   и   процесс   развития. Описывать   процесс   деления   клетки.   Выполнять лабораторный   опыт,   наблюдать   происходящие явления, фиксировать наблюдения, делать вывод по результатам опыта. Соблюдать правила работы в   кабинете,   обращения   с   лабораторным оборудованием. Определять   понятия   «ткань», «нейроглия». Называть   типы   и   виды   тканей   позвоночных животных. Различать разные виды и типы тканей. Описывать особенности   тканей   разных   типов.   Соблюдать правила обращения с микроскопом. Сравнивать   иллюстрации   в   учебнике   с   нату­   «синапс», 1 ДЗ Примечание § 1, 2 § 3 § 4 13.09 4.     иммунная, Система   покровных   органов.   Опорно­ пищеварительная, двигательная, кровеносная,   дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная,   Уровни половая   системы   органов.   Нервная   и организации   организма. гуморальная   регуляция   внутренних органов. Рефлекторная дуга. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ ральными объектами. Выполнять наблюдение при помощи микроскопа, описывать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Раскрывать  значение понятий  «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс». Описывать роль разных систем органов в организме. Объяснять   строение   рефлекторной   дуги. Объяснять   различие   между   нервной   и   гумо­ ральной   регуляцией   внутренних   органов. Классифицировать   внутренние   органы   на   две группы   в   зависимости   то   выполнения   ими   ис­ полнительной   или   регуляторной   функции. Характеризовать идею об уровневой организации организма. Выполнять   лабораторный   опыт,   наблюдать   и фиксировать результаты, делать выводы Общая характеристика органов систем   организма   человека. Регуляция   работы внутренних органов. Практическая работа «Изучение мигательного   рефлекса и его торможения». Обобщение и систематизация   знаний по   материалам   темы   1 «Общий обзор организма человека»     Тема 2. Опорно­двигательная система (9 ч.) 19.09 5. Строение,   состав   и типы   соединения костей Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани» Лабораторная работа № 4 «Состав костей» Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение костей. Состав костей. Типы соединения костей. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ. 20.09 6. Скелет   головы   и туловища Отделы черепа. Кости, образующие череп. Отделы позвоночника. Строение позвонка. Строение грудной клетки Называть части скелета. Описывать функции скелета. Описывать строение трубчатых костей и строение сустава. Раскрывать   значение   надкостницы,   хряща, суставной   сумки,   губчатого   вещества,   костно­ мозговой   полости,   жёлтого   костного   мозга. Объяснять   значение   составных   компонентов костной ткани. Выполнять   лабораторные   опыты,   фиксировать результаты   наблюдений,   делать   выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Описывать   с   помощью   иллюстрации   в   учебнике строение черепа. Называть отделы позвоночника и части позвонка. Раскрывать значение частей позвонка. Объяснять связь   между   строением   и   функциями позвоночника, грудной клетки 2 § § 26.09 27.09 03.10 7. 8. 9. Скелет конечностей Практическая работа «Исследование строения   плечевого пояса и предплечья» Строение   скелета   поясов   конечностей, верхней и нижней конечностей. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ Первая   помощь   при повреждениях опорно­двигательной системы ОБЖ:   Виды   травм,   затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и   закрытые   переломы).   Необходимые приёмы первой помощи при травмах Строение,   основные типы и группы мышц Практическая работа «Изучение расположения   мышц головы» Гладкая   и   скелетная   мускулатура. Строение   скелетной   мышцы.   Основные группы скелетных мышц. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ Называть части свободных конечностей и поясов конечностей. Описывать с помощью иллюстраций в   учебнике   строение   скелета   конечностей. Раскрывать   причину   различия   в   строении   пояса нижних   конечностей   у   мужчин   и   женщин. Выявлять   особенности   строения   скелета   ко­ нечностей   в   ходе   наблюдения   натуральных объектов Определять   понятия   «растяжение»,   «вывих», «перелом». Называть   признаки   различных   видов   травм суставов и костей. Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы Раскрывать связь функции и строения на примере различий   между   гладкими   и   скелетными мышцами,   мимическими   и   жевательными мышцами. Описывать   с   помощью   иллюстрации   в   учебнике строение скелетной мышцы. Описывать   условия   нормальной   работы   скелетных мышц.   Называть   основные   группы   мышц. Раскрывать  принцип  крепления скелетных  мышц разных   частей   тела.   Выявлять   особенности расположения мимических и жевательных мышц в ходе наблюдения натуральных объектов Определять   понятия   «мышцы­антагонисты», «мышцы­синергисты». Объяснять условия оптимальной работы мышц. Описывать два вида работы мышц. Объяснять причины наступления утомления мышц и сравнивать динамическую и статическую работу мышц по этому признаку. Формулировать правила гигиены физических нагрузок Раскрывать   понятия   «осанка»,   «плоскостопие», «гиподинамия»,   «тренировочный   эффект». Объяснять   значение   правильной   осанки   для здоровья. Описывать   меры   по   предупреждению   искрив­ ления позвоночника. 3 04.10 10. Работа мышц 10.10 11. Нарушение   осанки   и плоскостопие Практические работы «Проверка правильности   осанки», «Выявление ОБЖ:   Мышцы   —   антагонисты   и синергисты. и статическая   работа   мышц.   Мышечное утомление   Динамическая     Причины   и   последствия   Предупреждение Осанка. неправильной   осанки. искривления позвоночника, плоскостопия. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ плоскостопия», «Оценка позвоночника»   гибкости 11.10 12. опорно­   Развитие двигательной системы 17.10 13. 18.10 14.   Обобщение и систематизация   знаний по   материалам   темы   2 «Опорно­двигательная система» Значение   крови   и   её состав Лабораторная работа № 5  «Сравнение крови человека   с   кровью лягушки» Развитие   опорно­двигательной   системы   в ходе взросления.  двигательной ОБЖ: активности   и   мышечных   нагрузок. Физическая   подготовка.   Статические   и динамические физические упражнения Значение     Обосновывать значение правильной формы стопы. Формулировать   правила   профилактики   плос­ костопия. Выполнять оценку собственной осанки и формы стопы и делать выводы Различать   динамические   и   статические   физи­ ческие упражнения. Раскрывать связь между мышечными нагрузками и   состоянием   систем   внутренних   органов. Называть   правила   подбора   упражнений   для утренней гигиенической гимнастики Характеризовать   особенности   строения   опорно­ двигательной   системы   в   связи   с   выполняемыми функциями Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч)   лимфа, Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека. (кровь,   тканевая   жидкость). Функции крови в организме. Состав плазмы крови.   Форменные   элементы   крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты). ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ   «плазма», Определять   понятия:   «гомеостаз»,   «форменные элементы   крови»,   «антиген», «антитело». Объяснять   связь   между   тканевой   жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме. Описывать функции крови. Называть   функции   эритроцитов,   тромбоцитов, лейкоцитов. Описывать   вклад   русской   науки   в   развитие медицины. Описывать   с   помощью   иллюстраций   в   учебнике процесс   свёртывания   крови   и   фагоцитоз. Выполнять лабораторные наблюдения с помощью микроскопа, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Определять   понятия   «иммунитет»,   «иммунная реакция». Раскрывать   понятия:   «вакцина»,   «сыворотка», «отторжение»   (ткани,   «групповая совместимость крови», «резус­фактор». Называть органы   иммунной   системы,   критерии   выделения   органа), 24.10 15. Иммунитет. Тканевая   совмести­ мость.   Переливание крови Иммунитет   и   иммунная   система. Важнейшие   открытия   в   сфере   изучения иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки.   Причины   несовместимости тканей. Группы крови. Резус­фактор.  ОБЖ: Правила переливания крови. 4 25.10 16. Сердце. кровообращения   Круги Органы кровообращения. Строение сердца. Виды   кровеносных   сосудов.   Большой   и малый круги кровообращения 07.11 08.11 14.11 15.11 17. 18. 19. 20.   Движение лимфы Практическая работа «Изучение явления   кислородного голодания» Движение   крови   по сосудам Практические работы «Определение   ЧСС, скорости   кровотока», «Исследование рефлек­ торного  притока крови мышцам, к включившимся в работу» Регуляция работы  органов кровеносной  системы Практическая работа «Доказательства   вреда табакокурения» Заболевания кровеносной   систе­ мы.   Первая   помощь при кровотечениях Практическая работа «Функциональная сердечно­сосудистая проба»   Лимфатические   сосуды.   Лимфатические узлы. Роль лимфы в организме. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ     артериальное Давление   крови   в   сосудах.   Верхнее   и нижнее давление. Заболевания сердечно­сосудистой системы, связанные   с   давлением   крови.   Скорость кровотока.   Перераспределение крови в работающих органах. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ   Пульс. Отделы   нервной   системы,   управляющие работой   сердца.   Гуморальная   регуляция сердца. Автоматизм сердца. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ ОБЖ:   Физические   нагрузки   и   здоровье сердечно­сосудистой   системы.   Влияние курения   и   алкоголя   на   состояние сердечно­сосудистой   системы.   Виды кровотечений   (капиллярное,   венозное, артериальное). ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ 5 четырёх групп крови у человека. Различать   разные   виды   иммунитета.   Называть правила переливания крови Описывать   с   помощью   иллюстраций   в   учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений. Сравнивать   виды   кровеносных   сосудов   между собой. Описывать   строение   кругов   кровообращения. Понимать   различие   в   использовании   прила­ гательного «артериальный» применительно к виду крови и к сосудам Описывать путь движения лимфы по организму. Объяснять   функции   лимфатических   узлов. Выполнять   лабораторный   опыт,   наблюдать происходящие   явления   и   сопоставлять   с   их описанием в учебнике Определять понятие «пульс». Раскрывать   понятия   «артериальное   кровяное давление»,   «систолическое   давление»,   «диасто­   Различать   понятия: лическое   давление». «инфаркт»   и   «инсульт»,   «гипертония»   и «гипотония». Выполнять  наблюдения   и  измерения  физических показателей человека, производить вычисления и делать вывод по результатам исследования Определять   понятие   «автоматизм».   Объяснять принцип   регуляции   сердечных   сокращений нервной системой. Раскрывать понятие «гуморальная регуляция». Выполнять опыт, наблюдать результаты и делать вывод по результатам исследования Раскрывать   понятия   «тренировочный   эффект», «функциональная   проба»,   «давящая   повязка», «жгут». Объяснять важность систематических физических нагрузок для нормального состояния сердца. Различать   признаки   различных   видов   крово­ течений. Описывать   с   помощью   иллюстраций   в   учебнике меры оказания первой помощи в зависимости от вида кровотечения. Выполнять опыт — брать функциональную пробу; фиксировать результаты, проводить вычисления и делать  оценку   состояния   сердца  по   результатам опыта. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Тема 4. Дыхательная система (7  ч.) 21.11 22.11 21. 22. Значение дыхательной системы. дыхания   Органы Связь дыхательной и кровеносной систем. Строение   дыхательных   путей.   Органы дыхания и их функции Строение   лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Лабораторная работа  «Состав №   вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» 6   Строение   лёгких.   Процесс   поступления кислорода в кровь и транспорт кислорода от   лёгких   по   телу.   Роль   эритроцитов   и гемоглобина в переносе кислорода. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ 28.11 23. Дыхательные движения Лабораторная работа №   7  «Дыхательные движения» Механизм   вдоха   и   выдоха.   Органы, участвующие   в   дыхательных   движениях. ОБЖ:   Влияние   курения   на   функции альвеол лёгких. ОБЖ: соблюдение ТБ при проведении  лабораторных и практических работ 29.11 24. Регуляция дыхания Практическая работа «Измерение   обхвата грудной клетки» Контроль   дыхания   центральной   нервной системой.   Бессознательная   и  сознательная регуляция.   Рефлексы   кашля   и   чихания. Дыхательный Гуморальная регуляция дыхания. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ центр.     Раскрывать   понятия   «лёгочное   дыхание», «тканевое дыхание». Называть функции органов дыхательной системы. Описывать   с   помощью   иллюстраций   в   учебнике строение дыхательных путей Описывать строение лёгких человека. Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных. Раскрывать   роль   гемоглобина   в   газообмене. Выполнять лабораторный опыт, делать вывод по результатам опыта. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Описывать функции диафрагмы. Называть   органы,   участвующие   в   процессе дыхания. Выполнять   лабораторный   опыт   на   готовой   (или изготовленной   модели, наблюдать   происходящие   явления   и   описывать процессы вдоха и выдоха. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Описывать механизмы  контроля  вдоха и выдоха дыхательным центром. Объяснять   на   примерах   защитных   рефлексов чихания   и   кашля   механизм   бессознательной регуляции дыхания. Называть   факторы,   влияющие   на   интенсивность дыхания. Выполнить измерения и по результатам измерений самостоятельно)   6 05.12 25. Заболевания дыхательной   систе­ мы Практическая работа «Определение запылённости воздуха» Болезни   органов   дыхания,   передающиеся через   воздух   (грипп,   туберкулёз   лёгких). Рак   лёгких.   Значение   флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких.  ОБЖ: Значение закаливания, физических упражнений   для   тренировки   органов дыхания   и   гигиены   помещений   для здоровья человека. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ 06.12 26. Первая   помощь   при повреждении дыхательных органов   при   утоплении, ОБЖ Первая помощь при попадании ино­ родного   тела   в   верхние   дыхательные пути,   удушении, заваливании землёй, при электротравмах. Искусственное   дыхание.   Непрямой массаж сердца     способствующие сделать оценку развитости дыхательной системы Раскрывать понятие «жизненная ёмкость лёгких». Объяснять суть опасности  заболевания  гриппом, туберкулёзом   лёгких,   раком   лёгких.   Называть факторы, заражению туберкулёзом лёгких. Называть   меры,   снижающие   вероятность   за­ ражения болезнями, передаваемыми через воздух. Раскрывать способ использования флюорографии для диагностики патогенных изменений в лёгких. Объяснять   важность   гигиены   помещений   и дыхательной гимнастики для здоровья человека. Проводить опыт, фиксировать результаты, делать выводы по результатам опыта Раскрывать   понятия:   «клиническая   смерть», «биологическая смерть» Объяснять   опасность   обморока,   завала   землёй. Называть признаки электротравмы. Называть   приёмы   оказания   первой   помощи   при поражении   органов   дыхания   в   результате различных несчастных случаев. Описывать   очерёдность   действий   при   искус­ ственном   дыхании,   совмещённом   с   непрямым массажем сердца 12.12 27. 13.12 28.   Обобщение и систематизация   знаний по   темам   3   и   4 «Кровеносная   система. Внутренняя среда организма. Дыхательная система»   Строение пищеварительной системы Практическая работа «Определение местоположения слюнных желёз» Характеризовать   особенности   строения   кро­ веносной   и   дыхательной   систем   в   связи   с   вы­ полняемыми функциями Тема 5. Пищеварительная система (7 ч.) Значение   пищеварения.   Органы   пи­ щеварительной системы. Пищеварительные железы. Определять понятие «пищеварение». Описывать с помощью   иллюстраций   в   учебнике   строение пищеварительной   системы.   Называть   функции различных органов пищеварения. Называть места впадения пищеварительных желёз в пищеварительный тракт. Выполнять   опыт,   сравнивать   результаты   на­ блюдения с описанием в учебнике 7 19.12 29. Зубы 20.12 30. 26.12 31. Пищеварение в ротовой   полости   и желудке Лабораторная работа № 8 «Действие  ферментов слюны на  крахмал» Лабораторная работа №   9  «Действие ферментов желудочного   сока   на белки» Пищеварение кишечнике в     27.12 32. Регуляция пищеварения. Гигиена питания.   Значение пищи и её состав Строение   зубного   ряда   человека.   Смена зубов. Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами Механическая   и   химическая   обработка пищи   в   ротовой   полости.   Пищеварение   в желудке. Строение стенок желудка. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ. Химическая   обработка   пищи   в   тонком кишечнике   и   всасывание   питательных веществ.   Печень   и   её   функции.   Толстая кишка, аппендикс и их функции   Рефлексы   органов   пищеварительной системы.   Работы   И.П.   Павлова   в   области рефлексов. изучения   Гуморальная регуляция пищеварения.  ОБЖ:   Правильное   питание.   Питатель­ ные   вещества   пищи.   Вода,   минеральные вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению (части   накапливающиеся   вредные растений, вещества;   санитарная   обработка пищевых продуктов) 8 Называть   разные   типы   зубов   и   их   функции. Описывать   с   помощью   иллюстрации   учебнике строение зуба. Называть ткани зуба. Описывать меры профилактики заболеваний зубов Раскрывать функции слюны. Описывать строение желудочной стенки. Называть активные   вещества,   действующие   на   пищевой комок   в   желудке,   и   их   функции.   Выполнять лабораторные   опыты,   наблюдать   происходящие явления   и   делать   вывод   по   результатам наблюдений. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Называть   функции   тонкого   кишечника,   пи­ щеварительных   соков,   выделяемых   в   просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок. Описывать с помощью   иллюстрации   в   учебнике   строение кишечных ворсинок. Различать пищевые вещества по   особенностям   всасывания   их   в   тонком кишечнике. Раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека. Описывать механизм регуляции глюкозы в крови. Называть функции толстой кишки Раскрывать   с  помощью  иллюстрации   в учебнике понятия «рефлекс»  и «торможение»  на примере чувства голода. Различать   понятия   «условное   торможение»   и «безусловное торможение». Называть рефлексы пищеварительной системы. Объяснять   механизм   гуморальной   регуляции пищеварения. Понимать вклад русских учёных в развитие науки и медицины. Раскрывать   понятие   «правильное   питание», «питательные вещества». Описывать правильный режим питания,  значение 16.01 33.   Инфекционные   ОБЖ: заболевания желудочно­кишечного   тракта   и   глист­ ные   заболевания:   способы   заражения   и симптомы.   Пищевые   отравления: симптомы и первая помощь. пищи   для   организма   человека.   Называть продукты, богатые жирами, белками, углеводами, витаминами, водой, минеральными солями. Называть   необходимые   процедуры   обработки продуктов питания перед употреблением в пищу Характеризовать   человека   как   представителя позвоночных животных, методы наук о человеке, в   том   числе   применяемые   учащимися   в   ходе изучения курса биологии. Выявлять   связь   строения   органов   и   систем органов и выполняемых функций. Обосновывать значение   знаний   о   гигиене   и   способах   оказания первой   помощи   при   травмах   и   повреждениях различных органов Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) Заболевания   органов пищеварения и Обобщение систематизация   знаний по материалам темы 1­5 «Общий обзор организма   человека. ОДС,   Кровеносная, дыхательная и пищеварительная система. среда»   Внутренняя       17.01 23.01 34. 35. Обменные процессы в организме Стадии   обмена   веществ.   Пластический   и энергетический обмен Нормы питания Практическая работа «Определение тренированности организма по   функциональной   пробе с максимальной задержкой   дыхания   до и после нагрузки»   Расход   энергии   в   организме.   Факторы, влияющие   на   основной   и   общий   обмен организма.   Нормы   питания.   Калорийность пищи. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ 24.01 36. Витамины Роль   витаминов   в   организме.   Гипер­   и гиповитаминоз,   авитаминоз.   Важнейшие витамины,   их   значение   для   организма. Источники     Правильная подготовка   пищевых   продуктов   к употреблению в пищу витаминов. 9 Раскрывать   понятия:   «обмен   веществ»,   «пла­ стический   обмен»,   «энергетический   обмен». Раскрывать значение обмена веществ в организме. Описывать суть основных стадий обмена веществ Определять  понятия   «основной обмен», «общий обмен». Сравнивать   организм   взрослого   и   ребёнка   по показателям основного обмена. Объяснять   зависимость   между   типом   деятель­ ности   человека   и   нормами   питания.   Проводить оценивание   тренированности   организма   с помощью   функциональной   пробы,   фиксировать результаты   и   делать   вывод,   сравнивая экспериментальные данные с эталонными Определять   понятия:   «гипервитаминоз»,   «ги­ повитаминоз», «авитаминоз». Объяснять с помощью таблицы в тексте учебника необходимость нормального объёма потребления витаминов для поддержания здоровья. Называть   источники   витаминов   А,   В,   С,  D  и нарушения,   вызванные   недостатком   этих витаминов. Тема 7. Мочевыделительная система (2ч.) Называть   способы   сохранения   витаминов   в пищевых продуктах во время подготовки пищи к употреблению 30.01 37. Строение   и   функции почек Строение   мочевыделительной   системы. Функции   почек.   Строение   нефрона. Механизм   фильтрации   мочи   в   нефроне. Этапы формирования мочи в почках 31.01 38. Заболевания   органов мочевыделения. Питьевой режим Причины заболеваний почек. Значение воды и минеральных солей для организма. ОБЖ: Гигиена   питья.   Обезвоживание.   Водное отравление.  Гигиенические  требования  к питьевой воде. Очистка воды. ПДК Раскрывать понятия: «органы мочевыделительной системы», «первичная моча». Называть функции разных   частей   почки.   Объяснять   с   помощью иллюстрации   в   учебнике   последовательность очищения крови в почках от ненужных организму веществ. Сравнивать состав и место образования первичной и вторичной мочи Определять понятие «ПДК». Раскрывать   механизм   обезвоживания,   понятия «водное отравление». Называть   факторы,   вызывающие   заболевания почек. Объяснять значение нормального водно­солевого баланса. Описывать   медицинские   рекомендации   по потреблению питьевой воды. Называть   показатели   пригодности   воды   для питья. Описывать способ подготовки воды для питья в походных условиях Объяснять причину образования загара. Различать с помощью иллюстрации в учебнике компоненты разных слоёв кожи. Раскрывать связь между строением и функциями отдельных частей кожи (эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и т. д.). Классифицировать причины заболеваний кожи. Называть признаки ожога, обморожения кожи. Описывать   меры,   применяемые   при   ожогах, обморожениях. Описывать симптомы стригущего лишая, чесотки. Называть   меры   профилактики   инфекционных кожных заболеваний. Определять «терморегуляция». понятие     06.02 39. Значение   кожи   и   её строение 07.02 40.   Заболевания кожных покровов и повреждения   кожи. Гигиена кожных покровов   Функции кожных покровов. Строение кожи Называть слои кожи. Тема 8. Кожа (3 ч) Причины   нарушения   здоровья   кожных покровов.  ОБЖ:   Первая   помощь   при   ожогах, кожи обморожении. (грибковые     чесотка). Участие   кожи   в   терморегуляции Закаливание.   Первая   помощь   при тепловом и солнечном ударах   Инфекции заболевания,   10 Описывать   свойства   кожи,   позволяющие   ей выполнять   функцию   органа   терморегуляции. Раскрывать значение закаливания для организма. Описывать   виды   закаливающих   процедур. Называть   признаки   теплового   удара,   солнечного удара. Описывать приёмы первой помощи при тепловом ударе, солнечном ударе Раскрывать   значение   обмена   веществ   для организма человека. Характеризовать   мочевыделительной системы в водно­солевом обмене, кожи — в теп­ лообмене. Устанавливать   закономерности   правильного рациона   и   режима   питания   в   зависимости   от энергетических потребностей организма человека   роль Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5  ч.) 13.02 41.   Обобщение и систематизация   знаний по   темам   6­8   «Обмен веществ   и   энергии. Мочевыделительная система. Кожа» 14.02 42. Железы   и   роль   и гормонов в организме Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма.   Влияние   нарушений   работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста   и   развития.   Роль   поджелудочной железы в организме; сахарный диабет. Роль надпочечников   в   организме;   адреналин   и норадреналин 20.02 43. Значение, строение и функция   нервной системы Практическая работа «Изучение   действия прямых   и   обратных связей» Общая   характеристика   роли   нервной системы. Части и отделы нервной системы. Центральная   и   периферическая   нервная система.   Соматический   и   вегетативный отделы. Прямые и обратные связи. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ 21.02 44. Автономный   отдел нервной   системы. Нейрогормональная Парасимпатический   и   симпатический подотделы   автономного   отдела   нервной системы. Связь желёз внутренней секреции 11 Раскрывать   понятия   «железа   внутренней   сек­ реции»,   «железа   внешней   секреции»,   «железа смешанной секреции», «гормон». Называть   примеры   желёз   разных   типов. Раскрывать   связь   между   неправильной   функции желёз   внутренней   секреции   и   нарушениями ростовых   процессов   и   полового   созревания. Объяснять   развитие   и   механизм   сахарного диабета. Описывать   роль   адреналина   и   норадреналина   в регуляции работы организма Раскрывать   понятия   «центральная   нервная система» и «периферическая нервная система». Различать   отделы   центральной   нервной   системы по выполняемой функции. Объяснять   значение   прямых   и   обратных   связей между управляющим и управляемым органом. Выполнять   опыт,   наблюдать   происходящие явления   и   сравнивать   полученные   результаты опыта с ожидаемыми (с текстом в учебнике) Называть особенности работы автономного отдела нервной системы. Различать   с   помощью   иллюстрации   в   учебнике регуляция Практическая работа «Штриховое раздражение кожи» с   нервной   системой.   Согласованное действие гуморальной и нервной регуляции на   организм.   Скорость   реагирования нервной и гуморальной систем. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ 27.02 45. Спинной мозг Строение   спинного   мозга.   Рефлекторная функция   спинного   мозга   (соматические   и вегетативные   рефлексы).   Проводящая функция спинного мозга 28.02 46. Головной мозг Практическая работа   функций «Изучение отделов головного мозга»   Серое   и   белое   вещество   головного   мозга. Строение   и   функции   отделов   головного мозга.  Расположение и функции  зон коры больших полушарий. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ 06.03 47. Принцип   работы Пять   чувств   человека.   Расположение, Определять   понятия   «анализатор»,   «специфич­ 12 Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) симпатический   и   парасимпатический   подотделы автономного   отдела   нервной   системы   по особенностям строения. Различать   парасимпатический   и   симпатический подотделы   по   особенностям   влияния   на внутренние органы. Объяснять   на   примере   реакции   на   стресс   со­ гласованность работы желёз внутренней секреции и   отделов   нервной   системы,   различие   между нервной   и   гуморальной   регуляцией   по   общему характеру   воздействия   на   организм.   Выполнять опыт,   наблюдать   происходящие   процессы   и сравнивать   полученные   результаты   опыта   с ожидаемыми (с текстом в учебнике) Описывать   с   помощью   иллюстраций   в   учебнике строение спинного мозга. Раскрывать   связь   между   строением   частей спинного мозга и их функциями. Называть   функции   спинного   мозга.   Объяснять различие и симпатическими   узлами,   лежащими   вдоль спинного мозга. Описывать   с   помощью   иллюстраций   в   учебнике различие   между   вегетативным   и   соматическим рефлексом.   Раскрывать   понятия   «восходящие пути» и «нисходящие пути» спинного мозга Называть отделы головного мозга и их функции. Называть   способы   связи   головного   мозга   с   ос­ тальными органами в организме. Описывать   с   помощью   иллюстрации   в   учебнике расположение   отделов   и   зон   коры   больших полушарий головного мозга. Называть   функции   коры   больших   полушарий. Называть   зоны   коры   больших   полушарий   и   их функции. Выполнять   опыт,   наблюдать   происходящие явления   и   сравнивать   получаемые   результаты   с ожидаемыми (описанными в тексте учебника) спинномозговыми     между органов   чувств   и анализаторов. функции   анализаторов   и   особенности   их работы.   Развитость   органов   чувств   и тренировка. Иллюзия Значение зрения. Строение глаза.  Слёзные железы. Оболочки глаза. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ 07.03 48. Орган   зрения   и зрительный   анали­ затор Практические работы «Исследование реакции зрачка на   освещённость», «Исследование принципа хрусталика, обнаружение   слепого пятна». работы   13.03 49. и Заболевания повреждения   органов зрения.   Близорукость и дальнозоркость.  ОБЖ: Первая помощь при повреждении глаз 14.03 50.   Органы слуха, равновесия   и   их   ана­ лизаторы Практическая работа «Оценка состояния вестибулярного аппарата»   Значение   слуха.   Части   уха.   Строение   и функции   наружного,   среднего   и внутреннего уха.  ОБЖ:   Шум   как   фактор, влияющий на слух.  Заболевания уха. Строение и расположение органа равновесия. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ   вредно 13   Выполнять   опыты, ность». Описывать   путь   прохождения   сигнала   из окружающей   среды   к   центру   его   обработки   и анализа   в   головном   мозге.   Обосновывать возможности развития органов чувств на примере связи между особенностями профессии человека и развитостью его органов чувств Раскрывать   роль   зрения   в   жизни   человека. Описывать строение глаза. Называть   функции   разных   частей   глаза. Раскрывать связь между особенностями строения и   функциями   зрачка,   хрусталика,   сетчатки, стекловидного тела. Описывать путь прохождения зрительного сигнала к зрительному анализатору. Называть места обработки зрительного сигнала в организме.   наблюдать происходящие явления,  сравнивать  наблюдаемые результаты с ожидаемыми (описанными в тексте учебника) Определять   понятия   «дальнозоркость»,   «бли­ зорукость». Называть   факторы, остроты зрения. Описывать   меры   предупреждения   заболеваний глаз. Описывать приёмы оказания первой медицинской помощи при повреждениях органа зрения Раскрывать   роль   слуха   в   жизни   человека. Описывать   с   помощью   иллюстраций   в   учебнике строение наружного, среднего и внутреннего уха. Объяснять   значение   евстахиевой   трубы. Описывать   этапы   преобразования   звукового сигнала при движении к слуховому анализатору. Раскрывать   риск   заболеваний,   вызывающих осложнения на орган слуха, и вред от воздействия громких   звуков   на   орган   слуха.   Описывать   с помощью   иллюстрации   в   учебнике   механизм восприятия сигнала вестибулярным аппаратом.   вызывающие   снижение Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления осязания, Органы   обоняния и вкуса. Практическая работа «Исследование тактильных   торов» рецеп­ 20.03 51. 21.03 52.   Обобщение и систематизация   знаний по   темам   9   и   10 «Эндокринная и системы. нервная Органы чувств. Анализаторы»       Значение,   расположение   и   устройство органов осязания, обоняния и вкуса.  ОБЖ:   Вредные   пахучие   вещества. Особенности работы органа вкуса. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ и   делать   вывод   о   состоянии   своего вестибулярного аппарата Описывать значение органов осязания, обоняния и вкуса для человека. Сравнивать строение органов осязания, обоняния и вкуса. Описывать   путь   прохождения   осязательных, обонятельных и вкусовых сигналов от рецепторов в головной мозг. Раскрывать понятие «токсикомания» и опасность вдыхания   некоторых   веществ.   Называть   меры безопасности   при   оценке   запаха   ядовитых   или незнакомых веществ. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать наблюдаемые результаты с описанием в тексте учебника § Характеризовать особенности строения нервной и сенсорной   систем   в   связи   с   выполняемыми функциями. Выявлять нервной системы   особенности   функционирования Тема 11.Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч.) 03.04 53. Врождённые   формы поведения   и Положительные отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы. запечатления (импринтинга)   Явление     04.04 54. Приобретённые  формы поведения Практическая работа «Перестройка динамического   реотипа» сте­   Подкрепление Условные   рефлексы   и   торможение рефлекса.   рефлекса. Динамический стереотип. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ 14 Определять понятия: «инстинкт», «запечатление». Сравнивать   врождённый   рефлекс   и   инстинкт. Раскрывать   понятия   «положительный   инстинкт (рефлекс)» «отрицательный инстинкт (рефлекс)». Объяснять значение инстинктов для животных и человека. Определять понятие «динамический стереотип». Раскрывать   понятия   «условный   рефлекс», «рассудочная деятельность». Объяснять   связь   между   подкреплением   и   со­ хранением условного рефлекса. Описывать   место   динамических   стереотипов   в жизнедеятельности человека. Различать   условный   рефлекс   и   рассудочную деятельность. Выполнять   опыт,   фиксировать   результаты   и сравнивать   их   с   ожидаемыми   (текстом   и   ил­ 10.04 55. Закономерности работы   мозга головного Центральное   торможение.   Безусловное (врождённое)   и   условное   (приобретённое) торможение.   Явление   доминанты.   Закон взаимной индукции 11.04 56. Сложная психическая деятель­ ность: речь, память, мышление 17.04 57. Психологические особенности   лич­ ности Наука   о   высшей   нервной   деятельности. Появление   и   развитие   речи   в   эволюции человека   и   индивидуальном   развитии. Внутренняя речь. Познавательные   процессы.   Восприятие   и впечатление. Виды и процессы памяти. Осо­ бенности   запоминания.   Воображение. Мышление внешняя и       Типы  темперамента.  Характер  личности и факторы, влияющие на него. Экстраверты и   Интересы   и   склонности. интроверты. Способности.   будущей профессиональной деятельности Выбор   18.04 58. Регуляция поведения Практическая работа «Изучение внимания» Волевые   качества   личности   и   волевые действия.   Побудительная   и   тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоциональные   реакции,   эмоциональные 15 люстрацией в учебнике) Определять   понятия   «возбуждение»,   «тормо­ жение»,   «центральное   торможение».   Сравнивать безусловное и условное торможение. Объяснять   роль   безусловного   и   условного торможения для жизнедеятельности.  Описывать   явления   доминанты   и   взаимной индукции. Раскрывать   вклад   отечественных   учёных   в развитие медицины и науки Определять   понятия:   «физиология   высшей нервной деятельности», «память», «воображение», «мышление», «впечатление». Называть   факторы,   влияющие   на   формирование речи в онтогенезе. Называть познавательные процессы, свойственные человеку. Называть процессы памяти. Раскрывать  понятия  «долговременная  память»  и «кратковременная память». Различать   механическую   и   логическую   память. Объяснять   связь   между   операцией   обобщения   и мышлением. Описывать роль мышления в жизни человека Определять понятия: «темперамент», «характер» (человека), «способность» (человека). Описывать с   помощью   иллюстрации   в   учебнике   типы темперамента. Классифицировать   типы   темперамента   по   типу нервных процессов. Различать   экстравертов   и   интровертов. Раскрывать связь между характером и волевыми качествами личности. Различать   понятия   «интерес»   и   «склонность». Объяснять   роль   способностей,   интересов   и склонностей в выборе будущей профессии Определять   понятия   «воля»,   «внимание». Раскрывать   понятие   «волевое   действие», «эмоция». Описывать этапы волевого акта. состояния   и   эмоциональные   отношения (чувства).   Астенические   и   стенические эмоции.   Непроизвольное   и   произвольное внимание. Рассеянность внимания. ОБЖ:   соблюдение   ТБ   при   проведении лабораторных и практических работ.   Стадии   работоспособности   (врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение). Значение и состав правильного режима   дня,   активного   отдыха.   Сон   как составляющая   суточных   биоритмов.   Мед­ ленный   и   быстрый   сон.   Природа сновидений.   Значение   сна   для   человека. Гигиена сна веществам. ОБЖ:   Примеры   наркогенных   веществ. Причины   обращения   молодых   людей   к наркогенным     Процесс привыкания   к   курению.   Влияние   курения на   организм.   Опасность   привыкания   к наркотиками   токсическим   веществам. Реакция   абстиненции.   Влияние   алкоголя на организм Объяснять явления внушаемости и негативизма. Различать   эмоциональные   реакции,   эмоцио­ нальные состояния и эмоциональные отношения. Называть   примеры   положительных   и   отрица­ тельных   эмоций,   стенических   и   астенических эмоций. Раскрывать   роль   доминанты   в   поддержании чувства. Объяснять роль произвольного внимания в жизни человека. Называть   причины   рассеянности   внимания. Выполнять   опыт,   фиксировать   результаты   и сравнивать   их   с   ожидаемыми   (текстом   в учебнике) Определять понятия «работоспособность»,  «режим дня». Описывать стадии работоспособности. Раскрывать понятие «активный отдых». Объяснять роль  активного отдыха в поддержании  работоспособности. Раскрывать понятия «медленный сон», «быстрый  сон». Раскрывать причину существования сновидений. Объяснять значение сна. Описывать рекомендации по подготовке ор­ ганизма ко сну Объяснять причины, вызывающие привыкание к  табаку. Описывать пути попадания никотина в мозг.  Называть внутренние органы, страдающие от  курения. Раскрывать опасность принятия наркотиков. Объяснять причину абстиненции («ломки») при  принятии наркотиков. Называть заболевания, вызываемые приёмом  алкоголя. Раскрывать понятие «белая горячка» Характеризовать   особенности   высшей   нервной деятельности человека. Обосновывать значимость психических явлений и процессов в жизни человека 16 24.04 59.   Режим Работоспособность. Сон и его значение дня. 25.04 60. Вред   наркогенных веществ 02.05 61.   Обобщение и систематизация   знаний по материалам темы 11 «Поведение человека и ВНД» Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч.) 08.05 62. система   Забо­ Половая   человека. левания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём   половых Факторы,   определяющие   пол.   Строение женской   и   мужской   половой   системы. Созревание и сопутствующие   процессы   в   организме. Гигиена   внешних   половых   органов. Причины   наследственных   заболеваний. Врождённые   заболевания.   Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД клеток     15.05 63. Развитие   организма человека Созревание   зародыша.   Закономерности роста и развития ребёнка. Ростовые скачки. Календарный и биологический возраст 16.05 64.   Обобщение и систематизация   знаний по материалам темы 12 «Половая система. Онтогенез человека»   17 Называть   факторы,   влияющие   на   формирование пола,   и   факторы,   влияющие   на   формирование мужской и женского личности. Раскрывать связь между   хромосомным   набором   в   соматических клетках и полом человека. Описывать   с   помощью   иллюстраций   в   учебнике строение женской и мужской половой системы. Объяснять   связь   между   менструацией   и созреванием яйцеклетки, поллюцией и созревани­ ем сперматозоидов. Знать необходимость соблюдения правил гигиены внешних половых органов. Раскрывать   понятия   «наследственное   заболе­ вание», «врождённое заболевание». Называть пути попадания  возбудителей  СПИДа, гонореи, сифилиса в организм человека. Различать понятия «СПИД» и «ВИЧ». Раскрывать опасность заражения   ВИЧ.   Называть   части   организма, поражаемые   возбудителем   сифилиса,   признаки гонореи,   меры   профилактики   заболевания сифилисом и гонореей Описывать   с   помощью   иллюстраций   в   учебнике процесс созревания зародыша человека, строение плода   на   ранней   стадии   развития.   Называть последовательность заложения систем органов в зародыше. Раскрывать   понятие   «полуростовой   скачок». Описывать особенности роста разных частей тела в организме ребёнка. Различать календарный и биологический возраст человека. Раскрывать   влияние   физической   подготовки   на ростовые процессы организма подростка Характеризовать   роль   половой   системы   в   ор­ ганизме. Устанавливать   закономерности   индивидуального развития человека 22.05 65. Влияние экологических факторов на человека 23.05 66. Влияние   человека   на биосферу Обобщение и систематизация   знаний по материалам темы 13 «Биосфера и человек»   67. 68. Тема 13. Биосфера и человек (2 ч) Определять понятие «биосфера». Объяснять место человека в биосфере. Называть экологические   факторы,   влияющие   на   человека как на любого другого представителя сухопутных   Называть   примеры позвоночных   животных. позитивного влияния хозяйственной деятельности на биосферу негативного и       Определять понятия: «глобальная экологическая проблема», «ноосфера». Раскрывать причины усиления влияния человека на биосферу в последние столетия. Описывать   пути   антропогенного   загрязнения атмосферы,   гидросферы,   литосферы   в   совре­ менности,   негативное   влияние   человека   на животных и растения. Раскрывать   понятия   «охрана   природы»   и   «эко­ логическое образование». Обосновывать   связь   между   биосоциальной природой человека и его местом в биосфере. Характеризовать   функции   различных   систем органов. Выявлять   взаимосвязь   строения   и   функций различных систем органов. Объяснять   участие   различных   систем  органов   в важнейших   процессах   роста,   развития   и   обмена веществ в организме     Влияние Человек   как   часть   живого   вещества биосферы. Влияние абиотических факторов (наличие кислорода для дыхания, питьевой воды,   света,   климат)   и   биотические факторов   на   человека   как   часть   живой природы. хозяйственной деятельности   на   человека.   Человек   как фактор,   значительно   влияющий   на биосферу. ХКК: антропогенный фактор в ХК. История отношений человека и биосферы. ОБЖ:   Причины   усиления   влияния человека   на   природу   в   последние столетия.   Глобальные   экологические проблемы.   Загрязнение   атмосферы   и увеличение   концентрации   углекислого газа. гидросферы. Загрязнение   и   разрушение   почв. Радиоактивное   загрязнение   биосферы. Прямое и косвенное влияние человека на флору и фауну.  ХКК:   Природоохранная   деятельность человека   в   ХК.   Экологическое   об­ разование. Ноосфера. Выявление   уровня   усвоения   материала курса   «Человек   и   его   здоровье»   и сформированности основных видов учебной деятельности Загрязнение     18

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы

КТП по биологии, 7 - 8 - 9 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018