Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Биология" к учебнику под редакцией Пономаревой И.Н. содержит деятельность учащихся, что позволяет педагогу профессионально и эффективно подобрать технологию или ее элементы для каждого отдельного занятия. Распределение тем по занятиям позволяет контролировать прохождение материала и планировать опережающие задания для учащихся.
КТП по биологии 9 класс.docx
Тематическое планирование по
БИОЛОГИИ, 9 класс
название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Название
раздела (модуля), темы, количество часов
Характеристика видов деятельности обучающихся
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 часов)
№
п/п
№
в
теме
1.
1.
Биология — наука о живом мире
Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в
обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система
разных биологических областей науки. Роль биологии в
практической деятельности людей
2.
2. Методы биологических исследований
3.
3.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,
сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы
в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами
Общие свойства живых организмов
Отличительные признаки живого и неживого: химический состав,
клеточное строение, обмен веществ, размножение,
наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость.
Взаимосвязь живых организмов и среды
4.
4. Многообразие форм жизни
Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное
разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная
форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные
уровни организации жизни
5.
5.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие
закономерности жизни»
Называть и характеризовать различные научные области
биологии.
Характеризовать роль биологических наук в
практической деятельности людей
Объяснять назначение методов исследования в биологии.
Характеризовать и сравнивать методы между собой.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием
Называть и характеризовать признаки живых существ.
Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой
природы, делать выводы
Различать четыре среды жизни в биосфере.
Характеризовать отличительные особенности
представителей разных царств живой природы.
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности
вирусов.
Определять понятие «биосистема». Характеризовать
структурные уровни организации жизни
Объяснять роль биологии в жизни человека.
Характеризовать свойства живого.
Овладевать умением аргументировать свою точку зрения
при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя
итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию об
учёныхбиологах
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 часов)
6.
1. Многообразие клеток
Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов
клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты,
эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.
Лабораторная работа № 1
«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и
животных клеток»
7.
2.
8.
3.
9.
4.
10.
5.
Химические вещества в клетке
Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического
состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток.
Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды,
минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и
организме. Их функции в жизнедеятельности клетки
Строение клетки
Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с
органоидами и включениями
Органоиды клетки и их функции
Мембранные и немембранные органоиды, отличительные
особенности их строения и функции
Обмен веществ — основа существования клетки
Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических
реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение
ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического
состояния клетки — обеспечение её нормального
функционирования
Определять отличительные признаки клеток прокариот и
эукариот.
Приводить примеры организмов прокариот и эукариот.
Характеризовать существенные признаки
жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки,
входящей в состав ткани.
Называть имена учёных, положивших начало изучению
клетки.
Сравнивать строение растительных и животных клеток.
Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием
Различать и называть основные неорганические и
органические вещества клетки.
Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков,
углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке.
Сравнивать химический состав клеток живых организмов
и тел неживой природы, делать выводы
Различать основные части клетки.
Называть и объяснять существенные признаки всех частей
клетки.
Сравнивать особенности клеток растений и животных
Выделять и называть существенные признаки строения
органоидов.
Различать органоиды клетки на рисунке учебника.
Объяснять функции отдельных органоидов в
жизнедеятельности растительной и животной клеток
Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать
различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция».
Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и
диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать
выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как
универсального переносчика и накопителя энергии. 11.
6.
Биосинтез белка в живой клетке
Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль
нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков
12.
7
13.
8.
14.
9.
Биосинтез углеводов — фотосинтез
Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой
клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия
протекания фотосинтеза и его значение для природы
Обеспечение клеток энергией
Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки
энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная
(ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль митохондрий
в клеточном дыхании
Размножение клетки и её жизненный цикл
Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток
одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у
прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот.
Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз.
Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.
Лабораторная работа № 2
«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
15.
10. Обеспечение клеток энергией
Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки
энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная
(ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль митохондрий
в клеточном дыхании
Размножение клетки и её жизненный цикл
16.
11.
Характеризовать энергетическое значение обмена веществ
для клетки и организма
Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и
называть основных участников биосинтеза белка в клетке.
Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в
клетке.
Отвечать на итоговые вопросы
Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии
фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения.
Характеризовать значение фотосинтеза для растительной
клетки и природы в целом
Определять понятие «клеточное дыхание».
Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы.
Характеризовать значение клеточного дыхания для
клетки и организма.
Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза
Характеризовать значение размножения клетки.
Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать
выводы на основе сравнения.
Определять понятия «митоз» и «клеточный цикл».
Объяснять механизм распределения наследственного
материала между двумя дочерними клетками у прокариот
и эукариот.
Называть и характеризовать стадии клеточного цикла.
Наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым
микропрепаратам.
Фиксировать результаты наблюдений, формулировать
выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием
Определять понятие «клеточное дыхание».
Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы.
Характеризовать значение клеточного дыхания для
клетки и организма.
Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза
Характеризовать значение размножения клетки. Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток
одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у
прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот.
Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз.
Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.
Лабораторная работа № 2
«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
17.
12. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности
жизни на клеточном уровне»
Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать
выводы на основе сравнения.
Определять понятия «митоз» и «клеточный цикл».
Объяснять механизм распределения наследственного
материала между двумя дочерними клетками у прокариот
и эукариот.
Называть и характеризовать стадии клеточного цикла.
Наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым
микропрепаратам.
Фиксировать результаты наблюдений, формулировать
выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием
Характеризовать существенные признаки важнейших
процессов жизнедеятельности клетки.
Использовать информационные ресурсы для подготовки
презентаций и сообщений по материалам темы
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 часов)
18.
1.
Организм — открытая живая система (биосистема)
Организм как живая система. Компоненты системы, их
взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы
«организм». Регуляция процессов в биосистеме
19.
2.
Бактерии и вирусы
Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и
неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы.
Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности
бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе
20.
3.
Растительный организм и его особенности
Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме.
Выделять существенные признаки биосистемы
«организм»: обмен веществ и превращения энергии,
питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней
средой.
Объяснять целостность и открытость биосистемы.
Характеризовать способность биосистемы к регуляции
процессов жизнедеятельности
Выделять существенные признаки бактерий,
цианобактерий и вирусов.
Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение
бактерий, цианобактерий и вирусов.
Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс
проникновения вируса в клетку и его размножения.
Приводить примеры заболеваний, вызываемых
бактериями и вирусами
Выделять и обобщать существенные признаки растений и Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к
активному передвижению, размещение основных частей — корня и
побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки:
принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и
крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и
бесполое. Особенности полового размножения.
Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением
клетки надвое
21.
4. Многообразие растений и значение в природе
22.
5.
Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений:
споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей,
моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений:
голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела
Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и
значение семени в сравнении со спорой
Организмы царства грибов и лишайников
Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами —
растениями и животными — и отличие от них. Специфические
свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых,
шляпочных, паразитических. Лишайники как особые
симбиотические организмы; их многообразие и значение
23.
6.
Разнообразие животных
Деление животных на два подцарства: Простейшие и
Многоклеточные. Особенности простейших: распространение,
питание, передвижение. Многоклеточные животные:
беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов
беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые
растительной клетки.
Характеризовать особенности процессов
жизнедеятельности растений: питания, дыхания,
фотосинтеза, размножения.
Сравнивать значение полового и бесполого способов
размножения растений, делать выводы на основе
сравнения.
Объяснять роль различных растений в жизни человека.
Приводить примеры использования человеком разных
способов размножения растений в хозяйстве и в природе
Выделять и обобщать существенные признаки растений
разных групп, приводить примеры этих растений.
Выделять и обобщать особенности строения споровых и
семенных растений.
Различать и называть органы растений на натуральных
объектах и таблицах.
Сравнивать значение семени и спор в жизни растений
Выделять и характеризовать существенные признаки
строения и процессов жизнедеятельности грибов и
лишайников на конкретных примерах.
Сравнивать строение грибов со строением растений,
животных и лишайников, делать выводы.
Характеризовать значение грибов и лишайников для
природы и человека.
Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость
знания правил сбора грибов в природе
Выделять и обобщать существенные признаки строения и
процессов жизнедеятельности животных.
Выявлять принадлежность животных к определённой
систематической группе (классификации).
Различать на натуральных объектах и таблицах органы и
системы органов животных разных типов и классов,
наиболее распространённых домашних животных и
животных, опасных для человека.
Объяснять роль различных животных в жизни человека.
Характеризовать рост и развитие животных (на примере 24.
7.
25.
8.
Сравнение свойств организма человека и животных
Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и
животных. Отличие человека от животных. Системы органов у
человека как организма: пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные
способности человека. Причины, обусловливающие социальные
свойства человека
Размножение живых организмов
Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового
размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение,
образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное,
образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение
полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого
и полового — у животных и растений
26.
9.
Индивидуальное развитие организмов
Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и
постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление,
гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и
мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона,
его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального
развития. Развитие животных организмов с превращением и без
превращения
27.
10. Образование половых клеток. Мейоз
Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке.
класса Насекомые, типа Хордовые)
Приводить доказательства родства человека с
млекопитающими животными.
Выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы
органов человека на рисунках учебника и таблицах.
Сравнивать клетки, ткани организма человека и
животных, делать выводы.
Выделять особенности биологической природы человека
и его социальной сущности, делать выводы
Выделять и характеризовать существенные признаки двух
типов размножения организмов.
Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и
мужские половые клетки, делать выводы.
Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в
развитии живого мира.
Выявлять и характеризовать половое и бесполое
поколения у папоротника по рисунку учебника.
Характеризовать значение полового и бесполого
поколений у растений и животных.
Раскрывать биологическое преимущество полового
размножения
Определять понятие «онтогенез».
Выделять и сравнивать существенные признаки двух
периодов онтогенеза.
Объяснять процессы развития и роста многоклеточного
организма.
Сравнивать и характеризовать значение основных этапов
развития эмбриона.
Объяснять зависимость развития эмбриона от
наследственного материала и условий внешней среды.
Объяснять на примере насекомых развитие с полным и
неполным превращением.
Называть и характеризовать стадии роста и развития у
лягушки
Называть и характеризовать женские и мужские половые
клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый
тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о
сперматогенезе и оогенезе
28.
11. Изучение механизма наследственности
Начало исследований наследственности организмов. Первый
научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных
исследований наследственности организмов. Условия для активного
развития исследований наследственности в ХХ в.
29.
12. Основные закономерности наследственности организмов
Понятие о наследственности и способах передачи признаков от
родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его
свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в
организме
30.
13.
Закономерности изменчивости
Понятие об изменчивости и её роли для организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы
наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная,
комбинативная.
Лабораторная работа № 3
«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у
растений разных видов»
31.
14. Ненаследственная изменчивость
Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её
проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности.
Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у
растений и животных.
Определять понятие «мейоз». Характеризовать и
сравнивать первое и второе деление мейоза, делать
выводы. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез».
Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза
Характеризовать этапы изучения наследственности
организмов. Объяснять существенный вклад в
исследования наследственности и изменчивости Г.
Менделя.
Выявлять и характеризовать современные достижения
науки в исследованиях наследственности и изменчивости
Сравнивать понятия «наследственность» и
«изменчивость».
Объяснять механизмы наследственности и изменчивости
организмов.
Определять понятия «ген», «генотип», «фенотип».
Приводить примеры проявления наследственности и
изменчивости организмов
Выделять существенные признаки изменчивости.
Называть и объяснять причины наследственной
изменчивости.
Сравнивать проявление наследственной и
ненаследственной изменчивости организмов.
Объяснять причины проявления различных видов
мутационной изменчивости.
Определять понятие «мутаген».
Выявлять, наблюдать, описывать признаки проявления
наследственных свойств организмов и их изменчивости.
Обобщать информацию и формулировать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием
Выявлять признаки ненаследственной изменчивости.
Называть и объяснять причины ненаследственной
изменчивости.
Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у
разных организмов, делать выводы.
Выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости Лабораторная работа № 4
«Изучение изменчивости у организмов»
32.
33.
15. Основы селекции организмов
Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как
наука. Общие методы селекции: искусственный отбор,
гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных,
микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о
биотехнологии
16. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности
жизни на организменном уровне»
организмов на примере листьев клёна и раковин
моллюсков.
Обобщать информацию и формулировать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием
Называть и характеризовать методы селекции растений,
животных и микроорганизмов.
Анализировать значение селекции и биотехнологии в
жизни людей
Характеризовать отличительные признаки живых
организмов.
Выделять и характеризовать существенные признаки
строения и процессов жизнедеятельности организмов,
принадлежащих к разным царствам живой природы.
Использовать информационные ресурсы для подготовки
презентаций проектов и сообщений по материалам темы
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 часов)
34.
1.
35.
2.
36.
3.
Представления о возникновении жизни на Земле в истории
естествознания
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л.
Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни
Современные представления о возникновении жизни на Земле
Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения
жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в
развитии жизни
Особенности первичных организмов. Появление автотрофов —
цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины
изменений. Появление биосферы
37.
4.
Этапы развития жизни на Земле
Выделять и пояснять основные идеи гипотез о
происхождении жизни.
Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера
Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез
Опарина и Холдейна о происхождении жизни, делать
выводы на основе сравнения.
Объяснять процессы возникновения коацерватов как
первичных организмов
Выделять существенные признаки строения и
жизнедеятельности первичных организмов.
Отмечать изменения условий существования жизни на
Земле.
Аргументировать процесс возникновения биосферы.
Объяснять роль биологического круговорота веществ
Выделять существенные признаки эволюции жизни. Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в
истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни
38.
5.
Идеи развития органического мира в биологии
Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции
Ж.Б. Ламарка
39.
6.
40.
7.
41.
8.
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира
Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения
эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса
эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за
существование и естественный отбор. Результаты эволюции.
Значение работ Ч. Дарвина
Современные представления об эволюции органического мира
Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия
современной теории эволюции
Вид, его критерии и структура
Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его
критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных
особей. Популяция — форма существования вида
42.
9.
Процессы образования видов
Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы
видообразования: географическое и биологическое
43.
10. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп
Отмечать изменения условий существования живых
организмов на Земле.
Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины
выхода организмов на сушу.
Описывать изменения, происходившие в связи с этим на
Земле и в свойствах организмов
Выделять существенные положения теории эволюции Ж.
Б. Ламарка.
Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых
Ламарком, как путей эволюции видов.
Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для
биологии
Выделять и объяснять существенные положения теории
эволюции Ч. Дарвина.
Характеризовать движущие силы эволюции.
Называть и объяснять результаты эволюции.
Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина
Выделять и объяснять основные положения
эволюционного учения.
Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов.
Называть факторы эволюции, её явления, материал,
элементарную единицу
Выявлять существенные признаки вида.
Объяснять на конкретных примерах формирование
приспособленности организмов вида к среде обитания.
Сравнивать популяции одного вида, делать выводы.
Выявлять приспособления у организмов к среде обитания
(на конкретных примерах)
Объяснять причины многообразия видов.
Приводить конкретные примеры формирования новых
видов.
Объяснять причины двух типов видообразования.
Анализировать и сравнивать примеры видообразования
(на конкретных примерах)
Выделять существенные процессы дифференциации вида. 44.
45.
46.
организмов
Условия и значение дифференциации вида. Понятие о
макроэволюции. Доказательства процесса эволюции:
палеонтологические, эмбриологические, анатомоморфологические
(рудименты и атавизмы)
11. Основные направления эволюции
Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического
прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация
организмов
12. Примеры эволюционных преобразований живых организмов
Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция —
длительный исторический процесс.
Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни
преобразований
13. Основные закономерности эволюции
Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость
процесса, прогрессивное усложнение форм жизни,
непрограммированное развитие жизни, адаптации, появление новых
видов.
Лабораторная работа № 5
«Приспособленность организмов к среде обитания»
47.
14.
Эволюционное происхождение человека
Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства
родства человека и животных. Важнейшие особенности организма
человека. Проявление биологических и социальных факторов в
Объяснять возникновение надвидовых групп.
Приводить примеры, служащие доказательством процесса
эволюции жизни на Земле.
Использовать и пояснять иллюстративный материал
учебника, извлекать из него нужную информацию
Определять понятия «биологический прогресс»,
«биологический регресс». Характеризовать направления
биологического прогресса.
Объяснять роль основных направлений эволюции.
Анализировать и сравнивать проявление основных
направлений эволюции.
Называть и пояснять примеры ароморфоза,
идиоадаптации и общей дегенерации
Характеризовать эволюционные преобразования у
животных на примере нервной, пищеварительной,
репродуктивной систем. Характеризовать эволюционные
преобразования репродуктивной системы у растений.
Сравнивать типы размножения у растительных
организмов.
Объяснять причины формирования биологического
разнообразия видов на Земле
Называть и характеризовать основные закономерности
эволюции.
Анализировать иллюстративный материал учебника для
доказательства существования закономерностей процесса
эволюции, характеризующих её общую направленность.
Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки
наследственных свойств организмов и наличия их
изменчивости.
Записывать выводы и наблюдения в таблицах.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием
Характеризовать основные особенности организма
человека.
Сравнивать признаки сходства строения организма
человека и человекообразных обезьян. 48.
15.
историческом процессе происхождения человека. Общественный
(социальный) образ жизни — уникальное свойство человека
Ранние этапы эволюции человека
Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся
этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники,
человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный
человек
Доказывать на конкретных примерах единство
биологической и социальной сущности человека
Различать и характеризовать стадии антропогенеза.
Находить в Интернете дополнительную информацию о
предшественниках и ранних предках человека
49.
50.
51.
52.
16. Поздние этапы эволюции человека
Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки
современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние
социальных факторов на действие естественного отбора в
историческом развитии человека
17. Человеческие расы, их родство и происхождение
Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные
типы рас. Происхождение и родство рас
18. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли
Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу.
Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере.
Сохранение жизни на Земле — главная задача человечества
19. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности
происхождения и развития жизни на Земле»
Характеризовать неоантропа — кроманьонца как
человека современного типа.
Называть решающие факторы формирования и развития
Человека разумного.
Обосновывать влияние социальных факторов на
формирование современного человека
Называть существенные признаки вида Человек разумный.
Объяснять приспособленность организма человека к
среде обитания.
Выявлять причины многообразия рас человека.
Характеризовать родство рас на конкретных примерах.
Называть и объяснять главный признак, доказывающий
единство вида Человек разумный
Выявлять причины влияния человека на биосферу.
Характеризовать результаты влияния человеческой
деятельности на биосферу.
Приводить конкретные примеры полезной и губительной
деятельности человека в природе.
Аргументировать необходимость бережного отношения к
природе
Выделять существенные признаки вида.
Характеризовать основные направления и движущие силы
эволюции.
Объяснять причины многообразия видов. Выявлять и
обосновывать место человека в системе органического
мира.
Находить в Интернете дополнительную информацию о
происхождении жизни и эволюции человеческого
организма. Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (16 часов)
Использовать информационные ресурсы для подготовки
презентации или сообщения об эволюции человека
53.
1.
Условия жизни на Земле
Среды жизни организмов на Земле: водная, наземновоздушная,
почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных
средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и
антропогенные
54.
2.
Общие законы действия факторов среды на организмы
Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон
незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на
организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм
55.
3.
Приспособленность организмов к действию факторов среды
Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации.
Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме.
Экологические группы организмов
56.
4.
57.
5.
Биотические связи в природе
Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания
пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе:
конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи
организмов разных видов. Значение биотических связей
Взаимосвязи организмов в популяции
Популяция как особая надорганизменная система, форма
существования вида в природе. Понятие о демографической и
пространственной структуре популяции. Количественные
показатели популяции: численность и плотность
Выделять и характеризовать существенные признаки сред
жизни на Земле.
Называть характерные признаки организмов —
обитателей этих сред жизни.
Характеризовать черты приспособленности организмов к
среде их обитания.
Распознавать и характеризовать экологические факторы
среды
Выделять и характеризовать основные закономерности
действия факторов среды на организмы.
Называть примеры факторов среды. Анализировать
действие факторов на организмы по рисункам учебника.
Выделять экологические группы организмов.
Приводить примеры сезонных перестроек
жизнедеятельности у животных и растений
Приводить конкретные примеры адаптаций у живых
организмов.
Называть необходимые условия возникновения и
поддержания адаптаций.
Различать значение понятий «жизненная форма» и
«экологическая группа»
Выделять и характеризовать типы биотических связей.
Объяснять многообразие трофических связей.
Характеризовать типы взаимодействия видов организмов:
мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество,
конкуренция, приводить их примеры.
Объяснять значение биотических связей
Выделять существенные свойства популяции как группы
особей одного вида.
Объяснять территориальное поведение особей популяции.
Называть и характеризовать примеры территориальных,
пищевых и половых отношений между особями в
популяции. 58.
6.
59.
7.
60.
8.
Функционирование популяций в природе
Демографические характеристики популяции: численность,
плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная
структура популяции, половая структура популяции. Популяция
как биосистема. Динамика численности и плотности популяции.
Регуляция численности популяции
Природное сообщество — биогеоценоз
Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение,
экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный
признак природного сообщества — круговорот веществ и поток
энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
Экосистемная организация живой природы. Функциональное
различие видов в экосистемах (производители, потребители,
разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы.
Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак
экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о
биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства
биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество,
биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере
61.
9.
Развитие и смена природных сообществ
Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития
биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии).
Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене
природных сообществ
62.
10. Многообразие биогеоценозов (экосистем)
Анализировать содержание рисунка учебника,
иллюстрирующего свойства популяций
Выявлять проявление демографических свойств
популяции в природе. Характеризовать причины
колебания численности и плотности популяции.
Сравнивать понятия «численность популяции» и
«плотность популяции», делать выводы.
Анализировать содержание рисунков учебника
Выделять существенные признаки природного
сообщества.
Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи
питания, сети питания и экологические ниши.
Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать
понятия «биогеоценоз» и «биоценоз».
Объяснять на конкретных примерах средообразующую
роль видов в биоценозе
Выделять, объяснять и сравнивать существенные
признаки природного сообщества как экосистемы или
биогеоценоза.
Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.
Объяснять роль различных видов в процессе круговорота
веществ и потоке энергии в экосистемах.
Объяснять значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы.
Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии
учения о биосфере.
Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника
Объяснять и характеризовать процесс смены
биогеоценозов.
Называть существенные признаки первичных и вторичных
сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы.
Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной
организации жизни в устойчивом развитии биосферы.
Объяснять процессы смены экосистем на примерах
природы родного края
Выделять и характеризовать существенные признаки и Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных
экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и
культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура,
свойства и значение для человека и природы
63.
11. Основные законы устойчивости живой природы
Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных
экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое
разнообразие и сопряжённая численность их видов, круговорот
веществ и поток энергии, цикличность процессов
64.
12.
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы
Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к
природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение
природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического
разнообразия. Решение экологических проблем биосферы:
рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее
экологическое образование населения.
Лабораторная работа № 6
«Оценка качества окружающей среды»
65.
66.
13. Экскурсия в природу
«Изучение и описание экосистемы своей местности»
14. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности
взаимоотношений организмов и среды»
свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем.
Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем.
Сравнивать между собой естественные и культурные
экосистемы, делать выводы
Выделять и характеризовать существенные причины
устойчивости экосистем.
Объяснять на конкретных примерах значение
биологического разнообразия для сохранения
устойчивости экосистемы.
Приводить примеры видов — участников круговорота
веществ в экосистемах.
Объяснять на конкретных примерах понятия
«сопряжённая численность видов в экосистеме» и
«цикличность»
Выделять и характеризовать причины экологических
проблем в биосфере. Прогнозировать последствия
истощения природных ресурсов и сокращения
биологического разнообразия.
Обсуждать на конкретных примерах экологические
проблемы своего региона и биосферы в целом.
Аргументировать необходимость защиты окружающей
среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой
природе.
Выявлять и оценивать степень загрязнения помещений.
Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием
Описывать особенности экосистемы своей местности.
Наблюдать за природными явлениями, фиксировать
результаты, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в природе
Выявлять признаки приспособленности организмов к
среде обитания.
Объяснять роль круговорота веществ и превращения
энергии в экосистемах. Характеризовать биосферу как
глобальную экосистему. 67.
68.
15. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности
взаимоотношений организмов и среды»
16. Итоговый контроль знаний курса биологии
9 класса
Анализировать и оценивать последствия деятельности
человека в природе.
Находить в Интернете дополнительную информацию о
работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов
животных и растений.
Выявлять признаки приспособленности организмов к
среде обитания.
Объяснять роль круговорота веществ и превращения
энергии в экосистемах. Характеризовать биосферу как
глобальную экосистему.
Анализировать и оценивать последствия деятельности
человека в природе.
Находить в Интернете дополнительную информацию о
работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов
животных и растений.
Систематизировать знания по темам раздела «Общие
биологические закономерности».
Применять основные виды учебной деятельности при
формулировке ответов к итоговым заданиям
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.