КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
Оценка 4.8

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

Оценка 4.8
Документация
docx
биология
9 кл
31.08.2019
КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Биология" к учебнику под редакцией Пономаревой И.Н. содержит деятельность учащихся, что позволяет педагогу профессионально и эффективно подобрать технологию или ее элементы для каждого отдельного занятия. Распределение тем по занятиям позволяет контролировать прохождение материала и планировать опережающие задания для учащихся.
КТП по биологии 9 класс.docx
Тематическое планирование по  БИОЛОГИИ, 9 класс название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) Название раздела (модуля), темы, количество часов Характеристика видов деятельности обучающихся Тема 1. Общие закономерности жизни (5 часов) № п/п № в  теме 1. 1. Биология — наука о живом мире  Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в  обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система  разных биологических областей науки. Роль биологии в  практической деятельности людей 2. 2. Методы биологических исследований 3. 3. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,  сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы  в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами Общие свойства живых организмов Отличительные признаки живого и неживого: химический состав,  клеточное строение, обмен веществ, размножение,  наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость.  Взаимосвязь живых организмов и среды 4. 4. Многообразие форм жизни Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное  разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная  форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные  уровни организации жизни 5. 5. Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие  закономерности жизни» Называть и характеризовать различные научные области  биологии. Характеризовать роль биологических наук в  практической деятельности людей Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой  природы, делать выводы Различать четыре среды жизни в биосфере.  Характеризовать отличительные особенности  представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности  вирусов. Определять понятие «биосистема». Характеризовать  структурные уровни организации жизни Объяснять роль биологии в жизни человека.  Характеризовать свойства живого.  Овладевать умением аргументировать свою точку зрения  при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя  итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию об  учёных­биологах Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 часов) 6. 1. Многообразие клеток Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов  клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты,  эукариоты. Роль учёных в изучении клетки. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и  животных клеток» 7. 2. 8. 3. 9. 4. 10. 5. Химические вещества в клетке Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического  состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток.  Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и  организме. Их функции в жизнедеятельности клетки Строение клетки Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с  органоидами и включениями Органоиды клетки и их функции  Мембранные и немембранные органоиды, отличительные  особенности их строения и функции Обмен веществ — основа существования клетки Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических  реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение  ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического  состояния клетки — обеспечение её нормального  функционирования Определять отличительные признаки клеток прокариот и  эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Характеризовать существенные признаки  жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки,  входящей в состав ткани. Называть имена учёных, положивших начало изучению  клетки. Сравнивать строение растительных и животных клеток. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием Различать и называть основные неорганические и  органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков,  углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов  и тел неживой природы, делать выводы Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных Выделять и называть существенные признаки строения  органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Объяснять функции отдельных органоидов в  жизнедеятельности растительной и животной клеток Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать  различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и  диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать  выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как  универсального переносчика и накопителя энергии. 11. 6. Биосинтез белка в живой клетке  Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль  нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков 12. 7 13. 8. 14. 9. Биосинтез углеводов — фотосинтез  Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой  клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия  протекания фотосинтеза и его значение для природы Обеспечение клеток энергией  Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки  энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная  (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль митохондрий  в клеточном дыхании Размножение клетки и её жизненный цикл Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток  одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот.  Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз.  Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» 15. 10. Обеспечение клеток энергией  Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки  энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная  (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль митохондрий  в клеточном дыхании Размножение клетки и её жизненный цикл 16. 11. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и  называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в  клетке. Отвечать на итоговые вопросы Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии  фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной  клетки и природы в целом Определять понятие «клеточное дыхание».  Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для  клетки и организма. Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать  выводы на основе сравнения.  Определять понятия «митоз» и «клеточный цикл». Объяснять механизм распределения наследственного  материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым  микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать  выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием Определять понятие «клеточное дыхание».  Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для  клетки и организма. Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза Характеризовать значение размножения клетки. Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток  одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот.  Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз.  Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» 17. 12. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности  жизни на клеточном уровне» Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать  выводы на основе сравнения.  Определять понятия «митоз» и «клеточный цикл». Объяснять механизм распределения наследственного  материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым  микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать  выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием Характеризовать существенные признаки важнейших  процессов жизнедеятельности клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки  презентаций и сообщений по материалам темы Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 часов) 18. 1. Организм — открытая живая система (биосистема) Организм как живая система. Компоненты системы, их  взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы  «организм». Регуляция процессов в биосистеме 19. 2. Бактерии и вирусы Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и  неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы.  Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности  бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе 20. 3. Растительный организм и его особенности Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме. Выделять существенные признаки биосистемы  «организм»: обмен веществ и превращения энергии,  питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней  средой. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции  процессов жизнедеятельности Выделять существенные признаки бактерий,  цианобактерий и вирусов. Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов. Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс  проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых  бактериями и вирусами Выделять и обобщать существенные признаки растений и Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к  активному передвижению, размещение основных частей — корня и  побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки:  принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и  бесполое. Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением  клетки надвое 21. 4. Многообразие растений и значение в природе 22. 5. Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений:  споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений:  голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела  Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и  значение семени в сравнении со спорой Организмы царства грибов и лишайников Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами —  растениями и животными — и отличие от них. Специфические  свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых,  шляпочных, паразитических. Лишайники как особые  симбиотические организмы; их многообразие и значение 23. 6. Разнообразие  животных Деление животных на два подцарства: Простейшие и  Многоклеточные. Особенности простейших: распространение,  питание, передвижение. Многоклеточные животные:  беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов  беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые растительной клетки.  Характеризовать особенности процессов  жизнедеятельности растений: питания, дыхания,  фотосинтеза, размножения. Сравнивать значение полового и бесполого способов  размножения растений, делать выводы на основе  сравнения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить примеры использования человеком разных  способов размножения растений в хозяйстве и в природе Выделять и обобщать существенные признаки растений  разных групп, приводить примеры этих растений. Выделять и обобщать особенности строения споровых и  семенных растений. Различать и называть органы растений на натуральных  объектах и таблицах. Сравнивать значение семени и спор в жизни растений Выделять и характеризовать существенные признаки  строения и процессов жизнедеятельности грибов и  лишайников на конкретных примерах. Сравнивать строение грибов со строением растений,  животных и лишайников, делать выводы. Характеризовать значение грибов и лишайников для  природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость  знания правил сбора грибов в природе Выделять и обобщать существенные признаки строения и  процессов жизнедеятельности животных. Выявлять принадлежность животных к определённой  систематической группе (классификации). Различать на натуральных объектах и таблицах органы и  системы органов животных разных типов и классов,  наиболее распространённых домашних животных и  животных, опасных для человека. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать рост и развитие животных (на примере 24. 7. 25. 8. Сравнение свойств организма человека и животных Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и  животных. Отличие человека от животных. Системы органов у  человека как организма: пищеварительная, дыхательная,  кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные  способности человека. Причины, обусловливающие социальные  свойства человека Размножение живых организмов  Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового  размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение,  образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное,  образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение  полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого  и полового — у животных и растений 26. 9. Индивидуальное развитие организмов Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и  постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление,  гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и  мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона,  его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального  развития. Развитие животных организмов с превращением и без  превращения 27. 10. Образование половых клеток. Мейоз Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке.  класса Насекомые, типа Хордовые) Приводить доказательства родства человека с  млекопитающими животными. Выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы  органов человека на рисунках учебника и таблицах. Сравнивать клетки, ткани организма человека и  животных, делать выводы. Выделять особенности биологической природы человека  и его социальной сущности, делать выводы Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и  мужские половые клетки, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в  развитии живого мира.  Выявлять и характеризовать половое и бесполое  поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого  поколений у растений и животных.  Раскрывать биологическое преимущество полового  размножения Определять понятие «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух  периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного  организма. Сравнивать и характеризовать значение основных этапов  развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от  наследственного материала и условий внешней среды. Объяснять на примере насекомых развитие с полным и  неполным превращением.  Называть и характеризовать стадии роста и развития у  лягушки Называть и характеризовать женские и мужские половые  клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый  тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о  сперматогенезе и оогенезе 28. 11. Изучение механизма наследственности Начало исследований наследственности организмов. Первый  научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных  исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в. 29. 12. Основные закономерности наследственности организмов Понятие о наследственности и способах передачи признаков от  родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его  свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в  организме 30. 13. Закономерности изменчивости  Понятие об изменчивости и её роли для организмов.  Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы  наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная,  комбинативная. Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у  растений разных видов» 31. 14. Ненаследственная изменчивость  Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её  проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности.  Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у  растений и животных. Определять понятие «мейоз». Характеризовать и  сравнивать первое и второе деление мейоза, делать  выводы. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза Характеризовать этапы изучения наследственности  организмов. Объяснять существенный вклад в  исследования наследственности и изменчивости Г.  Менделя.  Выявлять и характеризовать современные достижения  науки в исследованиях наследственности и изменчивости Сравнивать понятия «наследственность» и  «изменчивость». Объяснять механизмы наследственности и изменчивости  организмов. Определять понятия «ген», «генотип», «фенотип». Приводить примеры проявления наследственности и  изменчивости организмов Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной  изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и  ненаследственной изменчивости организмов.  Объяснять причины проявления различных видов  мутационной изменчивости.  Определять понятие «мутаген». Выявлять, наблюдать, описывать признаки проявления  наследственных свойств организмов и их изменчивости. Обобщать информацию и формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной  изменчивости. Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы. Выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов» 32. 33. 15. Основы селекции организмов  Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как  наука. Общие методы селекции: искусственный отбор,  гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных,  микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о  биотехнологии 16. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности  жизни на организменном уровне» организмов на примере листьев клёна и раковин  моллюсков. Обобщать информацию и формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием Называть и характеризовать методы селекции растений,  животных и микроорганизмов.  Анализировать значение селекции и биотехнологии в  жизни людей Характеризовать отличительные признаки живых  организмов. Выделять и характеризовать существенные признаки  строения и процессов жизнедеятельности организмов,  принадлежащих к разным царствам живой природы. Использовать информационные ресурсы для подготовки  презентаций проектов и сообщений по материалам темы Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 часов) 34. 1. 35. 2. 36. 3. Представления о возникновении жизни на Земле в истории  естествознания Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л.  Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни Современные представления о возникновении жизни на Земле  Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения  жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в  развитии жизни Особенности первичных организмов. Появление автотрофов —  цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины  изменений. Появление биосферы 37. 4. Этапы развития жизни на Земле  Выделять и пояснять основные идеи гипотез о  происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез  Опарина и Холдейна о происхождении жизни, делать  выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как  первичных организмов Выделять существенные признаки строения и  жизнедеятельности первичных организмов.  Отмечать изменения условий существования жизни на  Земле. Аргументировать процесс возникновения биосферы. Объяснять роль биологического круговорота веществ Выделять существенные признаки эволюции жизни. Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в  истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни 38. 5. Идеи развития органического мира в биологии Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции  Ж.­Б. Ламарка 39. 6. 40. 7. 41. 8. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения  эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса  эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за  существование и естественный отбор. Результаты эволюции.  Значение работ Ч. Дарвина Современные представления об эволюции органического мира  Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия  современной теории эволюции Вид, его критерии и структура Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его  критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных  особей. Популяция — форма существования вида 42. 9. Процессы образования видов  Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы  видообразования: географическое и биологическое 43. 10. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп  Отмечать изменения условий существования живых  организмов на Земле. Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу. Описывать изменения, происходившие в связи с этим на  Земле и в свойствах организмов Выделять существенные положения теории эволюции Ж.­ Б. Ламарка. Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для  биологии Выделять и объяснять существенные положения теории  эволюции Ч. Дарвина.  Характеризовать движущие силы эволюции.  Называть и объяснять результаты эволюции.  Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина Выделять и объяснять основные положения  эволюционного учения. Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов. Называть факторы эволюции, её явления, материал,  элементарную единицу Выявлять существенные признаки вида.  Объяснять на конкретных примерах формирование  приспособленности организмов вида к среде обитания. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания  (на конкретных примерах) Объяснять причины многообразия видов.  Приводить конкретные примеры формирования новых  видов. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования  (на конкретных примерах) Выделять существенные процессы дифференциации вида. 44. 45. 46. организмов Условия и значение дифференциации вида. Понятие о  макроэволюции. Доказательства процесса эволюции:  палеонтологические, эмбриологические, анатомо­морфологические  (рудименты и атавизмы) 11. Основные направления эволюции  Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического  прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация  организмов 12. Примеры эволюционных преобразований живых организмов  Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция —  длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни  преобразований 13. Основные закономерности эволюции Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни,  непрограммированное развитие жизни, адаптации, появление новых  видов. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» 47. 14. Эволюционное происхождение человека Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства  родства человека и животных. Важнейшие особенности организма  человека. Проявление биологических и социальных факторов в  Объяснять возникновение надвидовых групп. Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле.  Использовать и пояснять иллюстративный материал  учебника, извлекать из него нужную информацию Определять понятия «биологический прогресс»,  «биологический регресс». Характеризовать направления  биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных  направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза,  идиоадаптации и общей дегенерации Характеризовать эволюционные преобразования у  животных на примере нервной, пищеварительной,  репродуктивной систем. Характеризовать эволюционные  преобразования репродуктивной системы у растений. Сравнивать типы размножения у растительных  организмов. Объяснять причины формирования биологического  разнообразия видов на Земле Называть и характеризовать основные закономерности  эволюции. Анализировать иллюстративный материал учебника для  доказательства существования закономерностей процесса  эволюции, характеризующих её общую направленность.  Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их  изменчивости.  Записывать выводы и наблюдения в таблицах.  Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием Характеризовать основные особенности организма  человека. Сравнивать признаки сходства строения организма  человека и человекообразных обезьян. 48. 15. историческом процессе происхождения человека. Общественный  (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека Ранние этапы эволюции человека  Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники,  человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный  человек Доказывать на конкретных примерах единство  биологической и социальной сущности человека Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Находить в Интернете дополнительную информацию о  предшественниках и ранних предках человека 49. 50. 51. 52. 16. Поздние этапы эволюции человека  Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки  современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние  социальных факторов на действие естественного отбора в  историческом развитии человека 17. Человеческие расы, их родство и происхождение Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные  типы рас. Происхождение и родство рас 18. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли  Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу.  Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере.  Сохранение жизни на Земле — главная задача человечества 19. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности  происхождения и развития жизни на Земле» Характеризовать неоантропа — кроманьонца как  человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития  Человека разумного.  Обосновывать влияние социальных факторов на  формирование современного человека Называть существенные признаки вида Человек разумный. Объяснять приспособленность организма человека к  среде обитания. Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий  единство вида Человек разумный Выявлять причины влияния человека на биосферу. Характеризовать результаты влияния человеческой  деятельности на биосферу. Приводить конкретные примеры полезной и губительной  деятельности человека в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к  природе Выделять существенные признаки вида.  Характеризовать основные направления и движущие силы эволюции. Объяснять причины многообразия видов. Выявлять и  обосновывать место человека в системе органического  мира. Находить в Интернете дополнительную информацию о  происхождении жизни и эволюции человеческого  организма. Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (16 часов) Использовать информационные ресурсы для подготовки  презентации или сообщения об эволюции человека 53. 1. Условия жизни на Земле Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно­воздушная,  почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных  средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и  антропогенные 54. 2. Общие законы действия факторов среды на организмы  Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон  незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на  организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм 55. 3. Приспособленность организмов к действию факторов среды  Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации.  Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме.  Экологические группы организмов 56. 4. 57. 5. Биотические связи в природе  Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания  пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе:  конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи  организмов разных видов. Значение биотических связей Взаимосвязи организмов в популяции Популяция как особая надорганизменная система, форма  существования вида в природе. Понятие о демографической и  пространственной структуре популяции. Количественные  показатели популяции: численность и плотность Выделять и характеризовать существенные признаки сред  жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов —  обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к  среде их обитания.  Распознавать и характеризовать экологические факторы  среды Выделять и характеризовать основные закономерности  действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать  действие факторов на организмы по рисункам учебника. Выделять экологические группы организмов.  Приводить примеры сезонных перестроек  жизнедеятельности у животных и растений Приводить конкретные примеры адаптаций у живых  организмов. Называть необходимые условия возникновения и  поддержания адаптаций. Различать значение понятий «жизненная форма» и  «экологическая группа» Выделять и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов:  мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество,  конкуренция, приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей Выделять существенные свойства популяции как группы  особей одного вида. Объяснять территориальное поведение особей популяции. Называть и характеризовать примеры территориальных,  пищевых и половых отношений между особями в  популяции. 58. 6. 59. 7. 60. 8. Функционирование популяций в природе Демографические характеристики популяции: численность,  плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная  структура популяции, половая структура популяции. Популяция  как биосистема. Динамика численности и плотности популяции.  Регуляция численности популяции Природное сообщество — биогеоценоз Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение,  экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный  признак природного сообщества — круговорот веществ и поток  энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе Биогеоценозы, экосистемы и биосфера Экосистемная организация живой природы. Функциональное  различие видов в экосистемах (производители, потребители,  разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы.  Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак  экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о  биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства  биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество,  биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере 61. 9. Развитие и смена природных сообществ Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития  биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии).  Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене  природных сообществ 62. 10. Многообразие биогеоценозов (экосистем) Анализировать содержание рисунка учебника,  иллюстрирующего свойства популяций Выявлять проявление демографических свойств  популяции в природе. Характеризовать причины  колебания численности и плотности популяции. Сравнивать понятия «численность популяции» и  «плотность популяции», делать выводы. Анализировать содержание рисунков учебника Выделять существенные признаки природного  сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи  питания, сети питания и экологические ниши. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать  понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять на конкретных примерах средообразующую  роль видов в биоценозе Выделять, объяснять и сравнивать существенные  признаки природного сообщества как экосистемы или  биогеоценоза.  Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Объяснять роль различных видов в процессе круговорота  веществ и потоке энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для  сохранения биосферы. Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии  учения о биосфере.  Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника Объяснять и характеризовать процесс смены  биогеоценозов. Называть существенные признаки первичных и вторичных  сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной  организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Объяснять процессы смены экосистем на примерах  природы родного края Выделять и характеризовать существенные признаки и Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных  экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и  культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура,  свойства и значение для человека и природы 63. 11. Основные законы устойчивости живой природы Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных  экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое  разнообразие и сопряжённая численность их видов, круговорот  веществ и поток энергии, цикличность процессов 64. 12. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы  Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к  природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение  природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического  разнообразия. Решение экологических проблем биосферы:  рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее  экологическое образование населения. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» 65. 66. 13. Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» 14. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности  взаимоотношений организмов и среды» свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем. Сравнивать между собой естественные и культурные  экосистемы, делать выводы Выделять и характеризовать существенные причины  устойчивости экосистем. Объяснять на конкретных примерах значение  биологического разнообразия для сохранения  устойчивости экосистемы. Приводить примеры видов — участников круговорота  веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия  «сопряжённая численность видов в экосистеме» и  «цикличность» Выделять и характеризовать причины экологических  проблем в биосфере. Прогнозировать последствия  истощения природных ресурсов и сокращения  биологического разнообразия. Обсуждать на конкретных примерах экологические  проблемы своего региона и биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей  среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой  природе. Выявлять и оценивать степень загрязнения помещений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием Описывать особенности экосистемы своей местности. Наблюдать за природными явлениями, фиксировать  результаты, делать выводы.  Соблюдать правила поведения в природе Выявлять признаки приспособленности организмов к  среде обитания. Объяснять роль круговорота веществ и превращения  энергии в экосистемах. Характеризовать биосферу как  глобальную экосистему. 67. 68. 15. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности  взаимоотношений организмов и среды» 16. Итоговый контроль знаний курса биологии  9 класса Анализировать и оценивать последствия деятельности  человека в природе. Находить в Интернете дополнительную информацию о  работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. Выявлять признаки приспособленности организмов к  среде обитания. Объяснять роль круговорота веществ и превращения  энергии в экосистемах. Характеризовать биосферу как  глобальную экосистему. Анализировать и оценивать последствия деятельности  человека в природе. Находить в Интернете дополнительную информацию о  работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. Систематизировать знания по темам раздела «Общие  биологические закономерности».  Применять основные виды учебной деятельности при  формулировке ответов к итоговым заданиям

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс

КТП по ФГОС ООО биология 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2019