Рабочая программа по биологии 5-9
Оценка 5

Рабочая программа по биологии 5-9

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
9 кл
10.04.2019
Рабочая программа по биологии  5-9
Рабочая программа. по курсу «Биология» на уровень основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.. Содержит планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» (предметные, метапредметные, личностные), Содержание учебного курса (с тематикой лабораторных работ и экскурсий) . Тематическое планирование представляет почасовку на темы в каждом классе, количество лабораторных, контрольных работ, экскурсий.
2017 раб программа5-9.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 20» РАССМОТРЕНО на заседании МО: протокол № ______ от «___» августа 2017г. Председатель МО __________ Е.И.Логинова СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ____________Е.В. Руденко «___» августа 2017г. УТВЕРЖДАЮ: И.О. директора МБОУ «СШ № 20» ___________ Е.В. Руденко «____» ___________2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Биология» на уровень основного общего образования срок реализации 5 лет Программа составлена  учителем биологии ______К.М. Овчаренко г. Норильск 2017 г. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Согласно учебному плану МБОУ «СШ №20» на изучение биологии на уровне основного общего образования отводится 272 часа. Обязательное изучение биологии на этапе основного  общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме:  5 класс – 34 часа   6 класс – 34 часа  7 класс – 68 часов  8 класс – 68 часов   9 класс – 68 часов   Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» Личностные результаты: 1)  воспитание   российской   гражданской   идентичности:  патриотизм,  уважение  к  Отечеству, прошлое   и   настоящее   многонационального   народа   России;   осознание   своей   этнической принадлежности,   знание   истории,   языка,   культуры   своего   народа,   своего   края,   основ культурного   наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических, демократических   и   традиционных   ценностей   многонационального   российского   общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2)   формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом   устойчивых   познавательных   интересов,   а   также   на   основе   формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3)   формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4)   формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к   другому человеку,   его   мнению,   мировоззрению,   культуре,   языку,   вере,   гражданской   позиции,   к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности   и   способности   вести   диалог   с   другими   людьми   и   достигать   в   нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,   включая   взрослые   и   социальные   сообщества;   участие   в   школьном самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного   поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7)   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8)   формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9)   формирование   основ   экологической   культуры   соответствующей   современному   уровню экологического   мышления,   развитие   опыта   экологически   ориентированной   рефлексивно­ оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи  в жизни  человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11)   развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.           для глухих, позднооглохших слабослышащих, Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы: 1) обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; 2)   для   обучающихся   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата:   владение   навыками   пространственной   и   социально­бытовой   ориентировки;   умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно­пространственной организации; способность   к   осмыслению   социального   окружения,   своего   места   в   нем,   принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 3) спектра: расстройствами формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов. аутистического специального   для   обучающихся   с           Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения   учебных   и   познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей   деятельности   в   процессе   достижения   результата,   определять   способы   действий   в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5)   владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6)   умение   определять   понятия,   устанавливать   аналогии, классифицировать,   самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для   классификации,   создавать   обобщения, строить   логическое   рассуждение, устанавливать   причинно­следственные   связи, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать   индивидуально   и   в   группе;   находить   общее   решение   и   разрешать конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учета   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и   потребностей;   планирования   и   регуляции   своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11)   формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­ коммуникационных технологий (далее ­ ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12)   формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение   применять   его   в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы:       для   глухих,   позднооглохших слабослышащих, для   обучающихся   с   расстройствами   аутистического   спектра:  обучающихся: владение   навыками   определения   и   исправления   специфических   ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;    1) формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при   сопровождающей   помощи   педагогического   работника   и   организующей   помощи тьютора; 2)   формирование   умения   определять   наиболее   эффективные   способы   достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование   умения   оценивать   результат   своей   деятельности   в   соответствии   с заданными тьютора; 3) формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу,   конструктивно   действовать   даже   в   ситуациях   неуспеха   при   организующей помощи тьютора; развитие   способности   самостоятельно   обратиться   к   педагогическому   работнику (педагогу­психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого­либо вопроса; 4) формирование умения активного использования знаково­символических средств для представления   информации   об   изучаемых   объектах   и   процессах,   различных   схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога­психолога и тьютора; развитие   способности   самостоятельно   действовать   в   соответствии   с   заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников. организующей эталонами помощи     при Предметные результаты: *усвоение   системы   научных   знаний   о   живой   природе   и   закономерностях   её   развития, дляформирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; *формирование   первоначальных   систематизированных   представлений   о   биологических объектах,  процессах,  явлениях,  закономерностях,  об  основных  биологических  теориях,  об экосистемной   организации   жизни,   о   взаимосвязи   живого   и   неживого   в   биосфере,   о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; *приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических   экспериментов   для   изучения   живых   организмов   и   человека,   проведения экологического мониторинга в окружающей среде; *формирование   основ   экологической   грамотности:   способности   оценивать   последствия деятельности  человека  в  природе,  влияние   факторов  риска  на  здоровье   человека;   умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой   природе,   здоровью   своему   и   окружающих;   осознание   необходимости   действий   по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; *объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных; *овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; *формирование   представлений   о   значении   биологических   наук   в   решении   локальных   и глобальных   экологических   проблем,   необходимости   рационального   природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; *освоение   приёмов   оказания   первой   помощи,   рациональной   организации   труда   и   отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Живые организмы Содержание учебногокурса Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения   живых   организмов:   наблюдение,   измерение,   эксперимент.   Клеточное   строение организмов.Правила   работы   в   кабинете   биологии,   с   биологическими   приборами   и инструментами. Бактерии.   Многообразие   бактерий.   Роль   бактерий   в   природе   и   жизни   человека. Бактерии   —   возбудители   заболеваний.   Меры   профилактики   заболеваний,   вызываемых бактериями. Грибы.   Многообразие   грибов,   их   роль   в   природе   и   жизни   человека.   Съедобные   и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы   —   неклеточные   формы.   Заболевания,   вызываемые   вирусами.   Меры профилактики заболеваний. Растения.   Клетки,   ткани   и   органы   растений.   Процессы   жизнедеятельности:   обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт   веществ.   Регуляция   процессов   жизнедеятельности.   Движения.   Рост,   развитие   и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папо­ ротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих   видов   растений.   Основные   растительные   сообщества.   Усложнение   растений   в процессе эволюции. Животные.   Строение   животных.   Процессы   жизнедеятельности   и   их   регуляция   у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие   (типы,   классы   хордовых)   животных,   их   роль   в   природе   и   жизни   человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых жи­ вотными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных. Лабораторные и практические работы Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Изучение органов цветкового растения. Изучение строения позвоночного животного. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. Изучение строения водорослей. Изучение строения мхов (на местных видах). Изучение строения папоротника (хвоща). Изучение строения голосеменных растений. Изучение строения покрытосеменных растений. Изучение строения плесневых грибов. Вегетативное размножение комнатных растений. Изучение одноклеточных животных. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение строения рыб. Изучение строения птиц. Изучение строения куриного яйца. Изучение строения млекопитающих. Экскурсии Разнообразие и роль членистоногих в природе Разнообразие птиц и млекопитающих. Человек и его здоровье Человек   и   окружающая   среда.   Природная   и   социальная   среда   обитания   человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты   сходства   и   различия   человека   и   животных.   Строение   организма   человека:   клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Опора   и   движение.   Опорно­двигательная   система.   Профилактика   травматизма. Значение   физических   упражнений   и   культуры   труда   для   формирования   скелета   и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно­двигательной системы. Транспорт   веществ.   Внутренняя   среда   организма,   значение   ее   постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет.   Антитела.   Аллергические   реакции.   Предупредительные   прививки.   Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание.   Дыхательная   система.   Строение   органов   дыхания.   Регуляция   дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Питание.   Пищеварение.   Пищеварительная   система.   Нарушения   работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение.   Строение   и   функции   выделительной   системы.   Заболевания   органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение   и   развитие.   Половые   железы   и   половые   клетки.   Половое   созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ­инфекция и ее профилак­ заболевания. тика.   консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.    Медико­генетическое   Наследственные   Беременность.   Вредное   влияние   на   развитие   организма   курения,   употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы   чувств.   Строение   и   функции   органов   зрения   и   слуха.   Нарушения   зрения   и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная   регуляция   процессов   жизнедеятельности   организма.   Нервная система.   Рефлекс   и   рефлекторная   дуга.   Эндокринная   система.   Гормоны,   механизмы   их действия   на   клетки.   Нарушения   деятельности   нервной   и   эндокринной   систем   и   их предупреждение. Поведение   и   психика   человека.   Безусловные   рефлексы   и   инстинкты.   Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства.   Сон.   Темперамент   и   характер.   Способности   и   одаренность.   Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил здорового образа   жизни.   Укрепление   здоровья:   аутотренинг,   закаливание,   двигательная   активность. Влияние   физических   упражнений   на   органы   и   системы   органов.   Факторы   риска:   стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Лабораторные и практические работы Строение клеток и тканей. Строение и функции спинного и головного мозга. Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия. Микроскопическое строение крови человека и лягушки. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления. Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких. Строение и работа органа зрения. Экскурсия Происхождение человека. Общие биологические закономерности Отличительные признаки живых организмов.  Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное   строение   организмов.   Строение   клетки:   ядро,   клеточная   оболочка, плазматическая   мембрана,   цитоплазма,   пластиды,   митохондрии,   вакуоли.   Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания,   транспорта   веществ,   удаления   продуктов   обмена   в   жизнедеятельности   клетки   и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность   и   изменчивость   —   свойства   организмов.   Наследственная   и ненаследственная изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки  вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие  виды  эво­ люции:   наследственная   изменчивость,   борьба   за   существование,   естественный   отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации.   Влияние   экологических   факторов   на   организмы.   Экосистемная   организация живой   природы.   Экосистема.   Взаимодействия   разных   видов   в   экосистеме   (конкуренция, хищничество,   симбиоз,   паразитизм).   Пищевые   связи   в   экосистеме.   Круговорот   веществ   v превращения энергии.  Биосфера — глобальная экосистема В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах Лабораторные и практические работы Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. Выявление изменчивости у организмов. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Экскурсия Изучение и описание экосистемы своей местности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема Количество часов Количество лабораторных Итоговый контроль знаний работ № п\п 5 класс 1. Биология – наука о живом мире 2. 3.  Многообразие живых  организмов  Жизнь организмов на планете  Земля 4. Человек на планете Земля 5. Резервное время Итого 6 класс 1. Наука о растениях ­ ботаника 2. Органы растений Основные процессы  жизнедеятельности растений 3. 4. Многообразие и развитие  растительного мира. Природные сообщества.  Заключение по курсу биологии 6 класса Резервное время 6. 5. Итого 7 класс 4. животных 1. Общие сведения о мире  2. Строение тела животных 3. Подцарство Простейшие, или  одноклеточны Подцарство многоклеточные.  Кишечнополостные. Типы Плоские черви, Круглые  черви, Кольчатые черви Тип Моллюски Тип Членистоногие Тип Хордовые. Бесчерепные.  Надкласс Рыбы 8. 9. Класс Земноводные, или  5. 6. 7. Амфибии Класс Пресмыкающиеся, или  Рептилии 10. 11. Класс Птицы Класс Млекопитающие, или  Звери 12. 13. Развитие животного мира на  14 Земле Резервное время 8 10 7 6 2 34 4 8 6 10 5 1 34 5 2 4 2 5 4 7 6 4 4 9 10 5 1 2 2 ­ ­ ­ 4 ­ 4 1 1 6 ­ ­ 1 ­ 1 1 1 1 ­ ­ 2 1 ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ Итого 8 класс человека Внутренняя среда организма. 1. Общий обзор организма  2. Опорно­двигательная система 3. Кровеносная система  4. Дыхательная система 5. Пищеварительная система 6. Обмен веществ и энергии 7. Мочевыделительная система 8. Кожа  9. Эндокринная и нервная системы 10. Органы чувств. Анализаторы. 11. Поведение человека и высшая  нервная деятельность Половая система.  Индивидуальное развитие  организма 12. 13. Резервное время Итого 9 класс 1. Общие закономерности жизни 2. Закономерности жизни на  клеточном уровне Закономерности жизни на  организменном уровне Закономерности происхождения  и развития жизни на земле Закономерности  взаимоотношений организмов и  среды Резервное время 3. 4. 5. 6. Итого Итого (всего за 5 лет обучения) 68 5 9 8 7 7 3 2 3 5 6 8 3 2 68 5 10 17 20 15 1 68 272 8 2 2 1 2 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 9 ­ 2 2 1 1 ­ 6 33 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 ­ 1 ­ 1 5

Рабочая программа по биологии 5-9

Рабочая программа по биологии  5-9

Рабочая программа по биологии 5-9

Рабочая программа по биологии  5-9

Рабочая программа по биологии 5-9

Рабочая программа по биологии  5-9

Рабочая программа по биологии 5-9

Рабочая программа по биологии  5-9

Рабочая программа по биологии 5-9

Рабочая программа по биологии  5-9

Рабочая программа по биологии 5-9

Рабочая программа по биологии  5-9

Рабочая программа по биологии 5-9

Рабочая программа по биологии  5-9

Рабочая программа по биологии 5-9

Рабочая программа по биологии  5-9

Рабочая программа по биологии 5-9

Рабочая программа по биологии  5-9

Рабочая программа по биологии 5-9

Рабочая программа по биологии  5-9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2019