Рабочая программа в системе дополнительного образования "Шаг в медицину" азования
Оценка 4.6

Рабочая программа в системе дополнительного образования "Шаг в медицину" азования

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
биология +1
11 кл +1
27.08.2024
Рабочая программа в системе дополнительного образования "Шаг в медицину"     азования
Рабочая программа об основах медицинских знаний, три уровня обучения, включает пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание обучения,календарно-тематический план, методическое обеспечение, литература.
Шаг в медицину 2024.doc

 
Министерство образования Кировской области

Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Центр технического творчества»

Структурное подразделение «Детский технопарк «Кванториум»

в г. Омутнинске»

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 3 от «28» мая 2024г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №139 от «29» мая 2024г.

Директор

Я.А. Пивоваров

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности Наноквантума

«Шаг в медицину»

(вводный, базовый, углубленный уровни)

 

 

 

 

Возраст детей: 13-17 лет

Срок реализации: 3 года

вводный уровень: 144 ч.

базовый уровень 144 часа

углубленный уровень 144 часа

Составители: педагог

дополнительного образования

Дружинина Светлана Николаевна,

 

 

 

 

 

 

Омутнинск,

2024


КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шаг в медицину» (далее - программа) имеет естественнонаучную направленность и разработана в соответствии со следующими документами:

      Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28 февраля 2023 года);

      Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

      Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

      Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»;

      Распоряжение Правительства Кировской области от 28.04.2021 N 76 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2035 года";

      Постановление Правительства Кировской области №754-П от 30 декабря 2019 г. «Об утверждении государственной программы Кировской области

«Развитие образования» изменениями на 29 марта 2023 года);

Устав, Лицензия на образовательную деятельность, нормативные документы и локальные акты Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования «Центр технического творчества».

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на изучение понятий, которые очерчивают предметную область деятельности с точки зрения фундаментальной биологии, физики и химии. Программа данного курса «Шаг в медицину» предназначена для учащихся профильного медицинского класса. Изучение анатомии человека является одним из самых сложных разделов в курсе биологии, а основы физиологии в школьном курсе
представлены недостаточно полно. Данная программа позволяет сформировать правильное представление обучающихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов, протекающих в организме человека, чему также способствует изучение
химии в медицине. Что показывает влияние различных элементов и препаратов на живую клетку. Объем знаний представленный в данном курсе позволяет учащимся расширить знания о влиянии на организм макро- и микроэлементов, биологически активных веществ. Данная программа реализует потребности общества в решении проблем выживания, сохранения здоровья, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации. Она направлена на расширение знаний обучающихся о гигиене и санитарии, современной медицинской помощи и ее видах, способствует сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих, осознанному выбору будущей профессии. Содержание курса позволяет уделить внимание индивидуальным
интересам каждого обучающегося, сформировать навыки выполнения и
оформления практических исследовательских работ.

         Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет естественнонаучную направленность. Теоретические вопросы, включенные в программу, помогут учащимся получить знания о наноматериалах и наноразмерных системах. Значительная часть времени отводится решению задач – главному критерию творческого основания курса – и практическим экспериментальным работам.

Дается начальное представление о материалах и их свойствах, иерархии взаимодействий в мире материи, нанотехнологиях через проектно- исследовательскую деятельность. Проектная деятельность учащихся является очень важным и эффективным механизмом формирования у школьников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных группах. Современные педагогические исследования показывают, что проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности учащихся, повышает их мотивацию к получению дополнительных знаний и развивает их самостоятельную активность, активизирует процесс включения обучающихся в познавательную деятельность.

Уровень освоения программы- разно уровневая.

Новизна программы проявляется в особенностях ее планирования и использовании цифрового оборудования. Значительное количество времени отводится на исследовательскую и проектную деятельность.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шаг в медицину» направлена на удовлетворение познавательной потребности  школьников в изучении мира посредством собственной активной деятельности.  Наступил XXI век и всех, и естественно, нас волнуют вопросы о будущем, о развитии науки и техники, в том числе и медицины, в наступающем столетии. Удастся ли человечеству победить страшные болезни (рак, СПИД и некоторые другие), станет ли путешествия к Луне и другим планетам привычным для человека событием, обычным путешествием и как будут там выглядеть поселения? В последние годы наука и техника подошли к важному рубежу, преодоление которого может значительно изменить все условия существования человечества. Нанотехнология развивается настолько стремительно, что это приводит к настоящему потоку информации, которая к тому же очень быстро обновляется. Не за горами то время, когда знаний по нанотехнике будет не хватать специалистам, не занятым в этой отрасли, а также специалистам рабочих профессий. Поэтому для того, чтобы этого не произошло, необходимо уже сейчас знакомить обучающихся с основами нанонауки и нанотехнологий.

         Программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

             Для организации образовательного процесса необходимо использовать различные формы работы – лекции, семинары, конференции, научно-практическую и исследовательскую работу, использование проблемного обучения, технологии сотрудничества, уровневой дифференциации, информационно – коммуникабельной технологии.

Педагогическая целесообразность данной программы в виду нескольких причин: дает теоретические и практические знания по работе с высокотехнологичным оборудованием, ориентирует детей на профессии будущего из «Атласа новых профессий».

Программа способствует формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Знакомит с объектами материального мира. Способствует расширению кругозора школьников: использование методов познания природы, наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент. Программа построена так, чтобы познакомить детей с областью современного материаловедения и нанотехнологий.

Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на развитие профессиональных компетенций, продиктованных современными условиями естественнонаучной направленности. Очевидно, что исследовательская деятельность в наше время – приоритетное направление движения научно-технического прогресса. Направление федеральной политики в сфере детских технопарков «Кванториум» - ускоренное техническое развитие детей и реализация научно-технического потенциала российской молодежи. Практика показывает, что чем раньше личность определяется в выборе своей будущей профессии, тем больше вероятность, что из этой личности вырастет высококлассный специалист. Поэтому очень важно привлечь внимание учащихся к профессиям естественнонаучной и технической сферы.

Отличительные особенности программы

Программа предполагает работу учащихся по собственным проектам. Такая постановка вопроса обучения и воспитания позволяет с одной стороны расширить индивидуальное поле деятельности каждого ребенка, с другой стороны учит работать в команде; позволяет раскрыть таланты учащихся в области технического творчества и содействовать в их профессиональном самоопределении. 

Занятия носят гибкий характер с учетом предпочтений, способностей и возрастных особенностей учащихся. Построение занятия включает в себя фронтальную, индивидуальную и групповую работу, а также некоторый соревновательный элемент.

Адресат программы – учащиеся 13-18 лет, увлеченные познаниями в области биологии, химии, медицины.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 3 учебных года. 1-ый год обучения/вводный уровень освоения программы составляет 144 академических часа, 2-ой год обучения/базовый уровень освоения программы составляет 144 академических часа, 3-ой год обучения/углубленный уровень освоения программы составляет 144 академических часа.   Всего в программе 432 академических часа.

Наполняемость групп от 8 до 14 человек.

Форма обучения -очная.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час 40 мин). Примерное количество детей в группе: вводный уровень – 12 чел.

Структура двухчасового занятия: - 40 минут – рабочая часть; - 10 минут – перерыв (отдых); - 40 минут – рабочая часть.

Основная форма работы теоретической части – лекционные занятия. Для наглядности изучаемого материала используется различные мультимедийные средства – презентации, видеоролики. Практические задания планируется выполнять индивидуально, в парах и в малых группах.

Приём учащихся в группу проводится по предварительному собеседованию или по личному приглашению от педагога.

 

                                 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование уровней программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводный уровень (1-ый год обучения)

144

48

96

2.

Базовый уровень (2-й год обучения)

144

44

100

3.

Углубленный уровень (3-й год обучения)

144

56

88

Всего:

432

206

226

 

 

Цель программы: удовлетворение своих познавательных интересов в области биологии, химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ и путем введения в область нанотехнологий, содействие формированию у обучающихся медицинской грамотности и  приобщение к здоровому образу жизни.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Обучающие:

-формировать представление о терминах и основных понятиях,

связанных с такими науками как биология, химия, медицина и

  нанотехнология;

-        формировать представления учащихся о процессах, происходящих в организме человека, о действии химических веществ на живой организм;

-       формировать умения обращения с химическими веществами

и  химическим оборудованием;

-       развивать навыки решения экспериментальных и расчетных задач;

-       развивать творческие способности учащихся, целеустремленности, наблюдательности и воображения;

-       углубить знания учащихся по анатомии и физиологии человека;

-       формировать умения искать нужную информацию;

-       формировать        умения       проводить анализ        и систематизировать собранную информацию;

-       развивать умения представлять результаты исследований;

-       формировать умения защищать выполненный проект;

-       формировать знания об основных методах получения наноматериалов и наноструктур;

-                   познакомить с оборудованием для практических и   лабораторных

        работ;

-                   изучить способы определения качественного состава в различных продуктах питания;

-                   формировать представления о нарушении здоровья человека и способах оказания первой медицинской помощи;

-                   Развивающие:

-                   способствовать развитию у учащихся технического мышления, изобретательности, образного, пространственное и критическое мышление;

-                   создать условия для развития учебной мотивации и мотивации к исследовательскому поиску;

-                   способствовать развитию воли, терпения, самоконтроли, внимания, память;

-                   развивать способности осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать их на отдельные этапы и добиваться их выполнения;

-                   развивать творческие способности и логическое мышление.

Воспитательные:

-                   способствовать развитию дисциплинированности, ответственности, самоорганизации;

-                   содействовать становлению у учащихся ценностей здорового образа жизни;

-                   развивать организаторские и лидерские качества;

-                   воспитывать трудолюбие, уважение к труду;

-                   формировать чувства коллективизма и взаимопомощи;

-                   воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, гордости за достижение отечественной науки и техники.  

Новизной является то, что обучение по данной программе направлено на пропедевтику и расширение кругозора учащихся при изучении анатомии, физиологии человека, химических и биологических явлений, происходящих в окружающем нас макро и микромире.

Предполагаемые образовательные результаты обучающихся

Личностные результаты:

          -проявление познавательных интересов и активности в области химии,  

           биологии и нанотехнологии;

-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей

  деятельности;

          -развитие воли, терпения, самоконтроля, внимания, памяти, фантазии;

соблюдение норм и правил безопасности;

-готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному

  самоопределению.

Метапредметные результаты:

-                   умение работать в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение задач;

-                   наличие высокого познавательного интереса учащихся;

-                   умение ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать техническую литературу для поиска сложных решений;

-                   умение ставить вопросы, связанные с темой проекта, выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий;

-                   наличие критического мышления;

-                   проявление технического мышления, познавательной деятельности, творческой инициативы, самостоятельности;

-                   способность творчески решать технические задачи;

-                   способность правильно организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей.

В ходе освоения вводного уровня программы, обучающиеся демонстрируют следующие результаты:

Предметные результаты:

-                   знакомство обучающихся с терминологией и основными понятиями в области химии, биологии и нанотехнологии как науках;

-                   знание значения биологии, химии, нанотехнологий в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира;

-                   формирование у обучающихся системных знаний о химической лаборатории: знание специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, знание правил по ТБ, знание оказания первой медицинской помощи при химических ожогах;

-                   формирование знаний об особенностях строения и функций систем внутренних органов человека;

-                   представление структуры периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

-                   формирование умений решать клинические ситуационные задачи;

-                   владение навыками проведения простого химического и биологического эксперимента;

-                   знание окружающих нас основных веществ и материалов;

-                   знание основных параметров, определяющих свойства окружающих веществ и явлений;

-                   владение навыками оказания ПМП при различных травмах и кровотечениях;

-                   формирование представлений в области гигиены и санитарии;

-                   формирование представлений в области основ фармакологии;

-                   формирование представления макро-, микро- и наномира при помощи оптического светового микроскопа и сканирующего туннельного микроскопа;

-                   знание основных отличительных особенностей материалов, находящихся в наносостоянии;

-                   знание свойств нанокомпозитов на основе различных промышленных материалов.

В ходе освоения базового уровня программы, обучающиеся демонстрируют следующие результаты:

Предметные результаты:

-                   знание значения биологии, химии, нанотехнологий в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира;

-                   знание о простых и сложных веществах, о воде-как источнике жизни;

-                   умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя химическую, биологическую и медицинскую терминологию;

-                   формирование представления о работе современного оборудования в условиях химической лаборатории;

-      формирование умений решать клинические ситуационные задачи;

-                   знание основных видов материалов и области применения;

-      формирование представлений в области основ фармакологии;

 

-                   владение навыками оказания ПМП при различных травмах и

кровотечениях;

-                   формирование представлений в области гигиены и санитарии;

-                   знание латинского алфавита и минимума терминологии;

-                   формирование знаний о керамике, полимерах и пластмассе;

-                   знание состава косметических препаратов и парфюмерии;

-                   формирование знаний об особенностях строения и функций систем

внутренних органов человека, о регулятивной деятельности организма;

 

-                   знание пищевых добавок и их классификации;

-                   формирование представлений о композитах, основных способах их получения и применения в современном мире;

-                   знание о туннельном эффекте, эффекте лотоса;

-                   формирование представлений о наноуглеродных трубках;

-                   получение опыта работы с образцами металлов с эффектом памяти формы;

-                   умение самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект.

 

В ходе освоения углубленного уровня программы, обучающиеся демонстрируют следующие результаты:

Предметные результаты:

-                   умение безопасно обращаться с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами;

-                   умение проводить химические, биологические эксперименты, подтверждающие свойства простых и сложных веществ и процессы, протекающие в живом организме;

-      формирование представлений об оружие массового поражения;

-      знание об основных принципах оказания ПМП при ЧС;

-                    формирование знаний об особенностях строения и функций систем внутренних органов человека, о регулятивной деятельности организма и еенарушении  ;

-      Формирование представлений в области основ нанобиохимии и новых технологий;

-                   формирование знаний о материалах и их понятиях, роль материалов в современной медицине.

       УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (ВВОДНЫЙ УРОВЕНЬ)

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля/ аттест.

всего

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу, техника безопасности

2

2

 

Фронтальный опрос

2.

Строение и физиология клетки

14

4

10

биологический рисунок, игра «Правда или ложь», «Угадай элемент» химический эксперимент, фронтальный опрос, кроссворд

3.

Организм человека и его строение

118

38

80

игра «Пазлы», карточки, беседа, кроссворд, фронтальный опрос, биологический рисунок, химический эксперимент, практические упражнения, игра-викторина , тесты, задачи.

4.

Первая медицинская помощь

4

2

2

Демонстрация практических навыков, беседа, упражнения

5.

Введение в материаловедение и нанотехнологии. Наноматериалы

3

1

2

Беседа

Химический эксперимент

 

6.

Введение в проектную деятельность

2

1

1

Беседа, фронтальный опрос

7.

Итоговое тестирование

1

-

1

тест

 

ИТОГО

144

48

96

 

 

Содержание обучения на вводном уровне программы

 

1.Введение в образовательную программу, техника безопасности

Теория. Общие представления о биологии, медицине и нанотехнологии как науках. Значение химии, биологии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира. Значение медицины. Экскурсия в химическую лабораторию. Изучение специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, изучение правил по ТБ, оказание первой медицинской помощи при химических ожогах.

2. Строение и физиология клетки

Теория. Основы цитологии. Клеточная теория. Строение животной и растительной клетки. Прокариоты и вирусы. Половое и бесполое размножение. Химическая организация клетки. Неорганические вещества. Органические вещества. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Практика. Выработка навыков безопасной работы. Демонстрация. Химические эксперименты: качественные реакции на белки, жиры, углеводы.

Лабораторная работа «Сворачивание белка куриного яйца при различных условиях», «Строение клетки», «Транспорт веществ». Эстафета, биологический рисунок по строению клетки, игра пазлы, «правда или ложь».

Практические работы:

1.Свойства крахмала

2.Свойства глюкозы

3.Свойства растительного и сливочного масла

4.Вода-уникальное вещество

3. Организм человека и его строение

Теория. Введение в анатомию человека. Ткани. Кровь.  АФО опорно-двигательной системы. Скелет человека. Мышцы и их функции. Общая характеристика внутренних органов. Пищеварительная система. Дыхательная система. Газообмен в легких и тканях. Пульсоксиметрия. Мочеполовой аппарат. Репродуктивное здоровье человека. Сердечно-сосудистая система. Сердце и кровеносные сосуды. Кровообращение. Артерии и вены. Лимфатическая система. Иммунитет. Нервная система. Центральная НС. Периферическая НС. Вегетативная НС. Нервные волокна.  Эндокринные железы. Органы чувств. Зрительный аппарат. Орган слуха. Орган обоняния. Орган вкуса. Общий покров. Структурно-функциональные особенности кожи и ее отделов. Терморегуляция человека. Гипотермия. Гипертермия.

Практика. Биологический рисунок-топография костей лицевого и мозгового черепа. Лабораторная работа «Особенности строения позвонков», «Работа кожных рецепторов»

Практические работы:

1.Особенности строения и функции мышечной и соединительных

 тканей (костной, хрящевой)

2.Взаимосвязь между химическим составом костей и их свойствами

3.Значение физических упражнений для формирования ОДА

4.Моделирование кости и части скелета

5.Своды стопы и их функциональная роль в организме

6.Мимика лица

7.Влияние кислотности желудочного сока на переваривание пищи

8.Действие ферментов

9.Состав слюны и ее влияние на пищеварение

10.Форменные элементы крови

11.Работа сердца. Сердечный цикл. Автоматия сердца

12.Спирометрия. Определение ЖЕЛ

13.Сравнение состава первичной и вторичной мочи

14.Поражения организма в результате высоких и низких температур

15.Этапы полового созревания человека

16.Строение половых клеток

17.Влияние вредных привычек на здоровье человека

18.Принципы ЗОЖ

19.Выявление особенностей психического здоровья человека

4.Первая медицинская помощь

Теория. Основные принципы оказания ПМП. Виды повязок. Виды кровотечений. Тип утопления.

Практика. Алгоритмы ПМП при кровотечениях, травмах, удушье, утоплении.

Практические работы:

1.Наложение различных видов бинтовых повязок

2.Методы остановки кровотечения

5.Введение в материаловедение и нанотехнологии. Наноматериалы

Теория. Основные виды материалов (металлы, керамика, полимеры), их свойства, структура. Нанопинцет. Нановесы. Нанотермометр. Наноскальпель и наношприц. Нанороботы уже не фантастика. Понятие об «ассемблерах» и «дизассемблерах».

Практика. Выращивание кристаллов. Демонстрация коллекций различных материалов. Шкала твердости металлов. Знакомство с ресурсами интернета по нанотехнологиям. Визуализация нанообъектов при помощи растрового электронного микроскопа РЭМ.  Беседа.

Практические работы:

1.Выращивание кристаллов

2. Визуализация объектов с помощью светового оптического микроскопа и зондового сканирующего микроскопа.

6. Введение в проектную деятельность

Теория.  Что такое проект. Структура проекта. Как выбрать тему проекта. Обучение тому, как определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их реализации и применять их на практике; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; осознанный выбор дальнейшей образовательной траектории.

 Практика. Знакомство с ресурсами интернета по темам биологии, медицины и химии.

7. Итоговое тестирование

Практика. Написание итогового теста.

 

 

 

 

 

               УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

 

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля/ аттест.

всего

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу, техника безопасности

6

2

4

игра-«Эстафета»

2.

Актуализация знаний

10

4

6

биологический рисунок, биологические пазлы, практические работы, клинические задачи

3.

Краткая латинская терминология

10

4

6

Карточки, фронтальный опрос, игра «правда или ложь»

4.

Организм человека и его строение

38

8

30

Игра викторина, биологические карточки, клинические задачи, беседа

5.

Основы гигиены и санитарии

26

6

20

пазлы, игра-викторина, игра «крестики-нолики», игра «правда или ложь»

6.

Первая медицинская помощь

16

6

10

фронтальный опрос, практические задания, клинические задачи

7.

Основы фармокологии

12

6

6

Коллекция лекарственных форм, беседа, деловая игра, пазлы, игра «правда или ложь», практические задания

8.

Нанохимия и наноматериалы

8

4

4

Индивидуальный доклад, беседа, игра «крестики-нолики», игра «правда или ложь»

9.

Проектная деятельность

18

4

14

Беседа, выполнение практических заданий, защита проекта

 

ИТОГО

144

44

100

 

 

Содержание обучения на базовом уровне программы

 

1.Введение в образовательную программу, техника безопасности

Теория. Определения химии, биологии и нанотехнологии как наук. Значение химии и биологии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира. Повторение правил по ТБ, оказание первой медицинской помощи при химических ожогах.

Практика. Общая информация о технике безопасности в лаборатории, об имеющемся оборудовании. Повторение правил использования химических реактивов, спиртовки, нагревания в пробирке. Назначение вытяжного шкафа. Экскурсия в химическую лабораторию АО «ОМЗ».  Игра-«Эстафета».

2.Актуализация знаний

Теория. Строение и химический состав клетки. Система опоры и движения. Органы. Системы органов.

Практика. Выработка навыков безопасной работы. Демонстрация. Рисунок, пазлы, решение клинических задач.

Практические работы:

1.Действие ферментов

2.Влияние температуры на действие ферментативного катализа

3.Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия

3.Краткая латинская терминология

Теория. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков.

Практика. Дифтонги. Диграфы. Упражнения для чтения. Лексический минимум

 4. Организм человека и его строение

Теория. Нервно-гуморальная регуляция. Кровь. Плазма крови. Движение крови и лимфы в организме. Газообмен в легких и тканях. Пищеварение в различных отделах ЖКТ. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Постоянство температуры тела. Гаметогенез. Оплодотворение. Беременность. Гигиена беременной женщины. Развитие зародыша и плода. Уход за грудным ребенком. Вред аборта. Методы контрацепции. Половое воспитание. Гигиена подростков. Органы чувств. Формирование изображения на сетчатке. Слуховое восприятие. Внимание, память, речь, мышление. Инфекционные болезни. Основные пути передачи и заражения инфекции.

Практика. Строение и работа сердца. Давление крови в сосудах. Способы регуляции постоянной температуры тела. Работа мышц. Утомление. Упражнения для тренировки памяти, внимания, мышления. Сон и его значение. Сновидение.

Практические работы:

1.Определение гибкости позвоночника

2Газообмен в легких и тканях

3Значение и свойства кислорода

4.Фазы сна, управление сном

5.Основы ухода за новорожденным

Лабораторные работы:

1.     Нефрон-как структурно-функциональная единица почки

2.     Выявление причин нарушений терморегуляции

3.     Схема гаметогенеза

4.     Качественная реакция на углекислый газ

5.Основы гигиены и санитарии

Теория. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы. Аллергия как нарушение иммунной системы. Охрана воздушной среды. Закаливание. Безусловные рефлексы, инстинкты. Условные рефлексы. Роль привычек в поддержании психического здоровья.

Практика. Безопасная среда. Уход за инфекционным больным. Гигиена голосового аппарата. Режим питания школьника. Борьба с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Динамика работоспособности.

Практические работы:

1.Определение уровня физиологического состояния по шкале регрессии

2.Определение ЧСС в покое и после нагрузки. Составление кривой

3.Определение ЧДД в покое и после нагрузки. Составление кривой

4.Измерение АД

5.Составление меню школьника

6.Гигиеническая оценка питьевой воды

7.Определение качества коровьего молока

Лабораторные работы:

1.        Дыхательные функциональные пробы на фазе вдоха и выдоха

2.        Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания

3.        Последствия переедания

4.        Выработка навыка зеркального письма

6.Первая медицинская помощь

Теория. Регенеративная медицина. Персонализированная медицина. Кровотечения, виды. Травмы, виды.Реанимация. Ожоги, отморожения.

Практика. Бинтовые и гипсовые повязки, способы остановки кровотечения, иммобилизация, помощь при различных видах отравлений. Решение клинических задач.

Лабораторные работы:

1.Оценка общего состояния пострадавшего

2.Стерильная повязка

3.ПМП при ранении

Практические работы:

1.Изготовление гипсовых повязок

2.Наложение различных видов повязок

3.ПМП при ожоге, отморожении

4.Методы транспортировки пострадавшего

5.ИВЛ и НМС

7.Основы фармокологии

Теория. Определение фармокологии, ее место среди других медикобиологических наук. Цели и задачи. Природа лекарств. Этапы внедрения новых лекарственных средств в медицинскую практику. Лекарственные формы. Пути и способы введения лекарственных средств в организм. Их классификация. Основы фармокодинамики. Эффективность лекарственных препаратов, технологии производства и способы контроля качества лекарственных препаратов, безопасность применения, побочные эффекты. Применение неорганических веществ в медицине: хлорида натрия, гидрокарбоната натрия (питьевая сода), ксенона, радона, борной кислоты, тетрабората натрия, бромида калия и бромида натрия, иодида калия, иодида натрия, карбоната кальция, мышьяка, нитрата серебра. Дезинфекция и антисептика. Специальные клеи в хирургии.

Практика. Фармокологический эффект. Биотрансформация лекарственных веществ в организме. Период полувыведения. Хранение лекарств в домашних условиях. Синтез веществ: «Получение различных лекарственных препаратов и их производных».

Практические работы:

1. Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот

2. Изучение свойств антипирина и амидопирина

3. Частные реакции на некоторые алкалоиды

4.Анализ зубной пасты

5.Выявление отличий в действии таблеток, покрытых оболочкой и без оболочки

Лабораторные работы:

1.Свойства «зеленки»

2.Свойства йода

6.Нанохимия и наноматериалы

Теория. Металлы создают цвета, цветы, огни. Перемещение тел на расстоянии. Магнитные свойства. Металлы… в тортах, колбасе, сыре. Железо в крови. Салат и шпинат содержат железо.  Почему нож темнеет от фруктового сока? В чае тоже есть танин. Глина-врачевательница. Технология редактирования генома. Медицинская генетика, медицинские нанороботы в действии. Печать тканей и органов.

Практика. Пищевые добавки. Опыт по обнаружению железа в крови. Уголь как адсорбент. Искусственное нановолокно. Методы его создания и применения в химии и медицине. Знакомство с ресурсами интернета по данной теме.

Практические работы:

1.Эффект лотоса

2.угольный фильтр

3.Распознование волокон

8. Проектная деятельность

Теория. Выбор темы проекта. Обучение тому как определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использовать различные источники для получения информации; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; осознанный выбор дальнейшей образовательной траектории.

Практика. Презентация-что это такое. Способы оформления презентации. Формулировка темы проекта, цели и задач. Составление актуальности. Выбор теоретических компонентов проекта. Набор текста. Выполнение практической части. Формулировка этапов и вывода. Публичная защита проектов.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)

 

 

 

Название темы

Количество часов

Формы контроля /аттест.

Всего

Теория

Практика

1.

Введение и актуализация знаний по образовательной программе

6

2

4

Опрос. Игра.

беседа

2.

Организм человека и его строение

40

20

20

опрос, выполнение практич. заданий, клинические задачи, пазлы, игра «крестики-нолики»

3.

Основы гигиены и санитарии

30

10

20

опрос, выполнение практич. заданий, игра «правда или ложь», игра-викторина

4.

Нанофармокология

12

6

6

Тестирование в форме интерактивной игры, карточки, выступление с презентацией

5.

Первая медицинская помощь

16

6

10

опрос, выполнение практич. заданий, решение клинических задач

6.

Нанотехнологии в медицине

8

4

4

опрос, выполнение практич. заданий, игра-викторина

7.

Нанобиохимия и новые технологии

6

2

4

опрос, выполнение практич. заданий, ига «правда или ложь»

8.

Написание и защита итоговых проектов

26

6

20

Защита проекта

Итого:

144

56

88

 

 

 

Содержание обучения на углубленном уровне программы

 

1. Введение и актуализация знаний по образовательной программе

Теория. Техника безопасности в химической лаборатории. 

Использование специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, оказание первой медицинской помощи при химических ожогах. Биология и химия в медицине. Применение нанотехнологии во многих областях деятельности. Открытия и изобретения, меняющие мир.

Практика. правила работы на оборудовании, правила использования химических реактивов, спиртовки, нагревания в пробирке. Назначение вытяжного шкафа.

2. Организм человека и его строение

Теория. Физиологические и психические функции. Нарушения нейрогуморальной регуляции. Проводящая система сердца. Кровообращение плода. Влияние окружающей среды на дыхание. Пищеварение. Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении. Нарушения образования мочи. Размножение в органическом мире. Роды. Приспособительный характер поведения.

Практика. Общий анализ крови. Общий анализ мочи. Жизненно-важные функции организма. Управление движением. Иммунорегуляторные механизмы в организме. Рефлекторная теория поведения. Профилактика кишечных инфекций и паразитарных заболеваний

Практические работы:

1.        Влияние окружающей среды на дыхание.

2.        Действие пищеварительных ферментов, эффективность антацидных средств

3.        Утомление мышц

4.        Определение темперамента

5.        Возбудители кишечных инфекций

3. Основы гигиены и санитарии

Теория. Гигиенический режим двигательной активности. Условия возникновения инфекционных заболеваний, признаки. Течение инфекционного заболевания. Пищевые отравления. Стресс и психическое здоровье.

Практика. Доврачебная помощь при инфекционном заболевании. Изменения сердечной мышцы при различных заболеваниях. Энергетическая ценность пищи. Лечебное питание. Геродиетика.

Практические работы:

1.Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга

2.Тренировка дыхательных мышц

3.Определение ЧСС в покое и после нагрузки. Составление кривой

4.Определение ЧДД в покое и после нагрузки. Составление кривой

5.Измерение АД

6.Составление меню лицам пожилого возраста

7.Обнаружение микроорганизмов в молоке

8. Определение доброкачественности мяса

9.Определение пригодности воды для питья

10.Изучение сальных и потовых желез кожи, моющих свойств мыла

Лабораторные работы:

1.Построение температурного графика

2.Психологические особенности подростков и юношей, повышающие вероятность травм

3. Оределение энергетической ценности пищи

4.Определение колебания внимания

5. Определение объема памяти

6.Тренировка воображения

7.Выявление консерватизма мышления

4. Нанофармокология

Теория. Понятие наномедицины. Открытия и изобретения, меняющие мир. Нанороботы взамен привычных лекарств. Регенеративная медицина. Наноимпланты. Лекарства на основе нанотехнологий. Этические вопросы. Открытие фуллеренов в 1985 году. Форма фуллеронов. Фуллерен С60. Углеродные нанотрубки. Обыкновенный графит как прородитель нанотрубок. Удивительные свойства нанотрубок. Применение нанотрубок. Нанотрубкив медицине. Нанорадио для плохо слышащих людей.Кластеры – самостоятельная наночастица с упорядоченным объединением атомов и определенными свойствами Необыкновенные свойства наночастиц(серебро,оксид цинка ,диоксида кремния).

Практика. Изучение биостимуляторов. Ранозаживляющие повязки. Нанотехнологии в борьбе с онкозаболеваниями. Устройство лазерного пинцета и других инструментов в нанотехнологии. Нанокосметика. Знакомство с ресурсами интернета по данной теме. Способы получения фуллеренов и углеродных нанотрубок.

5.Первая медицинская помощь

Теория. Понятие о чрезвычайных ситуациях и медицине катастроф. Медицинская служба ГО, санитарные посты, санитарные дружины. Сочетанные травмы. Оружие массового поражения.

Практика. Тушение горящей или тлеющей одежды на пострадавших, иммобилизация конечностей, введение обезболивающих средств, восстановление проходимости ВДП. Само и взаимопомощь. Облегчение общего состояния пострадавшего

Практические работы:

1.Оказание ПМП при синдроме длительного сдавления

2.Оказание ПМП при проникающем ранении грудной клетки

3.Оказание ПМП при проникающем ранении брюшной полости

4.Оказание ПМП при травме черепа

5.Решение клинических задач

6.Нанотехнологии в медицине

 Теория. Методы молекулярной диагностики. Измерение характеристик с      помощью данных       методов.     Уникальные        возможности       сканирующих микроскопов и перспективы их применения. Нанокосметика. Основы химиотерапии с помощью ядов или токсинов. Синтез различных сывороток, позволяющих выработать иммунитет к конкретному заболеванию. Химический органический синтезоснова фармацевтической промышленности (производство лекарств). Использование полимеров в медицине. Изготовление контактных линз. Химия регулирует рождаемость.

Практика. Аналитический метод. Световые люциферазные биодатчики. Микробные люциферазные биодатчики. Как можно управлять движением и разделением частиц в жидкости. Наноразмерные исполнительные механизмы.  Применение пластмасс в хирургии. Виды и свойства пластмасс. Применение полимеров, их свойства, виды. Этиловый спирт. Наркотики. Химия золота. Золото в медицине. Знакомство с ресурсами интернета по данной теме.

7.Нанобиохимия и новые технологии

Теория. Моделирование явлений в окружающем мире и способы предотвращения стихийных бедствий с использованием нанотехнологий. Моделирование молекул. Генная инженерия. Клонирование.

Практика. Лабораторная работа «Изготовление моделей молекул органических и неорганических веществ из конструктора (в том числе молекул или части молекул лекарственных препаратов)». Знакомство с ресурсами интернета по данной теме.  

8. Написание и защита проектов

Теория. Поиск подходящих и актуальных тем. Постановка цели. Формулировка задач. Переработка информации.

Практика. Создание собственного проекта. Создание макета; проведение эксперимента; наблюдение за явлением. Защита итоговых проектов.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Календарно-тематический план, вводный уровень

 

 

п/п

темы

Тема занятия

Всего часов

Теор.

Практ.

Дата занятия

Форма аттестации/

контроля

  1

   1

Введение в образовательную программу. Техника безопасности.

    2

    2

     -

 

Фронтальный опрос

  2

   2

Основы цитологии. Клеточная теория. Строение животной и растительной клетки

    2

    2

     -

 

биологический рисунок (строение клетки), игра «Правда или ложь»

кроссворд «Основы цитологии»

  3

   2

Половое и бесполое размножение

    2

    2

     -

 

Фронтальный опрос

игра «Правда или ложь»

  4

   2

Химическая организация клетки. Неорганические вещества

    2

    -

     2

 

игра «Угадай элемент»

химический эксперимент

  5

   2

Химическая организация клетки. Органические вещества. Белки. Жиры. Углеводы

    2

    -

     2

 

игра «Правда или ложь»

химический эксперимент (качественные реакции на БЖУ)

  6

   2

Свойства крахмала

    2

    -

     2

 

химический эксперимент (качественная реакция на крахмал)

  7

   2

Свойства глюкозы

    2

    -

     2

 

химический эксперимент (качественная реакция на глюкозу)

  8

   2

Свойства сливочного и растительного масла

    2

    -

     2

 

химический эксперимент (качественные реакции на жиры

растительного и животного происхождения)

 

 

  9

 

 

   3

Вода-уникальное вещество

    2

    2

     -

 

Кроссворд по теме «Вода», беседа

 

 10

   3

Введение в анатомию человека

    2

    2

     -

 

Упражнения(вопрос-ответ)

 11

   3

Ткани человека. Соединительная, мышечная

    2

    2

     -

 

тест

 12

   3

Ткани человека. Эпителиальная, нервная

    2

    2

     -

 

тест

 13

   3

Кровь. Форменные элементы крови. Плазма

    2

    2

     -

 

беседа

 14

   3

Физико-химические свойства крови

    2

    2

     -

 

беседа

 15

   3

Группы крови. Система резус. Гемостаз

    2

    2

     -

 

задача

 16

   3

Регуляция крови

    2

    2

     -

 

Упражнения(вопрос-ответ)

 17

   3

Ткани организма

    2

    2

     -

 

беседа

 18

   3

Общие данные о строении костей  и их соединений

    2

    2

     -  

 

беседа

 19

   3

Классификация костей

    2

    -

     2

 

Игра-викторина(презентация)

 20

   3

Основные типы и виды костей. Строение костей

    2

    -

     2

 

тест

 21

   3

Скелет туловища

    2

    -

     2

 

тест

 22

   3

Череп

    2

    -

     2

 

тест

 23

   3

Скелет ВК и пояса ВК

    2

    -

     2

 

Упражнения(вопрос-ответ, схема)

 24

   3

Скелет НК и пояса НК

    2

    -

     2

 

упражнения(вопрос-ответ, схема)

 25

   3

Обобщение по теме «Скелет человека»

    2

    -

     2

 

Игра-викторина

 26

   3

Общее строение и работа мышц

    2

    2

     -

 

беседа

 27

   3

Мышцы и фасции шеи

    2

    2

     -

 

Фронтальный опрос

 28

   3

Классификация мышц

    2

    2

     -

 

Фронтальный опрос

 29

   3

Мышцы и фасции головы

    2

    2 

     -

 

Фронтальный опрос

 30

   3

Мышцы ВК

    2

    2

     -

 

Фронтальный опрос

 31

   3

Мышцы НК

    2

    2

     -

 

Фронтальный опрос

 32

   3

Мышцы груди

    2

    2

     -

 

Фронтальный опрос

 33

   3

Мышцы живота

    2

    2

     -

 

Фронтальный опрос

 34

   3

Мышцы спины

    2

    2

     -

 

Фронтальный опрос

 35

   3

Значение физических упражнений

    2

    -

     2

 

Практические упражнения(физическая нагрузка+измерение основных параметров)

 36

   3

Мимика лица

    2

    -

     2

 

Практические упражнения(изучение мимики с помощью зеркала)

 37

   3

Анатомия мышц груди

    2

    -

     2

 

Фронтальный опрос

 38

   3

Анатомия мышц спины

    2

    -

     2

 

Фронтальный опрос

 39

   3

Анатомия мышц живота

    2

    -

     2

 

Фронтальный опрос

 40

   3

Анатомия мышц шеи и головы

    2

    -

     2

 

Фронтальный опрос

 41

   3

Анатомия мышц ВК

    2

    -

     2

 

Фронтальный опрос

 42

   3

Анатомия мышц НК

    2

    -

     2

 

Фронтальный опрос

 43

   3

Пищеварение в ротовой полости

    2

    -

     2

 

беседа

 44

   3

Пищеварение в желудке

    2

    -

     2

 

Решение упражнений(вопрос-ответ, схема)

 45

   3

Пищеварение в тонком кишечнике

    2

    -

     2

 

Решение упражнений(вопрос-ответ, схема)

 46

   3

Пищеварение в толстом кишечнике

    2

    -

     2

 

Решение упражнений(вопрос-ответ, схема)

 47

   3

Носоглотка

    2

    -

     2

 

беседа

 48

   3

Легкие

    2

    -

     2

 

Беседа

 49

   3

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения

    2

    -

     2

 

Выполнение практических упражнений(физическая нагрузка+определение основных параметров)

 50

   3

Строение мочевого аппарата

    2

     -

      2

 

тест

 51

   3

Процесс образования мочи

    2

    -

     2

 

тест

 52

   3

Строение женской половой системы

    2

     -

     2

 

беседа

 53

   3

Строение мужской половой системы

    2

    -

     2

 

беседа

 54

   3

Репродуктивное здоровье человека

    2

    -

     2

 

игра

 55

   3

Кровеносные сосуды. Артерии. Вены

    2

    -

     2

 

беседа

 56

   3

Строение сердца человека

    2

    -

     2

 

Биологический рисунок(строение сердца)

 57

   3

Сердечный цикл. Его автоматия и иннервация

    2

    -

     2

 

Решение упражнений(вопрос-ответ, схема)

 58

   3

Лимфотические сосуды. Лимфа

    2

    -

     2

 

беседа

 59

   3

Иммунитет

     2

    -

     2

 

Решение упражнений(вопрос-ответ, схема)

 60

   3

Строение спинного мозга

    2

    -

     2

 

Биологический рисунок(строение спинного мозга-срез)

 61

   3

Строение головного мозга

    2

    -

     2

 

Биологический рисунок(строение головного мозга-подкорка)

 62

   3

Периферическая нервная система. Нервные волокна

    2

    -

     2

 

Фронтальный опрос

 63

   3

Вегетативная НС

    2

    -

     2

 

Фронтальный опрос

 64

   3

Эндокринные железы

    2

    -

     2

 

беседа

 65

   3

Поджелудочная железа. Сахарный диабет

    2

    -

     2

 

Решение упражнений(вопрос-ответ, схема)

 66

   3

Органы чувств

    2

    -

     2

 

беседа

 67

   3

Структурно-функциональные особенности кожи

    2

    -

     2

 

беседа

 68

   4

Виды медицинской помощи. Алгоритм ПМП

    2

    2

     -

 

Беседа

Упражнения(решение ситуационных задач)

 69

   4

Повязки. Методы остановки кровотечения

    2

    -

     2

 

Практические задания

 70

   5

Основные виды материалов. Наноинструменты. Обзор интернет ресурсов

    1

    1

     -

 

беседа

 70

   5

Выращивание кристаллов(медленный способ)

    1

    -

     1

 

Химический эксперимент (выращивание кристаллов)

71

   5

Выращивание кристаллов(быстрый способ)

    1

    -

     1

 

Химический эксперимент (химический сад)

 71

   6

Что такое проект

    1

    1

     -

 

беседа

 72

   6

Знакомство с проектной деятельностью с помощью интернет ресурсов

    1

    -

     1

 

Фронтальный опрос

 72

   7

Итоговое тестирование

    1

    -

     1

 

тест

 

 

 

                                МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Учебно-методическое обеспечение: печатные и электронные ресурсы, авторские разработки, аутентичные источники, сборники упражнений, задач и примеров проектов, прилагаемые к образовательным наборам.

Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что позволяет заинтересовать, увлечь каждого ребёнка, раскрыть его творческие способности. При изучении тем программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой формы учебной работы учащихся:

Помимо основных занятий, программа включает в себя и культурно-массовые мероприятия, такие как: экскурсии, конкурсы, выставки.

Предполагаются следующие активные формы проведения занятий:

-     Лекционно-практические занятия, проблемные лекции

-     Тренинги, мастер-классы, workshop

-     Экскурсии

Будут реализованы активные методы обучения такие, как:

-     Метод проектов

-     Метод кейсов

-     Метод задач

-     Метод проблемного обучения

-     Метод дифференцированного обучения

Информационное обеспечение: электронные образовательные ресурсы, интернет-источники, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программы и др.

Кадровое обеспечение: программу реализует 1 педагог дополнительного образования.

 

Вид контроля

Когда осуществляется

Формы контроля

Входной контроль: определение первоначального уровня, знания, умения, навыков учащегося, его сильных и слабых сторон. 

Перед началом обучения

Индивидуальные задания, опрос, игра, викторина

Текущий контроль: проводится в конце полугодия, темы, раздела программы. Нацелен на отслеживания динамики освоения предметного содержания программы учащимися, метапредметных результатов, личностного развития и взаимоотношений в коллективе.

В течение учебного года

Опрос, тестирование, практические задания, наблюдение.

 

 

Промежуточная аттестация: проводится в конце освоения программы или уровня по ДООП, нацелен на проверку освоения программы, учет изменений качеств личности каждого учащегося.

По окончании первого полугодия

Презентации докладов, химический эксперимент, решение задач, тестирование, викторины

 

По итогам полного изучения программы проводится диагностика результативности освоения программы учащимися с целью определения степени освоения программы каждым ребёнком: презентация творческого отчёта (проект), тестирование.

Для проведения педагогического мониторинга по окончании освоения учащимися содержания программы разработаны оценочные и методические материалы.

Материально-технические условия:

Специализированное учебное оборудование на базе Технопарка, а также учебное, производственное и научно-исследовательское оборудование на площадках партнеров. Применяемое оборудование является современным и актуальным, позволяя использовать в образовательном процессе последние научно-технические достижения.

-       Набор посуды из химического стекла (10 шт.)

-       электрическая плитка (1 шт.)

-       термометр (14 шт.)

-       щипцы (10 шт.)

-       муфельная печь (1 шт.)

-       сушильный шкаф (1 шт.)

-       оптический световой микроскоп (1 шт.)

-       сканирующий зондовый микроскоп (1 шт.)

-       электронные весы (1 шт.)

-       штангенциркули (14 шт.)

-       мультиметры (6 шт.)

-       центрифуга, (1 шт)

-       спектрометр (2 шт.)

-       ультразвуковая ванна (1 шт)

-       LED панель (1 шт.)

-       Персональный компьютер (12 шт.)

-       комплект реактивов (14 шт.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

Литература для педагога

1.           База данных US Patent and Trademark office [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uspto.gov/patft/index.html

2.           База данных РОСПАТЕНТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fips.ru/cdfi/fips.dll

3.           Гудилин Е.А. Богатство Наномира. Фоторепортаж из глубин вещества [Текст]/ под ред. Ю.Д. Третьякова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 171 с.

4.           Гусев А.И. Наноматериалы, наноструктуры, нанотехнологии [Текст]/ А.И. Гусев. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. – 416 с.

5.           Дубровский В.Г. Теоретические особенности технологии полупроводниковых нанострутур [Текст]/ В.Г. Дубровский. – Санкт-Петербург, 2006. – 347 с.

6.           Журнал «Квант» за 1970 – 2007 гг. [Текст]. – М.: Наука.

7.           Интернет-курс «Concepts in Nanotechnology» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. canvas.net/courses/concepts-in-nanotechnology

8.           Поисковая система научно-технической информации ISI Web of knowledge [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.isiknowledge.com/

9.           Интернет-курс «Coursera: Nanotechnology and Nanosensors» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.class-central.com/mooc/5200/courserananotechnology-and-nanosensors-part1.

10.      Интернет-курс «Fundamentals of Nanoelectronics: Basic Concepts» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.edx.org/course/fundamentalsnanoelectronics-basic-purduex-nano520x.

11.      Мишкеевич Г. Рабочая грань алмаза [Текст]/ Г. Мишкеевич. – Ленинград: ЛЕНИЗДАТ, 1982.

12.      Мухин М. Наноквантум тулкит [Текст]/ М. Мухин, И. Мухин, А. Голубок. –М.: Фонд новых форм развития образования, 2017 –128 с.

13.       Нанотехнологическое общество России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ntsr.info/internet/

14.      Новые материалы [Текст]/ под редакцией Ю.С. Карабасова. – М.: МИСИС. – 2002 – 736 с.

15.      Онлайн курсы. Интернет-курс «Наука для детей: наглядные опыты дома» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stepik.org/course/Наука-для-детей-наглядные-опыты-дома-1725.

16.      Пул Ч. Мир материалов и технологий. Нанотехнологии – [Текст]/ Ч.Пул-мл., Ф Оуэнс. – М.: Техносфера, 2006. – 336 с.

17.       РосНаноНет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.RusNanoNet.ru/news/

18.      Сайт нанотехнологического сообщества «Нанометр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nanometer.ru/

19.      Сайт о нанотехнологиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nanonewsnet.ru/.

20.      Сергеев Г.Б. Нанохимия [Текст]/ Г.Б. Сергеев. – М.: МГУ, 2007.

21.      Словарь нанотехнологических и связанных с нанотехнологиями терминов [Текст]/ под ред. С.В. Калюжного. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010.

22.      Сонин А.С. Дорога длинною в век: Из истории открытия и исследования жидких кристаллов [Текст]/ А.С. Сонин. – М.: Наука, 1988.

23.      Суздалев И.П. Нанотехнология: физико-химия нанокластеров, наноструктур и наноматериалов [Текст]/ И.П. Суздалев. – М.: КомКнига, 2006. – 592 с. 

24.      Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tehlit.ru/

25.      Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gost.ru

 

Литература для учащихся

1.           «Словарь нанотехнологических и связанных с нанотехнологиями терминов», под редакцией С.В. Калюжного, М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010.  – 528 с.

2.           Богатство Наномира. Фоторепортаж из глубин вещества, Гудилин Е.А. и др., под ред. Ю.Д.Третьякова. – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3.           Гринвуд Н. Химия элементов: в 2 томах [Текст]/ Н. Гринвуд, А. Эрншо. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

4.            Гудилин Е.А. Богатство Наномира. Фоторепортаж из глубин вещества [Текст]/ под ред. Ю.Д. Третьякова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 171 с.

5.           Гусев А.И. Наноматериалы, наноструктуры, нанотехнологии [Текст]/ А.И. Гусев. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. – 416 с.

6.           Деффейс К., Деффейс С. Удивительные наноструктуры [Текст]/ под ред. Л.Н. Патрикеева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

7.           Журнал «Квант» за 1970 – 2007 гг. [Текст]. – М.: Наука.

8.           Миронов В.Л. Мир физики и техники. Основы сканирующей зондовой микроскопии [Текст]/ В.Л. Миронов. – М.: Техно, 2009.

9.             Новые материалы [Текст]/ под редакцией Ю.С. Карабасова. – М.: МИСИС, 2002 – 736 с.

10.      Пул Ч. Мир материалов и технологий. Нанотехнологии – [Текст]/ Ч.Пул-мл., Ф Оуэнс. – М.: Техносфера, 2006. – 336 с.

11.      Сонин А.С. Дорога длинною в век: Из истории открытия и исследования жидких кристаллов [Текст]/ А.С. Сонин. – М.: Наука, 1988.

12.       Суздалев И.П. Нанотехнология: физико-химия нанокластеров, наноструктур и наноматериалов [Текст]/ И.П. Суздалев. – М.: КомКнига, 2006. – 592 с. 

13.      Фехльман Б. Химия новых материалов и нанотехнологий. Учебное пособие. Пер. с англ.: Научное издание [Текст]/ Б. Фехльман – Долгопрудный: Издательский Дом «Интеллект», 2011. – 464 с.: цв. вкл.

 

 

 


Приложение 1

 

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе «Лаборатория юного химика»

 

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Количество баллов

Методы диагностик

I.     Теоретическая подготовка ребенка

1.    Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

 

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям.

·      Минимальный уровень (ребенок овладел менее ½ объема знаний, предусмотренных программой);

·      Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

·      Максимальный уровень (ребенок освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1

 

 

5

 

 

10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос

 

2.    Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

·  Минимальный уровень (ребенок избегает употребления специальных терминов);

·                   Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

·                   Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

10

1

5

10

Викторина,

терминологический диктант

II.         Практическая подготовка ребенка:

1.      Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

 

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

 

·  Минимальный уровень (ребенок овладел менее 1/2объема умений и навыков, предусмотренных программой);

·  Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

·  Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)

·  Творческий уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период, стремится к самостоятельной творческой активности, выполняет практические задания с элементами творчества)

1

 

5

 

10

15

 

Творческие работы

 

 

 

 

 

 

2. Владение специальным оборудованием и оснащением (для технического направления)

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

·  Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием)

·  Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога)

·  Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений)

1

 

5

 

10

Наблюдение

III.  Учебно-коммуникативные умения:

 

1. Умение слушать и слышать педагога

 

 

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

 

·    Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в восприятии информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

·    Средний уровень (работает с помощью педагога)

·    Максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает затруднений)

1

 

 

 

 

5

 

 

10

Наблюдение

 

 

 

2. Умение выступать перед аудиторией

 

 

 

3.2                                     

Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации

 

 

·    Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при выступлении, нуждается в постоянной помощи педагога)

·    Средний уровень (готовит выступления с помощью педагога или родителей)

·    Максимальный уровень (готовит выступление и выступает самостоятельно, не испытывает затруднений)

1

 

 

 

5

 

10

 

 

Наблюдение

 

 

 

 

 

3. Учебно-организационные умения и навыки.

3.1. Умение организовать свое рабочее место

 

 

 Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

 

 

·  Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

·  Средний уровень (готовит рабочее место с помощью педагога или родителей)

·  Максимальный уровень (готовит рабочее место самостоятельно, не испытывает затруднений

1

 

 

5

 

10

Наблюдение

 

 

 

 

3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

 

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

 

·  Минимальный уровень (ребенок овладел менее1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой)

·  Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2)

·  Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период)

1

 

5

10

 

Наблюдение

3.3         Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

·  Минимальный уровень(удовлетворительно)

·  Средний уровень (хорошо)

·  Максимальный уровень (отлично)

1

5

10

 

IV.  Разнообразие творческих достижений:

 

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня

·  Минимальный уровень (редко участвует в конкурсах внутри объединения)

·  Средний уровень (участвует в конкурсах, выставках внутри объединения, учреждения)

·  Максимальный уровень (регулярно принимает участие в выставках, конкурсах в масштабе города, района, области)

1

 

5

 

 

10

Наблюдение

 

 

 

 

 

 

 Образовательные результаты

 

Ф.И. учащегося

Стартовый мониторинг

( октябрь-ноябрь)

Сумма баллов,

уровень

 

Промежуточный мониторинг

(декабрь-февраль)

Сумма баллов,

уровень

 

Итоговый мониторинг

(март-май)

Сумма баллов,

уровень

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

 

Минимальный уровень (min)– от 10 до 40 баллов; средний уровень (s)– от 41 до 70 баллов; максимальный уровень(max) – от 71 до 105 баллов.


 


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа в системе дополнительного образования "Шаг в медицину" азования

Рабочая программа в системе дополнительного образования "Шаг в медицину"     азования

Министерство образования Кировской области

Министерство образования Кировской области

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Данная программа реализует потребности общества в решении проблем выживания, сохранения здоровья, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации

Данная программа реализует потребности общества в решении проблем выживания, сохранения здоровья, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации

Поэтому для того, чтобы этого не произошло, необходимо уже сейчас знакомить обучающихся с основами нанонауки и нанотехнологий

Поэтому для того, чтобы этого не произошло, необходимо уже сейчас знакомить обучающихся с основами нанонауки и нанотехнологий

Программа предполагает работу учащихся по собственным проектам

Программа предполагает работу учащихся по собственным проектам

Цель программы: удовлетворение своих познавательных интересов в области биологии, химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ и путем введения в область нанотехнологий, содействие формированию…

Цель программы: удовлетворение своих познавательных интересов в области биологии, химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ и путем введения в область нанотехнологий, содействие формированию…

Воспитательные: - способствовать развитию дисциплинированности, ответственности, самоорганизации; - содействовать становлению у учащихся ценностей здорового образа жизни; - развивать организаторские и лидерские качества; - воспитывать трудолюбие,…

Воспитательные: - способствовать развитию дисциплинированности, ответственности, самоорганизации; - содействовать становлению у учащихся ценностей здорового образа жизни; - развивать организаторские и лидерские качества; - воспитывать трудолюбие,…

ТБ, знание оказания первой медицинской помощи при химических ожогах; - формирование знаний об особенностях строения и функций систем внутренних органов человека; - представление структуры периодической…

ТБ, знание оказания первой медицинской помощи при химических ожогах; - формирование знаний об особенностях строения и функций систем внутренних органов человека; - представление структуры периодической…

ПМП при различных травмах и кровотечениях; - формирование представлений в области гигиены и санитарии; - знание латинского алфавита и минимума терминологии; - формирование знаний о…

ПМП при различных травмах и кровотечениях; - формирование представлений в области гигиены и санитарии; - знание латинского алфавита и минимума терминологии; - формирование знаний о…

Введение в образовательную программу, техника безопасности 2 2

Введение в образовательную программу, техника безопасности 2 2

Значение медицины. Экскурсия в химическую лабораторию

Значение медицины. Экскурсия в химическую лабораторию

Состав слюны и ее влияние на пищеварение 10

Состав слюны и ее влияние на пищеварение 10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (БАЗОВЫЙ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (БАЗОВЫЙ

Основы фармокологии 12 6 6

Основы фармокологии 12 6 6

Практика. Дифтонги. Диграфы. Упражнения для чтения

Практика. Дифтонги. Диграфы. Упражнения для чтения

Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания 2

Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания 2

Свойства «зеленки» 2.Свойства йода 6

Свойства «зеленки» 2.Свойства йода 6

Организм человека и его строение 40 20 20 опрос, выполнение практич

Организм человека и его строение 40 20 20 опрос, выполнение практич

Применение нанотехнологии во многих областях деятельности

Применение нанотехнологии во многих областях деятельности

Психологические особенности подростков и юношей, повышающие вероятность травм 3

Психологические особенности подростков и юношей, повышающие вероятность травм 3

Уникальные возможности сканирующих микроскопов и перспективы их применения

Уникальные возможности сканирующих микроскопов и перспективы их применения

Половое и бесполое размножение 2 2 -

Половое и бесполое размножение 2 2 -

Кровь. Форменные элементы крови

Кровь. Форменные элементы крови

Значение физических упражнений 2 - 2

Значение физических упражнений 2 - 2

Строение мужской половой системы 2 - 2беседа 54 3

Строение мужской половой системы 2 - 2беседа 54 3

Повязки. Методы остановки кровотечения 2 - 2

Повязки. Методы остановки кровотечения 2 - 2

Информационное обеспечение: электронные образовательные ресурсы, интернет-источники, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программы и др

Информационное обеспечение: электронные образовательные ресурсы, интернет-источники, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программы и др

Для проведения педагогического мониторинга по окончании освоения учащимися содержания программы разработаны оценочные и методические материалы

Для проведения педагогического мониторинга по окончании освоения учащимися содержания программы разработаны оценочные и методические материалы

ЛИТЕРАТУРА Литература для педагога 1

ЛИТЕРАТУРА Литература для педагога 1

Сайт о нанотехнологиях [Электронный ресурс]

Сайт о нанотехнологиях [Электронный ресурс]

Рабочая программа в системе дополнительного образования "Шаг в медицину" азования

Рабочая программа в системе дополнительного образования "Шаг в медицину"     азования

Приложение 1 Оценочные материалы, формирующие систему оценивания результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе «Лаборатория юного химика»

Приложение 1 Оценочные материалы, формирующие систему оценивания результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе «Лаборатория юного химика»

Творческие работы 2

Творческие работы 2

Учебно-организационные умения и навыки

Учебно-организационные умения и навыки

Образовательные результаты №

Образовательные результаты №

Рабочая программа в системе дополнительного образования "Шаг в медицину" азования

Рабочая программа в системе дополнительного образования "Шаг в медицину"     азования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2024