План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"
Оценка 4.9

План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
17.02.2019
План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"
Урок содержит материалы об истории создания учения о высшей нервной деятельности И.М. Сеченовым и блестящем продолжении его работы И.П. Павловым. Разбираются такие понятия как рефлекс, рефлекторная дуга и ее звенья, различия условных и безусловных рефлексов, виды безусловных рефлексов, инстинкт, механизм возникновения условных рефлексов.
Высшая нервная деятельность.docx
ПЛАН ­ КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:  ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Костоева Зинаида Муссаевна,  учитель биологии, ГБОУ «Лицей­детский сад г. Магас». 9 класс.  Цель   урока:  сформировать   знания   о   высшей   нервной   деятельности,   расширить представления об условных и безусловных рефлексах. Задачи:  изучить роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности;  сформировать знания об основных закономерностях работы мозга, благодаря которым   осуществляется   взаимодействие   организма   с   внешней   и   внутренней   средой   и представление о процессах, лежащих в основе поведения человека.  сравнивать условные и безусловные рефлексы, виды безусловных рефлексов, изучить механизмы выработки условных рефлексов, выявить причинно­следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы. Тип урока: комбинированный.  Основные понятия: высшая нервная деятельность, рефлекс, условные и безусловные рефлексы, инстинкт, временная связь. Учебник: Биология. 9кл/Л.Н.Сухорукова, В.С. Кумченко; 3­е изд., ­М.: Просвещение, 2016.  Ход работы: I. II. Организационный момент: приветствие, проверка присутствия на уроке. Проверка домашнего задания:  Учитель: Историческое развитие гоминид и человека совершалось под влиянием тех же   факторов,   что   и   остальных   представителей   живой   природы.   Однако   при   описании эволюции человека необходимо иметь в виду, что происхождение человека — уникальное событие,   при   котором   осуществлялся   переход   к   новой   форме   движения   материи   — общественной, или социальной. Это был огромный скачок, качественно отделивший человека от мира животных [3].  Давайте попробуем объяснить роль различных факторов на эволюцию человека? Таблица 1: Движущие силы антропогенеза [2]. Биологические: 1) мутации, 2) популяционные волны, 3) дрейф генов, 4) изоляция, 5) борьба за существование, 6) естественный отбор. Изучение нового материала: III. Социальные: I) трудовая деятельность, 2) общественный образ жизни, 3) речь, 4) мышление, 5) культура. Вопрос: Давайте вспомним с вами что такое высшая нервная деятельность из  программы 8 класса? Согласно   И.П.   Павлову   понятие   «высшая   нервная   деятельность»   было   призвано заменить   прежний   термин   «психическая   деятельность».   Физиология   высшей   нервной деятельности ставит перед собой задачу изучить закономерности и механизмы работы мозга, благодаря   которым   осуществляется   взаимодействие   организма   с   внешней   и   внутренней средой.  Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность высших отделов нервной системы,   она   свойственна   всем   существам,   имеющим   центральную   нервную   систему,   и включает в себя механизмы восприятия внешнего мира, равно как и механизмы поведения. Структурной   основой   высшей   нервной   деятельности   у   млекопитающих   является   кора головного мозга и ряд подкорковых структур. Эволюционное усложнение высшей нервной деятельности связано с увеличением ассоциативных зон коры. У человека совершенствование и усложнение высших функций шло параллельно с увеличением размеров ассоциативных зон теменных, височных и лобных долей коры. Именно они являются материальным субстратом человеческого сознания и мышления [1].  Вопрос: Назовите основной труд И.М.Сеченова о физиологии нервной систем? Кто был продолжателем идей И.М.Сеченова? В   основе   учения   о   высшей   нервной   деятельности   лежат   работы   И.М.   Сеченова, блестяще продолженные И.П. Павловым, который разработал стройное учение о ВНД [1]. В   1863   году   основоположник   отечественной   физиологии   И.М.   Сеченов   в   работе «Рефлексы головного мозга» впервые заявил, что сложнейшие явления психики формируются под   воздействием   внешней   среды,   и   что   в   основе   своей   они   являются   рефлекторными реакциями   ЦНС.   При   этом   рефлексы   человека   и   животных   понимались   не   как   узко ограниченные   реакции,   распространяющиеся   только   на   отдельный   рабочий   орган,   а   как целостные акты поведения всего организма, как наиболее общие механизмы нервных реакций, которые обеспечивают связь организма с внешней средой. У человека И. М. Сеченов отнес к рефлексам   не   только   мышечные   движения,   но   и   речь,   которая   представляет   собой деятельность головного мозга. До выхода в свет книги Сеченова физиологи даже боялись упоминать о возможности объяснения психических процессов физиологическими функциями мозга [1].  Положения рефлекторной теории, разработанные И. М. Сеченовым. И. П. Павловым и развитые Н. Е. Введенским. А. А. Ухтомским. В. М. Бехтеревым, П. К. Анохиным и другими физиологами, являются научно­теоретической основой советской физиологии и психологии. Эти положения находят свое творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная   теория,   признающая   рефлекторную   сущность   деятельности   нервной системы, основывается на трех главных принципах: 1) принципе материалистического детерминизма; 2) принципе структурности; 3) принципе анализа и синтеза. Принцип   материалистического   детерминизма означает,   что   каждый   нервный процесс   в   головном   мозге   обусловливается   (вызывается)   действием   определенных раздражителей. Принцип структурности заключается в том, что различия функций разных отделов нервной системы зависят от особенностей их строения, а изменение строения отделов нервной системы   в   процессе   развития   обусловливается   изменением   функций.   Так,   у   животных, которые не имеют головного мозга, высшая нервная деятельность отличается значительно большей   примитивностью   по   сравнению   с   высшей   нервной   деятельностью   животных,   у которых есть головной мозг. У человека в ходе исторического развития головной мозг достиг особенно сложного строения и совершенства, что связано с его трудовой деятельностью и общественными условиями жизни, требующими постоянного речевого общения. Принцип   анализа   и   синтеза выражается   в   следующем.   При   поступлении   в центральную нервную систему центростремительных импульсов в одних нейронах возникает возбуждение, в других — торможение, т. е. происходит физиологический анализ. Результатом является   различение   конкретных   предметов   и   явлений   действительности   и   процессов, происходящих внутри организма [4]. Вопрос: Что же такое рефлекс?  Рефлекс  – это автоматическая ответная реакция организма на внешнее воздействие, выполняемая с участием нервной системы. Весь путь, пройденный импульсом от рецептора по афферентному (чувствительному) волокну в тело нейрона, затем на контактный (вставочный или   моторный)   и  от  него  по  эфферентному  (двигательному)   волокну  к  рабочему  органу, называется   рефлекторной   дугой.  Рефлекторная   дуга   представлена   5   звеньями: рецепторным   звеном,   афферентным   проводящим   звеном,   центральным   (это,   как   правило, отдел спинного или головного мозга), проводящим двигательным звеном и рабочим органом или эффектором [1]. И. П. Павлов всю совокупность рефлексов, протекающих в организме, разделил на две группы: безусловные и условные рефлексы. Безусловные   рефлексы являются   врожденными,   наследственно   закрепленными, одинаковыми у всех животных данного вида. Они относительно постоянны в течение жизни и осуществляются при участии всех отделов ЦНС. Безусловные рефлексы возникают в ответ на раздражение   определенных   рецепторов   и   служат   для   поддержания   нормальной жизнедеятельности организма и его взаимосвязи с окружающей средой. Безусловные   рефлексы   могут   быть   простыми   и   сложными. Простые рефлексы выражаются в одиночном рефлекторном акте, например, отдергивании руки при болевом   раздражении. Сложные   рефлексы  представляют   собой   ряд   последовательных реакций,   где   окончание   одной   реакции   служит   причиной   возникновения   другой.   Такими сложными   рефлекторными   актами   являются   инстинкты,   которые   обеспечивают   поведение человека и животных при меняющихся условиях окружающей среды. Очевидно,   инстинкт   –   это   врожденная   программа   поведения,   которая   приходит   в действие   под   влиянием   определенных   причин.   Инстинкты   загадочны   по   своему происхождению,   но  общий   физиологический   механизм  их   разгадан.  Это  цепь   врожденных безусловных   рефлексов,   в   которую   под   влиянием   условий   индивидуальной   жизни   могут “вплетаться”   звенья   приобретенных   условных   рефлексов.   Иными   словами,   это   программа действий,   в   которой   заложен   видовой   опыт   животного.   Однако   вопрос   о   том,   как   эта программа сформировалась в процессе эволюции, и сейчас не решен до конца. Условный рефлекс — это ответная реакция организма на какое­либо воздействие, с участием коры головного мозга. Условные рефлексы являются индивидуальными реакциями, приобретенными   в   течение   жизни.   Они   формируются   при   обязательном   участии   коры головного   мозга.  Условные   рефлексы   вырабатываются   при   сочетании   раздражения  любых рецепторов   с   какой­либо   безусловно   рефлекторной   деятельностью.   Условные   рефлексы возникают и закрепляются при подкреплении или исчезают, если подкрепление отсутствует и необходимость в них исчезает. Механизм образования условного рефлекса заключается в том, что в коре головного мозга образуется временная связь между нейронами, возбужденными безусловными и условными сигналами. Условные   рефлексы   расширяют   взаимосвязи   организма   с   внешней средой   и обеспечивают   целесообразное   приспособление   к   меняющимся   условиям.   В   условном рефлексе И. П. Павлов увидел высшую форму рефлекторной деятельности: реакцию не на непосредственный раздражитель, а на сигнал, предшествующий этому раздражению. Таким образом, условный рефлекс можно рассматривать как заблаговременную приспособительную реакцию,   которая   формируется   условиями   жизни.   В   естественных   условиях   безусловные рефлексы, с которыми рождается ребенок, в процессе жизни «обрастают» разнообразными условными рефлексами и фактически перестают существовать в чистом виде [6]. IV. Закрепление изученного материала: Укажите отличия между условным и безусловным рефлексом.  Объясните в чем заключается их биологическая роль. Гуляя в лесу, человек вдруг увидел змею. От страха его зрачки расширились.Дайте 1. 2. 3. характеристику рефлекса, его биологическое значение. Опишите рефлекторную дугу. 4. рефлекса на алкоголь. Как вырабатывают этот рефлекс? 5. Можно ли при помощи метода условных рефлексов установить, что человек симулирует глухоту [5]. Один   из   способов   работы   с   алкоголизмом   состоит   в   выработке   условного   рвотного V. Домашнее   задание:  Параграф   30,   уметь   приводить   примеры   условных   и безусловных рефлексов. Список использованной литературы: 1. Биология: Модуль № 2 для 10 класса. Учебно­методическая часть. / Сост.: Э. Я. Олада,   канд.   биол.   наук,   доцент   кафедры   биохимии   и   физиологии   человека   и   животных, КрасГУ. – Красноярск, 2006 — 57 c. 2. Движущие   силы   эволюции   человека.  URL: http://sbio.info/materials/obbiology/obbevolut/obbchelpro/64 (дата обращения 11.02.19). 3. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы./ Лемеза Н. А., Морозик М. С., Морозов Е. И. и др.; Под ред. Н. А. Лемезы. — Мн.: Ю нипресс, 2001. — 576 с. 4. Рефлекторная   теория   и   ее   основные   принципы.  URL: http://biofile.ru/bio/21959.html (дата обращения 11.02.19). 5. Ситуационные задачи по разделу высшая нервная деятельность. – 5 стр.  URL: https://docplayer.ru/26851410­Situacionnye­zadachi­po­razdelu­vysshaya­nervnaya­deyatelnost­ tema­harakteristika­bezuslovnyh­refleksov.html (дата обращения 12.02.19). 6. Характеристика   безусловных   и   условных   рефлексов.  URL: http://koi.tspu.ru/koi_books/sedokova/5.1.htm (дата обращения 11.02.19).

План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"

План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"

План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"

План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"

План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"

План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"

План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"

План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"

План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"

План-конспект урока на тему: "Высшая нервная деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019