Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружа¬ющую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).Календарно-тематическое планирование составлено по системе Л.В.Занкова
окружающий мир.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта
общего образования, утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» от
05.03.2004 г. №1089 и программы развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для
начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский
дом «Федоров», 2008.) применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Дмитриева Н.
Я., Казаков А. Н., 2009г., издательство «Учебная литература», Самара, 2009 г., а также дополнительных
пособий для учителя: «Секреты и диковинки окружающего мира» Трофимова Г. В.; «Методические
пояснения к курсу «Мы и окружающий мир»
Программный материал внесен в полном объеме и рассчитан в 3 классе на 68 часов (2 часа в неделю)
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного
взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и
социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют
познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека
(познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся
следующие
цели:— формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в
системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и
правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
задачи:
■ формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
■ на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих
связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности
окружающего мира, его противоречивости;
■ в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать
историческое мышление, формировать экологическую культуру;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и
выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами,
схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать
устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
■
воздействовать на развитие эмоциональноволевых, нрав
ственных качеств личности; воспитывать
чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на
ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Формы проведения уроков: урок объяснение, урок практикум,
урок экскурсия, контрольный урок, урокисследование.
Формы контроля: 4 контрольные работы.
1 Требования
к концу 3го года обучения
к
уровню
подготовки
учащихся
Устанавливать связи:
Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;
Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;
Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда,
питание).
Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ);
Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и
доказательности;
Уметь выделить главное в письменном тексте.
Знать:
Состав и свойства почвы;
Характерные признаки сезонов года родного края;
Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
Особенности природы своего края;
Правила поведения в природе;
Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и
Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К.
Минин.
Уметь:
Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
Находить на физической карте России природные зоны;
Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (23 объекта);
2 Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику
погоды выбранных дней.
Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими
дополнительными умениями и знаниями:
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам
(при указании и без указания количества групп).
Иметь представление об истории человека в древние времена.
Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена зарубежных
ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И. Ньютон.
Иметь представление об истории родного края.
3 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
раздела и тем
Часы
учебного
времени
Плановые сроки
прохождения
по плану по
факт
у
Характеристика
основной
деятельности
ученика
Природные условия земли (12 ч.)
Без чего человек
не может прожить
как Человек?
Знакомство
учебником
с
1
.
2
3.
4.
5.
6.
Масштаб
Лента времени
Что такое погода.
Погода. Народные
приметы погоды
Климат
1
05.09
1
1
1
1
1
07.09
12.09
14.09
19.09
21.09
описывать
расположение
на
глобусе, карте; уметь
показывать
определять крупный
и мелкий масштаб.
определять
место
событий на ленте
времени.
записывать
наблюдения
за
погодой с помощью
условных
знаков,
использовать знания о
погоде
в
практической
деятельности.
использовать знания о
погоде
в
практической
деятельности.
использовать знания в
повседневной жизни:
определение погоды
(облачность, осадки,
ветер),
4 1
1
1
1
1
1
1
1
7.
8.
Климат
Почва
Образование почв.
Плодородие
9.
10.
Защита почв
11.
Природные
суши Земли
зоны
Обобщение знаний
по теме
12
Человек в далеком прошлом (9 ч.)
13.
14.
Особенности
Африки
Особенности
Африки
15.
Родина
человечества.
26.09
28.09
03.10
05.10
10.10
12.10
17.10
19.10
24.10
прогнозирование
делать выводы, вести
наблюдения
использовать знания в
повседневной жизни,
знать состав почвы
запомнить
выдающегося
ученогопочвоведа
В. В. Докучаева.
имя
выполнять
записывать
последовательно
опыты,
наблюдения
устанавливать
причины плодородия
почв, значение охраны
почвы
описывать
природные
Земли
зоны
устанавливать
причинно
следственные связи,
удовлетворять
познавательный
интерес
применять
формулировать
вопросы,
знания
в новой ситуации
устанавливать
причинно
следственные связи
между
климатом,
географическим
положением,
природными
условиями
объяснять
человека,
историю
5 (тест)
Контрольная работа
появился
Как
человек.
Особенности жизни
древних людей
Древние
государства
Античность
Расширение знаний
о Европе
Расширение знаний
об Азии
Наследие Древнего
мира
1
1
1
1
1
1
26.10
09.11
14.11
16.11
21.11
23.11
16.
17.
18.
19
20.
21
Земли восточных славян (15 ч.)
Восточно
Европейская
равнина
1
28.11
22
23.
гипотезы
о
происхождении
восточных славян
Знать
человека,
об истории
гипотезы
происхождении
восточных славян
о
о
историю
объяснять
человека,
гипотезы
происхождении
восточных славян
использовать знания
для
объяснения
образа жизни предков
понимать и объяснять
причины событий
исторической
ориентироваться
по
карте
Иметь представление
об истории человека в
древние времена, об
истории родного края,
устанавливать связь
между природными
условиями и занятием
и бытом людей.
устанавливать
причинно
следственные связи
между
климатом,
географическим
положением,
природными
условиями
ориентироваться
на карте природных
зон России
зона
Природная
степи.
Растительность
30.11
1
1
24.
Животный мир
05.12
устанавливать связь
6 25.
26.
27.
28
29
Сезонные
изменения в степях
Население степей.
Земледельцы
и
кочевники
Лесостепь. Лесная
зона
Смешанные леса.
Растительность и
животный мир
(Тест) Контрольная
работа
Сезонные
изменения в лесу.
Экскурсия
в
природу
30
Экскурсия в парк
31
32.
Сезонные
изменения в лесу
(продолжение)
Как жили наши
предки
1
1
1
07.12
12.12
14.12
1
19.12
1
1
1
1
21.12
26.12
11.01
16.01
единства
растительности
и
животного мира степи
объяснять
зависимость жизни
и занятий населения в
степной
зоне от
природных условий
описывать историю
родного края
иметь представление
о единстве почв,
растительности
и
животном мире с
лесной зоны
использовать
приобретенные знания
для
обогащения
жизненного опыта,
удовлетворения
познавательных
интересов.
расширять кругозор,
уметь
отмечать
сезонные изменения в
природе
(устно)
описывать
свои
впечатления,
наблюдения во время
экскурсии
описывать сезонные
измения в природе
описывать изучаемое
событие из истории
7 33.
Жизнь славян в
лесах
1
18.01
Торговые связи с
соседями
1
23.01
34.
35.
Обожествление
природы
1
25.01
36.
Контрольная
работа. I полугодие
1
30.01
Отечества,
знать
имена выдающихся
российских
государственных
деятелей (Александр
Невский).
устанавливать связь
между
условиями
жизни человека в
разных природных
зонах и устройством
его быта (строения,
одежда,
питание),
имена
знать
выдающихся
рос.
деятелей в
госуд.
изучаемый период,
иметь представление
об истории Отечества
в древние времена
сказок,
волшебных
помощников и числа
описывать историю
Отечества.
объяснять понятие
природного
сообщества, правила
поведения в природе.
устанавливать связи
внутри природных
(между
сообществ
растениями
и
между
животными,
разными
группами
животных).
8 Образование Древнерусского государства (7 ч.)
37.
38.
39.
Первые
князья
русские
1
01.02
1
1
06.02
08.02
13.02
Принятие Русью
христианства
Древнерусская
культура.
Зодчество.
Памятники
архитектуры.
Экскурсия
историческим
местам,
в краеведческий
музей
по
40.
Устное народное
творчество
1
15.02
41.
Как
учили
школьников на Руси
1
20.02
роль
понимать
и значение первых
русских князей в
становлении
и
развитии Отечества
устанавливать
хронологическую
последовательность
исторических
событий в России
объяснять
основные
понятия культуры:
зодчество,
прикладное
искусство, народное
творчество, первые
письменные
исторические
источники.
основные
объяснять
понятия культуры:
зодчество,
прикладное
искусство, народное
творчество, первые
письменные
исторические
источники.
имена
различать
выдающихся деятелей
иметь
(князей),
представление
об
истории Отечества.
42.
Ордынское
нашествие
1
22.02
рассказывать
мужестве
о
русских
9 Александр
Невский. Ледовое
побоище
1
27.02
43.
Объединение русских земель вокруг Москвы (12 ч.)
44.
Залесская земля
1
29.02
45.
46.
47.
Природное
сообщество. Закон
лесной
жизни
1
05.03
Экологические
проблемы леса
1
07.03
луг.
и
Сообщество
Человек
сообщество
луг
1
12.03
48.
Природное
сообщество озеро.
1
14.03
людей в борьбе с
монголотатарами
об
рассказывать
эпизодах
защиты
Родины от иноземных
захватчиков,
о
полководческом
князя
таланте
Александра Невского
понимать условный
язык карт и планов,
иметь представление
об истории Отечества.
объяснять
– названия основных
сообществ (лес, луг);
– наиболее типичных
представителей
растений и животных
природных,
сообществ России;
– правила поведения и
безопасности в лесу и
на водоеме.
приводить примеры
растений и животных
природных сообществ
и зон, знать правила
поведения в тайге.
характеризовать
природное
сообщество, понимать
условный язык карт,
знать
правила
поведения в природе.
рассказывать
об
озерах нашей Родины,
10 49.
Экскурсия к
водоему
Животные,
обитающие в озере
и по
его берегам.
50.
Сообщество поле
Возвышение
Москвы
1
19.03
1
1
21.03
04.04
естественных
искусственных
о
и
водоемах
характеризовать
природную
устанавливать
причинно
следственные связи.
зону,
рассказывать
о
природном
сообществе «Поле», о
животном
и растительном мире
полей
сопоставлять
исторические
события, связанные с
объединением земель
вокруг Москвы.
51.
52.
53.
Освобождение Руси
от монгольского ига
1
09.04
Создание
Московского
государства
1
11.04
пересказывать
изучаемый материал
рассказывать
основные моменты
Куликовской
особенности
битвы,
действий русского
войска,
о князе
Дмитрии Донском
слушать,
включаться
обсуждение,
делать выводы
активно
в
54
Русская культура
16.04
55
Русская культура
18.04
в
своем
сообщении раскрыть
содержание
памятников культуры,
искусства,
литературы
своем
сообщении раскрыть
содержание
памятников культуры,
искусства,
литературы
в
Какая она, Азия (6 ч.)
11 56
57
58
59
60
61
Русские
первопроходцы.
Поход казаков под
руководством
Ермака
в Сибирь
Азия Природные
условия Сибири.
Тайга
Экологические
проблемы тайги
Сообщество
болото
Природа Индии
23.04
25.04
30.04
02.05
07.05
10.05
Россия в XVII веке (7 ч.)
62
Россия в XVII веке.
14.05
63
Сквозь сибирские
дебри
16.05
рассказывать
о
разнообразии природы
Севера:
тундра,
Арктика.
Уссурийский край.
Коренное население
Сибири.
Уметь
ориентироваться
на физической карте;
–
пересказывать
изученный материал
ориентироваться
на физической карте;
– пересказывать
изученный материал
использовать
приобретенные
умения и знания для
оценки воздействия
человека на природу
понимать
особенности,
следственные связи
между основными
понятиями курса по
теме: природы севера:
тундра, Арктика.
обобщать,
находить
дополнительную
информацию
обобщать,
находить
дополнительную
информацию
использовать
приобретенные
умения и знания в
практической
деятельности
обогащения
жизненного опыта
рассказывать
о
разнообразии природы
Севера:
тундра,
для
12 64
Природа тундры.
18.05
65
Люди в тундре
19.05
66
67
68
Арктическая
пустыня
Россия накануне
реформ.
Контрольная работа
21.05
23.05
25.05
Арктика.
Уссурийский край.
Коренное население
Сибири.
ориентироваться
на физической карте;
–
пересказывать
изученный материал
рассказывать
о
разнообразии природы
Севера:
тундра,
Арктика.
Уссурийский край.
Коренное население
Сибири.
ориентироваться
на физической карте;
–
пересказывать
изученный материал
рассказывать
о
разнообразии природы
Севера:
тундра,
Арктика.
Уссурийский край.
Коренное население
Сибири.
ориентироваться
на физической карте;
–
пересказывать
изученный материал
объяснять
–
особенности
ориентирования по
физической карте и
карте природных зон;
пересказывать
изученный материал
понимать
и
объяснять причины
событий
использовать
приобретенные
умения и знания в
практической
деятельности
обогащения
жизненного опыта
для
13 Содержание программы
№ п/п Наименование раздела
Содержание
Всего
часов
1
2
3
4
5
Природные
земли
условия
12
Человек в далеком
прошлом
9
Земли
славян
восточных
15
Объединение русских
земель вокруг Москвы
12
Образование
Древнерусского
государства
7
Особенности планеты Земля Ознакомление с
масштабом карт. Погода. Показатели погоды:
температура воздуха, направление и сила ветра,
атмосферные осадки,
наличие облаков.
Народные приметы погоды. Представление о
климате. Почва. Состав почвы. Свойства почвы.
Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь
живых организмов с неживой природой.
Приспособленность организмов к условиям
окружающей среды.
Природные условия, в которых появился
человек. Представления о природных зонах
Африки. Особенности жизни древних людей.
Наследие Древнего мира. Лента времени (год,
век, тысячелетие).
Природная зона степей. Единство почв,
растительности и животного мира. Сезонные
изменения в природе степей. Охрана почв,
растительности и животного мира. Природная
зона лесов. Единство почв, растительности и
животного мира. Сезонные изменения в зоне
лесов европейской части России. Листопад.
Законы лесной жизни.
Залесский край.
Природные сообщества: лес, луг, водоем, их
значение. Ядовитые растения леса и луга.
Изменения в природе,
связанные с
деятельностью человека. Объединение вокруг
Москвы русских земель. Дмитрий Донской и
Куликовская битва.
Освобождение от
ордынского ига. Культура Московской Руси.
Исторические достопримечательности. Золотое
кольцо России.
Образование Древнерусского государства.
Первые русские князья. Принятие Русью
христианства.
Ярослав
устное народное
Мудрый.
14
Князь Владимир.
Культура: 6
Какая она, Азия
6
письменность,
творчество,
материальная
культура. Ордынское нашествие. Александр
Невский и Ледовое побоище.
Объединение вокруг Москвы русских земель.
Дмитрий Донской и Куликовская битва.
Освобождение от ордынского ига. Культура
Московской
Руси.
Исторические
Золотое кольцо
достопримечательности.
России.
7
Россия в XVII веке
7
Изучение рельефа, почв, природных сообществ
родного края,
запоминание наиболее
охраняемых растений, животных, грибов,
усвоение правил поведения в природе,
ориентирование на местности.
Формы и средства контроля
Окружающий мир
3 класс
Контрольная работа
Итого
Контрольные работы:
Работа 1.
4
4
Задание 1. Установление связи между неживой и живой природой.
Напиши, какие пять условий необходимы для роста и развития растений.
У р о в н и в ы п о л н е н и я з а д а н и я:
4й уровень – указаны пять условий, необходимых для роста и развития
растений (свет, тепло, вода, воздух, минеральные питательные вещества);
3й уровень – указаны четыре условия, необходимые для роста и развития
растений;
2й уровень – указаны дватри условия, необходимые для роста и развития
растений;
1й уровень – указано одно условие, необходимое для роста и развития
растений.
15 Задание 2. Узнавание природной зоны по существенным признакам.
По данным признакам определи природную зону: _____________
1) почва болотистая;
2) под слоем почвы находится вечная мерзлота;
3) растения низкорослые, чахлые: карликовая береза, ягель.
У р о в н и в ы п о л н е н и я з а д а н и я:
4й уровень – правильно определена природная зона – «тундра»;
1й уровень – природная зона определена неверно.
Задание 3. Подведение частных понятий под общее.
Распредели объекты по природным зонам. Назови эти зоны.
Карликовая береза, осина, ягель, типчак, песец, суслик, лиса, куропатка,
ковыль, глухарь, калина, лемминг, куница, дрофа, кабан.
У р о в н и в ы п о л н е н и я з а д а н и я:
4й уровень – названы три природные зоны, правильно названы
представители этих зон (тундра – карликовая береза, ягель, песец,
куропатка, лемминг; лесная зона – береза, осина, лиса, куропатка, глухарь,
калина, куница, кабан; степь – типчак, суслик, ковыль, дрофа);
3й уровень – названы две природные зоны, допущены тричетыре ошибки
по представителям зон;
2й уровень – названа одна природная зона, представители зон
распределены неверно;
1й уровень – задание выполнено неверно.
Работа 2.
Задание 1
Подчеркни названия. которые относятся к зоне лесов:
Ковыль, ель, лиса, дрофа ,дятел, калина, клен, земляника, полынь, сайгак, лось,
папоротник, суслик, бузина, хомяк.
Задание 2
а) Запиши знаками.
Температура воздуха опустилась до десяти градусов ниже нуля.
_____________________________________________________________________________
б) Опиши погоду, используя знаки
Пасмурно, дождь, ветер западный, температура воздуха два градуса выше нуля.
Задание 3
16 Какие объекты живой природы надо включить в эти пищевые цепи?
Семена растений хомяк ?
Листья деревьев ? синица ?
? заяц ?
Задание 4
Напиши, почему осенью ласточки. скворцы улетают из зоны лесов.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 5
Какое значение в жизни человека имел огонь? Выбери правильные утверждения и поставь
около них знак «+».
1. Огонь обогревал жилища и человека.
2. Служил украшением.
3. Огонь отпугивал диких зверей.
4. Был источником освещения.
5. На огне готовили пищу.
6. Огонь был нужен для летательных аппаратов.
Работа 3.
1. Запиши имена великих русских князей, которые много сделали для развития
русского государства.
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Приведи примеры устаревших древнерусских имён.
____________________________________________________________________
3. Закончи предложения.
Первым русским царём стал_____________________________________.
Первым российским императором ________________________________.
Последний русский император ___________________________________.
4. Установи историческую последовательность названий нашего государства (поставь
цифры 1, 2, 3, 4).
Советская Россия, Древняя Русь, Московская Русь, Россия.
5. Закончи предложение.
17 Большевики пришли в России к власти в __________ году.
6. Дополни предложения.
До появления христианства наши предки были______________, то есть верили
_______________________.
Христианство на Руси было принято в ___ веке, при великом князе___________.
7. Как питались наши предки?
Работа 4
Контрольные работы по системе Л. В. Занкова. 1е (2е) полугодие / сост. С. Г. Яковлева.
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
на
все
применять
источников,
комплексные
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
Основная цель контроля проверка знания фактов учебного материала, умения детей
делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из
дополнительных
знания.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями
природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные
ответы
вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты
ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но
допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в
природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между
объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить
перечисленные
учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с
помощью
учителя.
поставленные
недочеты
помощью
с
задания
Оценка
тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого
материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает
предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест
включает
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная
работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил
достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Как
оценивания:
выполнены правильно;
"ВЫСОКИЙ"
"СРЕДНИЙ"
погрешностями;
задания.
"НИЗКИЙ"
предложенные
с
выполнены
задания
незначительными
отдельные
один
все
все
трудности.
вариантов
средней
задания
из
18 Базовый уровень 0 60% 60 77%
менее 17 баллов
"2"
18 22 балла 23 26 баллов 2730 баллов
"3"
"4"
"5"
77 90%
90 100%
Учебно –методические средства обучения
Методические материалы
Материалы для контроля
название,
Учебники
(автор,
издания,
кем рекомендован или
допущен, издательство)
год
Дмитриева Н.Я., Казаков
А.Н.
Окружающий мир:
Учебникдля 3 класса: В 2 ч.
Издательство
_ Самара:
литература»:
«Учебная
Издательский
дом
«Федоров», 2010.
Дмитриева Н.Я., Казаков
А.Н.
Рабочая тетрадь к
учебнику «Окружающий
мир». 3 класс. _ Самара:
Издательство
«Учебная
литература»: Издательский
дом «Федоров», 2011.
к
Дмитриева Н.Я., Казаков
Методические
А.Н.
пояснения
курсу
«Окружающий мир» 14
Самара:
классы
Издательство
«Учебная
литература»: Издательский
дом «Федоров»,2007.
(14):
Контр. работы по системе
Л.В. Занкова. 1е п / Сост.
С.Г. Яковлева. Самара: Изд
во «Учебная литература»:
Издательский
дом
«Федоров», 2008.
Контр. работы по системе
Л.В. Занкова. 2е п/ Сост.
С.Г. Яковлева. Самара: Изд
во «Учебная литература»:
Издательский
дом
«Федоров», 2008.
Оборудование
Произведения изобразительного искусства.
Набор рисунков «Тела живой и неживой природы».
Схема строения Солнечной системы.
Глобус.
19 Физическая карта полушарий.
Физическая карта России.
Схема «Смена дня и ночи».
Схема «Смена времён года».
Демонстрационные таблицы: «Лекарственные растения», «Ядовитые растения»,
Гербарий.
«Грибы», «Царства живой природы».
Схема «Строение гриба».
Схема «Строение растения».
Семена и плоды различных растений.
Таблички «Однолетние. Многолетние. Двулетние растения».
Слайды «Первые изобретения человека».
Слайды «Первые самолёты и лётчики».
Слайды «Когда появился первый автомобиль?».
Слайды «Старинные русские города».
20
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
КТП по окружающему миру, 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.