КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл
22.01.2018
Рабочая программа рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 66 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) - "Живой мир 1 класс" Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова. В учебнике заложена основа для формирования у учащихся базовых представлений о природе: о взаимосвязи живой и неживой природы, о солнце как источник света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка, его оздоровление.
мир природы и человека.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено на заседании «Согласовано замдиректора «Утверждаю» директор
ШМО учителей СКК по УВР МБОУ «Старицкая МБОУ «Старицкая СОШ»:
руководитель ШМО: СОШ»: ____________Н.И.Билетина
_________Т.А.Нелидкина __________Т.С.Комиссарова приказ№186 от 30.08.2010.
протокол от25.08.2017. 28.08.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Мир природы и человека»
для 1 специального (коррекционного) класса VIII вида
Составила учитель Филиппова И.Н. Пояснительная записка
Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 66 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был
выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) "Живой мир 1 класс"
Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова. В учебнике заложена основа для формирования у учащихся базовых представлений о природе: о
взаимосвязи живой и неживой природы, о солнце как источник света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен
года. Данная программа представляет коррекционноразвивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития
эмоциональноволевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка, его оздоровление.
Коррекционнопедагогическое воздействие направлено на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной
подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. Курс «Живой мир» в специальной (коррекционной) школе ставит своей целью
обеспечить начальные представления школьников с ограниченными возможностями о целостной научной картине мира, показать неразрывную
связь жизнедеятельности человека с окружающим миром, социализация ребенка.
Задачами курса "Мир природы и человека"для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
• формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности;
• формирование способов ориентировки в окружающей действительности;
• формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;
• формирование всех видов деятельности; • развитие познавательной активности;
• развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;
• воспитание экологической культуры;
• становление нравственной ориентировки;
• формирование самостоятельности;
• воспитание положительных качеств. Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации
учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно
использовать следующие методы и приёмы:
• словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
• наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
• практический метод (упражнения, практическая работа);
• репродуктивный метод (работа по алгоритму);
• индивидуальный;
• творческий метод;
• совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового
содержания);
• рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
• соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
• наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
• обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия. Планируемые результаты обучения: Личностные результаты должны отражать:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий.
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей. 1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
1. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
учащиеся в результате изучения курса «Живой мир »
научатся:
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой
природы.
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих
• культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав) животных (зверей, птиц, насекомых);
• описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя
особенности внешнего вида (на примере своей местности); сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные
признаки,
•
характеризовать признаки времѐн года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и
животных, способы их питания и размножения;
• объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
• вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью
развития из семени цветкового растения;
объяснять отличия человека от животных;
воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу; рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного
города (села, районного центра).
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную
красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
соблюдать моральноэтические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; соблюдать нормы безопасного и
культурного поведения в транспорте и на улицах города;
сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
следовать правилам здорового образа жизни. Содержание курса
№
1
2
3
4
Раздел
Краткое содержание раздела
Колво
часов
Неживая природа
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными.
10
Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии.
Познакомить с понятием «сутки». Учить рассказывать о занятиях людей в
течении суток.
Сезонные изменения (времена
года)
Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с
помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками
осени, зимы, весны, лета. Познакомить с понятием «листопад». Учить
выбирать одежду по погоде.
Растения
Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы.
20
10
Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить
различать эти части у разных растений.
Животные
Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы:
звери, птицы, рыбы, насекомые.
10 Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы,
плавники, крылья), хвост.
Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и
повадки, место обитания).
Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о
детёнышах.
Познакомить с понятием «домашние животные», учить находить домашних
животных на картинках.
Познакомить с понятием «дикие животные», учить находить диких животных
на картинках.
5
Человек
Учить различать людей по возрасту, полу.
16
Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).
Познакомить с основными гигиеническими навыками людей. Практически
выполнить умывание и чистку зубов.
Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для
человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении
каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о
зрении.
Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении
органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и
органы слуха.
Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. Учебнометодическое обеспечение:
учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова "Живой мир" 1 класс .Москва, Просвещение ;
предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) ;
муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.
карточки с заданием для индивидуальных работ;
комплект заданий на развитие психических процессов;
комплект "Загадкиотгадки"
Учащийся должен знать:
• о мире живой и неживой природы;
• о человеке, работе его органов чувств;
• о погоде и ее явлениях;
• о смене времен года;
•
знать правила гигиены.
Учащийся должен уметь:
• называть признаки живой и неживой природы;
• узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
•
знать правила гигиены;
• различать объекты живой и неживой природы;
• выделять части растений; • узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы;
• называть наиболее распространенных диких и домашних животных;
• называть и показывать органы чувств человека, объяснять их значение.
Календарнотематическое планирование
№ Тема раздела
Тема урока
Дата Колво
часов
Планируемы
Учебные действия
Предметные
Неживая природа
Экскурсия.
Объекты живой и
неживой природы
1
2
1
1
Знать названия времен
года.
Узнает приметы осени
на основе наблюдения
за
изменениями
природы
Уметь
определять
живые и неживые
объекты
Личностные
Осознание себя как ученика, заинтерессованного
посещением школы,обучением
,занятиями,элементарные навыки самооценки
результатов своей учебной деятельности на
уроке;осознание своей социальной ролироли
ученика.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.
Регулятивные
Соблюдение норм и правил поведения в
школе,классе,на уроке и на перемене,экскурсии;
знает правила передвижения группой разными
способами;
оценивает правильность выполнения заданий на
уроке путем сравнения с образцом
Умение правильно сидеть за партой,слушать
объяснения и указания учителя,поднимает руку при
желании что то сказать,вставать
,просить
разрешения выти из класса;
помощью
участвует в учебной деятельности с помощью и под
контролем учителя;работает с символами по образцу
с
нарушает
дисциплину,соблюдает
моменты
урока,умеет выслушивать ответы других учащихся
на уроке,не перебивает в ходе ответа.s
учителя,не
режимные
3
Земля и Солнце
1
знать название нашей
планеты
Коммуникативные
умеет поддерживать беседу по теме на
уроке,отвечает на поставленный вопрос,делает
элементарные выводы при изучении материала урока;
слушает собеседника.не перебивает,высказывает свою точку зрения.
Самостоятельное высказывание с опорой на
иллюстративный материал.ответ на наводящие
вопросы учителя полным ответом,опираясь на схему
— план ответа (картинный)
слышит обращенную речь взрослого,вступает во
взаимодействие с учителем в простых бытовых
ситуациях и оценивает и элементарных учебных
действиях;использует
ритуалы
социальног взаимодействия с одноклассниками с
помощью учителя и по образцу с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей
элементарные
Познавательные
знает основные термины изучаемого материала на
уроке,владеет ими в устном высказывании;
умеет работать со схемами,иллюстративным
материалом учебника,индивидуальными карточками;
выполняет практические задания на уроке при
направляющей и контролирующей помощи учителя;
умеет поддерживать беседу по теме на уроке,
отвечает
вопрос,делает
элементарные выводы при изучении материала урока;
поставленный
на
слушает собеседника,не перебивает,высказывает свою точку зрения;
находит общее на основе существенных признаков на
наглядном материале с помощью учителя,имеет
представление о птицах и животных,живущих рядом
с человеком,различает их по внешним
признакам,знает
местообитания,чем
питаются,имеют общие представления о том,как
человек влияет на их жизнедеятельность;
их
имеет представление о временах года,и
Готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе;
4
Значение солнца
5
Солнце и жизнь растений.
6
День и ночь
7
8
Небо днем и ночью
Сутки
1
1
1
1
1
1
значение солнца в
жизни человека и
растений.
Уметь
называть
необходимые условия
для жизни растений
называет
занятия
людей в разные части
суток;формулировать
понятие «сутки»
Уметь отличать время
суток. Знать название
частей суток 1
1
20
1
2
1
9
Занятие людей в течение
суток
10 Обобщение полученных
знаний
Сезонные изменения
1
Осень
2
3
4
5
Признаки осени
Занятия и одежда детей
осенью
Обобщение знаний по
теме «Осень»
знает и соблюдает
режим дня
Знать признаки весны.
Знать названия времен
года,летние
месяцы,составляет
рассказ о прошедшем
лете
называет приметы
осени на основе
наблюдений
за
изменениями
природы: особенности
погоды,температура
воздуха,листопад,прич
ины отлета птиц
знает,что
такое
сезонная одежда,когда
и какую нужно
одевать.
Знать о разнообразии
растений:
деревья,
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей
кустарники,
травы,
цветковые растения;
выделять
части
растений.
Знать основные
термины:снегопад,сне
г
называть признаки
зимы,деятельность
солнца,лед на
водоемах;»сон»
растений,голодная
пора в жизни птиц и
зверей.;
знает про уборку и
зимние занятия детей
Зима
1
Зима
2
3
4
5
Признаки зимы
Одежда и занятия детей
зимой
Обобщение по теме
Весна
1
2
1
1 1
Весна
Признаки весны
Одежда и занятия детей
весной
Обобщение знаний по
теме «Весна»
Лето
Лето
Признаки лета
2
3
4
5
1
2
3
1
2
1
1
1
2
Готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе;
приметы
Знает
весны:проклюнувшиес
я
первые
листочки,солнце
находится выше, чем
зимой,
появление
насекомых,возвращен
ие перелетных птиц,;
деятельность
солнца,жизнь растений
и животных.
Называет сезонную
одежду,
игры и
занятия детей весной
Уметь
признаки
называть
лета: деятельность
солнца,растений,
животных ,насекомых
сезонную
называть
одежду
и
деятельность людей в
летний сезон
Уметь
различать
дерево,кустарник,цвет
ы,травы
Знает отличительные
признаки растений
знает
сходство
растений:стебель,коре
4
5
Одежда и занятия детей
летом
Обобщение знаний по
теме «Лето»
Живая природа
1
Растения
2
Строение и сходство
растений
1
1
1
1
1
Целостный, социально ориентированный взгляд на
мир в единстве его природой и социальной частей. 3
Различие растений
4
Разнообразие цветов
5
6
7
8
9
Семена
Плоды растений
Приспособление растений
к разным условиям жизни
Растения (обобщающий
урок)
Животные
1 Животные
1
1
1
2
1
1
1
нь,лист, цветок.
Знать о разнообразии
деревья,
растений:
кустарники,
травы,
цветковые растения;
выделять
части
растений.
Знать о разнообразии
деревья,
растений:
кустарники,
травы,
цветковые растения;
выделять
части
растений.
Знать и различать
овощи и фрукты.
Иметь понятия о
диких и домашних животных птиц, рыб,
насекомых;
Знать о разнообразии
животных:
дикие
животные, домашние
животные,
птицы,
рыбы, насекомые
Знать
домашних животных.
детенышей
Знать
диких животных.
детенышей
2
Строение и сходство
животных
3
4
5
6
7
8
9
Различие животных
Детеныши животных
Домашние животные
Дикие животные
Приспособление
животных к различным
условиям жизни
Приспособление
животных к временам
года
10 Обобщающий
«Животные»
урок
1
2
1
1
1
1
1
1 Человек
Человек
Части тела человека
1
2
3
Гигиенические навыки
4
Лицо человека
Глаза
Уши
Нос
5
6
7
8
9
10
1
1
1
1
1
2
2
Знать части тела
знать
человека;
правила
основные
гигиены;
знать
правила ухода за
кожей;
владеть
гигиеническими
навыками.
знать и уметь называть
части лица.
уход
глазами;определение
строения глаз
за
уход
за
ушами;значение слуха
уход за носом Рот
Кожа
11
12
13
14
15 Осанка
16 Обобщение и закрепление
знаний по теме
Повторение
2
2
1
1
уход за ртом;правила
поведения во время
еды
Уход за кожей
опорно
Значение
двигательного
аппарата для жизни
человека,правильная
осанка
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
КТП по предмету "Мир природы и человека"(1 кл 8 вида)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.